На сайте всего: анкет коллективов 666; имен 782; новостей 1119; публикаций 812; фоторепортажей 660; объявлений на форуме 1308; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
06/02Танец как способ осмысления реальности

В пятницу утром, за двенадцать часов до предполагаемой лекции в «Арсенале», Саша Андрияшкин сошел с поезда в Нижнем Новгороде. На вокзале встретила Надя Лебедева. Она продвигает современный танец в Нижнем, на этот раз организовала лекцию и мастер-класс по contemporary dance. Приехали на улицу Гоголя. В комнате, отведенной уставшему Саше, бесцеремонно развалился пьяный француз. Ни капли не смущаясь, танцор прошел внутрь и оставил в углу дорожную сумку. «Где здесь кухня?» — спросил он спокойно. Надя махнула в сторону коридора и, трижды проморгавшись, стала выгонять из постели утонченного гостя из Бордо. На кухне в 6 утра и произошло наше знакомство с хореографом Андрияшкиным.


А вечером, после блестяще прошедшей лекции, за ужином завязалась беседа, часть которой была записана на диктофон. На кухне в тот вечер присутствовали: Надя Лебедева (переводчик, танцор и организатор всего на свете), Валя Шерстобит (лицо удмуртского вегетарианства), Саша Соколов (человек-кувырок, не проронивший ни слова), Аня Козонина (хозяйка квартиры и владелица диктофона) и, конечно же, Саша Андрияшкин (танцор, хореограф и главный интервьюируемый). В сковороде дымился булгур, на стене тикали часы.

Валя: Ты в ходе лекции пару раз поднимал вопрос про социальные сети, как это для тебя с танцем связано?

Саша: Социальная сеть иллюстрирует глобальную идею связи, любое событие сразу становится всеобщим достоянием. Люди спрашивают себя — где реальная жизнь? Можно говорить, что виртуальная реальность — это подмена жизни, но, собственно, почему? Ведь когда я сижу в фейсбуке, это все равно я, живой и настоящий. Просто это новое явление, никто не знает, как к нему относиться.

Валя: То есть танец — это способ вытаскивать людей из виртуальной реальности?

Саша: Мне кажется, танец дает ощущение живого присутствия. Когда ты общаешься по скайпу или фейсбуку, происходит обмен информацией, но нервные системы не входят в контакт. Живое сценическое искусство как раз дает возможность воспринять высказывание напрямую, на уровне нервной системы, и в этом его ценность. Мне кажется, сейчас индустрия развлечений почти полностью уйдет в технологии, а искусство будет все больше от них отказываться, оставлять живое взаимодействие, потому что только это и ценно. В остальных сферах фейсбук всех победит. Потому что это бесплатно, быстро, технологично — незачем вообще выходить из дома.

Аня: То есть искусство будет зоной живого человеческого контакта…

Саша: Да, может быть, это немного утопично, но довольно внятно. А всем остальным бы уже занималось телевидение, Интернет…

Валя: Я понимаю, что формат лекции сейчас отмирает, опять же из-за больших возможностей удаленного обучения. То же самое с форматом «тренер и группа».

Саша: Видишь, все институции в этом плане сдаются. Например, сегодняшнюю лекцию сняли на видео, выложат ее в сеть. Вместо того, чтобы прийти и получить этот опыт, люди кликнут, просмотрят мельком. Скорее всего, никто от начала до конца ее смотреть не будет, но у людей возникнет иллюзия, что все примерно понятно. А что тебе понятно, если ты никакого опыта не получил? Это все равно, что прочитать рецензию на фильм: «Он ее любил, она его разлюбила» — понятно. А переживания никакого не возникает, и соответственно — изменения. Изменение без переживания невозможно. Получается, что институциям нужно себя маркировать на Интернет-площадках: мы тут лекции выкладываем, какая-то активность происходит. Но этим они себя и уничтожают, говоря: «Мы не нужны, все есть в вашем маленьком гаджете». Выигрывают сражение, но проигрывают войну.

Аня: Мне кажется, любой человек чувствует разницу между посещением лекции и общением с Гуглом. И тут дело не только в человеческом контакте и живом присутствии учителя, а в том, что работа с информацией в Интернете требует больших усилий: вычленить главное, отфильтровать ненужное, найти правильные ссылки. Намного проще прийти на лекцию, где тебе разложат по полочкам: вот какие были ключевые фигуры в истории современного танца. Пусть ты получаешь не объективную информацию, но она структурирована, и это оказывается важнее.

Саша: Слово «структура» ты можешь заменить на «видение». Как правило, лектор — человек, который обладает своим видением предмета, в соответствии с которым он отбирает ключевые события и определенную последовательность. Когда ты считываешь чужое видение, ты себя с ним соотносишь и проявляешь собственную позицию, себя уточняешь. Ты можешь быть вообще не согласен со спикером, но лекция будет полезной, потому что ты это несогласие в себе выявил. Субъективная внятность сейчас ценится больше, чем «объективный» набор сведений: родился тогда-то, сделал то-то… Да, сегодняшняя лекция — это тоже манипуляция чистой воды. Можно было выбрать другие имена и другие события.

Валя: Многие формы танца уже испробованы, и сейчас может быть ресурсным использование новых форматов. Привлечение людей, которые изначально к «танцевальной касте» не относятся. Инвалиды, старики, дети. Или люди без танцевальной подготовки.

Саша: Ну, тут еще важно сказать, что если какие-то формы отработаны, это не значит, что от них нужно отказаться. Все формы секса уже попробованы — для меня это не повод им не заниматься. Это тоже часть живого искусства. Меня как раз смущает непрерывный поиск нового.

Валя: Да, но закон жизни требует развития, и понятно, что танец ждет какой-то новый этап.

Саша: В танце сегодня появляется новое качество. Это связано с идеей о «новом» устройстве нервной системы. Меня сейчас увлекает эта околонаучная тема. Традиционно принято считать, что мы за день накапливаем образы и впечатления, а ночью они на нас сваливаются, мы их бессознательно перерабатываем. А новый подход говорит о том, что когда мы бодрствуем, центральная нервная система взаимодействует с внешним миром. А ночью работает другая нервная система, связанная с внутренними органами, которая оперирует с «внутренним миром». Когда мы говорим «нутром, животом чую» — это как раз иллюстрирует новый подход. Интуиция с этим связана. То есть у нас как будто два сознания, одно с внешним работает, другое — с внутренним. И танец можно воспринимать как поиск динамического баланса между этими двумя системами.

Надя: А как это проявляется в танцевальной форме?

Саша: Попробую объяснить на примере наших любимых гаджетов. Вот есть у нас айфон, в котором мы достигаем цели одним-двумя прикосновениями. До его появления нам нужно было проделывать массу операций, чтобы отправить сообщение или открыть фотографию. А теперь достаточно намерения и одного движения. Грубо говоря, отношение к движению в танце приближается к этому принципу, движение становится более «тачскриновским», если мы про внешние характеристики говорим. Танец теперь тоже больше реализуется через намерение, чем через мышечные усилия. Достаточно обратить внимание на какую-то часть тела, чтобы движение произошло.

Аня: Только если в танце это про осознанность, то с гаджетами — про достижение цели с минимальным усилием.

Саша: Я скорее про отношение к результатам и процессам говорю. Чтобы рука оказалась здесь, балетный танцор сделает это «в обход», через периферию, чтобы выглядело «красиво». А сейчас поняли, что достаточно просто намерения и свободных суставов, и рука оказывается в той же точке, но без усилий. Снаружи это выглядит совсем иначе, несет другую информацию. Поэтому даже если мы смотрим танец с элементами балета и contemporary dance, мы чувствуем: вот это из балета, а это уже что-то другое, по другим принципам построенное движение.

Аня: Это общая тенденция в современном танце или это характерно для конкретных направлений? И вообще, можно сказать, что есть какой-то общий тренд, который в каждый конкретный исторический момент проявляется во всем многообразии танцевальных практик?

Саша: Я не могу отвечать за весь современный танец. Люди просто занимаются и это все куда-то движется. Конечно, мы можем сумничать и сказать, что у человека есть базовые вопросы в жизни: кто я? где я? что мне делать? зачем? и как? «Делать» — это как раз про движение, то есть про танец. Движение — это «делание». Тут можно привести в пример лекцию в «Арсенале», которая проходила по принципу социальной хореографии. Участники сходятся в центр и расходятся по разным углам в зависимости от того, согласны они со звучащим утверждением или нет. Согласиться или не согласиться с утверждением — это выбор, за которым следует действие, то есть движение. А танец — это последовательность принятых решений, то есть действий-движений. Каждый раз в танце есть желание максимально точно ответить на эти пять вопросов, чтобы совершить следующее движение. И желание-то это социальное. Это и есть точка сращивания поля танца с социальной проблематикой. Сейчас в мире полный трэш происходит, потому что мы не понимаем ни кто мы, ни где, ни зачем. Мы летим к войне, потому что никто не может дать внятных ответов на эти базовые вопросы. Старые ответы перестали работать, а новые не сформулированы.


Аня: То есть танец — это поиск жизненного вектора?

Саша: Поиск сегодняшнего ответа на эти пять базовых вопросов. И ответ этот очень практичный, современный. Вот человек танцует, и ты понимаешь — это «про сегодняшний момент», про жизнь. А другой танцует, и ты видишь — да, это красиво, но «не про сегодня».

Надя: А насколько это индивидуально? Это сегодняшний ответ на вопросы для меня конкретно или есть какой-то более широкий контекст?

Саша: Ну, мы же как-то объединяемся в группы. К тому же, все зависит от подготовки танцора и зрителя, как и вообще в современном искусстве. Может, ты всегда смотрела балет, а потом увидишь современный танец и ничего в нем не поймешь, просто не сможешь воспринять. Не знаком с лексиконом. Это возвращает нас, в том числе к вопросу о месте. В Нижнем подготовка зрителей и отношение к танцу — одно, в России — другое, в Европе — третье, в мире — четвертое. И от того, воспринимаешь ты себя как часть города, страны или мира, меняется твой собственный танец и отношение к постановкам, которые ты видишь.

Валя: Так что, танец спасет мир теперь?

Саша: Это фраза из серии «любовь спасет мир»…кому-то она помогает, кому-то — нет. Можно сказать «банан спасет мир», и часть людей согласится.

Мы тут сидим и умно разговариваем, а есть, например, уличные танцоры, которые вообще не размышляют, а отвечают себе на эти вопросы, но через чистое движение. Просто чувствуют сегодняшние вибрации и ритмы, и это оказывается то, что нужно для данного времени. Интеллектуализирование — не гарант нахождения ответа.

Аня: У каждого свои каналы…

Саша: Да, но современный танец много занимается с интеллектом. Осознанность и теоретизация — от нее тоже никуда не деться.

Аня: Ты говорил, что сейчас танец часто обращается к социальной проблематике, и социальная хореография, которую мы попробовали в «Арсенале» — тоже тому пример. А есть сейчас какое-то оппозиционное движение в танце, которое стремиться очистить его от социального?

Саша: Да, конечно. В Ведах есть градация отношений — невежество, страсть, благость. Можно попробовать эту сетку наложить на сферу искусства. Получится, что невежество — это развлечение, страсть — решение социальных проблем, выражение протеста в танце и перформансе («свободу геям», «Путин — вон»), а благость — это чистый танец, когда ты несешь что-то хорошее в мир и не хочешь при этом его менять. Последний уровень включает в себя все предыдущие. Ты видишь чистый танец — и это тебя и развлекает, и может быть провокацией. Но ни то, ни другое не является его целью. Он попадает в нервную систему напрямую. Танец может быть протестным при определенном режиме. В 30-х годах Сталин запретил все танцевальные студии, кроме балета. Хотя в танце ты не можешь напрямую сказать «я против коммунистов», но сама работа с телом опасна, она развивает ум, при определенных усилиях освобождает. Если человека от тела изолировать, он себе больше не принадлежит. То же делала и церковь через запрет на удовольствие.

Надя: У меня тут назрел другой вопрос. Ты упоминал на лекции, что к 80-90-м годам современный танец утвердил себя как самостоятельное явление и стал заниматься непосредственно современностью. В каких направлениях и как конкретно это происходит? Какими инструментами танец изучает современность?

Саша: В пересечении танца и социальной проблематики очень много трансдисциплинарных вещей. Особенно это проявляется в перформативной практике. Скажем, берут методы современной хореографии, собирают поваров и рассказывают им, как делается современный танец. И в том, как они организуют свою кулинарную «практику», эти повара вдруг видят схожие с танцем процессы и принципы. Или если брать уклон в социальную тематику, тут часто используют дуэт как базовую форму взаимодействия. Поставим в пару реальных полицейского и мигранта. Находя возможность для их общего танца, мы смотрим, как вообще эти две социальные субстанции могут сосуществовать. То есть на примере конкретных представителей мы ставим танец и через него пытаемся решить какую-то социальную проблему.

Аня: Это уже пример перформанса или это современный танец?

Саша: Это инструменты из современного танца, все примеры, о которых я рассказал.

Аня: Тогда как в современном танце понимается перформанс? На мастер-классе, например, ты обучал технике contemporary dance и были упражнения с микрофоном, когда мы выходили, говорили что-то и выполняли какие-то действия. Но у меня сложилось впечатление, что это был не перформанс, а скорее практика личностного роста, потому что это не было связано с социальной тематикой, высказыванием, искусством, не было направлено на получение продукта (спектакля, например).

Саша: Смотри, одно из значений слова «performance» — это «выступление», и мы можем рассматривать его именно как сценическую практику. Но в рамках образовательной деятельности это немного другое (а мастер-класс — это образовательный процесс). Существует так называемая «техника живого выступления» (live performing art), и в ней всегда есть нечто помимо танцевальной техники, она работает с конкретными вопросами, пытается на них ответить. Она объединяет множество тем. Это работа перформера над собой, над высказыванием, над групповым взаимодействием, но в рамках двухдневного мастер-класса понять, как работать с высказыванием или концепциями, очень сложно. Поэтому мы занимались более базовыми вещами — мобильностью, работой с пространством, вниманием. Да, по сути, саморазвитием. Этими навыками нужно обладать, чтобы участвовать в перформансе. Но нельзя сказать, что существует иерархия, и создавать высказывание или концепции — это круче, чем базовая работа над собой. Ты либо тот, кто выходит и генерирует идеи, либо тот, кто просто «правильно» живет и от этого мир становится лучше. И тебе своими спектаклями не надо ни с кем воевать.

Аня: Я заметила, что когда ты обучаешь танцу, приводишь много примеров, связанных с личными отношениями, с жизнью вообще… И принципы танца экстраполируются на жизнь, хотя, казалось бы, танец и перформанс — это не то, чем мы живем в обыденности, а то, что нужно организовать, специально смоделировать.

Саша: Да, но важно, что танец и перформанс — это арт-практика, которая анализирует явления жизни через движение. Нас же не удивляет, что картина или фильм могут дать нам понимание жизни. У нас просто нивелировано отношение к искусству и к танцу, в том числе. По большей части он воспринимается как спорт или развлечение. Либо мы идем танцевать, чтобы «попотеть», либо в театр, чтобы насладиться «высокой эстетикой». А ведь это гораздо более комплексная история, которая вписывается в понимание искусства как способа осмысления реальности. И тот факт, что преподавая танец, мы можем найти столько параллелей с жизнью, мне кажется признаком того, что искусство танца движется в правильном направлении. Потому что искусство в отрыве от жизни становится чисто эстетским завихрением, арт-онанизмом.

А когда человек воспринимает живое искусство на уровне нервной системы, он усваивает какой-то новый опыт, пусть даже бессознательно, ничего не понимая в танце или театре. Поэтому важно ходить и смотреть постановки вживую. Так же, как и живые концерты.

Аня: Мы обсуждали в начале, что живое человеческое общение станет зоной существования искусства, а индустрия развлечений будет все более технологичной. Как это сочетается с тенденцией современного искусства все больше обращаться к технологиям? Видео-арт, инсталляции с использованием технологий… Ну, и вообще, если искусство призвано как-то рефлексировать современность, почему ему отказываться от новейших достижений техники?

Саша: Я не искусствовед и не могу отвечать за историю современного искусства. Может быть, я сейчас выдвину совсем утопическую идею, но это всего лишь гипотеза… С одной стороны, технологии подпитывают идею о том, что каждый может быть художником. С другой стороны, гаджеты дают своеобразное «протезное» понимание других важных процессов, и вполне возможно, что оно необходимо. Например, зарегистрировавшись на фейсбуке, ты понимаешь, что все связаны. Твои посты влияют на других, ты сразу получаешь комментарии, обратную связь. И старая-старая идея сети актуализируется через новый опыт. Получив его через технологии, мы можем потом от него отказаться или наоборот стать рабами технологий и заблокировать эти связи в себе. Можно предположить, что технологии уйдут в видео-арт или какой-то «техно-арт» — для них можно придумать отдельную нишу. А другие формы искусства от них откажутся, чтобы сохраниться. Танец и театр, как мне кажется, больше перейдут в сферу коммуникации. И это не просто — сели два человека и поговорили. Актер или перформер должны обладать серьезными навыками, чтобы транслировать свое сообщение. И это как раз то сообщение, которое нельзя получить с помощью технологий.


Автор: Анна Козонина


Просмотров 440




Фоторепортажи













 
 
Новости

СОЗВЕЗДИЕ
 

Минобрнауки России совместно с ООО "Пространство инноваций" с 17 по 22 сентября 2017 года провели финал Всероссийского конкурса художественного творчества детей - воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Созвездие".

Финал

СКАЗОЧНЫЙ НОВОГОДНИЙ ЗАЕЗД "ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕРЕВНИ": Дед Мороз, экскурсии, подарки, рождественский вечер
 

Уважаемые друзья. Напоминаем, что каждый участник 40-го заезда "Танцевальной деревни" получает в качестве подарка бесплатную экскурсию в уникальный город Сергиев Посад. 

40-й заезд в г. Пушкино

"РУССКИЙ БАЛЕТ" выступит на фестивале "Сияние России"
 

Выступление состоится в рамках фестиваля "Сияние России", приуроченного празднованию 80-летия Иркутской области по приглашению губернатора Иркутской области Сергея Левченко. В Иркутске "Русский балет" выступает впервые. 

Золотые страницы

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: STREET DANCE во всей красе!
 

Разнообразие стилей, эмоциональный накал, мастерство исполнения, нетравиальная хореография… можно с уверенностью прогнозировать, что у STREET DANCE будет долгая и яркая судьба. Мы пригласили четырех мастеров, которые поделятся с вами своими наработками.

14 – 15 октября 2017

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАТИЛЬДЫ Кшесинской: до и после Николая
 

145 лет назад родилась Матильда Кшесинская. Спустя почти полтора века режиссёр Алексей Учитель снял фильм "Матильда" о романе Кшесинской и цесаревича Николая

Рассказывает Константин Ранкс

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО в музее
 

Выставка основана на подлинных материалах из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

С 22 июля 2017 по 26 ноября 2017

Ушел из жизни Владимир Василёв
 

Знаменитый хореограф, главный балетмейстер Государственного академического театра классического балета, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Владимир Василёв скончался на 87-м году жизни.

Похороны на Зеленковском кладбище

МИРЕЙ МАТЬЕ, "Русский марш" и "Катюша"
 

Приветственные аккорды на главной площади страны: военные оркестры, главное оружие которых – это музыка. Ритмы, которые заставляют сердца зрителей биться чаще. Брусчатка Красной площади превратилась в танцевальную площадку. 

как стартовал фестиваль "Спасская башня"

АРТЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ
 

Отборочные туры Мировой Премии в области исполнительского искусства Junior World Contest. При поддержке Калифорнийского института искусств российские школьники и творческая молодежь от 7 до 25 лет смогут заявить о себе на весь мир и продолжить обучение.

 
 
 
Публикации

Челябинский хореограф о том, почему не стоит пытаться понять современный танец
 

Челябинский хореограф Ольга Григорьева  о том, почему не стоит пытаться понять современный танец.

Ольга Григорьева, доцент хореографического факультета

А танец живёт, продолжается
 

Интервью с руководителем Ансамбля Моисеева Еленой Щербаковой.

Все выступления талантливых исполнителей

Путеводитель в повседневную действительность. Элегия # 4. Библиотека
 

Всё пространство библиотеки станет площадкой, на которой три дня будут исследоваться возможности свежего взгляда на привычные нам вещи и явления, где тело станет одним из главных инструментов переосмысления привычного порядка вещей в нашей повседневной реальности.

17 – 19 ноября 2017

Нейроэстетики выяснили, как люди воспринимают искусство и красоту
 

Глядя на произведение искусства, мы ощущаем связь с чем-то большим. Почему?

Способность к социальному взаимодействию

Индийский классический танец
 

Индийский танец – одно из главных достоинств Индии. Это искусство появилось 5000 лет назад. Его покровителем все жители Индии считают бога Шиву. Все индийские танцовщики поклоняются Господу Шиве – за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как его душа наполняется святым духом.

Благодаря танцу

Символизм и танец
 

Старшему возрасту нелегко состязаться с молодежью по скорости движения и эмоциональной насыщенности. Им ближе эстетизация замедленных движений, погружение в раздумья, любование художественным оформлением. Поэтому диско танцы для старшего возраста должны отражать художественный стиль.

Международный день старшего поколения

Петипа стал героем современного танца
 

В Москве открылся фестиваль DanceInversion.

Об очевидно крепнущей тенденции

Александр Могилев: "Провинциал – хорошее слово"
 

Хореограф шоу "ТАНЦЫ" на ТНТ рассказал о предстоящем сезоне, раскрыл преимущества танцоров из глубинки и попросил омичей не покидать родной город.

- Это будет реально другой сезон

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ = ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ
 

В Тейково оргкомитету удается пригласить самое большое количество педагогов известнейших и талантливейших педагогов. Мы гарантируем, что ни на одном фестивальном проекте России не собирается такого количества педагогов и мастеров танца.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео