На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
11/11В "Стасике" состоялась премьера балета

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко выпустил первую премьеру своего 102-го сезона. Балет «Вариации» Владимира Бурмейстера оказался и последней премьерой для гендиректора МАМТа Антона Гетьмана, сразу же переведенного на пост директора театра «Новая опера». Аналогичный случай в истории этого балета уже был: непосредственно перед его постановкой в Гранд-Опера более полувека назад в легендарном театре тоже произошла смена руководства.

Вообще-то первая премьерная программа 102 сезона «Стасика» должна была включать в себя и новый балет испанского хореографа Гойо Мантеро AUREA («Золотое сечение»), однако из-за болезни балетмейстера премьера перенеслась на неопределенный срок, а вместо неё в третьей части вечера под названием «Дуэты» балетная труппа показала фрагменты из сочинений хореографов ХХ–ХХI веков. Вечер закончился неожиданной акцией: на прощание приглашённый Гетьманом в Москву на пост худрука балетной труппы этуаль Парижской Оперы Лоран Илер преподнёс своему директору и публике необыкновенный сюрприз. Много лет не выходивший на сцену в качестве танцовщика легендарный 58-летний артист вместе с другим премьером театра Георги Смилевски блистательно исполнил новый номер «Et cetera», эффектно поставленный для двух танцовщиков молодым солистом театра Максимом Севагиным, а потом обратился на русском языке с благодарственным словом к покидающему пост директору.

Что же касается основного блюда премьерного вечера - балета основателя балетной труппы Музтеатра Владимира Бурмейстера «Вариации», то возвращение этого шедевра на балетную сцену ожидалось всеми балетоманами с большим нетерпением. Этот необычный и редкий в творчестве мастера, известного наполненными страстями и выверенной режиссурой драмбалетными спектаклями, бессюжетный балет родился в Париже, в Гранд-Опера при весьма необычных обстоятельствах. После успешных гастролей Музыкального театра во французской столице в 1956 году, когда фурор произвёл поставленный Бурмейстером за четыре года до этого балет «Лебединое озеро», балетмейстер стал тем самым первым приглашенным на Запад советским хореографом, балеты которого стремились заполучить многие западные балетные компании. В 1960 году хореограф перенёс в Парижскую Оперу «Лебединое озеро». В 1961 году поставил для труппы лондонского «Фестиваль-балле» (будущий «Английский национальный балет») «Снегурочку» (тоже на музыку Чайковского). А в 1962 его повторно пригласили в Гранд-Опера для постановки истинно французского балета «Три мушкетёра», который должен был стать одним из первых в истории балетов, созданных по мотивам великого произведения Александра Дюма.

Успех Бурмейстера за рубежом вызвал зависть у его советских коллег. В результате интриг хореографа в 1960 году досрочно отправили на пенсию. «В 1960 году папе пришлось собрать всё своё мужество, потому что его уволили, прикрывшись формулировкой «на пенсию». Это в 56 лет! Конечно, папа страшно переживал, когда его попросили из театра, которому он отдал жизнь», - напишет в недавно вышедшей в свет книге воспоминаний «Тот самый Бурмейстер!», подготовленной для издания исследователем Ириной Дешковой, дочь Бурмейстера Наталья Владимировна Бурмейстер-Чайковская.

В таких обстоятельствах еще с декабря 1960 года и велись переговоры о «Трех мушкетёрах» с директором Гранд-Опера Жюльеном, о чём свидетельствуют дневники Бурмейстера, вошедшие во второй том упомянутого выше издания. Так, 9 декабря 1960 года Бурмейстер записывает в дневник: «Встречаемся в ресторане с Жюльеном. Разговор о «Трёх мушкетёрах».

Вернувшись в Москву, хореограф начал работать над балетом. «В его архиве сохранился детально проработанный режиссерский план спектакля, и осталось воссоздать придуманное на сцене», - пишет в своей книге Н.В. Бурмейстер-Чайковская.

И вот тут случилось непредвиденное. Приехав в Париж Бурмейстер узнаёт, что в Опере случился «переворот», причем, точно такой (мистика!), какой случился при постановке того же балета «Вариации», но уже в наши дни в Музыкальном театре. У труппы сменилось руководство. Директором Парижской Оперы вместо А. Жюльена стал Жорж Орик, который тут же зарубил постановку «Трех мушкетёров», пожелав видеть у себя на сцене остромодные в те времена бессюжетные балеты, наподобие балетов Баланчина.

Для начала приехавшего из Москвы Бурмейстера более часа «помориновали» в директорской приёмной. И когда его терпению пришел конец, и он решил уйти, в дверях показался незнакомый пожилой человек с остатками пены для бритья на подбородке. Так их встретил новый директор и композитор Жорж Орик. «Папа узнал, что планы театра изменились, и вместо «Трех мушкетеров» ему надлежит поставить какой-нибудь одноактный балет на музыку «Хроматических вариаций» Жоржа Бизе. Можно представить, что в этот момент испытал папа. Не дав директору никакого ответа, он взял время для размышления над столь неожиданным предложением», - пишет Н. Бурмейстер- Чайковская. Как жаль, что намерение поставить «Трёх мушкетёров» так и не было осуществлено, как не был осуществлен и другой проект, намеченный Бурмейстером незадолго до смерти - постановка для Музыкального театра «Спящей красавицы». Этого балета нет в репертуаре театра до сих пор!

Через несколько дней Бурмейстеру передают ещё одно пожелание театра, вызвавшее у него шок. Возмущенный хореограф записывает в своём дневнике: «Неожиданный звонок из Оперы. Вызывает меня Фабр-Лебре. Кабинет Фабра в одном коридоре с Ориком. Беседа. Оказалось, что сюжета в новом балете не нужно, а просто только танцевать?!!! Впечатление, что передо мною директор Оперы, хотя он два раза бегал к Орику согласовывать вопросы. Плохое впечатление. Ответа не даю. Сдерживаюсь. Почему Орик, дав на все разрешение, сейчас меня не принимает? Меняется весь план спектакля – без руководителя… Возмущён страшно».

Однако балетмейстер и в таких обстоятельствах остаётся верен себе: «Я не умею ставить бессюжетных спектаклей, поэтому своему «Балету в белом», исходя из характера музыки, я стремился придать сюжетную основу. Она - в мечтаниях художника, поэта, музыканта – всё равно. Образы, возникающие в его воображении, материализуются на миг и снова исчезают, оставляя в его душе тот импульс, который потом претворится в стихи, мелодию или картину».

Sur un theme ( дословно с французского - «на тему») – такое название балет имел в Гранд-Опера (отсюда русскоязычное название «Вариации на одну тему», или просто «Вариации»). Главные партии на премьере в Парижской опере танцевали три состава. Это - Флеминг Флиндт, известный как постановщик балета «Урок», входившего в репертуарную афишу Большого театра, который танцевал в паре с Жозетт Амиель, а также Атилио Лабис с Клод Бесси и Жан-Поль Андриани с Клер Мотт.

«Балет «Вариации на тему…» не имеет сюжета. Тем не менее, Бурмейстер пронизал его нежностью человеческих чувств, которыми ему удалось увлечь и солистов, и весь ансамбль», - писала в те дни парижская «Комба». А газета «Юманите» 20 июля замечала: «Каждый жест в балете говорит за себя, каждое па, каждое положение создают рисунок и при падении занавеса видно, что если никакой истории по-настоящему не было рассказано, что это поэма о любви».

«Поэмой о любви» называла балет не только парижская пресса. По воспоминаниям современников, так называл его и сам Бурмейстер, отчего на просторах Интернета уже в наши дни зародилась легенда о ещё одном балете, будто бы созданном Бурмейстером в Париже под таким названием.

«Поэмой любви», в полном соответствии с задумкой балетмейстера, балет смотрится и сегодня. Перед современным зрителем на сцене предстает совсем не бессюжетная абстракция, какой немало, к сожалению, в репертуаре балетных театров сегодня, а романтическая история. По диагонали сцены, словно Альберт из «Жизели», закутанный в плащ, выходит романтический юноша, которого, как Поэта в фокинской «Шопениане» обступают фантастические белотюниковые видения, погружая в фантастическую грёзу. Одна из дев, с ниткой жемчуга на шее, как Сильфида Тальони, увлекает мечтателя больше других, и с ней он танцует изумительной красоты чисто классический дуэт, поставленный Бурмейстером очень музыкально и выразительно.

Как и Фокин, задумывая свою «Шопениану», в «Вариациях» Бурмейстер вспоминает о романтическом белотюниковом балете XIX века. Здесь много реминисценций из «Сильфиды», «Жизели». Французские критики, вспоминая поставленное незадолго до этого в Парижской Опере хореографом «Лебединое озеро», естественно, видели в балете отсылки и к его лебединым сценам.

Маргарите Дроздовой – одной из балерин Бурмейстера, танцевавших когда-то на сцене «Стасика» ( этот балет был перенесен на сцену Музыкального театра в 1964 году), - удалось как постановщику спектакля воссоздать ту романтическую атмосферу, в которую погружал зрителя Бурмейстер в Парижской опере больше полувека тому назад. В её постановке насмотренный зритель ретроспективно обнаружит те детали, которые позаимствовал у Бурмейстера, например, Пьер Лакотт для «реконструкции» в Парижской опере своей тальонивской «Сильфиды» почти десятилетия спустя.

Танцевавшие на премьере главные партии Денис Дмитриев и Ксения Шевцова в своих ролях тоже тонко прочувствовали эту завораживающую романтическую атмосферу. Мягкий, внутренне наполненный танец Дениса Дмитриева, его романтический облик, полеты и поддержки создавали на сцене хореографические образы мечтательного поэта, а исполненный грации и лёгкости танец Ксении Шевцовой напоминал о романтической природе дарования этой утонченной балерины и о необыкновенно широком спектре её возможностей.

Остаётся добавить то, что показанные в третьем отделении вечера дуэты, в основном повторяли то, что мы уже видели на Гала-концерте, отрывавшем в «Стасике» сезон. Незабываемые впечатления, как и тогда, удалось произвести Оксане Кардаш и Ивану Михалёву, превосходно исполнившим номер под названием «Таис» из балета Ролана Пети «Моя Павлова», а также дуэт из балета «Радио и Джульетта» Эдварда Клюга на музыку группы «Radiohead». Венчал же программу тот самый сюрприз от Лорана Илера, о котором я сказано выше. Общее впечатление от вечер а - самое радужное. Стараниями французского балетмейстера балетная труппа театра и его премьеры хорошеют на глазах. Качество танца становится на порядок выше, что свидетельствует о том, что с художественным руководителем балета театру явно повезло!


Источник: МК


Просмотров 1262




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео