На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3436; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
18/01Periculum и их чувство неправильного

"Давайте попробуем без ремня" - звучит фраза в конце перфоманса Sense o Wrong. В нем демонстрируют разные виды насилия, многими считающиеся нормой в совеременном обществе. Мы побеседовали с участницами проекта Periculum: Дарьей Бузовкиной, Еленой Кравченко, Анной Рябовой и Мариам Нагайчук-Эль Абдаллой. Поговорили о том, как создавался их коллектив, их работа Sense of Wrong,показанная в Актовом Зале 9 июня 2012, а также о перформансе в России и в мире. Отвечает в основном Дарья Бузовкина.

Что означает название Periculum?

В переводе с латинского – «риск, опасность, новый опыт». Мне понравилось, что оно связано с риском, с новым опытом. Но в смысле риск субъективный: не такой, как прыгать с крыш или в клетку с тиграми, а субъективный риск. Это было близко мне.

Как это проецируется на танец?

Это могут быть темы, которые мы берем, например, какая-нибудь щекотливая. Это могут быть какие-то приемы с риском, которые страшно делать, например, в связи со зрителем, его реакцией, касаемо того, как существовать на сцене.

Как зародился проект Periculum? Всегда ли вы были вчетвером?

Сначала мы просто так собрались. Ко мне подошли Мариам и Лена и предложили сделать сначала классы, потом работу вместе. Я тогда подумала, что мне это интересно – сделать какую-то совместную работу. Не поставить для кого-то, а чтобы и я в этом участвовала. Я тогда пригласила еще Аню. И вот мы стали пробовать делать первую работу – «Прыжок на месте - попытка улететь». Премьера была в 2011 году, а ставить начали в октябре 2010 года. Это был проект «Счастливое детство», по названию темы, с которой мы работаем. Пока мы поработали над этим проектом, у нас возникло желание как-то оформиться.



Может быть, у вас есть черта, отличающая перформансы Periculum от других перформансов?

Я бы сказала, что есть. Это, как минимум, две основные темы, мне кажется. Первая – существование на сцене в связи с тем, что мы определенным образом работаем со зрителем. Скажем так, ни для кого не секрет, что быть на сцене - это достаточно страшно, рискованно, всякие нервы к этому прилагаются. И простой защитный способ для человека, который находится на сцене - это каким-то образом закрыть что-то такое в себе. Тем более, если тебя оценивают, если ты еще показываешь свою работу. Но парадокс заключается в том, что именно эта закрытость и блокирует контакт между перформером и зрителем, она ограничивает доступ. И вот мы работаем с этой темой. Как бы так сделать, чтобы доступ был. И второй момент – это работа с темой: какие темы мы берем и как с ними работаем. Важнее, как мы с ними работаем, а какие темы – это важно в меньшей степени.

А как вы понимаете, что перформанс получился?

Что такое «получился»? В первую очередь, мне кажется, что это мнение автора. Я куратор проекта и последнее слово за мной, я могу взять на себя смелость и решать, будет этот спектакль или не будет. С моей точки зрения, он получился. Безусловно, это не так, что я просто упрямо стою на своем. Это же общее ощущение, то есть мы все время разговариваем о том, что происходит внутри, кто как себя чувствует, у кого какие ощущения. Из этого тоже складывается работа.

Темы для перформанса вы заранее придумывали? Или они в процессе рождались?

Первая работа возникла спонтанно как следствие плотного изучения мира Психологии и Психотерапии. Вторую мы делали более последовательно. Полгода туда-сюда гоняли разные темы. Начали про мужчин, потом это вытекло во что-то другое. Это и насилием сразу не было. Мы пытаемся выяснить, что нас всех может объединить, какой интерес. Потом это вдруг во что-то выливается.



Ваш перформанс называется Sense of Wrong («Чувство, что что-то неправильно») Стараетесь ли вы с его помощью развить у зрителя чувство неправильного в его собственной жизни? Чтобы мы начали чувствовать, что что-то не так?

Скорее это перформанс о том, что вызывает чувство, что что-то не так. Я бы сказала, что это наше собственное чувство, и, конечно, мы хотели в некотором смысле поделиться этим чувством, чтобы кто-то тоже мог почувствовать, что что-то не так.

Мы берем некоторые общеизвестные темы, то есть всем более-менее знакомые. И они в некотором смысле считаются в нашем обществе нормальными.

Какие это были темы?

В итоге мы взяли тему насилия. В спектакле у каждой из нас было по отдельной работе, о разных сферах, в которых насилие может проявляться.

Насилие над детьми или любое насилие?

У Лены, например, была тема, связанная с самонасилием, привитым в детстве. Лена в детстве спортом занималась, что только способствовало самонасилию. Некое социальное бессмысленное насилие в детстве, которое приводит к самонасилию во взрослом возрасте.

Я сейчас так смотрю, у нас получается, что все темы связаны с самонасилием. Просто разный бэкграунд. У Лены – от спорта, у меня - навязанные установки, у Ани – темы, связанные с тем, как человек опускается в связи с тем, что ему не очень хорошо, и через насилие над собой он хочет прийти к счастью и гармонии. У Марьяши – самонасилие в сексуальной сфере – притворись, что тебе хорошо, когда тебе не хорошо на самом деле.

 

Расскажите, какие задачи вы ставили перед собой, создавая Sense of Wrong? И какими методами вы их решали?

Темы, с которыми мы работаем, они глубоко психологичные и вызывают накал, когда звучат в твоей жизни. Этот накал так или иначе транслируется на сцене. Если мы берем какую-то тему, то нам интересно сначала ее на себе проверить, переварить. А потом уже эту переваренную, извиняюсь за выражение, отрыгнуть зрителю. В хорошем смысле.

На мой взгляд, многое в перформансе относилось к детям. Но также касается и взрослых, которые постоянно друг на друга «наезжают». В какой-то мере, мне показалось, что и перформанс тоже на зрителя «наезжал». Почему этот силовой метод был выбран?

Я не знаю, это мое предположение (мы же не можем, к сожалению, опросить каждого зрителя), но я не могу с уверенностью утверждать, что он был для всех наезжающий. Темы действительно сильные, цепляющие и в зависимости от того, насколько человек сам был травмирован, для кого-то это сильно, для кого-то, может, и не так сильно. Может, кто-то вообще закрылся, потому что это для него слишком сильно, и у него все нормально. У нас не было задачи «наехать» на зрителя. Но у меня, как у человека, который конструировал действие, была, конечно, эта идея, чтобы 50 минут из часового спектакля был треш. Эти приемы достаточно очевидные: чем очевиднее будет этот треш, тем сильнее катарсис в финале, тем ярче момент облегчения, или просветления, или надежды – у кого что – тем он сильнее звучит для каждого в конце, и для нас, в том числе, тоже.

Есть ли у вас понимание, как жить без насилия и над собой, и над ребенком?

Совсем без насилия над ребенком все равно не получится, потому что воспитание – это в принципе акт насилия, потому что оно задает некоторые границы, хотя бы «где личное, где чужое». Так что, в любом случае какое-то насилие будет. Другой вопрос – как его преподнести.

А какой символ воспитания вы предлагаете вместо символа ремня? Почему применяется насилие?

Дело, мне кажется, не в словах, не в том, применяешь ты ремень, кирпич или подушку. Дело в способе взаимодействия: как ты относишься к этому существу и проявлению жизни в нем. Понятно, что проще дать по башке – и все нормально. Твое изначальное отношение к этому существу дает тебе возможность искать другие способы. Они, с одной стороны, может быть, сложнее. С другой стороны, они приводят к более жизненным и конструктивным вещам, а не к тому, что такие травматики потом ходят и их таращит всю жизнь, и потом 10 минут катарсиса, в конце.

Мне кажется, то, что действительно работает и что хотелось подать этим перформансом, это всколыхнуть память, чтобы всплыло ощущение того, как чувствовались эти приемы на себе. Когда ты помнишь, как это было нехорошо, то такие вещи ты со своим ребенком не сделаешь.

В конце перформанса звучит идея «давайте попробуем без ремня». Я помню, была метафора отношений двух людей, связанных ремнем. И вот привязки исчезли, а все равно можно взаимодействовать, куда-то повести за собой и без ремня.

Для нас и самих вопрос был – «как без ремня-то?». Там помимо смысловой, контекстной нагрузки, еще чисто физическая штука. Пока между вами есть предмет, вам есть с чем взаимодействовать. Это видно и зрителю, что внимание людей сосредоточивается на предмете. Когда предмет исчезает, вдруг образуется нечто с чем вообще непонятно, что делать. Появляется растерянность.

От воспитания детей переходим к воспитанию зрителей. Кто ваш зритель? Для кого вы делали перформанс?

Мы точно не делали это для самих себя. Безусловно, для какого-то более или менее интеллектуального зрителя. Не в том смысле, что мы какие-то заумные. Мы старались адаптировать материал к пониманию зрителем наши работы. Даже для людей, которые никогда не видели танцевальных перформансов, спектакль должен быть понятен, насколько я могу судить.

Один из главных критериев – зритель должен быть открытый, готовый переживать, способный осмыслять. Есть другая категория людей, которые, может быть, как-то развиваются, но приходят и хотят видеть определенные вещи. И если они их не видят, то могут в недоумении просидеть этот час. Восприятие связано с тем, насколько человек может чувствовать, а не только с тем, как он может обработать увиденное интеллектуально.

Ощущаете ли вы себя деятелями перформанса? Осознаете ли вы себя частью какого-то особого сообщества, существующего в России или в мире?

Опасно слово перформанс употреблять. Я встречаю людей, которые считают, что у нас не перформанс. Как классифицировать – я не знаю. У нас сейчас в России слово «перформанс» – контекстное слово, которое означает что-то необычное или отличное от…А также что-то простое и дурацкое ( зачастую). Наше действие максимально живое, и мне неважно, к чему это относят.

Насчет сообщества. У нас, мне кажется, проблема в России – некоторый развал, раскол. Лет 15 назад, когда я в эту сферу окунулась, в ней был расцвет, расширение. Сейчас современное искусство, и перформанс в том числе, пошло в массы, и немножко стало дешеветь, а тогда это было местечковые события. Были локальные сообщества в каждом регионе страны. Особенно сильные делали фестивали. Все знали друг друга, перемещались с фестиваля на фестиваль. Потом это время кончилось. Все стали делиться, расширяться, заполнять ниши. И сейчас сложно людям пересекаться, и в некотором смысле идет какое-то разобщение. И говоря про сообщества…Что ты имел ввиду под сообществом?



Я имел ввиду, что можно как-то обособленно творить, а можно развивать глобально, создавать объединения, ставить задачи шире, чем «мы сейчас сделаем работу и ее покажем».

Я не знаю… Последний раз мы обсуждали, что в связи с тем, что художники и авторы встали на свои идеологические рельсы, мы не можем договориться. И есть мнение, что художников должны объединять не сами художники, а кураторы. Мы не можем сами. Мы думали совместить что-то, встречаться, найти пространство. Но этого не получилось. В то же время сложно понять мотивацию этого человека, который стал бы это делать.

В мировом контексте мы вообще никак не существуем. Лет 15 назад был спрос на русский современный танец, много было запросов из заграницы и мы много тогда ездили по фестивалям. Сейчас спрос упал. И попасть на фестивали трудно . Не знаю, может политическая тема. Но обмен сейчас достаточно непростой .

Можно сказать, что перформанс (не только ваш, любой перформанс) использует «метод непрямого высказывания». Нет готовых ответов. Считаете ли вы, что это хороший способ общаться со зрителем?

Мы в некотором смысле предлагали зрителям ответ. Как в первом спектакле, например: «Со мной вот такое происходит. Почему? А вот потому что». Другое дело, что танец все равно остается абстрактным искусством. Для людей неподготовленных, возможно, наши движения не были понятны, хотя мы сделали много для того, чтобы работу с телом приблизить к общечеловеческому пониманию.

Мне кажется, здесь вопрос просто про средства. Поскольку мы говорим про перформанс как некое объемное искусство, то существуют разные уровни восприятия и разные уровни темы: чувства, события, факты, которые трансформирует тело. Написать статью – это тоже средство, более общепринятое, доступное, понятное. Это некий канал: я пишу статью, и я точно знаю, что ты понимаешь слова и тебе все будет ясно. По моим ощущениям, занимаясь искусством, ты объединяешь много всего. Но основным инструментом все равно остается тело. Сейчас, в наше время медийных штук, когда книги отмирают, особенно интересен живой театр. Самым ценным в спектакле для зрителя становится переживательный опыт. Но чтобы он случился, человек, который на сцене, должен что-то такое сделать, чтобы зритель тоже попал в это состояние. И в этом общем опыте мы проведем вот этот час. Поэтому последние два спектакля – это прямые высказывания.


Автор: Илья Курылев; фото: Илья Курылёв
Источник: Dozado


Просмотров 2684




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео