14/01История с сарабандой
В Государственном институте искусствознания состоялась презентация перевода старинного трактата Рауля-Оже Фейе «Хореография, или Искусство записи танца». Книгу, изданную на французском языке в 1700 году и за триста лет ставшую настольной для балетных «профи», впервые можно прочесть по-русски. Перевод сделала Наталья Кайдановская – хореограф, преподаватель Московской консерватории, специалист по реконструкциям старинных танцев. Последовавший за презентацией концерт-дивертисмент был призван показать согласие теории с практикой.
В наши дни мода на аутентичность в музыке захватила и смежные искусства. В Европе и в России существуют специальные общества по изучению и реконструкции танцев. При этом обращаются к первоисточникам – старым танцевальным трактатам. До недавнего времени они существовали лишь на иностранных языках, а переводы ходили по рукам в рукописях. «Хореография» – первый на русском языке опыт доступного «путеводителя» по движению эпохи барокко. В трактате зафиксирован канон «dance noble» – благородного танца, из которого в будущем вырос классический балет. Танец в XVII веке был важной частью придворного ритуала и жизненного уклада аристократии. Он даже менял политические реалии. В «Трех мушкетерах» Дюма не зря упоминается история с сарабандой, ставшая причиной ненависти кардинала Ришелье к королеве Анне Австрийской. (Сарабанда – испанский танец, который влюбленный в королеву кардинал, если верить мемуарам современников, станцевал перед Анной, жестоко высмеявшей поклонника). При дворе французских монархов танец процветал – его обожали оба Людовика, Тринадцатый и Четырнадцатый. В придворных спектаклях, балетах и маскарадах складывались балетные позиции, оттачивались па, происходила театрализация действия. И появились книги, в которых обобщался накопленный опыт. Учебник Фейе – итог нарастающего профессионализма. Автор впервые использовал специальные знаки нотации, в которых графически зафиксировал танцевальные фигуры. Кстати, Фейе придумал и слово «хореография» (от греческих слов «запись пляски»). Наталья Кайдановская – практик, бывшая балерина Большого театра, и страсть к старинной хореографии у нее возникла из интереса к истокам профессии. Концерт по трактату переводчица устроила под флейту, скрипку, ударные и клавесин. Исполнители показали, как на деле срабатывает нотация Фейе. В его недвусмысленной системе ясно, в какую сторону танцующие обращены лицом, куда и с какой скоростью они продвигаются и поворачиваются, как шаги связываются в комбинацию, какое па предназначено партнеру, а какое – партнерше, как поставлены руки и должна ли нога подниматься в воздух. Здесь, в отличие от многочисленных реконструкций балетов XIX века, часто основанных на несовершенных записях, царит точность. Увиденное лишь частично было похоже на историко-сценический танец из балетов: от па, не препарированных академическим искусством, веяло неподдельной дворянской манерностью. Были показаны «Характеры танца» – танцевальная сюита, созданная некогда для знаменитой танцовщицы Франсуазы Прево. В паванах, менуэтах, жигах и гальярдах можно было представить манеру барочного танца – «кружевную» мелкую технику ног, прямой корпус, закругленные руки с выразительными «вычурными» кистями и игривую ритуальность. Если артист Большого театра Александр Пшеницын, выворачивая ноги, показывал, как из развлечения в конце концов получилась классика, то ансамбль Time of Dance при Московской консерватории (студенты Кайдановской, только осваивающие премудрости старины) демонстрировал, что танцы в XVI–XVII веках во многом принадлежали любителям. Конечно, до аутентичности этому зрелищу далеко: «старинные» одежды участников – списанные (за ненадобностью) костюмы из Большого театра. Для сравнения с барокко были представлены танцы – предшественники эпохи Ренессанса. В финале Кайдановская учила зрителей танцевать бранль – быструю народную пляску. Автор концерта лелеет мечту о полноценной постановке мольеровского «Мещанина во дворянстве» – с многочисленными балетными интерлюдиями оригинала и в восстановленных по подлинным рисункам аутентичных костюмах. Старинный танец, по мнению Кайдановской, столь же важная часть европейского культурного наследия, как театры но и кабуки – для Японии. И вообще, интересно же знать, как выглядел мерлезонский балет, во время которого д’Артаньян доставил королеве алмазные подвески.
Просмотров 6377
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|