Представляем книгу Александры Смирновой "JAZZ класс", изданную при поддержке проекта "Танцевальный клондайк" Книга уже увидела свет и доступна для заказов в магазине творческой литературы КНИЖНАЯ СЦЕНА Редактор проекта Татьяна Сагайдачная встретилась с автором книги, чтобы побеседовать о книге и о джазовом танце в России.
.jpg)
- С чего началось Ваше знакомство с джазовым танцем?
- В возрасте 10 лет я оказалась среди учеников первой в России школы джазового танца, которой руководил Николай Васильевич Огрызков. Мое знакомство с джазовым танцем состоялось, когда его почти не было у нас в стране. В начале 1990-х годов джаз казался непонятным, экзотическим, очень свободным и дерзким, чем притягивал к себе интерес.
- Школу Н. Огрызкова можно считать феноменальным открытием?
- Николай Васильевич Огрызков был солистом ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Будучи очень профессиональным человеком, он понимал, что не сможет преподавать джаз так, как это делают американцы. Поэтому старался находить возможности приглашать зарубежных педагогов, чтобы ученики его школы принимали знания из первых рук. И сам, общаясь с носителями западной культуры, продолжал погружаться в идеологию джаза, открывать нюансы техники, изучать историю джазового танца. Можно сказать, учился вместе с нами, но на качественно другом уровне, уже профессиональном. Конечно, в те годы школа джазового танца Николая Огрызкова была уникальным явлением для нашей страны.
- Как родилась идея написания книги?
- В 1998 году в Москве открылся Центр современной хореографии "ВОРТЭКС". И в 16 лет, с дипломом о среднем профессиональном хореографическом образовании, мне посчастливилось попасть туда на работу и начать преподавать джаз-танец у малышей, потому что уже тогда я имела больше знаний о технике джазового танца, чем некоторые педагоги колледжей и институтов. Квота доверия со стороны руководителей Андрея и Ольги Тимофеевых была очень велика и я старалась их не подвести. Поступила в институт, посещала мастер-классы по современным направлениям танца, искала учебную литературу, отсматривала видео. Как и многие другие преподаватели, я очень нуждалась в теоретическом материале, стремясь глубже разобраться в методике джаза и понять, правильно ли я все делаю в работе с детьми. Но учебников по джазовому танцу в России тогда еще не было. Я аккуратно записывала движения, планы уроков, названия музыкальных композиций в блокнотики, которые всегда носила с собой. И однажды поняла, что если все это систематизировать, получится небольшое учебное пособие.
.jpg)
- Но потом учебники по джазовому танцу в России появились. Почему вы не оставили идею создания книги?
- Автором первого объемного учебника по джазовому танцу, написанного на русском языке и выпущенного в России, стал Вадим Юрьевич Никитин (профессор кафедры современной хореографии МГИК, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, автор учебников по модерн-джаз танцу и композиции в современной хореографии). Его книга до сих пор не имеет аналогов в нашей стране. Она зачитана российскими преподавателями и студентами и, конечно же, есть у меня. Но мне лично для преподавательской работы хотелось иметь под рукой еще и пособие другого формата. Скорее энциклопедического характера, где был бы простой и быстрый доступ к перечню элементов и советы по планированию учебной деятельности. Чтобы можно было полистать, пока едешь на урок, и сразу получить ответ на свой запрос: новое движение, прием организации учеников в пространстве зала, интересный факт из истории джазового танца, какую-то педагогическую хитрость. В появлении книги "Jazz класс" реализовалось мое желание систематизировать собственную преподавательскую деятельность в танцевальном зале.
- Из каких разделов состоит книга "Jazz класс"?
- Книга состоит из трех частей. Первая часть "Теория и практика" рассказывает о джазовом танце в целом: описывает его основные характеристики, процесс формирования лексического словаря, объясняет значение изоляционного движения, почему так сильно в этом направлении танца выражено чувство ритма, объясняет саму суть джаза. В книге подробно рассказывается, как составляется урок джазового танца, рассматриваются основные цели и задачи обучения.
Вторая часть книги – групповой перечень элементов, так и называется "Лексика". Позиции рук и ног, жесты, прыжки, кроссы, вращения, партер. Все элементы даются с иллюстрациями и описаниями, приводятся ключевые моменты технически грамотного и безопасного их исполнения.
Третья часть – история джазового танца - посвещена развитию джаза в США, раскрывает этимологию слова "джаз", описывает историю джазового танца первой половины XX века с плавным переходом к возникновению сценического и социального джазового танцев XX-XXI вв. Отдельная глава здесь обращается к истокам джаза и рассматривает африканский фольклор в как основу современного джазового танца.
.jpg)
- Что Вас как автора отличает от других, кто уже писал о джаз танце учебники и книги?
- Уникальность книги "Jazz класс" заключается в том, что она написана по зарубежным литературным источникам. Это - не мои фантазии на тему джаза. В постсоветском информационном вакууме джазовый танец, как образец зарубежной культуры, развивался не так стремительно, как за рубежом. И в отсутствие информации мне пришлось собирать материалы для книги очень долго. Больше 10 лет я выискивала на зарубежных сайтах книги о джазовом танце, покупала все, что находила, потом читала, сопоставляла, систематизировала данные. Книги в основном собрались издательств США и Великобритании, на английском языке…
- Можно ли сделать вывод, что в этих странах каждая формация, каждая школа считает своим долгом выпустить учебник по танцу?
- Наши зарубежные коллеги джаз больше танцуют, чем пишут о нем. Мне кажется, он воспринимается в США как часть повседневной жизни и культуры, что-то само собой разумеющееся, не требующее научного подхода. Поэтому даже на родине джазового танца книг о нем мало. Долгое время в США джазовый танец не воспринимали как академическую дисциплину и в стены колледжей и университетов он попал не многим раньше, чем в России.
Можно с уверенностью сказать, что в России более ответственно относятся к составлению и сохранению методического материала, поэтому возможно, книг мало и пишутся они долго. И в этом заключается ценность моей работы – по формату и плотности содержания у книги "Jazz класс" нет аналогов даже среди зарубежных изданий. При ее составлении я пользовалась методическими технологиями российской педагогики и постаралась изложить технику джазового танца как хореографическую систему с понятной читателю внутренней логикой.
.jpg)
- А, кто они, Ваши первые читали?
- В основном преподаватели детских танцевальных коллективов и студенты. По откликам первых читателей, я поняла, что эта книга не для начинающих. Для новичков придется написать еще одну.
- В век интернета, когда многие делают выбор в пользу цифровой информации, не залежится ли Ваша книга на книжных полках?
- Меня ещё спрашивают про электронный формат. Забегая в перед, сразу отвечу, что книга "Jazz класс" создана для того, чтобы ее можно было листать, загибать страницы и даже писать на полях. Именно такой жизни я для нее желаю. У книги твердая красивая обложка, не стандартный формат, стильный дизайн. Такую помощницу приятно держать в руках, носить собой, показывать ученикам. Мне не хотелось бы, чтобы из живой книги она превратилась в мерцающий на мониторе текст. Думаю, не залежится на полках, слишком красивая получилась.
- Ваши пожелания к танцующим?
- Я бы хотела, чтобы джазовый танец продолжал развивался в России, потому что джаз - это универсальная система танца, которая помогает совершенствоваться и развиваться танцорам любого уровня, будь то начинающие или профессионалы. Джазовая техника позволяет всем, даже людям, не обладающим танцевальными данными, поддерживать себя в прекрасной физической форме, раскрывать свой танцевальный потенциал и просто получать удовольствие от танца без травм.
.jpg)
Об авторе: Александра Владимировна Смирнова - педагог-хореограф, культуролог. Занималась в школе джазового танца Николая Огрызкова, закончила СУЗ школу-студию при хоре им. Пятницкого по специальности "артист русского народного танца", получила высшее образование по специальности "культурология". Прошла множество образовательных программ и семинаров по разным стилям джаза, в том числе в Broadway Dance Centre в Нью-Йорке. 20 лет преподает джазовый танец взрослым и детям, ставит концертные номера и детские мюзиклы. Магистрант МГУКи по специальности "педагогика современного танца", преподаватель РАТИ ГИТИС.
По вопросам оптовых заказов книги "Jazz класс" звоните по телефону: +7-985-782-6669
Автор: Татьяна САГАЙДАЧНАЯ, Фото из архива А.В. Смирновой
Просмотров 2648