На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2997; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
14/07Символ сибирского балета

В Новосибирском театре оперы и балета этой весной чествовали выдающуюся балерину Лидию Крупенину.


Легенда сибирской сцены, в прошлом самая блистательная балерина НГАТОиБ, а ныне выдающийся педагог-репетитор Лидия Крупенина отметила 85-летний юбилей на родных подмостках. 20 февраля в честь народной артистки СССР «Сибирский Колизей» представил спектакль «Дон Кихот», в котором когда-то блистала виновница торжества, а 3 марта вновь созданный клуб театральных зрителей приветствовал Лидию Ивановну в концертном зале на творческой встрече. «Я благодарна всем, кто сегодня находится в зрительном зале и всем, кто пришел поздравить меня, — приветствовала гостей звезда советской сцены. — Балет — это моя жизнь, трудная, но прекрасная. Дали бы начать снова — пошла бы в балет. Я люблю жить и люблю танцевать!»

Лидия Крупенина не просто прославленная балерина. Она — великая. Лицо и гордость сибирского балета, обладательница почетных званий и объект поклонения миллионов зрительских сердец. «В искусстве нет предела совершенству. Возможно, что завтра сама Крупенина исполнит это еще лучше. Но сегодня красота ее движений, виртуозность и поэтичность танца — удивительны», — писал о Крупениной корреспондент одной из венгерских газет. «Лидия Ивановна обладает счастливым сочетанием замечательных свойств: обаянием, подлинной дансантностью каждого движения и тем спокойствием техники, которое дает возможность наблюдать становление музыкально-хореографического образа без страха: «А вдруг не выйдет!» Все выходит!» — восхищался талантом балерины ленинградский критик Л. Энтелис. «Да, Крупенина настоящая балерина. Она обладает бриллиантовой техникой, спрятанной внутри интеллекта прекрасной актрисы, и никогда не позволит аудитории или партнеру выскользнуть из силы ее притяжения», — живописал представитель австралийской The Sydney Morning Herald.

Л. Крупенина - Раймонда

Родом из столицы, выпускница Московского хореографического училища, Лидия Крупенина отказалась от работы в Большом театре и уехала в Новосибирск, в недавно открывшийся театр оперы и балета, красоту и масштаб которого вдохновенно описали юной танцовщице ее будущие работодатели: «Такой театр! Такой красавец! Самая большая сцена — другой такой нет». В августе 1947 года Лидия Ивановна была принята в труппу «Сибирского Колизея», уже в сентябре с блеском дебютировала в сольной партии спектакля «Лебединое озеро» П. Чайковского и вскоре заняла положение солистки и ведущей балерины театра.

Л. Крупенина - Эсмеральда

«Я готова была танцевать и репетировать круглые сутки, невзирая на усталость, выходные. Танцевала даже больная — у сцены есть удивительное свойство притуплять боль. Я не замечала усталости. Если плохо танцевала — не спала. Если хорошо танцевала — не спала. Все время находилась под впечатлением. Я вообще по натуре очень живой и активный человек. А балет, театр для меня все», — делится воспоминаниями Лидия Крупенина.

Своей первой сцене балерина оставалась верна всю жизнь: «Для меня Новосибирск и вообще этот театр — это святое! У меня здесь все сложилось — и артистическая карьера, и семейная жизнь. Сколько спектаклей было! Ни в одном театре столько не было спектаклей — сколько у нас здесь». 33 года народная артистка СССР прослужила примой новосибирской труппы (с 1947 по 1980) и 34 года (с 1980 по сегодняшний день) отдала педагогической деятельности, став ведущим педагогом-репетитором балета. В творческом багаже легендарной артистки 70 партий, из которых 40 — ведущие, и сотрудничество с ведущими хореографами страны (П. Гусев, В. Вайнонен, В. Чабукиани, М. Сатуновский, Ю. Григорович, К. Сергеев, В. Васильев). А в учительском портфолио — плеяда выдающихся учеников, которые с успехом выступали и выступают на сцене Новосибирского театра оперы и балета, — Лариса Матюхина, Татьяна Кладничкина, Любовь Гершунова, Анастасия Данилова, Анна Жарова, Елена Лыткина, Мария Кузьмина и другие. «Как приятно, когда твои ученики — звездочки, наверху», — уверяет Крупенина, и коллеги с удовольствием подтверждают искренность ее слов.

«Лидия Ивановна всегда была прекрасным, чистым, честным человеком, что очень важно и, к сожалению, редко бывает в театральной среде, — акцентирует директор Новосибирского хореографического колледжа, преподавателем и художественным руководителем которого балерина была в разные годы, Александр Василевский. — Сейчас она передает опыт молодежи театра, учит искусству балета, профессиональному мастерству, хорошей добротной школе (она выпускница одной из самых знаменитых балетных школ страны — Московского хореографического училища при Большом театре). Лидия Ивановна всегда честно относилась к своей актерской профессии, и за это мы ее всегда любили. Не только за свой недосягаемый профессионализм, а также за кристальные человеческие качества она пользовалась таким уважением в труппе театра, в городских кругах, у новосибирцев — почитателей балетного искусства. Ее имя — символ сибирского балета».

«Лидия Ивановна — один из тех уникальных педагогов-репетиторов, которые учат нас видеть во всем самое лучшее, светлое и доброе, — рассказывает ученица Крупениной, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», прима-балерина новосибирского оперного Анна Жарова. — Ее умение найти слова поддержки в любой трудный ситуации, будь то неудачи в работе или в личной жизни, всегда поражало меня. Она учит нас самому главному — любви ко всему, что нас окружает: к танцу, к театру, к людям, к событиям, к обстоятельствам, к каждому моменту нашей жизни. После недавно перенесенной ею операции я пришла к Лидии Ивановне в гости. Мне очень хотелось поддержать ее, но на тот момент мое собственное состояние было далеко от оптимистического. И вдруг на меня обрушилась такая волна радости, счастья и позитива, что я даже не поняла, кому из нас нездоровится. Лидия Ивановна с огромным воодушевлением рассказывала о том, как она лежала в больнице, и об операции, как об одном из самых чудесных приключений в ее жизни. О том, каких прекрасных людей ей посчастливилось встретить, как к ней внимательно все относились и как здорово все сложилось. Как же много в этой маленькой, нежной, хрупкой женщине силы духа, веры, желания жить и никогда не сдаваться! Один этот разговор навсегда изменил мое отношение ко многим вещам. Я бесконечно благодарна ей за тот огромный балетный и жизненный опыт, которым она бескорыстно делится со своими учениками».

Первые сезоны работы в НГАТОиБ балерина Крупенина участвовала в массовых танцах практически всех балетов и опер, выступала в небольших сольных номерах и, конечно, осваивала ведущие партии, в скором времени ставшие визитной карточкой выдающейся артистки: Эсмеральда в балете Ц. Пуни, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» П. Чайковского, Аврора в «Спящей красавице» П. Чайковского, Жизель в одноименном балете Адана etc. «Пленительное искусство Крупениной — слава нашего театра, слава и гордость сибирского балета. Полетность прыжка, поющая мягкость линий, блистательные фуэте, виртуозная легкость, поэтичность танца — все это делает ее неповторимой Одеттой, Китри, Авророй, Жизелью. Прекрасная исполнительница классических партий, она чутко откликается на поиски нового, современного хореографического языка, новых средств выразительности. Почетное месте в списке ее работ занимают Золушка, Джульетта, Ширин, хозяйка Медной горы», — писала «Советская Сибирь».

Отдельной строкой в творчестве Лидии Ивановны стоит партия Китри в балете Минкуса «Дон Кихот». В этой партии Крупенина танцевала на новосибирской премьере балета 30 апреля 1954 года и восхищала публику во второй редакции «Дон Кихота» в апреле 1969 года. «Народная артистка республики Лидия Крупенина в партии Китерии, без преувеличения, близка к идеалу, — писал И. Боровский. — Четко и отточенно она исполняет любые движения, а ведь сложность их столь велика, что далеко не каждый ведущий солист справится с ними, она же танцует с замечательной легкостью и изяществом. Л. Крупенина удивительно музыкальна. Вот уж воистину можно сказать о ее танце — «зримая музыка».

Блистательным исполнением партии Китри Лидия Крупенина прославила «Сибирский Колизей» во время первых столичных гастролей в Москве и дебютного зарубежного тура по Китаю. «В 1955 году — первые гастроли сибирского новосибирского театра в Москве. Первое признание молодого балета Сибири и его примы-балерины Л. Крупениной. После спектакля «Дон Кихот» мнения любителей балета и профессионалов совпали. Крупениной восторгались, говорили о чертиках в ее ногах: в таком быстром темпе вариации Китри еще не танцевали на сцене Большого театра. У Л. И. Крупениной не бывает слабых спектаклей. В ее танце сочетаются высокое мастерство, виртуозность, темперамент, легкость движений. Сценические образы артистки глубоко эмоциональны, насыщены тонкой психологической нюансировкой», — подводил итоги образцово-показательного вояжа «Вечерний Новосибирск» — издание, сопровождавшее творческую судьбу великой сибирской танцовщицы и педагога вплоть до середины нулевых.

Сегодня имя легендарной балерины вновь украшает страницы новосибирских газет, да и почитателей таланта Лидии Ивановны не убавляется. На встрече с клубом новосибирских зрителей народную артистку засыпали вопросами, большая часть которых касалась жизни в профессии — о педагогах и педагогике, об учебе в Московском хореографическом училище, о первых шагах на сцене, любимых партиях, гастролях по миру, поклонниках, балетном репертуаре прошлом и настоящем. «Сейчас такой период — люди хотят устроить свою судьбу. Кто-то уезжает в Москву, кто-то — за границу. А я уезжала из Москвы с легким сердцем, — делится воспоминаниями Лидия Крупенина. — Я понимала, что в Большом театре труппу собирают из «своих». Я же хотела работать, танцевать, а не стоять в сторонке и ждать своей очереди. Так и приехала в Новосибирск. Ни разу не пожалела. Нам здесь давали все, что только артисту нужно. И сегодня в нашем театре очень хорошо относятся к молодежи. А еще в этом городе потрясающий зритель. Сибиряки — самая добрая и доброжелательная публика. И я теперь тоже сибирячка и очень счастливый человек. Я часто вспоминаю, как говорила маме: «Вот увидишь, я обязательно буду первой. Я буду ведущей балериной, буду заслуженной балериной». И все сбылось, потому что я всегда очень серьезно относилась к балету, любила свою профессию и любила жизнь. Я всегда с улыбкой шла и сейчас иду в театр. Я люблю детей. Люблю свой город, который постоянно растет. Люблю животных. Радоваться ясному небу, солнцу, не поддаваться унынию — вот правило, которое я не забываю никогда».


Автор: Марина Вержбицкая
Источник: НГАТОиБ


Просмотров 4725




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео