На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
30/10Танцор не бывает без секрета, а секрет - без науки.

У каждого журналиста есть мечта: когда-нибудь написать книгу воспоминаний о своей работе и посвятить всем тем, с кем ему повезло встречаться. Ведь среди людей, так или иначе вызывающих журналистский интерес есть не просто интересные личности, но и те, деятельность которых удивила и продолжает удивлять мир…

 

Одно из этих имен – хореограф и балетмейстер Игорь Есаулов. Молодой студент ГИТИСА в 1965 году для показа на Всесоюзном хореографическом конкурсе поставил номер «Солдат и смерть» на музыку С.Прокофьева. Конкурс проходил в Москве, в зале Чайковского. Для выступления Есаулов выбрал учащихся хореографического училища Петра Корогодского и Агнессу Балиеву. Молодые танцоры стали лауреатами первой премии, а начинающий балетмейстер начал свою большую творческую карьеру.

 

Не оставляйте стараний, маэстро!

Игорь Есаулов родился в Сестрорецке Ленинградской области. В войну всю блокаду прожил в Ленинграде. Потом с семьей переехал в Пермь, где в 1948 году поступил в хореографическое училище, в котором преподавала его тетя Ксения Есаулова, одна из любимых учениц знаменитой в балетном мире Агриппины Вагановой. После окончания стал солистом балета казанского оперного театра. Его дальнейшая артистическая жизнь проходила в Перми, Кишиневе, Куйбышеве, Сыктывкаре.

Однако душа всегда рвалась в столицу, в центр балетного искусства. И в 1963 году Игорь стал студентом Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского в классе профессора, народного артиста СССР Леонида Лавровского. А еще чуть позже был принят педагогом - репетитором и постановщиком в Большой театр под руководством Юрия Григоровича. Практиковался Есаулов и во вновь созданном “Классическом ансамбле СССР” у Игоря Моисеева, ездил неоднократно на стажировки в Ленинград к известным мэтрам балета Константину Сергееву, Леониду Якобсону, Борису Шаврову. После ГИТИСа работал главным балетмейстером в оперных театрах Новосибирска, Горького. В эти же годы глубоко изучал фольклор, преподавал в хореографических училищах. Создал много оригинальных постановок, в том числе балеты “Щелкунчик” П.Чайковского, “Сюимбике – птица счастья” Ф.Яруллина, “Коппелия” Л.Делиба, “Авиценна” Р.Вильданова, множество танцев в драматических и оперных спектаклях, а также отдельных номеров и постановок в ансамблях, театрах, на эстраде. Стал трижды лауреатом балетмейстерских конкурсов.

 

Балет – это не только искусство…

Сейчас Игорь Есаулов живет и работает в Ижевске. Удмуртия как родина П.И.Чайковского в разные годы привлекала и привлекает к себе внимание многих известных людей, желающих осуществить здесь свои творческие замыслы. Есаулов стал не только одним из главных основателей Государственного театра оперы и балета в республике, но и реализовал свои мечты по созданию печатных трудов в области хореографии.

Следует сказать, что имеющийся (сегодня, к сожалению, мало издаваемый и почти не переизданный) книжный репертуар о балете представлен в основном мемуарной литературой, среди которой можно прочесть разве что истории из жизни столичных театров и воспоминания известных танцовщиков. Вы почти не найдете более или менее серьезных учебников и методических пособий, обобщающих многогранный опыт русской и советской хореографической школы. Целая плеяда мастеров танца, представляющая различные направления и имеющая свои секреты в технике и приемах балетного искусства, практически не оставила после себя даже каких-либо заметок. А из той немногочисленной литературы, которая дошла до нас, трудно уяснить стиль и направления работы мастеров прошлого.

Единственными фундаментальными произведениями в области хореографии можно назвать книги «Основы классического танца» А.Вагановой(1936, 1963 гг) и «Классический танец» Н.Тарасова (1971, 1981 гг.). Эти труды для хореографии неоценимы. В них впервые поставлена ясная задача – что надо делать и по каким правилам. Что же касается мировоззренческой литературы, то здесь долгое время существовал огромный пробел, который остро ощущали профессионалы. Известный ленинградский балетмейстер Олег Виноградов говорил: «…Мы не имеем ни критериев, ни понятий, ни теории. В противном случае все, что мы делаем – самодеятельность …». Игорь Есаулов считает, что самодеятельность в балете является результатом отсутствия научных знаний. А ключ к знаниям может дать только хореонаука. Именно это подтолкнуло его к написанию материалов, объясняющих балетное искусство на основании научных законов.

 

Я знаю, как думает тело

Это не был каприз отдельного человека, позиционирующего на собственную исключительность. Четыре века существования балета позволили выделить в нем самое важное. Но много ли нашлось людей, которые были готовы посвятить свое время обобщению этого бесценного материала, основанного еще и на личном опыте? Проработав всю свою жизнь в балете, Игорь Есаулов не только разработал, но и описал в своих книгах апробированную и запатентованную методику четырехлетнего обучения артиста вместо принятой восьмилетней системы. Он доказал, что все секреты, имеющиеся в арсенале высокопрофессионального танцора или балетмейстера, это не что иное, как приемы и методики, основанные на научном знании анатомии, биомеханики, психологии, лингвистике, эстетике и других науках. Что творчество, которое является важнейшим фактором балетного искусства и хореографии так или иначе есть результат действия Закона «Третьей сигнальной системы» человека». И как вывод - знание первопричин даст возможность хореографии сделать огромный рывок в ее развитии. Это сегодня объясняет Игорь Есаулов через свои профессиональные издания.

Он регулярно проводит семинары для преподавателей хореографических училищ, вузов, педагогов и артистов театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Казани. Много работает в Ижевске. Преподавательская практика и общение с профессионалами показали, что далеко не все, даже очень опытные хореографы могут пояснить такую простую вещь как, например, должна правильно лежать рука на станке. И что нужно сделать, чтобы спина танцора была всегда прямая, но подвижная. Не держать же все время карандаш между лопатками, как это советуют некоторые «специалисты». Сам Есаулов утверждает, что уже в первые минуты движения танцора он может сказать об исполнителе многое, в том числе решить, как сделать корректировку. В принципе, этому могут научиться сегодня все желающие. Достаточно изучить книги, написанные Игорем Есауловым.

Сегодня им написаны уже девять книг о балетной науке. Эксклюзивность литературы не подлежит сомнению. Остается только сожалеть, что с книгами знакомы еще далеко не все, кто заинтересован в подобного рода профессиональной литературе. Радует тот факт, что Министерство культуры РФ совсем недавно выпустило письмо, рекомендующее использование книг и учебников Есаулова в хореографических училищах страны. Издания полезны и необходимы не только учащимся, но и практикующим балетмейстерам, преподавателям-репетиторам, артистам. Всем, кто посвятил себя танцу.

 

Пуантовых дел мастер

Профессор, президент, действительный член-корреспондент Международной славянской Академии наук, образования, искусств и культуры Игорь Есаулов известен не только как ученый, но и как специалист во многих областях, так или иначе связанных с хореографией. Например, как …изобретатель балетной обуви.

Можно подумать, что же здесь такого. А вы сами когда-нибудь держали в руках балетные туфельки? Это замысловатое «сооружение» по виду напоминает маленькую ладью с плоским, изогнутым по форме стопы дном и заканчивающееся «пятачком». Ходят легенды о том, как инженеры пробовали усовершенствовать балетную обувь, чтобы облегчить труд балерины. На самом деле, балет – это серьезное испытание не только для танцовщицы, но и .для балетных туфелек. Они изнашиваются настолько быстро, что за один спектакль балерина может сменить не одну пару пуант. И каждая пара должна быть проверена и разношена так, чтобы не намозолить ноги исполнительницы. Вот и начинается над ними колдовство. Представляете девушку, вооруженную молотком и тщательно отстукивающую им по носку пуант, чтобы сделать подошву сгибающейся? Современники вспоминают, как знаменитая балерина Ольга Лепешинская разминала пуанты, зажимая их в дверном проеме.

Поэтому нет ничего удивительного, что балетмейстер Игорь Есаулов задумался о балетной обуви. Ему, как никому другому известно, как обувь может влиять на работу артиста, танцующего по нескольку часов в сутки. Его ноу-хау по реконструкции подошвы пуантовых туфель, выполненной из толстой кожи и имеющей эффект сгиба в соответствии с изменениям стопы балерины уже запатентовано. Несколько пар новинок имеют счастливые обладательницы, которые уже знают, что такие пуанты будут служить им не один спектакль, а несколько лет. Остается заинтересоваться уникальными пуантовыми туфлями тем, кто готовит и производит в массовом порядке такие важные для балета вещи.

 

 

Хореодраматург в своей деятельности должен

опираться сначала на законы,

а уже потом на интуицию, талант, ремесло.

И.Есаулов

 

 

 

Ирина Соловьева

Спец.корр.




Просмотров 5466




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео