На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2984; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
08/01Хореографическое искусство Башкортостана

Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова. Первые танцы были связаны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его наивными представлениями об окружающем мире. Веками создавались формы народного танца. Каждая эпоха вносила свою лепту в развитие языка танца.

 Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

 

 Народная хореография башкир

Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника.

 

 В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.

 

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (курэзэ), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания.   

В обрядовых плясках нашла отражение мечта человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило активной, преображающей силой. В плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица сэмре всегда побеждают злых духов (убыр, мэскэй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албасты, мэлгун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.  

 По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:  

  1. историко-героические: «Северные Амуры» («Тэнъяк амурзары»), «Каравансарай» («Карауанhарай»), «Медный каблук» («Ез уксэ»), «Маршрут», «Перовский», «Церемониальный марш», «Гвардейцы», «Баик» («Байык») и другие; 
  2. трудовые: «На колхозной ферме» («hауынсылар»), «Косари» («Бесэнселэр»), «Влюбленные строители» («Тэзэуселэр») «Лесная симфония» («Урман моно»), «Охотник» (hунарсы»); 
  3. бытовые: «Бишбармак» (бишбармак - башкирское национальное кушанье), «Танец горного орла» («Тау бэркэте бейеуе») и другие; 
  4. обрядовые: «Причитание» («Сенлэу»), «Гостинец» («Йыуаса») и другие; 
  5. юмористические: «Три брата» (Эс туган»), «Сыновья Тимербая» («Тимер-байзын улдары»), «Подарок» («Булэк»), «Проказницы» («Шаян - кыззар»), «Сонайым » и другие; 
  6. игровые, лирические: «Встречи у ручья» («hыу юлында hылыу кыз»), «Бурзяночка» («Бэрйэн кызы»), «Загида» («Заhиза»), «Зарифа», «Семь девушек» («Ете эыз»), «Гульназира» («Гэлнэзирэ»), «Наза» и другие.  

Профессиональная хореография  

Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Ф.а. Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 г. В 1956 г. Ф. Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца им. Ф. Гаскарова.  

 

Репетиция. Ф.Гаскаров и З. Аюпова

Вот что вспоминает о Файзи Адгамовиче Гаскарове Борис Яковлевич Торик, главный художник Башкирского государственного театра оперы и балета, многие годы друживший с основателем Башкирского ансамбля народного танца: «Боялись гаскаровского нрава — взрывного, непредсказуемого. Он ведь не только в детстве, он всегда был хулиган и скандалист, но в том, знаете, есенинском смысле. Ершистый и задиристый, мало кого признающий и уважающий, бунтарь, крикун и поперечник. И из-за этого никогда не ладил с филармоническим начальством, мечтал о независимом положении для своего коллектива, но так и не дождался того, что сегодня нам кажется само собой разумеющимся. И в семье он пришел к полному краху — из-за той же необузданности своей, неистовой и разрушительной. В одном лишь он был неуязвим — в могучей силе своего художественного авторитета. Влияние Гаскарова было безгранично. Ведь он же и балет наш создал! Собрал по деревням чуть подросшую босоногую детвору, Саттарова, Насретдинову, Сафиуллина, — и повез в Ленинград, башкирскую студию открывать при Вагановском училище. Он же написал либретто «Журавлиной песни», нашел композитора Л. Степанова, и балет, который теперь является национальной эмблемой, был рожден. Ансамбль свой он вообще по крупицам собирал, из народных самородков, никаких училищ они не кончали, и когда им на смену пришли обученные танцоры с позициями в ногах и поставленными руками, что-то неповторимо самобытное — улетучилось. Гаскарова просто боготворили в Казани, где ему случалось работать, его именем там делалось все, беспрепятственно. В те времена сняли фильм о Файзи и его ансамбле — «Крылья души» — где сам Игорь Моисеев говорит о нем замечательные слова».

Башкирский государственный академический ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова  

Древность народа, во многом драматическая судьба, близость к природе определили самобытность духовной культуры башкир, его исторические песни и танцы. Но народное искусство обретает истинную цену лишь при его профессиональной огранке. Именно такую цель поставил перед собой создатель и первый художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца Файзи Гаскаров.  

 

Ансамбль - участник многих престижных конкурсов и фестивалей, обладатель высоких наград и громких успехов на всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях. Золотые и серебряные медали, всеобщее признание, первая зарубежная поездка во Вьетнам. Хошимин вручает башкирским танцорам высший орден - Труда. Потом все новые и новые гастроли - в КНДР, Индию, Пакистан, Лаос, страны Африки и Европы…  

Башкирский ансамбль народного танца - визитная карточка не только башкирской национальной культуры, но и всего российского искусства. Это он доказал своими неизменными успехами, аплодисментами и симпатиями всех, кто встречается с ним на разных широтах и меридианах нашей планеты.  

В декабре 2013 года Башкирский ансамбль представил программу-реконструкцию танцев основателя коллектива, Файзи Гаскарова. Программа получила грант Президента республики. Концерт «Наследие Гаскарова» включал редко исполняемые и совершенно неизвестные современному зрителю хореографические номера, созданные основателем коллектива. Композиции мастера требуют от исполнителей не только отличной техники, но и высочайшего артистизма и понимания особенностей народного характера, отметили в ансамбле. В программу вошли «Три брата», «Жених», «Северные амуры», а также композиции, поставленные Ф. Гаскаровым для самодеятельных коллективов башкирского Зауралья, — «Тапян» и «Наш праздник». Эти номера были реконструированы для танцовщиков академического ансамбля.

Танец "Жених", архивное фото. Исполнители: М. Тимергазиев, Х. Зубайдуллин, А. Нагаева


Автор: Башинформ


Просмотров 20140




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео