На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1254; публикаций 1279; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
13/01Краковяк - старейший народный польский танец

Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: "в танце народа узнаешь его душу, его характер". Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: "любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк". Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.

История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.

Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют "спящим" танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же. В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название "мазурка" происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование "мазовецкий народный танец", что в принципе одно и то же. Интересно, что гимн Польши, именуется как "Марш Домбровского", оригинальное название которого Mazurek D?browskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.

Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.

В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.

Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.

Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.

Существует 2 варианта исполнения танца:

Народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.

Основные движения народного танца:
— галоп
— подскоки
— основной ход
— «кшесаны» (krzesany; высекание)
— тройной притоп
— голубец с притопом
— голубец с шагом
— приставные шаги на месте
— поворот на месте парой
— ключ

Бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.

В 18 — 19 веках краковяк "помогал" отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер (учитель Фридерика Шопена), Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.

Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Сегодня танец краковяк стал историческим достоянием Польши.




Просмотров 24106




Последние новости















 
 
Новости

Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России
 

Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей.

Артист поблагодарил страну

3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория
 

Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов.

Откровения организатора

Загадка "Щелкунчика"
 

В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.

Попробовала купить билет

Билеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря
 

Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет.

Продажи билетов на 30 и 31 декабря

Moscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс
 

Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. 

Новый год — это невероятно душевно

Веди и следуй
 

С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах.

Итоги FROG NG

Путешествие по волнам сказок
 

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей.

Чемпионат России по секвею

ФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки
 

Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране.

21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025

В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар"
 

В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. 

 
 
 
Публикации

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

Скрытая цель

10 главных русских хореографов всех времен
 

Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном.  

Общественное достояние

Танцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми
 

Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей.

Интервью с Милой Комраковой

Значение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь”
 

Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.

Танцевать могут абсолютно все!

Современный танец изнутри
 

Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула.

Омский хореограф о любви к движению

У меня есть большая танцевальная мечта
 

В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. 

Интервью с Ксенией Михеевой

История танцев
 

Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства.  

С точки зрения спорта

Как танцы тренируют тело и развивают мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента.

Танцующий дом

Новосибирский "Спартак" увидят в Таиланде
 

Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео