В ЦРК «Художественный» (Самара) открыли выставку «Браво, артист!», посвященную 100-летию со дня рождения Юрия Никулина. Здесь можно увидеть семейные и фронтовые фотографии, а также кадры из картин с его участием, узнать о жизненном пути великого лицедея.

Никулин был любим народом и как цирковой клоун, и как талантливый киноактер. На манеже его главной задачей было веселить людей. Народный артист СССР повторял: «Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня».
Глядя на умопомрачительные пантомимы, которые Никулин разыгрывал вместе со своим партнером Михаилом Шуйдиным, никто и подумать не мог, что перед ними фронтовики, знающие цену жизни и смерти. Юрий Владимирович — кавалер ордена Отечественной войны, награжден боевой медалью «За отвагу», Шуйдин — участник Сталинградской битвы, отмечен орденами Красного Знамени и Красной Звезды. На выставке можно увидеть редкие фотографии Никулина с боевыми товарищами, с другом детства и также фронтовиком Маратом Вайнтраубом. Не может не тронуть снимок, сделанный в мае 1945 года: возмужавшего сына, красавца в парадной форме встречает с букетом цветов мама Лидия Ивановна Никулина.

Разумеется, все накопленное в годы войны — мысли, чувства, переживания — требовало выхода. И, к счастью, артист цирка получил эту возможность в кино. Началось все с эпизодической роли в фильме «Девушка с гитарой». Юрий Владимирович подошел к ней творчески, добавил несколько смешных трюков. И его герой запомнился зрителям наряду с главными действующими лицами. Но сам новоиспеченный актер был недоволен:
— Впервые увидев себя на экране, я остолбенел. Неужели я такой? Не считая себя красавцем, я, в общем-то, думал, что выгляжу нормальным человеком, а тут на экране полный кретин с гнусавым голосом, со скверной дикцией.
Конечно, в первую очередь о нем подумали, как о незаурядном комике. «Пес Барбос и необычный кросс» — одна из новелл фильма «Совершенно серьезно», поставленного Леонидом Гайдаем, познакомила публику с незабвенной троицей — Трусом, Балбесом и Бывалым. Никулин признавался:
— Популярным меня сделало кино. Публика видела во мне балбеса, а я публике подыгрывал.
Однако некоторые режиссеры разглядели огромный творческий потенциал актера. В фильме «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова раскрылся драматический талант исполнителя. В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» Никулин убедительно сыграл трагическую роль монаха Патрикея. Но особенно поразили публику его герои — участники войны. Картины «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа проявили всю глубину таланта артиста. Его игру отличает глубокое проникновение в образ и подлинный внутренний драматизм. А главное, артист знал не понаслышке, что такое война и каково людям, вовлеченным в эту трагедию.

Много прекрасных ролей было сыграно, но на еще большее количество предложений Никулин не смог ответить положительно. Ведь на первом месте у него всегда было его детище — цирк на Цветном бульваре. Например, артист прошел пробы и был утвержден на роль штабс-капитана Тушина в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука. Но помешали гастроли цирка в Куйбышеве, отменить которые Никулин не мог.

Великий клоун и коллекционер анекдотов с особой любовью относился к нашему городу. Однажды он рассказал режиссеру Эльдару Рязанову случай с простым автомехаником. Тот, разоблачая махинации дирекции автоколонны, в результате подставы оказался в тюрьме, а выйдя на волю, решил мстить расхитителям социалистической собственности, угоняя их личные автомобили. Причем, уверял комик, происходило это точно в Куйбышеве. Услышав имя своей малой родины, Рязанов ухватился за сюжет. Однако, как они вместе с соавтором сценария Эмилем Брагинским впоследствии ни искали сведения о подобном происшествии, ничего конкретного найти не смогли.
Автор: Татьяна Гриднева
Просмотров 1563