Древнегреческий философ Лукиан в своём трактате «О танце» сообщает, что танец возник «с происхождением первых начал вселенной» и что проявления первородной пляски можно найти в «хороводе звёзд», «в сплетении блуждающих светил с неподвижными», «в мерном ладе их движений»… Магия, религия, математика, астрология — всё это с самого начала было тесно переплетено с танцем и отражено в нём.
Если же говорить о танце, изменяющем мир, то, несомненно, традиция такого танца - это учение о Танце Ваджра, которое передаёт Чогьял Намкай Норбу. Танец Ваджра, обучение которому началось в начале девяностых — это медитация в движении, основанная на Песне Ваджра, древней мантре, которую можно найти во многих исходных тантрах. Его практикуют на мандале, которая представляет соответствие между собственным внутренним измерением и внешнем измерением мира.
В учении Дзогчен слово «ваджра» означает нашу истинную природу, подлинное состояние всех явлений. Танец Ваджра — это, прежде всего метод, который использует звук и движение для гармонизации нашей собственной энергии и объединения трех существований — тела, речи и ума — в знании своего подлинного состояния или состояния Созерцания. Танец Ваджры – это также эффективная практика для восстановления естественного состояния энергии и гармонизации всего нашего бытия. Танец Ваджры может применяться любым человеком независимо от духовных предпочтений, возраста и уровня физической подготовки. Он может быть и методом саморазвития, способом поддержать физическое и психическое здоровье.
Танец имеет упорядоченную структуру движений и применяется на Мандале пяти цветов, которая представляет взаимосвязь внутреннего измерения человека и внешнего измерения мира. Существует три вида таких Мандал: Вселенной, Солнечной системы и Земли.
Танцующие на таких мандалах, совершенно пребывая в природе ума, способны влиять на мир...
История возникновения Танца
Танец Ваджры относится к циклу Лонгсал. Чогъял Намкай Норбу впервые представил этот метод своим ученикам в 1990 году. С тех пор его практикуют в различных местах и центрах Дзогчен-Общины всего мира.
Терма Лонгсал – это цикл учений, который Чогьял Намкай Норбу на протяжении многих лет открывает в своих снах ясности. Они включают в себя сущность трёх разделов Дзогчена в их фундаментальных аспектах, относящихся к воззрению, медитации и поведению.
Разновидности Танцев
В настоящее время применяется три Ваджрных танца, осуществляемых на Мандале Земли. В танцах есть мужская и женская партия – по-тибетски они называются «паво» и «памо». Максимальное количество танцующих на одной Мандале – 12 человек: шесть мужчин и шесть женщин.
Танец «Песни Ваджры» — это медитация в движении, основанная на Песне Ваджры, древней мантре, которую можно найти во многих исходных тантрах.
Танец «Шесть пространств Самантабхадры» сопровождает музыка и пение мелодии мантры Шести Пространств Самантабхадры (изначального Будды, символа нашей истинной природы).
Танец «Трех Ваджр» основан на сущностной мантре, символизирующей изначальное состояние наших тела, речи (энергии) и ума.
Практика Танца Ваджры продолжается около часа. Один тун – это обычно так называемый комплит (complete), то есть последовательно Танец Песни Ваджры, Танец Шести Пространств Самантабхадры и Танец Трех Ваджр. Полным туном также считается три Танца Песни Ваджры или шесть Танцев Трех Ваджр иррегулер (irregular).
Костюмы для Танца Ваджры
В серии учений Лонгсал, переданной Чогьялом Намкаем Норбу, есть также описания костюмов, которые следует использовать в практике Ваджрного Танца. Костюмы для танцорров-мужчин (паво) и женщин (памо) сделаны из шелка определенных цветов и оттенков, но в разных комбинациях; они богаты деталями, каждая из которых имеет свое собственное значение.
В центре блузы и на жакете находится символ, связанный с Танцем Ваджры. Согласно указаниям Учителя, костюмы следует надевать по особым поводам.
Дни Танца Ваджры
В году есть шесть особых дней, в которые рекомендуется практиковать Танец в костюмах:
День рождения Чогьяла Намкая Норбу (8 декабря)
День рождения Кьенце Еше (3 июля)
Годовщина Аю Кхандро
День Всемирной передачи Гуру-йоги в годовщину Гараба Дордже
День Всемирной передачи Гуру-йоги в годовщину Гуру Падмасамбхавы
День Всемирной передачи Гуру-йоги в годовщину Адзома Другпа
Изучение Танца Ваджры
Чтобы правильно применять этот метод, необходимо изучить танец под руководством инструктора. Обучающие ретриты по Танцу Ваджры проводятся, как правило, для тех, кто уже получил передачу Гуру-йоги от Намкая Норбу Ринпоче и является членом Дзогчен-Общины. Возможность открытого изучения предусмотрена только для Танца Шести Пространств: считается, что он приносит неизмеримую пользу живым существам, а потому его рекомендуется изучать и практиковать всем заинтересованным, независимо от наличия передачи и членства в ДО. Исполняется он под гармоничную и приятную музыку со звуками шести слогов, которые символизируют в тибетской традиции наши пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, и шестое чувство – наш ум.
Факты о Танце
В 2011 году, в дни проведения Дзогчен-Форума Танец Ваджры был признан ЮНЕСКО культурным наследием Тибета. Президент CID-UNESCO профессор Алкис Рафтис (Alkis Raftis) пригласил Чогьяла Намкая Норбу стать членом Международного Совета Танца при Юнеско (International Dance Council).
Чогьял Намкай Норбу о Танце Ваджра («Принцип Танца Ваджра», март—апрель 1992)
Танец Ваджра в основном предназначен для гармонизации энергии индивида. Природа нашей энергии совершенна с самого начала, но со временем различные, часто неблагоприятные, обстоятельства могут вызывать нарушения и дисгармонию, а на физическом уровне привести к болезням и нервным расстройствам. Чтобы этого избежать, важно уметь скоординировать и упорядочить энергию.
В Песне и Танце Ваджра важно всё, потому что звук, производимый каждым слогом, соответствует основным центрам нашего ваджрного тела. В Песне Ваджра одни слоги связаны с похожими или иными слогами и служат связующим звеном для гармонизации звуков. Когда мы издаем звук слогов, то приводим в действие метод гармонизации жизненной энергии, которая связана с нашим дыханием.
Некоторые из действий Танца Ваджра такие же, как и в Янтра Йоге, но многие аспекты Танца приносят большую пользу, чем Янтра Йога. Эту пользу может развить каждый, кто занимается Танцем. Ясно, что если кто-то способен с более глубоким знанием войти в смысл Танца, это будет наилучший метод объединения знания состояния созерцания. Благодаря этому методу появляется возможность объединять наши три уровня существования: тела, речи и ума. Это объединение является одной из наиболее важных целей, которую должен достичь практикующий Дзогчен.
В Учении Дзогчен звук и движение очень важны, потому что с их помощью можно объединиться с состоянием созерцания. В коренной тантре учения Дзогчен есть объяснение, что Песня Ваджры — это лучший способ войти в состояние созерцания. Это очень полезно для тех, кто испытывает трудности с преодолением препятствий. На самом деле, цель всегда одна — достижение состояния всеобъемлющего созерцания. Таким образом, с Песней и Танцем Ваджра, практикующий объединяет речь с Песней Ваджра, тело с Танцем и ум с состоянием созерцания. Используя этот метод, каждый человек объединяет свои три уровня существования в состоянии созерцания. Так это объясняется в тантрах учения Дзогчен разными Учителями, которые применяли методы Песни и Танца. Этот особый Танец появился из снов, увиденных мною в разное время. Эти сны и эти Учения можно найти в предисловии к объяснению Танца Ваджра в моей книге «Драгоценный Свет», комментарий к тантре «Танец Освобождения Существ Шести Лок в Шесть Чистых Измерений».
Просмотров 12844