На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1230; публикаций 1260; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
13/02Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат «Золотой маски». Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами. С «Театралом» он поделился своим отношением к «бабусичному театру» и представлениями о современном танце.

– Современный танец – что это? Как можно раскрыть это понятие?

– Я думаю, что это танец, который актуален – он отражает идеи сегодняшнего дня. Это могут быть проблемы остросоциальные: проблемы бездомных, проблемы озеленения, проблемы меньшинств – всё, что угодно. Но это может быть (и я на сегодняшний момент этим и занимаюсь) проблема новизны танца: попытка изобрести новый способ движения, их интересное сочетание. На сегодняшний момент я пока сосредоточен именно на телесности.

– Но эта телесность всё-таки нужна, чтобы донести какую-то идею?

– У меня были разные периоды, но в данную секунду меня интересует именно способ движения: от чего он вообще происходит, как не тратить лишнюю энергию, как найти симметрию и асимметрию в теле, что такое устойчивость и что такое нестабильность, как мы ощущаем гравитацию и как мы работаем с ней? Всё это физика тела. И мне нравится открывать какие-то новые вещи – не только пользоваться открытиями отцов-основателей, но и самому что-то в эту копилочку добрасывать.

– Подобное искусство ради искусства не способствует потери актуальности танца?

– Современный танец в любом случае должен быть актуальным, но эта актуальность может по-разному проявляться: научно-технический прогресс может давать эту актуальность (танцы с роботами, например, танцы в невесомости, танцы на другой планете), а может быть и так: что нового происходило в танце за последние 10 лет?

– И что нового произошло для вас за последние 10 лет?

– Появился ряд мастеров: хореографов, художников, которые совершили открытия по работе с энергией, по работе с формой. Из этого легко может выйти рассказ на книгу «Что нового произошло в танце за последние 10 лет»!

– В балете тоже произошли изменения?

– Конечно, балет не является закостенелым. Есть такое ошибочное восприятие. Так, как танцевали 100 лет назад, уже не танцуют – сейчас совсем по-другому. Часто слышал: «Ничего нового в танце придумать нельзя», «Все движения изобретены до вас», «Новых Петипа среди вас нет». Околобалетная критика любит стрелять такими тезисами. В качестве контраргумента скажу, что ежегодно нахожу людей, которые находят свой собственный способ двигаться. Нужно просто смотреть зорче.

– Как выглядит современный балет? Это постановки театра «Балет Москва», потому что они не похожи на «Жизель», например?

– Не совсем. В нашей стране современный балет – это скорее неоклассический танец. Хореографическое искусство базируется на академической школе, но с элементами и признаками современного танцевального искусства.

– Случается такое, что вы понимаете: в ваших постановках что-то устарело и это надо менять?

– Конечно. Но я предпочитаю не менять, потому что мои постановки – это в любом случае слепок моего времени. То есть я тогда так думал. Да, я чего-то не знал; да, я где-то был наивен, да, я ещё не прочитал каких-то определённых книг и не послушал определённой музыки. Но я же был такой – себя надо принимать таким, какой ты был. Можно не соглашаться, но принимать.

– В спектакле «Утро Вечер» в «Современнике» вы что-то меняете?

– Это постановка более живая. В ней довольно много импровизации. Это был тот период, когда я понял, что могу более живо и свободно обращаться со структурой. К примеру, вариацию я себе так и не поставил – каждый раз она идёт на импровизации.

– Но в этом спектакле вы и хореограф, и танцор. А как взаимодействуют танцор и хореограф, если это разные люди? В одном из интервью вы сказали, что исходите от танцора. Получается, он важнее хореографа?

– Союз хореографа и артиста – это дуэт. В дуэте два человека несут ответственность за то, чтобы он сложился, поэтому тут нет ни главного, ни второстепенного. Часто бывает, что ты работаешь с артистами, которые сами ставят, которые сами – художники. Иногда это большие художники, иногда – полноценные хореографы. Иногда это могут быть хореографы, которые тебя в чём-то превосходят. Такое тоже может быть. Но я понимаю свою суперсилу – в чём она заключается…

– В чём?

– Это секрет. Иногда бывают такие артисты, которые на территорию сотворчества не заходят. Они разделяют: ты начальник, а я исполнитель. Мне такая система не подходит. Мне нужен акт сотворчества, чтобы мы вместе делали одно дело.

– В чём же тогда успех хореографа в постановке?

– В том, чтобы ты мог достучаться до сердец, в том, чтобы твой замысел был реализован. Например, «Утро Вечер» – это спектакль, которые не грузит, а наоборот, приобщает тебя к чувству любви и симпатии к миру. Он размягчает даже чёрствых людей, поэтому я его люблю. У него хорошее послевкусие. Вот недавно я смотрел очень крепкий, восхитительный спектакль (я не скажу ни название, ни театр), но после него стало тошно. Когда включается свет в зрительном зале, ты видишь монстров вокруг и себя – одним из них. А «Утро Вечер» – это противоядие. Он позволяет тебе видеть прекрасное – «всего и надо, что вглядеться» (фраза из спектакля «Утро Вечер», которую несколько раз произносит Чулпан Хаматова – «Т»).

– Как на современный танец повлияла пандемия?

– Ну, самое банальное – это то, что мы привыкли воспринимать танец в 3D, а тут он полностью перешёл в плоскость. И люди, которые делают танец, стали иначе мыслить.

– Какие произошли изменения лично в вашем восприятии и подаче танца?

– Лично я понял, что все границы действительно очень условны. Нас всех разделили по домам, мы все сидели на самоизоляции, но я сделал гала-концерт с артистами из Гётеборга (Швеция), Израиля, Екатеринбурга, Питера и Москвы. Они поочерёдно выходили в прямой эфир и транслировали свой танец. А я был импресарио. Сделали «Прощай, старый мир!» с «Балетом Москва». То есть, нас как бы разделили, но мы все эти границы разрушили. Если не физически, то творчески мы, конечно, поработали очень хорошо.

– Какие идеи, связанные с современным танцем, вы пытаетесь продвигать в соцсетях?

– Соцсети – это возможность расшеривать то, что делаешь. На обычный спектакль, придёт от тысячи человек до девяти в зависимости от зала. А в «Инстаграме» может быть 50 000 просмотров и больше – совсем другой масштаб!

– Какую информацию вы пытаетесь донести через соцсети?

– Одна из главных моих идей: каждый человек – танцор. Танец – это не сложно. Танец – это про удовольствие. Но это такая головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь. Это игра с многочисленными уровнями и слоями. Вот я думаю, что будто бы что-то знаю про танец, но вновь и вновь обнаруживаю, что не знаю того, не знаю этого… вау! И каждый день происходят прекрасные открытия.

– Как же дойти до верхнего уровня?

– Не знаю, есть ли он... Есть мастера, которые знают много, к ним я и стремлюсь.

– Кто ваши кумиры?

– Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Охад Нахарин, Вим Вандеркейбус. Я их называю не потому, что они уже классика, а потому что каждый раз просто удивляюсь их живому уму. И я к мастерам стремлюсь, но не для того, чтобы меня околобалетная критика у нас, на Руси, наконец-то признала. Дело не в этом. Просто я хочу ответить себе на вопрос: я знаю столько же, сколько эти парни, я могу также ловко управлять пространством танца или мне чего-то не хватает?

– Что бы вы хотели сделать, чтобы стать на них похожими?

– Я не хочу быть на них похожим! Мы же про уровни говорим, а не про похожесть. Мы говорим про то, насколько они свободно обращаются с танцем. Вот как раз эта свобода меня интересует. Но чтобы свободно выполнять мах ногой, нужно её сначала потренировать: определённые мышцы накачать или научиться расслаблять, почувствовать гравитацию в коленном суставе, отпустить бедро… То же самое с композицией, с мизансценой.

– Но разве вы и ваши танцоры недостаточно натренированы?

– Вы думаете?! Но там есть, куда развиваться. Вот я приехал в Израиль, танцевал полчаса перед педагогом Нифом (есть у меня такой мастер). Он на меня долго смотрел, а я импровизировал. И мне казалось, что я вообще всё делаю неплохо. Но Ниф мне говорит: «Знаешь, ты молодец, но тебе не хватает света в пояснице» И я ещё три дня это искал. И когда после мне кто-то рассказывает: «Знаете, мы не поняли основную задачу», вот у Лавровского был пролог. А у вас это что?!» – я говорю: «Чего?!» Есть я и танец. И я с этим танцем дружу. Иногда результат своей работы могу показать другим людям.

– Как получать ответную реакцию, энергию от зрителя во время онлайн-спектаклей?

– Мы просто работаем с другой формой энергии. Но это тоже энергия. А реакцию понимаем по отзывам, по комментариям.

– А во время спектаклей?

– Я и во время обычных спектаклей не понимаю, нравится он зрителю или нет.

– Но как же пресловутая «энергия зала»?

– Она очень разная. Можешь думать, что никому не нравится, а в конце – бурные овации и не отпускают 10-20 минут. Бывает и по-другому. Но как на это не обращать внимание? Конечно, мы все зависим от оценки. Валерий Фокин однажды мне сказал: «Артист на сцене – как нищий на паперти». Практически каждый предпочтет, чтобы его похвалили. Но у меня есть спектакли, за которые меня ругали. А сейчас смотрю на эти работы и понимаю – сколько же классных находок, решений! Понятно, что они не совершенны. Это тоже не так просто, как кажется. У критиков есть такая проблема, как насмотренность: они смотрят, смотрят, смотрят, смотрят – и им кажется, что всё происходит очень легко, по щелчку пальцев. Замыливается значение процесса.

– Что самое сложное в вашей работе?

– Множество вещей, которые связаны просто с контактом людей, с психологией человека. И всё это влияет на то, как спектакль выглядит в финале. Сцена или ситуация премьеры может собрать артистов и постановку, а может, наоборот, наполнить лишним стрессом и всё развалить. А ещё есть куча эмоциональных потрясений у людей, связанных с родственниками, с больницами, с самочувствием и так далее. У девушки есть такой период раз в месяц, когда она из-за особенностей организма бывает очень эмоциональна. И ты попробуй в это с танцовщицей что-то поделать! Она сама иногда не понимает, что с ней происходит. А тебе надо её понять и направить. Я не жалуюсь – я просто говорю, что там миллион причин: почему получилось или не получилось. И вот это надменное отношение нашей критики… Я никогда не делал «бабусичный» театр, чтобы его похвалили. Я делал для себя и для зрителя.

– То есть некоторые спектакли не нравятся критике, но нравятся зрителям?

– Спектакль «Ткани» не зашёл критике, но зашёл зрителю. Постоянно был sold-out и тёплый приём везде, где бы мы его показывали. Но я не думаю, что сделал народную попсовую «котлету» а-ля Филипп Киркоров. Я думаю, что сделал вещь, которая является частью моей души, и она трогает людей. А критики – это не те люди, на мнение которых стоит ориентироваться. Это всего лишь люди, которые тоже имеют свои вкусовые предпочтения. Просто у них больше насмотренность: но иногда это плюс, а иногда – минус. Они не понимают девиза нашего спектакля: «Всего и надо, что вглядеться» («Утро Вечер – «Т»).

– А жюри фестивалей разделяет мнение критики?

– В жюри фестивалей тоже сидят люди, и там тоже объективной оценки не существует. Это всегда совокупность мнений, и перевес бывает в ту или иную сторону. Мне лично хочется хоть раз поместить человека в условия, когда у него труппа 70 человек – или ладно – всего пять. И пусть попробует организовать этих ребят в пространстве и сделать что-то выразительное! Художник и скрипач (в классическом представлении) работают сами с собой, а хореограф работает с людьми. Иногда человеку просто смотреть в глаза сложно! Вот вы легко знакомитесь с людьми на улице?

– Да. Но некоторым сложно знакомиться.

– Да, некоторым сложно. Вот идёт грозный бородатый мужик, замкнутый в себе, с нахмуренным лбом. Попробуй его поместить в пространство танца!

– Танцоры разделяют ваше стоическое отношение к критике?

– Я делаю своё искусство для человека, который хочет прийти в театр, для танцоров, которые хотят прийти ко мне на репетицию. Я предельно простой в этом вопросе. Я вообще не люблю заставлять людей что-то делать.

– Разве для успеха постановки не нужно пинать артистов время от времени?

– Возможно, нужно их бодрить, но заставлять… Я не уверен, что кого-то можно заставить. Если любишь – отпусти. Я отпускаю людей. Зачем насилие? Если нравится, если хочется, если видишь интерес – профессиональный, кайфовый, корыстный – то пожалуйста! Главное, чтобы был этот интерес, а я уже найду, что с ним делать.


Автор: Карина Липская
Источник: Театрал


Просмотров 2531




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре представят обновленный балет о Пушкине
 

225-ый юбилей Александра Сергеевича Пушкина продолжает вдохновлять. 25 июля на Новой сцене Большого театра пройдет премьера балета "Пушкин. Сны после жизни".

Зрители увидят

В московском метро показали балет
 

89 лет назад открылась первая очередь Московского метрополитена. Ко дню рождения столичной подземки для пассажиров подготовили сюрприз. На одной из станций представили балетные этюды, а на другой провели флешмоб.

Ко дню рождения столичной подземки

Dance околица
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

Небо танцует, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

Якопо Тисси: прошлое вперёд
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

Наслаждайтесь. Танцуйте. Творите.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

Одиннадцать причин
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

Адам и Ева
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

Яркость, настроение, профессионализм
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

 
 
 
Публикации

Какие трудности поджидают танцора на пути к удачному партнёрству?
 

На что вы готовы ради того, чтобы удачно встать в танцевальную пару? Каждый день ездить на другой конец города на тренировки? Отдавать половину зарплаты за индивидуальные занятия? А может, летать в другой регион страны?

Дневник бальницы

13 фактов о Майе Плисецкой
 

Майя Плисецкая завещала развеять свой прах над Россией. Она прожила долгую и наполненную жизнь. Прима-балерина Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания.

Семья и детство М. Плисецкой

Турниры по спортивным бальным танцам: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

Владимир Шкляров - 20 лет на сцене
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

Высокое служение

Ромео и Джульетта
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

Мариинский театр верен традициям
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео