Движение – это жизнь? Все сомнения по поводу абсолютной верности данной фразы отпадают, когда рядом идут война и танец. Русско-турецкая, Первая мировая, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская…сколько их было…и везде, в редкие минуты затишья человек танцевал, не желая соседствовать со смертью…

В избушке почти темно: нескольких свечей окружены ореолом слабого света. Их недостаточно для того, чтобы разогнать густые клубы темноты. Воздух полон напряжения и тревоги, почти звенящая тишина нарушается лишь вкрадчивыми шорохами. Однако изба полна людей. Людей, над которыми в ожидании зависла смерть. В тишине, на расстеленной соломе, дабы приглушить звуки и не привлечь внимание фашистов, в полутьме, голодные и израненные, они танцуют, и сама война в недоумении замерла за дверью…
Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут друзья, когда нет надежды. И человек, словно в отместку не существующему в представлении будущему, рассеяв наваждение планов и перспектив, открывает в себе второе, третье, десятое дыхание, радуясь отпущенным дням. И тогда начинается песня, тогда рождается танец – в боли, в агонии, в огне, над пропастью.
Танец - источник жизни
Вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны рассказывают, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между работой на заводах, они, тогда ещё юные, измученные, голодные устраивали концерты, после которых обязательно происходили танцы. Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, где полная защищённость.
Не только рабочая молодёжь, но и те, кто ежедневно пребывал на границе жизни и смерти, находили время для танца, устраивали праздники даже на передовой. Танцоры, побывавшие на фронтах, вспоминают, какая же трудная, но эффективная профессиональная школа это была: вокруг стрельба, взрываются бомбы, совершаются налёты, но танец не должен прекращаться – если ты остановишься, сдашься, позволишь печали одолеть тебя, сломаются и твои товарищи. Когда нет опоры, приходится создавать её иллюзию, заменяя хлеб насущный и чувство безопасности тем, чего не отнять - искусством, музыкой, танцем.
Легендарные обрантовцы – ярчайший пример того, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы не позволить другим поддаться страху и тоске. Аркадий Ефимович Обрант, до войны работавший балетмейстером Дворца пионеров в Ленинграде, во время блокады занялся формированием танцевальной группы, которая бы выступала на фронтах. Хореограф отыскал своих юных учеников – они были очень слабы, едва живы, но к репетициям приступили незамедлительно. У ребят танцевать вприсядку поначалу не получалось: опустившись в элемент, обратно подняться не хватало сил. Помогали партнерши, поднимая за руку.
Где только ребятам не приходилось танцевать: в палатках, куда привозили раненых, юные танцоры между «Яблочком» и «Танцем татарских мальчиков» оказывали помощь пострадавшим наравне с медицинским персоналом. Ночами, без музыки и аплодисментов, они выступали перед бойцами в избах. Там, где гремели взрывы, земля взлетала к небесам, обрантовцы танцевали в укрытиях, практически не отдыхая, встречая и провожая солдат, уходивших на поле боя, возвращающихся оттуда. На платформах бронепоездов, в госпиталях, на передовых – танцевальный ансамбль давал концерты везде, где это было возможно, и бойцы воспринимали их как чудо, и, глядя на хрупких детей, они обретали новую силу: если уж юные танцоры идут на фронт, не страшась смерти, то чем хуже они, взрослые бойцы?

Более 3 тыс. выступлений провёл детский ансамбль под руководством Обранта на линии фронта, а в День победы под грохот салюта эти ребята танцевали на Дворцовой площади, словно смерть, угроза рабства отступили перед лицом юности и танца.
Война, охватив холодными щупальцами горло страны, не остановила движение крови в её организме. Люди продолжали жить, а значит, продолжали танцевать. Не только обрантовцы, но и множество других танцевальных коллективов колесили по территории растерзанного государства, оставляя за собой яркий незабываемый след.
В блокадном Ленинграде оставалось три артистических коллектива, заданием которых было поднятие духа городских защитников. И даже в самые жестокие и тяжёлые дни Ленинград украшался афишами, которые приглашали жителей города в театр на концерт. Ни дня без танца: даже погибая от голодного истощения, артисты не прекращали творческой деятельности, ибо мужество и чувство долга оказывались сильнее страха смерти.
Люди всегда оставляли место празднику, в каких бы тяжёлых условиях они не пребывали. Известен случай, когда совсем молодой парень, который остался без ноги, успешно исполнял вальс, и далеко не он один бросал вызов судьбе – сколько было ещё юных и дерзких, подобных ему.
Танго «Утомлённые солнцем», вальс, грузинские и цыганские танцы становились верными спутниками всех тех, кому выпали нелёгкие испытания, и музыкальные ритмы словно размывали беспощадное убожество окружающей обстановки, не позволяя людям уйти в печаль по погибшим родным и товарищам, наделяя смыслом каждый миг существования. Бойцы танцевали неистово, кто-то умело, а кто-то поддаваясь простому импульсу жизни – движению под музыку, которое давало сил бороться и побеждать.
Просмотров 5434