Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: "в танце народа узнаешь его душу, его характер". Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: "любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк". Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.
Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют "спящим" танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же. В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название "мазурка" происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование "мазовецкий народный танец", что в принципе одно и то же. Интересно, что гимн Польши, именуется как "Марш Домбровского", оригинальное название которого Mazurek D?browskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.
Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.
В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
Существует 2 варианта исполнения танца:
Народно-сценический Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца: — галоп — подскоки — основной ход — «кшесаны» (krzesany; высекание) — тройной притоп — голубец с притопом — голубец с шагом — приставные шаги на месте — поворот на месте парой — ключ
Бальный Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.
В 18 — 19 веках краковяк "помогал" отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер (учитель Фридерика Шопена), Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.
Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Сегодня танец краковяк стал историческим достоянием Польши.
С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?