16/06Пьеро из Глазго
В Москве гастролирует Шотландский балет. Показы балетной труппы из Соединенного Королевства проходят в рамках перекрестного Года культуры России и Великобритании. Шотландцы привезли две программы. В первой два одноактных балета – «Силуэт» и «Лунный Пьеро». Вторая – «сборник» небольших работ британских хореографов.
Чтобы привезти в Москву современный (да вообще любой) балет, сочиненный в классической технике, нужно обладать большой уверенностью в себе. Классика в России обязывает: для привозных пируэтов и арабесков нужны соответствующие исполнители, не среднестатистические, а такие, которые смогут выдержать заочное соревнование с нашими, скажем прямо, не последними в мире танцовщиками. Иначе возникнет ситуация, когда в Тулу едут со своим самоваром: сцена Театра Моссовета, где гости показали свой «Силуэт», находится не так далеко от Большого театра.
Шотландская труппа, одна из четырех больших балетных компаний Британии, полна увлеченных своим делом молодых людей. Но кроме Софи Мартин, французской солистки, мало кто танцует без помарок (особенно мужчины). Возможно, труппа из Глазго смотрелась бы лучше, если б хореограф Кристофер Хэмпсон (он же – глава Шотландского балета) учитывал возможности танцовщиков, подчеркивая их способности и не перегружая трудными моментами. Но Хэмпсон поставил то, что поставил – неоклассические танцы на музыку «Сельского концерта» Пуленка, в котором клавесин разговаривает с оркестром. Название балета обыграно в черном заднике и в костюмах: белые или черные пачки балерин, такие же трико танцовщиков и, как прослойка между полярностями, серые фигуры. Танец, истоки которого, несомненно, лежат в «разбалансированной» манере Баланчина, полон повторяющихся поз с фронтально развернутым корпусом, «отставленным» в сторону бедром, «раскоряченными» в полуприсядке ногами и вонзившимся при этом в пол носком одной ноги. Британские рецензенты почему-то увидели в этом балете «современный хип-хоп». Ну разве что в переносном смысле, как попытка раскрепоститься.
Балет Глена Тетли «Лунный Пьеро» (на вокальный цикл Шенберга) в свое время прославил Рудольф Нуреев. Его несчастный неудачник, в традиционном одеянии героя итальянской комедии масок, стал младшим братом забитого Петрушки в легендарном спектакле Фокина. Сражение обнаженного романтизма Пьеро с расчетливой, грубой искушенностью, воплощенной у Тетли в Коломбине и Бригелле, выходит на социальные обобщения: честная наивность, как всегда, проигрывает жестокому бездушию. Герой получил от хореографа богатые возможности. В экспрессивном параде масок сплетаются разные жесты, от бытового до символического, любая пластика, от классики до модерна. Из этой смеси Тетли лепит «декадентскую» картинку, одновременно и условную, и натуралистическую. Когда Пьеро в отчаянии повисает на высокой металлической решетке-башне, а его мучители внизу отплясывают сатанинский танец, к глазам могут подступить слезы – если танцовщик сумеет слезы из вас выжать. Для этого, правда, нужно быть артистом с тысячью изменчивых лиц. Речь не о буквальном лице (оно у Пьеро все равно густо набелено), а о пластической пронзительности, которой на сцене недоставало. Но в любом случае спасибо Шотландскому балету и Чеховскому театральному фестивалю, который привез балет Тетли в Москву: «Лунный Пьеро» поставлен в 1962 году, но у нас не исполнялся.
Программа современных миниатюр (в которой не оказалось ничего радикального) была неровной: талант балетного постановщика – дело штучное везде, в том числе и в Шотландии. Интерес к этой «Танцевальной одиссее», показанной Шотландским балетом год назад на Эдинбургском театральном фестивале, изначально скорее познавательный, чем эстетический: неплохо посмотреть, чем живут и дышат создатели движений в Туманном Альбионе. Очень важен сам факт, что в труппе целенаправленно ищут (а значит, непременно найдут) постановочные таланты. Некоторые артисты Шотландского балета интересно проявили себя в современной пластике. Взять хотя бы ловкого и гибкого Дэниэла Дэвидсона. Он был дьявольски ритмичен в дуэте Oximore в постановке Софи Лаплан, «свинговал» телом в Shift Кристофера Брюса и буквально спас странный, чтобы не сказать хуже, номер Room, в котором двое парней, один злобный и опытный, а другой – девственный и закомплексованный, расширяли сексуальный опыт с девочками по вызову. Кстати, и Oximore, балетный оксюморон, в котором рваная нить «дерганого» танца рождена непрерывностью грохочущих ударных, и зарисовка Брюса, с юмором изобразившего что-то вроде флирта заводских пролетариев, относятся к лучшим вещам программы.
«Шотландский перепляс» – единственный балет программы, который этнографически соотносится с труппой. Чтоб в этом не было сомнений, шотландской клеткой на сцене покрыто почти всё, даже кулисы. Ранний опус хореографа Мэтью Борна, известного стремлением осовременивать сюжеты старых балетов, касается романтической «Сильфиды». Ее действие как раз и происходит в Шотландии, только теперь – в наши дни. Вместо крестьян действуют городская тусовочная молодежь, а сильфиды (и мужчины-сильфы) с черными подглазьями, похожие то ли на готов, то ли на вампиров, обитают на свалке. Финал у Борна, правда, другой: зверски отхватив ножницами крылья своей подруге (кровищи на девушке было – не измерить), герой несет кару. Он и сам перестает быть человеком и зловеще порхает – на могучих крыльях – за окном квартиры бывшей (брошенной им) невесты, вышедшей за другого. Бешено мчащийся «Перепляс», в котором не требуется соответствовать высоким стандартам классики, был исполнен вполне непринужденно. Точные и забавные зарисовки молодежных манер вкупе с иронично поданными «сильфидными» сценами делают балет похожим на комикс. Так же легко проглатывается, мгновенно усваивается и, в общем, быстро забывается.
Автор: Майя Крылова
Просмотров 3051
Последние новости
| |
|
|
|
Новости Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей. Артист поблагодарил страну3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов. Откровения организатораЗагадка "Щелкунчика" В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству. Попробовала купить билетБилеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет. Продажи билетов на 30 и 31 декабряMoscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. Новый год — это невероятно душевноВеди и следуй С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах. Итоги FROG NGПутешествие по волнам сказок В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей. Чемпионат России по секвеюФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране. 21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар" В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. |
|
|
|
|
|
Публикации Скрытые мотивы начинающих танцоров Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины. Скрытая цель10 главных русских хореографов всех времен Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном. Общественное достояниеТанцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей. Интервью с Милой КомраковойЗначение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь” Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс. Танцевать могут абсолютно все!Современный танец изнутри Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула. Омский хореограф о любви к движениюУ меня есть большая танцевальная мечта В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. Интервью с Ксенией МихеевойИстория танцев Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства. С точки зрения спортаКак танцы тренируют тело и развивают мозг "Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Танцующий домНовосибирский "Спартак" увидят в Таиланде Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда. |
|
|
|