В ноябре-декабре 2021 года украинско-датская команда представила мультимедийный проект «Украинский конструктивизм». Грандиозное цифровое действо создано на пересечении современного визуального искусства, балета, электро-фолка и исторической драмы. Его авторами стали украинские поп-звезды ONUKA и Тhe Maneken, датский художник и архитектор Сергей Святченко и хореограф Себастьян Клоборг, который исполнил все балетные партии.
Уже в девятнадцатилетнем возрасте выпускник балетной школы Себастьян Клоборг дебютировал в постановке «Ромео и Джульетта» на сцене датского Королевского балета. В 2009 году он получил звание его ведущего исполнителя, а с 2011 года, в дополнение к карьере профессионального танцора, — почетный статус «приглашенного хореографа». В 2018 году Клоборг был посвящен королевой Дании в рыцари Ордена Даннеброга. В хореографии Себастьян стремится вернуть сторителлинг в мир танца. Именно такой стиль определил эстетику проекта «Украинский конструктивизм». Его целью было проинтерпретировать взаимоотношения разных социальных групп в украинском обществе 1920-х годов. О датском Королевском балете, правилах успеха и сольном танце в проекте «Украинский конструктивизм» датский хореограф Себастьян Клоборг рассказал в эксклюзивном интервью для ELLE.UA.
ELLE — первое украинское издание, которому вы даете интервью после премьеры мультимедийного цифрового действа «Украинский конструктивизм». Довольны ли вы результатом проекта?
Для меня нет ничего интереснее, чем создавать что-нибудь по-настоящему новое и увлекательное вместе с художниками из других областей искусства. Моей персональной задачей было воплотить в танце идею конструктивизма в архитектуре. Признаюсь, я остался доволен результатом, который был бы невозможен без работы оператора — Тома Маккензи. В проекте мы показали, как общечеловеческая мечта отразилась в конструктивистской архитектуре.
Участвовать в проекте вам предложил украино-датский художник Сергей Святченко, который и представил вас остальной части команды. Когда и как вы познакомились с Сергеем?
Я убежден, что Святченко — гений в области коллажа! Мы познакомились в 2015 году. Тогда я впервые предложил Сергею попробовать реализовать совместный проект. К сожалению, в тот момент поработать вместе не удалось, но уже в 2019-м мы вместе поставили сказку «Соловей» («The Nightingale») по мотивам Г. Х. Андерсена в Датском театре танца. Сергей стал сценографом и художником по костюмам в балете. Премьера состоялась 17 января 2020 года у в Music Hall Aarhus.
Бытует мнение, что снимать балет — крайне сложно. Почему?
Съемка танца отличается от съемок художественного фильма. Здесь вся суть не в словах на фоне декораций, а в попытке зафиксировать сам язык тела и точно расставить акценты. При этом в большинстве сцен крайне важно запечатлеть тело полностью, чтобы зритель «услышал» то, о чем оно говорит. Ранее я уже работал с Томом Маккензи над четырьмя фильмами, поэтому, естественно, и на сей раз пригласил снять проект именно его.
Каково было оказаться в проекте, где вам отведено станцевать сразу все партии? Как долго снимали проект?
Это всегда непросто исполнять хореографию, которую ты же и придумал. Не могу сказать, что люблю это делать. Ты не видишь себя со стороны, как если бы был просто хореографом и работал с артистами. Здесь мне пришлось полагаться на отзывы и поправки Тома. Мы сняли все в хронологической последовательности — за один день.
Все партии «Украинского конструктивизма» — одинаково сложны технически и актерски?
Я не могу сказать, что партии сложны. Скорее было непросто показать специфику каждой сцены, не теряя общей идеи. Есть один эпизод, который нам пришлось снимать много раз, чтобы музыкально воспроизвести его в ритме одного из треков Onuka. Когда ты делаешь множество дублей, это невероятно изматывает психологически. Я помню, как с каждой пробой становилось все более невыносимым это противоречие — полностью выкладываться эмоционально, сохраняя трезвое и отстраненное восприятие себя со стороны.
Комфортно ли вам было работать с украинскими музыкантами — Onuka и The Maneken?
Конечно! Я — их поклонник! Том и я были первыми, кто создавал материал для проекта. Увидев мой танец на видео, Onuka и The Maneken написали фантастическую музыку. Обычно все начинается с музыки, поэтому было так интересно наблюдать, как музыка создается из движения, а не наоборот.
А какую музыку слушаете вы?
Сейчас я много слушаю Eartheater.
А чьим творчеством еще интересуетесь?
Художников, которые привлекают мое внимание — множество. Например, мне близко то, что делает греческий режиссер экспериментального театра Димитрис Папаиоанну, шведская художница Карин Мамма Андерссон, мексиканский музыкант и композитор в жанре электронной музыки Murcof, шведский кинорежиссер Рой Андерссон…
В странах бывшего СССР у артистов балета нет своих персональных агентов. Как обстоят дела с этим у вас?
И у меня нет своего агента. Я предпочитаю во всех вопросах разбираться самостоятельно. Вероятно, вы будете удивлены, но в отличие от оперных певцов, театральных или киноактеров, музыкальных исполнителей, артисты балета редко имеют своих агентов, полагаясь на агентов труппы.
В 2012-м вы сменили свой уже устоявшийся имидж и почерк, поступив в танцевальную труппу Эрика Готье. Почему?
К тому времени я уже 9 лет провел в Датском Королевском балете и почувствовал, что пришло время испытать свои силы на другой сцене. Годы с Gauthier Dance сформировали меня как танцора и хореографа. Я очень рад, что сделал этот шаг.
Сергей Полунин когда-то сказал: «Я вообще не знал, что такое мир, пока не ушел из Лондонского Королевского театра». Вы до сих пор сотрудничаете с Датским Королевским театром. Он не ограничивает вас в творческих поисках?
Важно, чтобы человек в любой сфере сполна интересовался окружающим миром. Я думаю, опасность работы в большой компании состоит в том, что легче обвинить систему в своих неудачах, чем сохранять эту здоровую любознательность. Никто не мешает вам получать новые знания, работая на большие бренды. Вы повысите уровень профессионализма и культуры. С 2016 года я стал фрилансером, но мои отношения с моей материнской компанией остались неизменными. Мне очень повезло, что я до сих пор работаю с Датским Королевским театром теперь уже в режиме свободного ангажемента.
В неоклассическом и современном балете вы преуспели не менее, чем в классическом, подтвердив статус универсального танцовщика. Что помогло вам достигнуть таких успехов?
Я считаю, что танцевать классический балет и использовать балет как технику — две совершенно разные вещи. На мою работу сильно повлияло мое образование, исторические балеты в моем портфолио и навык пантомимы. Чем больше разных стилей танцор испытает на собственном теле, тем более универсальным артистом он станет. Теперь я могу воплощать идеи из современного стиля, когда танцую традиционный балетный спектакль, и наоборот, тем самым открывая для себя новые горизонты.
И все-таки: 3 правила успеха, которыми вы могли бы поделиться с читателями ELLE?
Оставайтесь любознательными. Никогда не отказывайтесь от идеи, захватившей вас. Не требуйте уважения от других ранее, чем сами выкажите его.
Автор: Роксана Рублевская; фото: Alain Honorez
Просмотров 1516