В зале "Стравинский" - впервые с гастролями в России итальянская труппа NoGravity Dance Company с балетом "Трилогия". Событие знаменательно тем, что свою открытую не так давно после восьмилетней реконструкции сценическую площадку знаменитый оперный театр впервые уступил балетной труппе. Основанная хореографом Эмильяно Пеллисари ровно десять лет назад компания для своего дебюта в Москве припасла сенсацию - балет с трюками в духе цирка Дю Солей, навеянный "Божественной комедией" Данте.
"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины"… Эти, знакомое каждому культурному человеку, чеканные терцины Данте Алигьери, 750-летие со дня рождения которого, в этом году отмечает весь мир, и есть три первые строчки открывающие "Божественную комедию"… Потрясающее и до сих пор леденящее душу современного человека описание загробного мира и одновременно анталогия мира человека средневекового…
Мы уже давно привыкли к тому, что в балет все глубже внедряется в сферу серьезной литературы и высокой поэзии. "Анна Каренина" Толстого, "Братья Карамазовы" Достоевского, Пушкин, Байрон, Лермонтов… "Трилогия" итальянского хореографа Эмильяно Пеллисари в свою очередь навеянная бессмертным произведением великого итальянского поэта и мыслителя - это три части на которые распадается дантовская поэма: "Ад", "Чистилище" и "Рай". По признанию хореографа отправной точкой в его зрелищно-философском хореографическом построении стала идея воплощения "надмирного измерения", пространства в которое перенесутся 13 актеров буквальным образом паря в воздухе и изображая "невесомые души" описанные в "Божественной комедии".
Ведь балет Пеллисари подобно синтетическим балетам эпохи Возрождения - это соединение различных искусств: танец и цирк, тут, к примеру, предстанут в органическом единстве. Вспоминается в этом балете также к техника барочных постановок с их причудливыми театральными обманами, с помощью которых занятые в спектакли танцовщики, акробаты и актеры попытаются, часть за частью воссоздать хореографическими средствами дантовскую историю восхождения.
Стиль хореографа Эмильяно Пеллисари критики определяют как "причудливую изобретательность". "В его спектаклях всё построено на игре телодвижений и театральной машинерии, которую хореограф изучал, постигая методы эллинистического театра, фантастического сценического пространства эпохи Возрождения и механических изобретений семнадцатого века. Фигуры, не подчиняющиеся законам гравитации, игры, необъяснимые для понимания. Истинная головоломка для зрителя, но и одновременно большое наслаждение невероятной хореографией и необычной сценографией" - напутствует зрителей, например, издание Il Giornale.
Мужчины и женщины, земные и надмирные, смертные и бессмертные, описанные в "Божественной комедии" Данте, в концепции Пеллисари – лишь воспоминания, видения, желания, идеи. Соответственно и путь из ада в рай в балете постепенно дематериализуется: узнаваемые в начале спектакля отсылки к поэме и её персонажам мало-помалу становятся менее явными все более приобретая черты свойственного балетному искусству обобщения. Этому способствует и музыка, которая от начала к концу повествования теряет мощь и переходит в сферу эфемерного звучания электронных инструментов.
- Хотя коллектив объездил весь мир, В Россию он приезжает впервые – рассказал "МК" худрук "Геликон-опера" Дмитрий Бертман. – Это первая балетная труппа, которая выйдет на нашу сцену. И вообще это первые зарубежные гастроли на сцене нашего театра после реконструкции, и они станут первым опытом сотрудничества театра "Геликон-опера", посольства Италии в России и итальянского института культуры в Москве, с помощью которых эти гастроли, собственно, и были организованны. Работают артисты на грани между балетом и акробатикой, используя постановочные трюки в цирковом духе. А для того, чтобы этот спектакль провести нужна определенная технология сцены - это одна из причин почему в России этот коллектив ещё не был. Такое технологическое оборудование у нас есть , поэтому мы уже через несколько дней с радостью принимем этот театр из Италии.
Просмотров 3237