Господа! Предлагаю Вашему вниманию отнюдь не отчет Председателя жюри – но раздумину. «Антре!» Прошу всех желающих – входите! Так призывно прозвучало приглашение к Первому конкурсу-фестивалю хореографических коллективов, что будет проходить в пос. Заречье Одинцовского района. Вот и устремились туда новоявленные ручейки, речушки, реки – исполнители разных возрастов. Заречье – водораздел испытаний для тех, кто уже не раз бороздил пространства городов и весей и тех, кто впервые окунулся в водную стихию. А стихия – это сцена, прекрасная сцена Дома культуры пос. Заречье.
Подмостки-то, оказывается, увеличительное стекло. Вот тут-то и проявились со всей наглядностью требования фестиваля-конкурса. Одно из них: соответствие репертуара возрастным особенностям. Иные руководители увидели своих воспитанников в условиях новой стихии (на сцене, а не в репетиционном зале) и диву дались: О, чудо! Их лебеди, увы, обернулись гадкими утятами. Нарождающиеся речушки вызывают сочувствие в стремлении подражать состоявшимся рекам, с их спокойным невозмутимым движением, они беспомощны. А это уже граничит с карикатурой: искажённым, смешным, издевательским, жалким. Так случилось с «Танцем маленьких лебедей», «Умирающем лебедем». Самокритика создателей этих «шедевров» возопила. Здесь проявление отсутствия должной классической подготовки, пластической выразительности. Тоже несоответствие возрасту в номере «Жених», также как «игра во взрослых» малышей, в целом состоявшегося танца «Эх путь-дорожка». «Египетский танец» и «Красоты Востока» - явно не соответствуют возрастным особенностям. Нужно ли требовать от детей передавать чувственный характер восточной пластики? Безусловно, нет. Следовательно, такие танцы противоречат детской тематике. Это вопиющие примеры несоответствия репертуара возрастным особенностям.
А что касается соответствия музыкального и хореографического материала? Музыкальный образ – первоисточник сценического образа действующего лица в хореографии, первоисточник создания внутреннего и внешнего действия. Глубокое проникновение в эмоционально-смысловой образный строй музыки помогают хореографу (и исполнителю) воссоздать внутренний мир и найти физическое самочувствие. Как прием можно прибегать к совмещению танцевального ритма и музыки. Такая полифония поощряется.
Однако, если происходит при наложении диссонанс – как это, к примеру, в «Веселых ложкарях» - режет ухо и глаз, прием не оправдывает себя. Тема «Белых рубашек» вызывает много вопросов. Её раскрытию не помогает слабый музыкальный материал. Чаще хореографы на практике следуют за ритмической канвой музыки, повторяя её лексически. А жаль! Хореография способна обогащать музыку благодаря своему многообразию.
Хоровод «Выходила я младёшенька» выражает светлое, романтичное настроение девушек. Смещение темпа-ритма в рисунках придало бы ему динамику, изменчивость настроений, свойственных молодости, живость и характерность. Хотелось бы продолжения работы над постановкой.
Почему и сегодня мы любуемся хороводом «Берёзка» по прошествии более 60-ти лет со дня его создания Н.С. Надеждиной? Да потому, что мы поддаемся обаянию целомудренного женского образа, нашедшего выражение в танце. Невесомые, словно оторвавшиеся от земли в «плывущем» движении танцовщицы, - завораживают. Их сдержанные эмоции, нежное и трепетное отношение к веточкам березы, олицетворяет природу родной земли. Будто опьяненные, слившиеся с ней, охваченные чувством, когда, кажется, почва уходит из-под ног, девушки закружились в хороводе. Смена настроения выражается в различной скорости движений. Перемещение в пространстве в головокружительном темпе создает впечатление отрыва от земли. Веточки берёзы, приёмы композиционного решения хоровода, помогают созданию эмоционального выразительного образа. Девушки-танцовщицы так выразительны, что ты воспаряешь с ними.
Однако, спустимся на подмостки ДК «Заречье».
«Антре!» Увы, перед нами не зеркало сцены, а зазеркалье, что сродни кривому зеркалу. Иначе, отчего мы не видим то, что слышим?
Номер «Попугай» не отвечает названию. Да и то, что происходит на сцене, танцем не назовёшь: исполнители добросовестно выполняют комплекс простейших упражнений зарядки. А вот «Весёлая зарядка» в полной мере подтверждает название: только, главное, - танец отсутствует. «Озорные проказницы», а озорство не проявляется. Приверженность линейному построению, маршировка – присущие зарядке. Название композиции характеризует линейный формализм единообразных движений. Кстати, фронтальные параллельные линии наиболее излюбленный приём пространственного решения многих хореографов. Заявленные в названиях темы не раскрыты в постановках «Полюби небо», «Пусть будет дождь», «Брошенные куклы». Такие как «Вечный двигатель», «Разбросанный конструктор», «Мишки-растишки» грешат отсутствием развития и разрешения темы.
К вопросу соответствия музыки и композиции. Так возвышенная романтичная тема сопровождает номер «Ангелы». Однако приземленное (в полном смысле этого слова) решение танца подобно изображению в кривом зеркале. В «Мишках-растишках» ритмически насыщенная музыка не находит отражения в хореографии.
Как положительный пример органичного слияния музыки и движения – «Лягушачий джаз» - по форме массовый танец с солистами. Изобретательное композиционное решение в парных танцах «Рио», «Венский вальс». Интересна заявленная тема в номере «Когда закрываешь глаза».
А вот воплощение лишено смелой, необузданной фантазии. Жаль, что танец «Капельки» не доведен до утонченности, изысканности.
В вопросе соответствия костюма постановке, важна не только и не столько тема, сколько её воплощение. Как пример, «Жемчужная нить». Злоупотребление партерной хореографией входит в противоречие с пачками исполнителей. Вызывают недоумение и пачки в «Итальянской польке» .
В сольных номерах – «Русском» и «Испанском» танцах перед зрителем предстала Екатерина Щукина. Она привнесла на сцену гармонию. Ей свойственно чувство стиля, хорошая выучка, к ней было приковано внимание зала. Следует заметить, что танцевать на оголенной сцене, без антуража, ох, как нелегко. Екатерина Щукина с честью преодолевает эти трудности.
Достойный художественный уровень, как, то: соответствие музыкального материала, изобретательное композиционное решение, культура исполнения, умение носить сценический костюм, эмоциональность – свойственны исполнителям коллективов «Сувенир», «Юность», «Росток», «Коррида». Названные коллективы предстали в разных номинациях и оказались на высоте. А это свидетельство гармоничного развития их участников.
А между тем, нельзя не сказать о трудностях, с которыми сталкиваются все руководители: текучка в коллективах, внезапные, ничем необъяснимые подчас уходы участников. И это не вина, а беда хореографов. Замедляется поступательное движение коллектива, тормозит постановка новых номеров. Педагоги вынуждены заполнять пробелы не готовыми к этим трудностям участниками – теми, кто еще не «дорос» для участия в тех или иных танцах. Однако, к чести руководителей, следует сказать, что репертуар не только сохраняется, но и совершенствуется, предстают обновленные, эмоционально заряженные номера. Формируется, таким образом, золотой фонд коллектива.
И это мы видим на примере ансамбля «Сувенир»: «Цирк зажигает огни», «Однажды в Техасе», «Порушка» - разрешите назвать классикой жанра. Руководитель коллектива – Елена Владимировна Казарян.
То же мы наблюдаем в коллективе «Юность», руководитель Лилия Анваровна Егжова . Заслуженно отмечены жюри «Хасенька» - татарский танец, русский танец «Обновка», болгарский танец «Северняшко хоро», «Барыня».
А как хороши, стилистически утонченные «Воротца» и «Русский танец с ложками» в исполнении коллектива «Росток», руководитель Надежда Алексеевна Казарина.
Ансамбль «Коррида», руководители Светлана Владимировна Балакина и Антон Владимирович Валов, беспорно заслуживает и похвалы, и поощрения. Они показали на фестивале семь номеров в эстрадной и современной номинации. Состоявшимися оказались: «Рио», «Венский вальс», «Моя карамелька». Прочие требуют, на наш взгляд, дальнейшей работы. Похвально, что руководители коллектива берутся за оригинальные, сложные для воплощения современные темы в номерах «Белые рубашки» и «Поколение ноль». Удачи!
Фестиваль-конкурс «Антре» оставляет глубокое удовлетворение его безупречной организацией. Выражаем благодарное чувство всем причастным к его проведению. Пожелаем грядущему «Антре» - «Семь футов под килем»!
.
Автор: Председатель жюри Ирина Романовна ВАРШАВСКАЯ, фото из архива фестиваля
Просмотров 5154