На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2992; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
30/10Танцор не бывает без секрета, а секрет - без науки.

У каждого журналиста есть мечта: когда-нибудь написать книгу воспоминаний о своей работе и посвятить всем тем, с кем ему повезло встречаться. Ведь среди людей, так или иначе вызывающих журналистский интерес есть не просто интересные личности, но и те, деятельность которых удивила и продолжает удивлять мир…

 

Одно из этих имен – хореограф и балетмейстер Игорь Есаулов. Молодой студент ГИТИСА в 1965 году для показа на Всесоюзном хореографическом конкурсе поставил номер «Солдат и смерть» на музыку С.Прокофьева. Конкурс проходил в Москве, в зале Чайковского. Для выступления Есаулов выбрал учащихся хореографического училища Петра Корогодского и Агнессу Балиеву. Молодые танцоры стали лауреатами первой премии, а начинающий балетмейстер начал свою большую творческую карьеру.

 

Не оставляйте стараний, маэстро!

Игорь Есаулов родился в Сестрорецке Ленинградской области. В войну всю блокаду прожил в Ленинграде. Потом с семьей переехал в Пермь, где в 1948 году поступил в хореографическое училище, в котором преподавала его тетя Ксения Есаулова, одна из любимых учениц знаменитой в балетном мире Агриппины Вагановой. После окончания стал солистом балета казанского оперного театра. Его дальнейшая артистическая жизнь проходила в Перми, Кишиневе, Куйбышеве, Сыктывкаре.

Однако душа всегда рвалась в столицу, в центр балетного искусства. И в 1963 году Игорь стал студентом Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского в классе профессора, народного артиста СССР Леонида Лавровского. А еще чуть позже был принят педагогом - репетитором и постановщиком в Большой театр под руководством Юрия Григоровича. Практиковался Есаулов и во вновь созданном “Классическом ансамбле СССР” у Игоря Моисеева, ездил неоднократно на стажировки в Ленинград к известным мэтрам балета Константину Сергееву, Леониду Якобсону, Борису Шаврову. После ГИТИСа работал главным балетмейстером в оперных театрах Новосибирска, Горького. В эти же годы глубоко изучал фольклор, преподавал в хореографических училищах. Создал много оригинальных постановок, в том числе балеты “Щелкунчик” П.Чайковского, “Сюимбике – птица счастья” Ф.Яруллина, “Коппелия” Л.Делиба, “Авиценна” Р.Вильданова, множество танцев в драматических и оперных спектаклях, а также отдельных номеров и постановок в ансамблях, театрах, на эстраде. Стал трижды лауреатом балетмейстерских конкурсов.

 

Балет – это не только искусство…

Сейчас Игорь Есаулов живет и работает в Ижевске. Удмуртия как родина П.И.Чайковского в разные годы привлекала и привлекает к себе внимание многих известных людей, желающих осуществить здесь свои творческие замыслы. Есаулов стал не только одним из главных основателей Государственного театра оперы и балета в республике, но и реализовал свои мечты по созданию печатных трудов в области хореографии.

Следует сказать, что имеющийся (сегодня, к сожалению, мало издаваемый и почти не переизданный) книжный репертуар о балете представлен в основном мемуарной литературой, среди которой можно прочесть разве что истории из жизни столичных театров и воспоминания известных танцовщиков. Вы почти не найдете более или менее серьезных учебников и методических пособий, обобщающих многогранный опыт русской и советской хореографической школы. Целая плеяда мастеров танца, представляющая различные направления и имеющая свои секреты в технике и приемах балетного искусства, практически не оставила после себя даже каких-либо заметок. А из той немногочисленной литературы, которая дошла до нас, трудно уяснить стиль и направления работы мастеров прошлого.

Единственными фундаментальными произведениями в области хореографии можно назвать книги «Основы классического танца» А.Вагановой(1936, 1963 гг) и «Классический танец» Н.Тарасова (1971, 1981 гг.). Эти труды для хореографии неоценимы. В них впервые поставлена ясная задача – что надо делать и по каким правилам. Что же касается мировоззренческой литературы, то здесь долгое время существовал огромный пробел, который остро ощущали профессионалы. Известный ленинградский балетмейстер Олег Виноградов говорил: «…Мы не имеем ни критериев, ни понятий, ни теории. В противном случае все, что мы делаем – самодеятельность …». Игорь Есаулов считает, что самодеятельность в балете является результатом отсутствия научных знаний. А ключ к знаниям может дать только хореонаука. Именно это подтолкнуло его к написанию материалов, объясняющих балетное искусство на основании научных законов.

 

Я знаю, как думает тело

Это не был каприз отдельного человека, позиционирующего на собственную исключительность. Четыре века существования балета позволили выделить в нем самое важное. Но много ли нашлось людей, которые были готовы посвятить свое время обобщению этого бесценного материала, основанного еще и на личном опыте? Проработав всю свою жизнь в балете, Игорь Есаулов не только разработал, но и описал в своих книгах апробированную и запатентованную методику четырехлетнего обучения артиста вместо принятой восьмилетней системы. Он доказал, что все секреты, имеющиеся в арсенале высокопрофессионального танцора или балетмейстера, это не что иное, как приемы и методики, основанные на научном знании анатомии, биомеханики, психологии, лингвистике, эстетике и других науках. Что творчество, которое является важнейшим фактором балетного искусства и хореографии так или иначе есть результат действия Закона «Третьей сигнальной системы» человека». И как вывод - знание первопричин даст возможность хореографии сделать огромный рывок в ее развитии. Это сегодня объясняет Игорь Есаулов через свои профессиональные издания.

Он регулярно проводит семинары для преподавателей хореографических училищ, вузов, педагогов и артистов театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Казани. Много работает в Ижевске. Преподавательская практика и общение с профессионалами показали, что далеко не все, даже очень опытные хореографы могут пояснить такую простую вещь как, например, должна правильно лежать рука на станке. И что нужно сделать, чтобы спина танцора была всегда прямая, но подвижная. Не держать же все время карандаш между лопатками, как это советуют некоторые «специалисты». Сам Есаулов утверждает, что уже в первые минуты движения танцора он может сказать об исполнителе многое, в том числе решить, как сделать корректировку. В принципе, этому могут научиться сегодня все желающие. Достаточно изучить книги, написанные Игорем Есауловым.

Сегодня им написаны уже девять книг о балетной науке. Эксклюзивность литературы не подлежит сомнению. Остается только сожалеть, что с книгами знакомы еще далеко не все, кто заинтересован в подобного рода профессиональной литературе. Радует тот факт, что Министерство культуры РФ совсем недавно выпустило письмо, рекомендующее использование книг и учебников Есаулова в хореографических училищах страны. Издания полезны и необходимы не только учащимся, но и практикующим балетмейстерам, преподавателям-репетиторам, артистам. Всем, кто посвятил себя танцу.

 

Пуантовых дел мастер

Профессор, президент, действительный член-корреспондент Международной славянской Академии наук, образования, искусств и культуры Игорь Есаулов известен не только как ученый, но и как специалист во многих областях, так или иначе связанных с хореографией. Например, как …изобретатель балетной обуви.

Можно подумать, что же здесь такого. А вы сами когда-нибудь держали в руках балетные туфельки? Это замысловатое «сооружение» по виду напоминает маленькую ладью с плоским, изогнутым по форме стопы дном и заканчивающееся «пятачком». Ходят легенды о том, как инженеры пробовали усовершенствовать балетную обувь, чтобы облегчить труд балерины. На самом деле, балет – это серьезное испытание не только для танцовщицы, но и .для балетных туфелек. Они изнашиваются настолько быстро, что за один спектакль балерина может сменить не одну пару пуант. И каждая пара должна быть проверена и разношена так, чтобы не намозолить ноги исполнительницы. Вот и начинается над ними колдовство. Представляете девушку, вооруженную молотком и тщательно отстукивающую им по носку пуант, чтобы сделать подошву сгибающейся? Современники вспоминают, как знаменитая балерина Ольга Лепешинская разминала пуанты, зажимая их в дверном проеме.

Поэтому нет ничего удивительного, что балетмейстер Игорь Есаулов задумался о балетной обуви. Ему, как никому другому известно, как обувь может влиять на работу артиста, танцующего по нескольку часов в сутки. Его ноу-хау по реконструкции подошвы пуантовых туфель, выполненной из толстой кожи и имеющей эффект сгиба в соответствии с изменениям стопы балерины уже запатентовано. Несколько пар новинок имеют счастливые обладательницы, которые уже знают, что такие пуанты будут служить им не один спектакль, а несколько лет. Остается заинтересоваться уникальными пуантовыми туфлями тем, кто готовит и производит в массовом порядке такие важные для балета вещи.

 

 

Хореодраматург в своей деятельности должен

опираться сначала на законы,

а уже потом на интуицию, талант, ремесло.

И.Есаулов

 

 

 

Ирина Соловьева

Спец.корр.




Просмотров 5214




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео