Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: "в танце народа узнаешь его душу, его характер". Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: "любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк". Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.
Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют "спящим" танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же. В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название "мазурка" происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование "мазовецкий народный танец", что в принципе одно и то же. Интересно, что гимн Польши, именуется как "Марш Домбровского", оригинальное название которого Mazurek D?browskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский "гонор", мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.
Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.
В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
Существует 2 варианта исполнения танца:
Народно-сценический Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца: — галоп — подскоки — основной ход — «кшесаны» (krzesany; высекание) — тройной притоп — голубец с притопом — голубец с шагом — приставные шаги на месте — поворот на месте парой — ключ
Бальный Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.
В 18 — 19 веках краковяк "помогал" отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер (учитель Фридерика Шопена), Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.
Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Сегодня танец краковяк стал историческим достоянием Польши.
Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.
Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.
Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.
ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день.
Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.
DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.
Это первый танцевальный вариант известного произведения. Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.
Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".
ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.
Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.
“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета.
Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем». А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.
В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская.
В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.
Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.
Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева.