На сайте всего: анкет коллективов 667; имен 785; новостей 1124; публикаций 831; фоторепортажей 671; объявлений на форуме 1311; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
05/12Добрый полый вечер

Пейзажная пьеса Натальи Николаенко и Евгении Шливко «Добрый вечер» открыла фестиваль современного театра и перформанса «Жизнь без огня в глубокой пещере», который стал результатом одноименного учебного курса. Перед тем как войти в пространство работы, зрители собрались в основном зале площадки «Культуры в городе», где Галина Мызникова (участница арт-группы ПРОВМЫЗА, куратор фестиваля) рассказала об исследованиях постдраматического театра, которые велись в рамках учебного курса, и обозначила контекст, окружающий работу Николаенко и Шливко, а именно теоретические и практические разработки формы пейзажной пьесы Гертруды Стайн, Хайнера Мюллера, Роберта Уилсона и других. По окончании речи ведущий открыл дверь во внутренний дворик, предоставляя зрителям возможность попасть на территорию «Доброго вечера».

Стайн, которая ввела понятие пейзажной пьесы, рассматривала пейзаж как визуальную композицию, способную претвориться в пьесу. В «Лекциях в Америке» она пишет: «У пейзажа свое построение… неподвижное, но всегда существующее на соотношениях: деревьев к холмам, холмов к полям, деревьев друг к другу, одной детали к любой другой детали»… Но пейзажное построение или пейзажная композиция во многом то же самое, что и такие культурные феномены, как литература, визуальные искусства, архитектура; то есть пейзаж — это не есть природа. Пейзаж — это способ смотрения, наложение точки зрения на природу. Наталья Николаенко и Евгения Шливко в определенном смысле переворачивают метафору, с помощью которой Гертруда Стайн мыслила пейзажную пьесу, и в пику ей говорят, что пейзаж — это не способ смотрения, а способ производства видимого, нивелируя, таким образом, вопрос о том, как это смотреть. Ведь, заступая на территорию «Доброго вечера», зритель оказывается в артистически заготовленном пространстве, которое формировалось с помощью тех самых соотношений, благодаря которым выстраивается пейзаж в глазах смотрящего. Но сам зритель при этом не может зафиксировать пейзаж, поскольку он окружен им. Таким образом, Николаенко и Шливко порывают с пейзажем как культурной формой и работают с конструированием естественного ландшафта, то есть тем, что обуславливает видимое вокруг смотрящего.

Объекты, участвующие в создании этого ландшафта, изъяты из своих привычных контекстов, если вообще можно говорить о привычном контексте камня, дивана, ковра, и оказываются пропущенными через так называемую «эстетическую функцию», присущую произведению искусства. Если сохранять верность мысли Яна Мукаржовского, введшего это понятие, то работа эстетической функции заключается в способности изолировать предметы, которых она коснулась. Из этого следует парадигматически важная способность «Доброго вечера» — все его элементы изначально равноправны и все являются объектами, включая людей. Их коснулась эта функция и разместила на одном уровне с шорохом железных листов, кусками рыб, камнями и светом лампочек.

Важной особенностью работы, которая определит дальнейшую структуру написания статьи, является наличие двух режимов ее существования: до прихода зрителей и во время их присутствия.

режим 1
участники: стол, серая ткань, камни разного размера, черная бумага, ковер, черная подушка, серое одеяло, диван, женщина, куски рыб, свет, гул

отношения: стол, покрытый серой плотной тканью, на которой разложены камни, некоторые из них обернуты черной бумагой, над столом — лампа Ильича, за столом — огромный ковер, натянутый между столбами навеса; в некотором отдалении диван, на котором лежит женщина, едва заметная из-под одеял, окутывающих ее, она освещена; рядом с диваном труба, чья полость подсвечивается изнутри, за ней лестница, под которой лежат части крупной рыбы: голова, хвост, туловище, на ступеньках разложены головы маленьких рыб, это пространство тоже подсвечено; на склоне есть нора, из которой доносится гул, она светится изнутри.

режим 2
участники: те же, мужчина, зрители, шланг, дополнительные звуки.

Первый режим для всех, кроме создателей работы, существует виртуально, как фон, с которым всегда можно соотнестись, вытесняя в воображении соседей-зрителей, одномоментно наводнивших пространство дворика и радикально изменивших своим присутствием заготовленный ландшафт. Само это вторжение крайне любопытно, потому что имеет сразу несколько эффектов, которые мы постараемся рассмотреть. Приход зрителей в преобразованный художниками двор подобен гегелевскому пониманию появления человека с его негативностью в безвременном и неизменном пространстве природы. Так и тут (конечно, менее драматично) первый режим, режим существования тотальной инсталляции, мира с определенной логикой, в котором, кажется, возможно равнозначное сосуществование объектов, человека, света, звука, с приходом зрителей сменяется вторым режимом, который преломляет пространство, обращая его в ситуацию. «Ситуации начинаются, когда происходит всеобщее отслеживание (происходящего), и они прекращаются, когда уходит его предпоследний участник» (Goffman E. Behaviour in public spaces, 1966). Вместе со зрителями в пейзажную структуру вошла пустота, образованная ожиданием явления, движения, метаморфозы. Зрители встали так, чтобы видеть склон, с которого раздавался хруст веток. Это ожидание и размыло толщу пространства, которое будто бы обвалилось, как проваливается асфальт, когда грунтовые воды под ним размывают землю. В контексте этой де-драматизованной пьесы ожидание зримо, перемещение внимания зримо, постепенно становится зрима и динамичная/колеблющаяся (вследствие этого) иерархизация элементов ландшафта пьесы: в разное время как частным, так и коллективным усилием внимания выделяются все новые объекты, движения, сцены, производя буквально тектонические изменения ландшафта. Таким образом, мы не можем отрешиться от того факта, что компонентами работы являются психологические и социальные особенности зрителей, драматургия внимания, поведения и социальной ситуации.

Но, как бы то ни было, тотальная инсталляция Николаенко и Шливко не подразумевала вторжения, как лунные моря не подразумевали кораблей. Именно эта несостыковка и позволяет помыслить место во времени: актуально присутствует режим 2, виртуально — 1. Однако тут важно сделать замечание и ввести нулевой режим, который бы отвечал за еще один виртуальный пласт произведения-места, а именно за его «вписанность» в пространство действующего галерейного дворика как места сборов вполне определенного сообщества, места, сформированного иными событиями, иными способами. Возможно, у него есть даже некоторые конвенции, что кладет в копилку остранения свою копейку. В частности, оно в общем-то подразумевает коммуникацию. Разумеется, во время пьесы этот виртуальный пласт памяти существует только для тех, кто прежде бывал в этом месте или как-то соотносится с постоянно присутствующим здесь сообществом. Так, возвращаясь к начальному тезису о возможности помыслить место во времени, приходим к тому, что пьеса, будучи накрепко связана с локацией, существует на пересечении актуального и виртуальных образов места, каждый из которых существует по своей логике, то есть появляется возможность причудливого синтезирования миров. Причем один из миров, а именно тот, который мы назвали первым режимом существования «Доброго вечера», за счет логики, уравнивающей людей с шорохом, вкрадчиво напоминает о горизонте пост-антропоцентричного ландшафта, куда на экскурсию приходят люди.


Автор: Анастасия Дмитриевская


Просмотров 447




Фоторепортажи











 
 
Новости

ПРОБА № 2
 

Дорогие танцовщики! Рады приветствовать вас и анонсировать события предстоящего Фестивального проекта Александра Могилева и Антонины Красновой - "Проба №2". Очередной прект пройдет 24 - 28 февраля 2018 года.

Развитие современной хореографии

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА
 

Событие, информационным партнером которого является проект "Танцевальный клондайк" и сайт DANCERUSSIA.ru 8-9 декабря 2017 года на Нижегородской земле мы будем рады приветствовать вас на III Российском конкурсе-фестивале народного творчества "Нижегородская ярмарка".

Приглашаем!

ФЕСТИВАЛЬ - ЭТО БУРЯ ЭМОЦИЙ!
 

VII Всероссийский вокально-хореографический конкурс «Хрустальная Ника», с 30 октября по 3 ноября, принёс в уютную Анапу вдохновение.

Чем были заполнены

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2017 по европейским танцам
 

28 октября в Кремлевском дворце прошел Чемпионат мира 2017 по европейским танцам среди профессионалов. Организатором турнира WDC выступил заслуженный деятель искусств России, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент WDC Станислав Попов.

В Кремлевском дворце

МОСКОВСКИЙ СТАРТ ХIХ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
 

Представитель проекта "Танцевальный Клондайк"  принял участие в парад - карнавале в честь открытия ХIХ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Собыите объединло 35 тысяч российских и иностранных студентов.

Реконструкция карнавалов

СОЗВЕЗДИЕ
 

Минобрнауки России совместно с ООО "Пространство инноваций" с 17 по 22 сентября 2017 года провели финал Всероссийского конкурса художественного творчества детей - воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Созвездие".

Финал

СКАЗОЧНЫЙ НОВОГОДНИЙ ЗАЕЗД "ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕРЕВНИ": Дед Мороз, экскурсии, подарки, рождественский вечер
 

Уважаемые друзья. Напоминаем, что каждый участник 40-го заезда "Танцевальной деревни" получает в качестве подарка бесплатную экскурсию в уникальный город Сергиев Посад. 

40-й заезд в г. Пушкино

"РУССКИЙ БАЛЕТ" выступит на фестивале "Сияние России"
 

Выступление состоится в рамках фестиваля "Сияние России", приуроченного празднованию 80-летия Иркутской области по приглашению губернатора Иркутской области Сергея Левченко. В Иркутске "Русский балет" выступает впервые. 

Золотые страницы

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: STREET DANCE во всей красе!
 

Разнообразие стилей, эмоциональный накал, мастерство исполнения, нетравиальная хореография… можно с уверенностью прогнозировать, что у STREET DANCE будет долгая и яркая судьба. Мы пригласили четырех мастеров, которые поделятся с вами своими наработками.

 
 
 
Публикации

Вся жизнь - в танце: памяти руководителя "Жок" Владимира Курбета...
 

Вспоминая бессменного художественного руководителя "Жок" Владимира Курбета, восхищаемся его в высшей степени трудолюбием и оптимизмом, которые он пронес через всю свою жизнь - действительно, ушла легенда...

Мне в память очень врезались

Территория Терпсихоры
 

В Люблине (Польша) состоялся фестиваль "Международные встречи театра и танца", в котором принимали участие хореографы, артисты и искусствоведы.

Проект открыла презентация

Интервью с хореографом Джессикой Ланг
 

В Москве состоялся финал фестиваля современного танца DanceInversion. Восемь компаний, шестнадцать спектаклей − двухмесячный марафон завершился выступлением труппы американского хореографа Джессики Ланг.

- Если ответить одним словом

Что такое танцевально-двигательная терапия
 

Танцевально-двигательная терапия воспринимает движения тела как неочевидный, но выразительный инструмент коммуникации и проявления эмоций.

Исследования показывают

Вечный танец. Виктория Едиджи - о силе фольклора и образе адыга
 

Виктория Едиджи рассказала о репертуаре танцевального коллектива, этнокультуре и профессии педагога.

В век глобализации именно народная культура

Танец жизни на музыку Симфонии-реквиема
 

Премьера балета Иржи Килиана "Забытая земля" в Большом театре.

Шесть танцующих пар в костюмах разных цветов

"Медведева - спецназ в женском обличье"
 

Двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева на своей страничке в Инстаграме периодически баловала болельщиков видео с танцами под любимую музыку. А затем эту традицию подхватил и хореограф группы Алексей Железняков...

– Этот вид танца сильно

Екатерина Галанова: "Прошу слова! Год 1917" станет хитом революционной афиши
 

В Большом зале Филармонии 11 и 12 ноября 2017 зрители смогут увидеть спектакль "Прошу слова! Год 1917". В чем уникальность этой постановки?

1917 год стал поворотным

Дуэт
 

8-го октября один из самых красивых дуэтов современной балетной сцены – Светлана ЗАХАРОВА и Денис РОДЬКИН – вновь выступили в балете "БАЯДЕРКА" (Большой театр России, хореография Мариуса ПЕТИПА, редакция Юрия ГРИГОРОВИЧА).

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео