03/03Одухотворённая гимнастика
«Симфония–Эвритмия» – это совместный проект двух замечательных коллективов, швейцарской труппы «Гётеанума» и немецкого ансамбля Эльзы Клинк. Первый концерт «Симфонии-Эвритмии» состоялся в 2004 году. С этого момента группа успешно выступает во многих крупных театрах Европы. Труппа «Гётеанума» («Goetheanum-Buhne») была создана в городе Дорнах близ Базеля, где зарождалось искусство эвритмии. Постоянным местом представлений этого коллектива является концертный зал великолепного дворца «Гётеанум», построенного по проекту Рудольфа Штайнера. Это самая известная эвритмическая труппа, с успехом выступающая в разных странах, определяющая основные направления развития художественной эвритмии. Ансамбль Эльзы Клинк («Else-Klink-Ensemble») также имеет непосредственное отношение к истокам этого искусства. В 1924 году Рудольф и Мария Штайнер основали в Штутгарте «Эвритмеум» – школу и место для интенсивной творческой работы по развитию искусства эвритмии. С 1935 года им руководила Эльзе Клинк, чье имя носит теперь эвритмический коллектив. Благодаря ее целеустремленности и блестящему артистическому мастерству, ансамбль «Эвритмеума» завоевал признание и любовь в обществе, а также международный успех. Последние годы труппа проекта «Симфония-Эвритмия» неизменно выступает с оркестром «Гнесинские виртуозы» под управлением заслуженного артиста России Михаила Хохлова, представляя европейской публике произведения Шутца, Моцарта, Бетховена, Брукнера, Дворжака, Шостаковича, Шнитке, Губайдуллиной.
Сентябрьским вечером в зале «Дворца на Яузе» было многолюдно, и неспроста, явление эвритмии в России редкость, поэтому полюбоваться на танцевальное чудо собрался весь танцевальный и музыкальный бомонд. Как значится в программке «эвритмия» – это художественная форма выражения музыки в движении и пространстве. Тело исполнителя становится как бы звучащим инструментом, передавая все художественные и смысловые оттенки музыки. Причём сейчас существует три основных направления эвритмии: художественное, педагогическое и терапевтическое. В нашем случае зрителям предлагалось оценить спектакли художественного направления. Однако хоть и неожиданный, но явный психологический лечебный эффект от него на лицо. На красном бархате зрительских кресел царило полное умиротворение все 2 часа, и лишь в конце каждого спектакля зал взрывался аплодисментами и криками «браво». Первое произведение - «Шотландская симфония» Феликса Мендельсона. На сцене в полной тишине появились исполнители в красно-зелёных шифоновых одеяниях, они начали двигаться - плавно и спокойно, а спустя несколько секунд по взмаху дирижёрской палочки зазвучала музыку, в которую тут же вплелись движения танцоров. Лирические ноты с первых минут создали в зале совершенно особенную атмосферу. Лёгкое трепетание свободных хитонов артистов создавало дополнительную музыкально-движенческую вибрацию, и воздух в зале трепетал от каждого, даже самого незаметного, взмаха руки танцовщиков. Надо сказать, что именно руки составляли основу хореографического инструментария, они, словно чуткий камертон, улавливали малейшие метаморфозы музыки. Начиная от плеча и заканчивая кончиками пальцев, совершали взмахи, разные по динамике и траектории, колыхались из одной стороны в другую, пускались в волнообразные змеевидные колебания, вибрировали и опадали. Ноги выполняли по большей части функцию перемещения в пространстве. Собираясь в различные рисунки и, как калейдоскоп, меняя их соответственно музыкальным преобразованиям, интернациональная группа танцоров, словно парила над полом. Основное отличие эвритмического искусства от традиционной хореографии в отсутствии позиций, движения корпуса практически незаметны, а ног часто размыты, они лишь переносят танцора в пространстве и играют пассивную роль. Что касается хореографического рисунка, в этом произведении, да и в целом в эвритмическом творчестве, он очень красив и разнообразен. Необычные построения, мощные массовые переходы, технически сложные, выверенные буквально до миллиметров, смены траектории пути.
Спектакль композиционно можно разделить на 3 части, которые отличаются друг от друга настроением и преобладанием мобильности или статичности в преобразованиях тела. В первой части спектакля коллектив выступает в роли своеобразного оркестра. Он разбит на группы, каждая из которых словно один музыкальный инструмент. Они вступают в определённые моменты игры именно своей партии. Стилистически их движения тоже разнообразны и являют собой то-самое выражение музыки через движение, дословно показывая звуковой материал на пальцах, причём в буквальном смысле слова. Вторая часть произведения, в которой танцоры предстают в бело-жёлтых хитонах, более динамичная. Бравурная музыка, под которую танцуют лёгкие, как свежий ветерок, люди, вся пронизана солнцем. Руки здесь более живые и подвижные, можно сказать порхающие, шаги и переходы более быстрые. Пикантности добавил один из танцоров, его забавно- утрированный прощальный battement вызвал в зале весёлый хохот. Наконец третья, пожалуй, самая яркая часть. В заключении артисты решили использовать весь арсенал цветовой палитры: буйство красок, царящее на сцене перекликалось с разгулом хореографической фантазии. Сначала на сцене появилась исполнители в голубых с зелёным хитонах, всё того же свободного кроя, к ним присоединились танцоры в сиреневых костюмах. И если движения первых были легки и воздушны, то с появлением вторых, переходы, волны и взмахи рук стали более размеренными и мощными. Казалось, что артисты закрыты, погружены глубоко в себя, и лишь время от времени выныривают на поверхность бренного бытия. Смена музыкальной темы и, как следствие, настроения исполняемого просматривалась и чувствовалась очень чётко. Размашистые мазки руками по воздуху сменялись нежными и убаюкивающими колебаниями. Девушки в заключительной части были возвышенны и романтичны, а манера мужчин - более жёсткая, сочетающая в себе упругие и динамичные движения под своеобразный марш. На этой мажорной ноте закончился первый спектакль. После антракта и обсуждения увиденного зрители вернулись в зал. К тому времени сбоку сцены уже обосновался ксилофон. Третий звонок, и зазвучала труба, а следом многоголосое фортепиано. В самом центре площадки опустили кусок белой ткани, который, словно столп света, озарил всё вокруг. Задник на этот раз был прозрачным и за ним хорошо просматривались фигуры людей. Музыкальный материал: «Ламентате» Арво Пярта – это песнь оплакивания, он многообразен и широк: от поступательных плавных до громких и объёмных нот. Представление состоит из сольных партий и общих кусков. Под звуки барабанов фигуры за прозрачной стеной оживают, а с вступлением громогласного пиано начинают танцевать, постепенно продвигаясь на авансцену. Весь рисунок второй постановки состоит из чётких геометрических рисунков и кругов. Поначалу кажется, что исполняет постановку совершенно другая танцевальная компания, все движения более техничные, насыщены мощной энергетикой. Очень хороши сольные куски: партия девушки под одинокий звук клавиш – вздрагивающие, трепещущие кисти и чуть скованные плечи, все пластические миниатюры в полукруге танцоров (напоминающие ритуал молитвы), у мужчин лёгкие точки руками в воздухе на музыкальные акценты. Надо сказать, что особенную атмосферу этого представления создала именно музыка, насыщенная эмоциональными переливами, она проникает во все клетки тела и наполняет потрясающим ощущением гармонии. Особенно стоит отметить потрясающий звук ксилофона, напоминающий падение капель тихой ночью. Он нагнетает обстановку и создаёт чувство безотчётного ожидания чего-то. Благодаря такому музыкальному сопровождению все танцоры будто светятся изнутри, их лица одухотворены, а жесты волнующи и притягательны. Спектакль закончили очень эффектной сценой метания людских фигур по всей площадке. Наконец, смолкла музыка и угасли движения артистов, они склонились в красивом поклоне, а зал утонул в аплодисментах.
Состав труппы проекта «Симфония-Эвритмия» более, чем разнообразен: в нём участники различных возрастов, типажей и комплекции, однако это вовсе не портит впечатление, а скорее создаёт целостную картину и более независимый образ. Вряд ли у исполнителей есть профессиональная хореографическая подготовка, скорее тонкое чувство музыки и ритма. Их движения порой недостаточно слаженны, они отличаются по манере, несмотря на единую смысловую нагрузку. Но это, пожалуй, единственный недостаток коллектива. Знакомство России с эвритмией, вот уже несколько лет, будоражащей Европу, прошло удачно, надеемся на плодотворное общение в будущем!
Фото Александр Аристов
Автор: Даша Даль
Просмотров 6999
Последние новости
| |
|
|
|
Новости 3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов. Откровения организатораЗагадка "Щелкунчика" В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству. Попробовала купить билетБилеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет. Продажи билетов на 30 и 31 декабряMoscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. Новый год — это невероятно душевноВеди и следуй С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах. Итоги FROG NGПутешествие по волнам сказок В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей. Чемпионат России по секвеюФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране. 21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар" В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. Она услышала балет ...В Петербурге пройдет благотворительный гала-концерт звезд балета Благотворительный гала-концерт "Звезды Петербурга" пройдет 14 октября на сцене Александринского театра. Вырученные средства направят на техническое обеспечение православной Свято-Владимирской школы при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Директором школы является игумения София. |
|
|
|
|
|
Публикации 10 главных русских хореографов всех времен Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном. Общественное достояниеТанцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей. Интервью с Милой КомраковойЗначение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь” Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс. Танцевать могут абсолютно все!Современный танец изнутри Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула. Омский хореограф о любви к движениюУ меня есть большая танцевальная мечта В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. Интервью с Ксенией МихеевойИстория танцев Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства. С точки зрения спортаКак танцы тренируют тело и развивают мозг "Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Танцующий домНовосибирский "Спартак" увидят в Таиланде Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда. с 9 по 12 октябряЧем отличается новая "Раймонда" Андриса Лиепы от предыдущих версий Этим спектаклем театр "Кремлевский балет" закрывает последнюю лакуну, остававшуюся в его освоении классических балетов Мариуса Петипа. Поздний шедевра хореографа вообще до недавних пор считался уделом исключительных театров, таких как Мариинский, Большой, Парижская опера. |
|
|
|