На сайте всего: анкет коллективов 665; имен 781; новостей 1108; публикаций 793; фоторепортажей 646; объявлений на форуме 1303; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
06/02Танец как способ осмысления реальности

В пятницу утром, за двенадцать часов до предполагаемой лекции в «Арсенале», Саша Андрияшкин сошел с поезда в Нижнем Новгороде. На вокзале встретила Надя Лебедева. Она продвигает современный танец в Нижнем, на этот раз организовала лекцию и мастер-класс по contemporary dance. Приехали на улицу Гоголя. В комнате, отведенной уставшему Саше, бесцеремонно развалился пьяный француз. Ни капли не смущаясь, танцор прошел внутрь и оставил в углу дорожную сумку. «Где здесь кухня?» — спросил он спокойно. Надя махнула в сторону коридора и, трижды проморгавшись, стала выгонять из постели утонченного гостя из Бордо. На кухне в 6 утра и произошло наше знакомство с хореографом Андрияшкиным.


А вечером, после блестяще прошедшей лекции, за ужином завязалась беседа, часть которой была записана на диктофон. На кухне в тот вечер присутствовали: Надя Лебедева (переводчик, танцор и организатор всего на свете), Валя Шерстобит (лицо удмуртского вегетарианства), Саша Соколов (человек-кувырок, не проронивший ни слова), Аня Козонина (хозяйка квартиры и владелица диктофона) и, конечно же, Саша Андрияшкин (танцор, хореограф и главный интервьюируемый). В сковороде дымился булгур, на стене тикали часы.

Валя: Ты в ходе лекции пару раз поднимал вопрос про социальные сети, как это для тебя с танцем связано?

Саша: Социальная сеть иллюстрирует глобальную идею связи, любое событие сразу становится всеобщим достоянием. Люди спрашивают себя — где реальная жизнь? Можно говорить, что виртуальная реальность — это подмена жизни, но, собственно, почему? Ведь когда я сижу в фейсбуке, это все равно я, живой и настоящий. Просто это новое явление, никто не знает, как к нему относиться.

Валя: То есть танец — это способ вытаскивать людей из виртуальной реальности?

Саша: Мне кажется, танец дает ощущение живого присутствия. Когда ты общаешься по скайпу или фейсбуку, происходит обмен информацией, но нервные системы не входят в контакт. Живое сценическое искусство как раз дает возможность воспринять высказывание напрямую, на уровне нервной системы, и в этом его ценность. Мне кажется, сейчас индустрия развлечений почти полностью уйдет в технологии, а искусство будет все больше от них отказываться, оставлять живое взаимодействие, потому что только это и ценно. В остальных сферах фейсбук всех победит. Потому что это бесплатно, быстро, технологично — незачем вообще выходить из дома.

Аня: То есть искусство будет зоной живого человеческого контакта…

Саша: Да, может быть, это немного утопично, но довольно внятно. А всем остальным бы уже занималось телевидение, Интернет…

Валя: Я понимаю, что формат лекции сейчас отмирает, опять же из-за больших возможностей удаленного обучения. То же самое с форматом «тренер и группа».

Саша: Видишь, все институции в этом плане сдаются. Например, сегодняшнюю лекцию сняли на видео, выложат ее в сеть. Вместо того, чтобы прийти и получить этот опыт, люди кликнут, просмотрят мельком. Скорее всего, никто от начала до конца ее смотреть не будет, но у людей возникнет иллюзия, что все примерно понятно. А что тебе понятно, если ты никакого опыта не получил? Это все равно, что прочитать рецензию на фильм: «Он ее любил, она его разлюбила» — понятно. А переживания никакого не возникает, и соответственно — изменения. Изменение без переживания невозможно. Получается, что институциям нужно себя маркировать на Интернет-площадках: мы тут лекции выкладываем, какая-то активность происходит. Но этим они себя и уничтожают, говоря: «Мы не нужны, все есть в вашем маленьком гаджете». Выигрывают сражение, но проигрывают войну.

Аня: Мне кажется, любой человек чувствует разницу между посещением лекции и общением с Гуглом. И тут дело не только в человеческом контакте и живом присутствии учителя, а в том, что работа с информацией в Интернете требует больших усилий: вычленить главное, отфильтровать ненужное, найти правильные ссылки. Намного проще прийти на лекцию, где тебе разложат по полочкам: вот какие были ключевые фигуры в истории современного танца. Пусть ты получаешь не объективную информацию, но она структурирована, и это оказывается важнее.

Саша: Слово «структура» ты можешь заменить на «видение». Как правило, лектор — человек, который обладает своим видением предмета, в соответствии с которым он отбирает ключевые события и определенную последовательность. Когда ты считываешь чужое видение, ты себя с ним соотносишь и проявляешь собственную позицию, себя уточняешь. Ты можешь быть вообще не согласен со спикером, но лекция будет полезной, потому что ты это несогласие в себе выявил. Субъективная внятность сейчас ценится больше, чем «объективный» набор сведений: родился тогда-то, сделал то-то… Да, сегодняшняя лекция — это тоже манипуляция чистой воды. Можно было выбрать другие имена и другие события.

Валя: Многие формы танца уже испробованы, и сейчас может быть ресурсным использование новых форматов. Привлечение людей, которые изначально к «танцевальной касте» не относятся. Инвалиды, старики, дети. Или люди без танцевальной подготовки.

Саша: Ну, тут еще важно сказать, что если какие-то формы отработаны, это не значит, что от них нужно отказаться. Все формы секса уже попробованы — для меня это не повод им не заниматься. Это тоже часть живого искусства. Меня как раз смущает непрерывный поиск нового.

Валя: Да, но закон жизни требует развития, и понятно, что танец ждет какой-то новый этап.

Саша: В танце сегодня появляется новое качество. Это связано с идеей о «новом» устройстве нервной системы. Меня сейчас увлекает эта околонаучная тема. Традиционно принято считать, что мы за день накапливаем образы и впечатления, а ночью они на нас сваливаются, мы их бессознательно перерабатываем. А новый подход говорит о том, что когда мы бодрствуем, центральная нервная система взаимодействует с внешним миром. А ночью работает другая нервная система, связанная с внутренними органами, которая оперирует с «внутренним миром». Когда мы говорим «нутром, животом чую» — это как раз иллюстрирует новый подход. Интуиция с этим связана. То есть у нас как будто два сознания, одно с внешним работает, другое — с внутренним. И танец можно воспринимать как поиск динамического баланса между этими двумя системами.

Надя: А как это проявляется в танцевальной форме?

Саша: Попробую объяснить на примере наших любимых гаджетов. Вот есть у нас айфон, в котором мы достигаем цели одним-двумя прикосновениями. До его появления нам нужно было проделывать массу операций, чтобы отправить сообщение или открыть фотографию. А теперь достаточно намерения и одного движения. Грубо говоря, отношение к движению в танце приближается к этому принципу, движение становится более «тачскриновским», если мы про внешние характеристики говорим. Танец теперь тоже больше реализуется через намерение, чем через мышечные усилия. Достаточно обратить внимание на какую-то часть тела, чтобы движение произошло.

Аня: Только если в танце это про осознанность, то с гаджетами — про достижение цели с минимальным усилием.

Саша: Я скорее про отношение к результатам и процессам говорю. Чтобы рука оказалась здесь, балетный танцор сделает это «в обход», через периферию, чтобы выглядело «красиво». А сейчас поняли, что достаточно просто намерения и свободных суставов, и рука оказывается в той же точке, но без усилий. Снаружи это выглядит совсем иначе, несет другую информацию. Поэтому даже если мы смотрим танец с элементами балета и contemporary dance, мы чувствуем: вот это из балета, а это уже что-то другое, по другим принципам построенное движение.

Аня: Это общая тенденция в современном танце или это характерно для конкретных направлений? И вообще, можно сказать, что есть какой-то общий тренд, который в каждый конкретный исторический момент проявляется во всем многообразии танцевальных практик?

Саша: Я не могу отвечать за весь современный танец. Люди просто занимаются и это все куда-то движется. Конечно, мы можем сумничать и сказать, что у человека есть базовые вопросы в жизни: кто я? где я? что мне делать? зачем? и как? «Делать» — это как раз про движение, то есть про танец. Движение — это «делание». Тут можно привести в пример лекцию в «Арсенале», которая проходила по принципу социальной хореографии. Участники сходятся в центр и расходятся по разным углам в зависимости от того, согласны они со звучащим утверждением или нет. Согласиться или не согласиться с утверждением — это выбор, за которым следует действие, то есть движение. А танец — это последовательность принятых решений, то есть действий-движений. Каждый раз в танце есть желание максимально точно ответить на эти пять вопросов, чтобы совершить следующее движение. И желание-то это социальное. Это и есть точка сращивания поля танца с социальной проблематикой. Сейчас в мире полный трэш происходит, потому что мы не понимаем ни кто мы, ни где, ни зачем. Мы летим к войне, потому что никто не может дать внятных ответов на эти базовые вопросы. Старые ответы перестали работать, а новые не сформулированы.


Аня: То есть танец — это поиск жизненного вектора?

Саша: Поиск сегодняшнего ответа на эти пять базовых вопросов. И ответ этот очень практичный, современный. Вот человек танцует, и ты понимаешь — это «про сегодняшний момент», про жизнь. А другой танцует, и ты видишь — да, это красиво, но «не про сегодня».

Надя: А насколько это индивидуально? Это сегодняшний ответ на вопросы для меня конкретно или есть какой-то более широкий контекст?

Саша: Ну, мы же как-то объединяемся в группы. К тому же, все зависит от подготовки танцора и зрителя, как и вообще в современном искусстве. Может, ты всегда смотрела балет, а потом увидишь современный танец и ничего в нем не поймешь, просто не сможешь воспринять. Не знаком с лексиконом. Это возвращает нас, в том числе к вопросу о месте. В Нижнем подготовка зрителей и отношение к танцу — одно, в России — другое, в Европе — третье, в мире — четвертое. И от того, воспринимаешь ты себя как часть города, страны или мира, меняется твой собственный танец и отношение к постановкам, которые ты видишь.

Валя: Так что, танец спасет мир теперь?

Саша: Это фраза из серии «любовь спасет мир»…кому-то она помогает, кому-то — нет. Можно сказать «банан спасет мир», и часть людей согласится.

Мы тут сидим и умно разговариваем, а есть, например, уличные танцоры, которые вообще не размышляют, а отвечают себе на эти вопросы, но через чистое движение. Просто чувствуют сегодняшние вибрации и ритмы, и это оказывается то, что нужно для данного времени. Интеллектуализирование — не гарант нахождения ответа.

Аня: У каждого свои каналы…

Саша: Да, но современный танец много занимается с интеллектом. Осознанность и теоретизация — от нее тоже никуда не деться.

Аня: Ты говорил, что сейчас танец часто обращается к социальной проблематике, и социальная хореография, которую мы попробовали в «Арсенале» — тоже тому пример. А есть сейчас какое-то оппозиционное движение в танце, которое стремиться очистить его от социального?

Саша: Да, конечно. В Ведах есть градация отношений — невежество, страсть, благость. Можно попробовать эту сетку наложить на сферу искусства. Получится, что невежество — это развлечение, страсть — решение социальных проблем, выражение протеста в танце и перформансе («свободу геям», «Путин — вон»), а благость — это чистый танец, когда ты несешь что-то хорошее в мир и не хочешь при этом его менять. Последний уровень включает в себя все предыдущие. Ты видишь чистый танец — и это тебя и развлекает, и может быть провокацией. Но ни то, ни другое не является его целью. Он попадает в нервную систему напрямую. Танец может быть протестным при определенном режиме. В 30-х годах Сталин запретил все танцевальные студии, кроме балета. Хотя в танце ты не можешь напрямую сказать «я против коммунистов», но сама работа с телом опасна, она развивает ум, при определенных усилиях освобождает. Если человека от тела изолировать, он себе больше не принадлежит. То же делала и церковь через запрет на удовольствие.

Надя: У меня тут назрел другой вопрос. Ты упоминал на лекции, что к 80-90-м годам современный танец утвердил себя как самостоятельное явление и стал заниматься непосредственно современностью. В каких направлениях и как конкретно это происходит? Какими инструментами танец изучает современность?

Саша: В пересечении танца и социальной проблематики очень много трансдисциплинарных вещей. Особенно это проявляется в перформативной практике. Скажем, берут методы современной хореографии, собирают поваров и рассказывают им, как делается современный танец. И в том, как они организуют свою кулинарную «практику», эти повара вдруг видят схожие с танцем процессы и принципы. Или если брать уклон в социальную тематику, тут часто используют дуэт как базовую форму взаимодействия. Поставим в пару реальных полицейского и мигранта. Находя возможность для их общего танца, мы смотрим, как вообще эти две социальные субстанции могут сосуществовать. То есть на примере конкретных представителей мы ставим танец и через него пытаемся решить какую-то социальную проблему.

Аня: Это уже пример перформанса или это современный танец?

Саша: Это инструменты из современного танца, все примеры, о которых я рассказал.

Аня: Тогда как в современном танце понимается перформанс? На мастер-классе, например, ты обучал технике contemporary dance и были упражнения с микрофоном, когда мы выходили, говорили что-то и выполняли какие-то действия. Но у меня сложилось впечатление, что это был не перформанс, а скорее практика личностного роста, потому что это не было связано с социальной тематикой, высказыванием, искусством, не было направлено на получение продукта (спектакля, например).

Саша: Смотри, одно из значений слова «performance» — это «выступление», и мы можем рассматривать его именно как сценическую практику. Но в рамках образовательной деятельности это немного другое (а мастер-класс — это образовательный процесс). Существует так называемая «техника живого выступления» (live performing art), и в ней всегда есть нечто помимо танцевальной техники, она работает с конкретными вопросами, пытается на них ответить. Она объединяет множество тем. Это работа перформера над собой, над высказыванием, над групповым взаимодействием, но в рамках двухдневного мастер-класса понять, как работать с высказыванием или концепциями, очень сложно. Поэтому мы занимались более базовыми вещами — мобильностью, работой с пространством, вниманием. Да, по сути, саморазвитием. Этими навыками нужно обладать, чтобы участвовать в перформансе. Но нельзя сказать, что существует иерархия, и создавать высказывание или концепции — это круче, чем базовая работа над собой. Ты либо тот, кто выходит и генерирует идеи, либо тот, кто просто «правильно» живет и от этого мир становится лучше. И тебе своими спектаклями не надо ни с кем воевать.

Аня: Я заметила, что когда ты обучаешь танцу, приводишь много примеров, связанных с личными отношениями, с жизнью вообще… И принципы танца экстраполируются на жизнь, хотя, казалось бы, танец и перформанс — это не то, чем мы живем в обыденности, а то, что нужно организовать, специально смоделировать.

Саша: Да, но важно, что танец и перформанс — это арт-практика, которая анализирует явления жизни через движение. Нас же не удивляет, что картина или фильм могут дать нам понимание жизни. У нас просто нивелировано отношение к искусству и к танцу, в том числе. По большей части он воспринимается как спорт или развлечение. Либо мы идем танцевать, чтобы «попотеть», либо в театр, чтобы насладиться «высокой эстетикой». А ведь это гораздо более комплексная история, которая вписывается в понимание искусства как способа осмысления реальности. И тот факт, что преподавая танец, мы можем найти столько параллелей с жизнью, мне кажется признаком того, что искусство танца движется в правильном направлении. Потому что искусство в отрыве от жизни становится чисто эстетским завихрением, арт-онанизмом.

А когда человек воспринимает живое искусство на уровне нервной системы, он усваивает какой-то новый опыт, пусть даже бессознательно, ничего не понимая в танце или театре. Поэтому важно ходить и смотреть постановки вживую. Так же, как и живые концерты.

Аня: Мы обсуждали в начале, что живое человеческое общение станет зоной существования искусства, а индустрия развлечений будет все более технологичной. Как это сочетается с тенденцией современного искусства все больше обращаться к технологиям? Видео-арт, инсталляции с использованием технологий… Ну, и вообще, если искусство призвано как-то рефлексировать современность, почему ему отказываться от новейших достижений техники?

Саша: Я не искусствовед и не могу отвечать за историю современного искусства. Может быть, я сейчас выдвину совсем утопическую идею, но это всего лишь гипотеза… С одной стороны, технологии подпитывают идею о том, что каждый может быть художником. С другой стороны, гаджеты дают своеобразное «протезное» понимание других важных процессов, и вполне возможно, что оно необходимо. Например, зарегистрировавшись на фейсбуке, ты понимаешь, что все связаны. Твои посты влияют на других, ты сразу получаешь комментарии, обратную связь. И старая-старая идея сети актуализируется через новый опыт. Получив его через технологии, мы можем потом от него отказаться или наоборот стать рабами технологий и заблокировать эти связи в себе. Можно предположить, что технологии уйдут в видео-арт или какой-то «техно-арт» — для них можно придумать отдельную нишу. А другие формы искусства от них откажутся, чтобы сохраниться. Танец и театр, как мне кажется, больше перейдут в сферу коммуникации. И это не просто — сели два человека и поговорили. Актер или перформер должны обладать серьезными навыками, чтобы транслировать свое сообщение. И это как раз то сообщение, которое нельзя получить с помощью технологий.


Автор: Анна Козонина


Просмотров 357




Фоторепортажи











 
 
Новости

КОНКУРС ВЫХОДНОГО ДНЯ DANCE SPACE
 

Посвятите выходной день осени маленьким исполнителям танцев. Пусть они почувствуют себя большими артистами, ведь фестиваль DANCE SPACE будет только для них – для танцоров, делающих первые шаги в мире искусства хореографии. 

Подать заявку

МЫ ТАК ПОХОЖИ
 

III Интернациональный детско-юношеский культурный форум "ART FESTIVAL", в рамках Интернационального детско-юношеского культурного форума состоялся 07 – 09 августа 2017 г., в г. Владивосток - Приморский край, Россия.

Интернациональные каникулы

ДВА ПРЕКРАСНЫХ ПОСОБИЯ ДЛЯ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ЦЕНЕ
 

Только в августе этого года специальная акция от проекта "Танцевальный клондайк" и магазина творческой литературы КНИЖНАЯ СЦЕНА. Уникальный словарь-раскраска танцевальных терминов РАСКРАСЬ ТАНЕЦ + Дневник творческой активности по фантстически низкой цене. 

К танцевальному сезону со скидками...

У ТАНЦОРОВ ПОЯВИЛАСЬ СВОЯ АЛЛЕЯ
 

Первая в России танцевальная аллея состоит из рябин, сирени, клена и берез. Сегодня состоялась высадка первых деревьев в центре города Чистополь. В высадке деревьев приняли участие более трехсот участников 38-го заезда "Танцевальной деревни" в Чистополе, Министр Культуры РТ Айрат Сибагатуллин.

Инициатор идеи Сергей Пичуричкин

FESTIVAL GREC в Барселоне
 

Номера можно будет увидеть 1 и 2 июля. Как можно догадаться, стиль постановок Джакопо Годани сочетает в себе элементы модерна и классики. По словам директора фестиваля Францеска Касадесуса, именно этот фактор стал решающим при выборе хореографа для открытия, ведь аудитория Festival Grec весьма широка.

Джакопо Годани откроет Festival

МИРОВЫЕ ЗВЕЗДЫ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА
 

Тбилисский международный балетный фестиваль стартует 21 июня в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили. О важности мероприятия для грузинской столицы рассказала худрук балетной труппы театра, прима-балерина Нино Ананиашвили.

Балетный фестиваль

ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО БАЛЕТА
 
Мы начали собирать хореографический материал еще в январе и готовимся к тому, что 22 июня Сергей Полунин будет здесь на первом блоке репетиций. Наташа Осипова будет в августе уже вместе с ним.  
 
 
Роль Евгения Панфилова

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
 

Ольга Петровна Круглова была просто удивительным человеком. Это огромная и невосполнимая потеря для каждого,кто был с ней знаком... Скромный, интеллигентный, отзывчивый и великодушный человек. 

13 июня 2017 года

Международный конкурс артистов балета в Большом театре
 

Зрителям была показана сюита, специально поставленная народным артистом СССР Юрием Григоровичем для торжественной церемонии.

 

 
 
 
Публикации

Упражнения и танцы для души
 

В театре Наталии Сац поставили оперу Владимира Мартынова.

Главный герой

Марта Грэм. Память крови. Автобиография
 

"Гараж" выпустил автобиографию одной из основоположниц танца модерн Марты Грэм. С нее начинается новая книжная серия о современном танце.

За семь дней

Танец для президентов
 

Торжественным гала на Исторической сцене Большого театра завершился XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. За триумфом победителей из зала следили лидеры России и Бразилии Владимир Путин и Мишел Темер.

Десять дней

Танцы в кино
 

Больше века кино составляет значительную часть повседневной жизни: люди выбирают фильмы по вкусу, стилям, темам. 

Кино - часть жизни

Казахские танцы из Китая на сцене ЭКСПО-2017
 

В интервью проживающий в Китае казахский танцор рассказывает о развитии этого вида искусства и его особенностях в Казахстане и Китае.

46-летний этнический

Танец, который меняет жизнь
 

Учитель танго – о важности объятий и силе взаимопонимания.

- Наверное, лет с семи

Страх живет в ногах: зеркальное отражение эмоций в нашем теле
 

Наше тело — столь сложный и совершенный механизм, что атомная электростанция по сравнению с ним — элементарная швейная машинка: ведь ее-то человек давным-давно сконструировал и построил, а вот самостоятельно создать тело из одной единственной клетки пока, слава Богу, не удосужился.

Вы удивляетесь

Спектакль по пьесе современных драматургов разделил хабаровских театралов на два лагеря
 

На сцене малого зала Хабаровского краевого театра драмы состоялась премьера спектакля "Мне мое солнышко больше не светит" по пьесе современных драматургов Владимра Антипова и Алексея Забегина. На фоне комедийных бытовых сцен актеры и режиссер постарались донести вечные ценности, но при этом многие шутки были "на грани фола".

Можно сказать

Танец о полку Игореве
 

В разгар фестиваля "Звезды белых ночей" Мариинский театр представил премьеру балета Бориса Тищенко в постановке Владимира Варнавы "Ярославна. Затмение".

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео