Среди членов жюри Международного фестиваля балета Dance Open в Санкт-Петербурге в 2013 году был знаменитый хореограф Дэвид Доусон, чьи постановки идут в крупнейших театрах мира. Корреспондент «Известий» позвонил британскому маэстро в Германию, где он проводил кастинг для очередного балета.
— Вы редко соглашаетесь работать в жюри балетных форумов. Почему приняли приглашение петербуржцев?
— Dance Open соберет на одной сцене множество отличных танцовщиков — хороший шанс посмотреть на то, что они танцуют, и оценить собственный уровень. С кем-то из этих артистов я уже работал, с кем-то мне только предстоит сотрудничать. Кроме того, я, хотя и записан в авангардисты, превыше всего ценю традицию. Санкт-Петербург — средоточие традиций, а наличие такого фестиваля — их продолжение.
— В 2005 году вы поставили балет Reverence в Мариинском театре. Нет желания договориться об еще одной постановке?
— В 2005-м был потрясающий опыт. Я наконец узнал русский балет, как он есть. В Европе множество русских танцовщиков, но, как правило, это молодые звезды. А здесь была целая труппа, и она демонстрировала прекрасный уровень классического танца. Работая над спектаклем, я рассматривал их великолепную классику и как результат эволюции, и как одну из ее ступеней. Было бы здорово сделать еще что-нибудь здесь или в Москве.
— События в Большом театре вас не пугают?
— Нет. Такие происшествия — всегда дикость, они случаются в любой из жизненных сфер. Главное, чтобы Сергей Филин поправился.
— Каким вы видите своего идеального танцовщика?
— Прежде всего я выбираю тех, кто хорошо двигается. Еще важно, чтобы артист был умным и умел демонстрировать чувства во время танца. Для этого требуется богатое воображение, и я часто помогаю танцовщикам — объясняю, о чем им нужно думать в определенные моменты. Конечно, мне нравятся артисты с хорошей классической техникой. Но и это не главное. Танец — не просто движения. Это то, как эти движения соединяются. Задача хореографа — сделать красивую комбинацию. Задача артиста — одухотворить ее.
— В ближайшее время вы планируете три мировые премьеры, так?
— Верно, делаю две разные постановки на музыку Грега Хайнца: с Королевским балетом Великобритании в ноябре и с балетом дрезденской Semperoper в июле. А в июне начну работу с Национальным балетом Нидерландов. Это будет большой одноактный спектакль. Музыку специально написал Шимон Бжоска.
— Что из этих произведений делается не просто по заказу, но и для души?
— Мои балеты для меня как дети, все дороги. Могу сказать, что Opus 11, который я ставлю в Дрездене, — своего рода способ поблагодарить танцовщиков, которые работали со мной много лет. Часто ставят балеты про молодых людей, дерзких и активных. Мне же захотелось пофантазировать на тему умудренных опытом артистов, которым вскоре предстоит покинуть сцену. Когда знаешь, что твой танцевальный век недолог, стараешься не упустить ни одного мгновения.
— Это наблюдения из личного опыта?
— Отчасти да. Я закончил карьеру танцовщика в 2002 году. Но продолжаю танцевать в студии, когда создаю балеты. В свои постановки я всегда стараюсь внести что-то личное. Это попытка провести непрерывную линию повествования — из прошлого в будущее через настоящее. Но повествования не литературного, а эмоционального. Все люди в одинаковых ситуациях испытывают похожие эмоции. Я люблю современное искусство, современную архитектуру. Мне кажется, современный балет тоже должен найти свое место в истории. А я уже буду искать свое место в нем.
Автор: Виктория Иванова
Просмотров 3119