02/12Путешествие принца Зигфрида из Петербурга в Москву
По приглашению художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина в спектакле «Лебединое озеро» на сцене Большого театра выступил любимец московской публики, премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Вера Чистякова встретилась с артистом после дебюта.

- Ваши впечатления от обновлённой исторической сцены Большого? - Впервые я выступил на ней в апреле этого года – на концерте памяти Мариса Лиепа. Сцена непростая – огромная, с непривычным «для чужих артистов» наклоном. Но невозможно не оценить то, что здесь всё сделано для того, чтобы артист выходил и показывал самый высокий уровень танца. - А узнаваем ли театр в целом? Было ли ощущение, что Вы вернулись в то время, когда совсем юным артистом исполняли на сцене Большого балет «Этюды» (в рамках фестиваля «Золотая маска»). - Нет, ощущения возвращения в прошлое не было. И театр изменился, и я стал другим. Когда я приезжал выступать сюда восемь лет назад, я был солистом с двухлетним стажем работы в театре. Всё вокруг меня очень впечатляло и вдохновляло – я ходил по старому театру, вдыхал его запах, и с трепетом думал о том, что здесь, именно здесь! выступали такие великие мастера, как Галина Уланова, Владимир Васильев, Марис Лиепа… и я – мальчишка, сейчас невольно наступаю на их следы… впитываю в себя их энергетику… Всё движется вперёд и искусство, и техника. Сегодняшняя сцена Большого театра не могла сохранить в абсолюте свой прежний вид, от которого «пахло историей», но зато она стала очень удобной для современных спектаклей. Наш Мариинский театр тоже идёт по этому пути – в мае планируется открытие Мариинки-2, а наше очень-очень любимого старое здание закроется на реконструкцию. Это неизбежно. - Вы ходили на утренний класс в Большом театре. Понравились ли новые репетиционные залы? - Очень! Я ходил заниматься в первый зал, который находится на седьмом этаже в историческом здании. Насколько я понял, он повторяет размеры и покат исторической сцены – это очень удобно для артистов. У нас в театре на время утренних классов ребята приносят железные палки (станки) и ставят их в центр зала, потому что не всем хватает места. А в Большом можно придерживаться старинной традиции: балерины и премьеры стоят у центрального станка и смотрят на себя в зеркало, кордебалет занимается сбоку. - Сколько дней ушло на подготовку дебюта в Москве? - Шесть. Больше не было возможности в связи с моей колоссальной (без кокетства) занятостью. У нас была договорённость с художественным руководителем балетной труппы Большого театра Сергеем Филиным о том, что в начале этого сезона я станцую спектакль с труппой Большого театра, мне этого очень хотелось, и как только у меня выдалась свободная неделя, я рванул в Москву. - Работать с Андреем Меркурьевым, как с педагогом-репетитором, это Ваш выбор? - Так сложилась ситуация. Я должен был подготовить свой дебют с педагогом-репетитором Большого театра Александром Ветровым, но он был очень занят на постановочных репетициях «Ивана Грозного». Я боялся упустить время. Нужен был взгляд со стороны с первых шагов работы в зале. И я благодарен Андрею за его отзывчивость – он приехал на первую мою репетицию помочь. Мы давно знаем друг друга и понимаем (работали вместе в Мариинском театре). И для меня, и для Сергея Юрьевича Филина важен был конечный результат – спектакль – поэтому вопрос, является на данный момент Андрей Меркурьев официальным педагогом театра или не является, оказался вторичным. - Вы были знакомы с версией «Лебединого озера» Юрия Григоровича раньше? - Мне присылали видеозаписи из Москвы – спектакли в исполнении Андрея Уварова и Руслана Скворцова. В Москве перед своим выступлением посмотрел уже «живой» спектакль Руслана Скворцова – у него хорошо сделана роль. Версия Юрия Григоровича сложная – очень много танцевального языка – красивого, благородного, мужского – задействован весь технический арсенал танцовщика. Много возможностей показать себя, как артиста, раскрыть разные черты своей натуры, показать перемену характера. Это «Лебединое озеро» создано для сильных духом молодых людей, в которых есть харизма.

- Ваш Зигфрид Московский перенял манеры Зигфрида Петербургского или стал совсем другим персонажем? - Московская и петербургская школа сильно отличаются. Версии «Лебединого озера» в Мариинском и в Большом отличаются тоже. Времени у меня было немного. Что я мог сделать? Выучил хореографию и станцевал – так, как умею. Осознаю, что к моменту дебюта «обмозговать» до конца философский спектакль Григоровича не успел. Но признаю, что приобрёл бесценный опыт, открыл для себя много нового. С удовольствием станцевал бы этот балет опять. Уже по-другому. - Расскажите свою историю Принца Зигфрида. - В спектакле Юрия Григоровича всё иносказательно. Белый лебедь – это первая любовь, очень чистые отношения, которые влекут за собой очень непростые последствия. Чёрный лебедь – плод фантазии влюблённого, который видит не правду, а то, что хочет видеть. В разлуке с девушкой, которая действительно дорога его сердцу, но в силу определённых обстоятельств труднодоступна, неуловима, Зигфрид, мечтая, наделяет иную девушку её достоинствами. Злой Гений – разум Принца – творит чёрное дело, в то время как сердце изнывает в сомнениях. Мысленно Принц убеждает себя в том, что Одиллия – та же Одетта, и что с ней он обретёт то самое счастье, которого желал. Но Зигфрид жестоко обманывается. Жизнь выбрасывает его на пустой берег – ошеломлённого. Финал – это не реальные события (то есть, Зигфрид не приходит на озеро, не встречается с Одеттой, не просит прощения у неё, не становится свидетелем её реальной смерти). Финал спектакля – это опять-таки размышления Принца, его неизбежный приговор самому себе, диалог его сердца, которое не хочет расставаться с верой в счастье, и разума, который лишает Принца этой веры. Одетта не гибнет – она жива, но безвозвратно ушла её любовь из жизни Зигфрида, Принц больше никогда не сможет быть с нею вместе. Нет живого трепетного сердца, нет глаз, за которыми хочет лететь душа… Даст ли жизнь второй шанс? Вопрос остаётся без ответа. Это один из вариантов интерпретации образа, спектакля, но их множество… Не хочу никому навязывать своего мнения. Не только каждый артист, но каждый зритель волен понимать спектакль по-своему. И я говорю сегодня так, но допускаю, что завтра мой взгляд на это «Лебединое озеро» изменится. - Московские зрители отличаются от петербургских? - В Москве публика шумная и весёлая, меня принимали очень тепло – это лестно! В Петербурге публика более холодная, как и наш город. Но если тебя там полюбили, то точно не на один вечер – навсегда. - Как Вы чувствуете музыку балета? Светлое или тёмное начало доминирует в ней? - Они равны. Поэтому и счастливый финал нашего петербургского спектакля, и трагичный финал Вашего московского оправданы. Люблю счастливые финалы в красивых историях. Все их любят. Но они редко случаются. И Григорович не зря закончил балет на пессимистичной ноте. - Московская версия «Лебединого озера» не стала Вам ближе петербургской? - Нет, конечно. Мне всё равно ближе наш спектакль. Я танцую его уже на протяжении восьми лет, он продуман до мелочей. Мне нравится долгие годы жить в одном спектакле, это интересно. И ещё… я люблю сказки. - А Вы считаете, в нашей жизни есть место сказке? - Да. Это свет глаз любимого человека в ответ на твоё стремление порадовать или удивить. - Романтические истории, подобные тем, что случаются с Вашими персонажами в спектаклях, случались с Вами в реальности? - Рассказывать об этом никогда не стану… - Когда можно назвать любовь счастливой, а когда несчастной? - Вы знаете, люди наверное могут быть счастливы и счастливой, и несчастливой любовью, как бы это парадоксально не звучало. Но я считаю, что отношения между мужчиной и женщиной должны строиться исключительно на уважении и понимании друг друга, на доверии, на дружбе. Такое, вроде бы, банальное выражение, как «семья – одно целое», много значит для меня. Бережно нужно относиться друг к другу. - Вы танцевали спектакль с Екатериной Крысановой (Одетта-Одиллия) и Юрием Барановым (Злой гений). Насколько я знаю, это Ваше первое творческое сотрудничество с этими артистами… - Да, первое, но мне было очень комфортно и приятно танцевать с ними. Я чувствовал их увлечённость спектаклем, их любовь к нему, и чувствовал, что они относятся ко мне не как к гостю, а как к родному, желают «посвятить меня во все тайны». Благодарю!

Автор: Вера ЧИСТЯКОВА, фото: Ирина ЛЕПНЁВА
Просмотров 6352
Последние новости
| |
|
|
|
Новости В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев" На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.
На Новой сцене Большого Чистосердечное китайское признание На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.
Путешествие легендарного пейзажаВесна патриарха На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.
Танцовщик Георги Смилевски ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
|
|
|
|
|
|
Публикации До старта Форума осталось 30 дней Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".
На форуме ожидается около 2000 человекДвижение развивает мозг "Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.
Физическое развитиеИнклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
|
|
|
|