В 2016 году на широкий экран вышел фильм «Танцуя с Марией», посвященный работе и творчеству Марии Фукс, основоположнице танцевальной терапии. Документальный портрет неутомимой танцовщицы, открывшей в Аргентине свою студию, куда могут прийти самые «проблемные» ученики. С помощью целительной магии танца Мария учит их бороться со своими физическими и психологическими недугами, о которых знает не понаслышке, перешагнув порог в 90 лет.
Вот что говорит Мария Фукс о своей работе.
Кто я? Артист, который, благодаря творчеству, нашел способ достигать изменения в человеке через движение. Все, что я делаю - это стимулирую пробуждение потенциальной энергии, которая есть в нас всех. Я никогда не говорю о лечении, но об изменении. И независимо от типа или тяжести проблемы, в ней всегда есть то, что может быть изменено, хотя нужно понимать, что одно лишь движение не изменит человека, и не все люди обязательно нуждаются в изменении (в теле, в чувствах, в жизни). Это практический метод, созданный в процессе моей работы как артиста.
Через движения происходят изменения не только физического тела, но и внутренние, касающиеся нашего глубинного «я», часто изолированного, игнорируемого, полного страхов и проблем сенситивного и психического характера. Через импульсы, которые я даю, начинают двигаться и изменяться все «нет» нашего тела, преобразуясь в последовательные «да», в осознание того, что «то, что я делаю, принадлежит мне». Просто я стимулирую спящие зоны, которые не просыпаются только от звуковых сигналов, но нуждаются в работе всего тела.
Когда мы танцуем, мы выражаем не только красоту, но и страхи, гнев, неприязнь, боль. Каждое из этих состояний – это персонаж, живущий внутри нас, и стремящийся выйти наружу с той же силой, с какой мы стараемся его удержать, не признавая своим. И через танец лучше, чем через слова, можно достигнуть освобождения.
Нет, мы танцуем не ради удовольствия, а ради обретения себя, способности творить, выражать свой Дух и интегрироваться с миром с самого начала и навсегда.
Я много работаю над принятием собственного тела, в радости обретения и возможности выражения.
В своей работе я стремлюсь заглянуть внутрь зеркала. Радуюсь, когда импульсу удается забрать ученика из внешнего зеркала и найти мотивацию, помогающую ему расти, а затем изменить само изображение таким образом, что восприятие выходит далеко за пределы простого принятия отражения.
Мы знаем и признаем, что идеального тела не существует, мы обладатели выразительного, щедрого тела, которое меняется с течением времени и под воздействием эмоций, которые оно ощущает. И над этим мы работаем, принимая изменения физического тела, определяя границы, поскольку с течением времени тело получает и теряет, признавая и принимая страхи, всегда помня о том, что поддержка обретается в процессе встречи с внутренним миром, в движении, приносящем постоянное изменение и радость. Не нацеливаюсь на быстрый эффект, поскольку он не обеспечивает положительных изменений в целом. Все телесные или гимнастические дисциплины, оценивающиеся измеримыми и мгновенными физическими результатами, не выходят за рамки момента, не достигают глубины трансформации и фактического принятия, и эффект от них (часто связанный с модой или изменением внешности) быстро исчезает, не будучи устойчивым в течение жизни. Они не дают осознания ценности личности в целом и в ее уникальности (неповторимости бытия), но предлагают модели формы, достигаемые с помощью внешнего воздействия, даже посредством хирургического вмешательства, анаболиков или диет, приводящих к анорексии. Не вдаваясь в крайности отрицания собственного тела, я хочу сказать, что истинное благо - это победа, которая сохраняется на протяжении всей жизни и, как правило, влияет не только на наше тело, но и на душу и на все остальное... это истинная трансформация.
То, что я включаю в мои занятия, напрямую связано с возможностями всех, это как бы один большой общий импульс, который я принимаю, включающий все то, что могут сделать сами студенты, независимо от их физического или психического состояния. Мой танец на сцене дал мне необходимые знания для руководства занятиями.
Студент обретает связь со своим живым телом без насилия, чувствуя, как постепенно тело ослабляет все жесткие узы и может быть растянуто или расслаблено, и это то, что помогает обрести себя, ощутить внутри спокойное и стабильное «да, я могу». В некоторых случаях не движение само по себе, а ощущение позволяет соединиться с возможностями «вовне» и «внутри». То, что мы делаем, это не технические упражнения, поэтому никто не может быть исключен. В моих уроках я никогда не показывать, что я знаю или не знаю, так что я всегда получаю ответ, являющийся творческим актом.
Для меня не существует понятий «здоров» или «болен», часто я получаю ответы, которые выходят далеко за пределы ожидания от людей «с ограниченными возможностями», в то время как другие, более одаренные студенты, нуждаются в более длительном времени, чтобы почувствовать себя и войти в контакт с глубокими уголками тела… Каждый в свое время.
Я всегда говорю, что я не обучаю, а стараюсь быть мостом для передачи моего опыта. Даю этот опыт в живой манере и всегда получаю отклик от людей. Я живу в постоянном поиске вещей, которые резонируют в моем теле, потому что все происходит в первую очередь с моим телом.
Просмотров 2695