Известнейшая кубинская балерина, основоположница кубинского балета Алисия Алонсо (Alicia Alonso, Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martinez del Hoyo) родилась в Гаване, Куба, двадцать первого декабря 1921-го года. Алисия была самым младшим ребенком среди четырех детей в её семье. Её родители были выходцами из Испании. Антонио Мартинес, отец Алисии Алонсо, был офицером кубинской армии, а мать, Эрнестина Ойя, домохозяйкой. Это было время дореволюционной Кубы.

Танцевать Асилия Алонсо начала в достаточно юном возрасте. Танцы её настолько увлекали, что это было единственное занятие, которое могло заставить девочку отвлечься от детских шалостей. Как только она слышала музыку, сразу начинала танцевать. Маленькая Алисия мечтала иметь длинные волосы, поэтому надевала полотенце на голову, представляла, что это её волосы, и танцевала, танцевала...
На своем первом в жизни уроке танца будущая балерина побывала во время годового военного назначения её отца в Испанию. В то время проживавший в Испании дедушка Алисии предложил внучке ознакомиться с местными танцами. Тогда девочка впервые познакомилась с фламенко. В возрасте восьми лет Алисия Алонсо уже вернулась семьей на Кубу. Тогда, в музыкальной школе Гаваны «Сосьедад Про-Арте» (Sociedad Pro-Arte), она получила свой первый урок балета. Понимание того, что балет является призванием её жизни, пришло к Алисии в 1930-ом году, во время занятий в частной балетной школе, под руководством русского балетмейстера, в которую девочку записали родители. Уже тогда Алисия ставит себе цель основать Национальный балет Кубы. Двадцать девятого декабря 1931-го года, в возрасте десяти лет молодая талантливая балерина выступила на сцене гаванского театра. Это была постановка «Спящая красавица».
Довольно рано Алисия ознакомилась с семейной жизнью. Девушка вышла замуж в возрасте пятнадцати лет. Её избранником стал Фернандо Алонсо - кубинский танцор и преподаватель балетного искусства. В 1937-ом году молодая пара переехала в Нью-Йорк, с намереньями продолжить обучение танцам. Там Алисии удалось поступить в Школу американского балета. В этой школе Алисии Алонсо посчастливилось работать с одними из лучших в мире частных учителей классического балета. Она с жаждой впитывала в себя новую информацию.
Уже с 1938-го года началась профессиональная карьера балерины. В этом году ей удалось дебютировать в таких музыкальных комедиях, как: «Великая леди» (Great Lady), «Звезды в твоих глазах» (Stars in your eyes). В 1939-ом году она была солисткой американского балета «Караван», позднее он стал называться «Нью-Йорк Сити Балет». На протяжении 1039-го – 1940-го годов Алисия принимала активное участие в создании Американского балетного театра (American Ballet Theatre), а спустя три года балерина стала его ведущей артисткой.
Переломным моментом в жизни знаменитой балерины стал 1941-ый год. Алисии Алонсо было девятнадцать, когда у нее выявили отслоение сетчатки обоих глаз и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за этого она почти целый год была прикована к постели, и не могла даже голову повернуть. Врачи говорили балерине, что её карьера закончена, и она больше не сможет танцевать. Но, не смотря на приговор и невозможность тренироваться, Алисия Алонсо проводила тренировки в своем воображении. Каждый день она прокручивала в голове движения из больших балетных постановок, таких как «Жизель». И к тому моменту, когда глаза зажили, она уже знала «Жизель» наизусть. Балерина настолько любила танцы, что смогла передать эти знания своему телу. Её тело быстро восстановилось, и уже вскоре Алисия вернулась в балет.

Прорывом в карьере Алисии Алонсо обозначился 1943-ий год. Второго ноября 1943-го года Американским балетным театром должна была быть показана постановка «Жизель». Уже практически не осталось времени, когда в балете узнали, что заболела британская балерина, исполнительница главной роли - Алисия Маркова. Так как ожидался аншлаг, импресарио не хотел закрывать шоу и стал опрашивать всех танцоров, кто бы хотел заменить балерину. Отказались все, кроме Алисии Алонсо. Балерина мечтала о таком шансе всю свою жизнь и не могла его упустить. Как результат – Алонсо блестяще выступила и произвела такой фурор, что роль «Жизель» навсегда стали отождествлять с именем Алисии Алонсо.
В 1948-ом году Алисия вернулись на родину, где она вместе с Альберто и Фернандо Алонсо основала национальную труппу «Балет Алисии Алонсо», который с 1959-го года стал называться «Национальный балет Кубы». С этого времени балерина разрывалась между выступлениями в Американском балетном театре и работой с собственной труппой. В 1950-ом году также организовывается балетная школа. В 1956-ой год был довольно сложным. В это время политическая ситуация на Кубе становилась все более нестабильной, вскоре правительство страны отменило финансирование балетной школы. Тогда Алисия Алонсо, по приглашению солиста балета Русе переехала в Монте-Карло.
1957-ой год подарил знаменитой балерине международную известность. Алисия Алонсо получила приглашение выступить в Советском Союзе. Возможности пробраться через «железный занавес» не имела ни одна западная танцовщица. В то время Алисия несколько раз выступала на сцене Большого театра в городе Москве, а также Кировского театра (ныне Мариинский) в Санкт-Петербурге. С 1957-го по 1958-ой год балерина ездила с гастролями по разным странам, таким как: Азия, США, Западная Европа, Латинская Америка, Канада и Австралия. А в 1959-ом году после Кубинской революции к власти пришел Фидель Кастро, который предложил Алисии свое политическое и финансовое покровительство. Тогда балерина вернулась на родину и основала Национальный балет Кубы.

Последнее выступление Алисии было в возрасте семидесяти пяти лет, в балете «Бабочка», который она сама же и поставила. Сейчас она все так же руководит национальным балетом, воспитывает новое поколение балерин, не смотря на то, что она с трудом передвигается и почти ничего не видит. В этом году знаменитая балерина собирается отметить свой юбилей – Алисии исполнится девяносто лет.
Вклад Алисии Алонсо в развитие балетного искусства Кубы

В то время, когда балерина Алисия Алонсо начинала свою карьеру, Куба находилась под властью Батисты. Тогда, борясь за независимость страны, мало кого интересовало искусство и уж тем более создание национального балета. Здесь не было многовековых балетных традиций, известных балерин, да и что говорить – балетных школ и даже более-менее подходящей сцены для выступлений. Не смотря на это, Алисия Алонсо была уверена, что сможет добиться своей цели – создать Национальный балет Кубы. Балерина не боялась трудностей, наоборот, Алисия ставила перед собой промежуточные цели, которые помогали ей добиваться задуманного.
Алисия Алонсо не просто добивалась цели стать профессиональной балериной, найти средства и создать национальный балет, привлечь внимание жителей страны к этому виду искусства, она также решила извлечь из этого пользу для общества. Как-то балерина заметила, что балет помогает контролировать работу мышц, это вдохновило её использовать танец как средство лечения людей болеющих астмой, эпилепсией, имеющих физические недостатки, которые влияют на психику. В дальнейшие годы Алисия пыталась выявить новые возможности воздействия на здоровье человека с помощью балета.
Всю свою жизнь Алисия Алонсо добивалась поставленных целей притом, что она почти потеряла зрение еще в молодости, и даже операции не помогли его полностью восстановить. Почти вслепую выступая на десятом международном фестивале балета в Гаване, который проходил в 1986-ом году, балерине опять же удалось удивить присутствующих своей характерной манерой танца. За тринадцать дней фестиваля Алисия исполнила несколько разных по характеру ролей. Это были Джульетта, Веселая вдова, Жанна д’Арк, Медея…
Именно фанатическая работоспособность является главным секретом успеха балерины. Алисия смогла доказать всем, и в первую очередь себе, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше, чем все привыкли думать. Собственным примером балерина показала, что достичь этого можно с помощью дисциплинированности и большой силы воли.
На протяжении свей творческой жизни, балерина выступила почти в шестидесяти странах мира. Но она не просто выступала и зарабатывала деньги, она набиралась опыта у разных танцоров и балетных школ, училась, а потом передавала полученные знания своим ученикам. За годы работы, на основе собранной информации Алисия разработала специальный метод подготовки кубинских танцоров, который учитывает климат, а также особенности физического и мышечного строения организма. Данный метод позволяет подготовить артиста балета всего лишь за семь лет.
Алисия Алонсо всегда ответственно подходила к вопросу подготовки к спектаклю, работала над созданием образа определенного персонажа, старалась проникнуть и понять его. Так, например, при подготовке к сцене сумасшествия в постановке «Жизель», балерина посещала психиатрические больницы, разговаривала с врачами и наблюдала за больными, чтобы максимально правдиво изобразить это на сцене. Также, благодаря такому глубокому и тщательному подходу к подготовке образа, балерине удалось открыть новое свойство балета, а именно его способность лечить некоторые заболевания.
Не стоить забывать, что Алисия Алонсо создала национальный балет Кубы фактически с нуля. Он переживал разные времена, к примеру, в 1956-ом году её балетная школа и вовсе осталась без государственного финансирования, да и самой балерине пришлось покинуть страну. Но как только к власти пришел Фидель Кастро, он попросил известную балерину вернуться на родину, и кроме того выделил двести тысяч долларов на развитие национального балетного театра. Сейчас же Национальный балет продуктивно работает, он имеет достаточно большой классический и современный репертуар. Труппа балета выступает не только у себя в театре, но и часто ездит на гастроли за границу.
За выдающийся вклад в танцевальное искусство Алисия Алонсо много раз была награждена различными орденами и премиями. Так, в рамках восемнадцатого Международного фестиваля балета, который проходил в столице Кубы, председателем Международного совета по танцу при ЮНЕСКО Дугласом Блэйром знаменитой балерине была вручена медаль имени Вацлава Нижинского. Такой награды Алисию Алонсо удостоили за развитие высоких культурных традиций, которые балерина передает своим воспитанникам. В 2002-ом году Алисия получила звание «Посол доброй воли» ЮНЕСКО.

Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет. Всего за два года до этого она еще танцевала в "Жизели".
А сейчас... Жизнь продолжается!
93-летняя почти не видящая Алонсо продолжает руководить Национальным балетом Кубы (который, кстати, является одной из самых авторитетных школ классического танца в мире), ставит новые спектакли, возит труппу на гастроли.
А еще Алонсо иногда исполняет пластические зарисовки руками и ногами, не поднимаясь с инвалидного кресла. "Теперь я танцую руками, — говорит она. — А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать".
"Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства", — сказал об Алисии Алонсо в далеком 1966 году английский критик Арнольд Хаскел.
Автор: Яна Ященко
Просмотров 14051