Татьяна БОГОЯВЛЕНСКАЯ - шеф-редактор проекта "Танцевальный Клондайк" беседует с корреспондентом собственного издания Сергеем ПАРАМОНОВОВЫМ.
- Чтобы просветить непосвященных, а посвященным напомнить, давайте начнем с вопроса о том, что входит в проект "Танцевальный Клондайк"? Давно известно, что это не просто название газеты.
- Забегая вперед скажу, что ежемесячная газета - это последнее, что вошло в проект. Кроме нее в проект входит журнал-справочник "Танцевальный Клондайк. Коллективы третьего тысячелетия", переиздаваемый один раз в год. Обратите внимание на полное название журнала и на короткое название газеты. Далее проект объединяет первый специализированный магазин танцевальной литературы "Книжная сцена", предлагающим всем желающим более 200 наименований книг о всех жанрах танца, дипломы, справочную и методическую литературу. Еще одна составляющая - сайт www.marengo-print.narod.ru Новинкой в проекте является "Календарь танцевальных событий на 2002 год", в котором есть информация о 200 фестивалях, конкурсах, семинарах. Недавно вышло второе переиздание календаря.
- Вы сами издаете книги или продаете книги других издательств?
- И издаем и продаем. Из изданных могу назвать нашу гордость - книгу Леонида Плетнева "С реверансом", которая готовилась к печати более года и поразила всех не только новым ракурсом Леонида Михайловича, но и дизайнерской работой Ксении Панариной. Жизнеописание Махмуда Эсамбаева под авторством Руслана Нашхоева оказалось востребованным после смерти гениального танцовщика. Две книги Нины Рубштейн "Психология танцевального спорта" и "Что нужно знать, чтобы стать первым", "Справочник МФСТ 2000-2001 год". Небезызвестный в танцевальных кругах Андрей Скаржинский издал у нас одну из своих книг "Лечение юмором и драмой". Буквально на днях увидел свет очень нужный и полезный сборник юридической информации для танцоров "Танцы в законе", написанный нашим другом, юристом Олегом Шлимаком.
- Чего ожидать из книг в ближайшее время?
- Готовится к переизданию очень популярное пособие Сергея Пичуричкина "Имидж танцевального коллектива", который по сравнению с первым изданием будет в полтора раза объемнее, так что даже тем, кто читал первое издание, будет интересно почитать второе. Виктор Григорьевич Шершнев грозился предоставить на наш суд к осени свое творений. Ждем работы от Валентины Матвеевны Пасютинской. Пытаемся уговорить господина Пармона на переиздание книги по костюму, а так же Людмилу Семеняку просим написать воспоминания. Больших трудов стоит склонить к написанию полноценной работы Вадима Гиглаури и Александра Гиршона. Могу похвастаться. Подписан договор с Никитиным на переиздание книги "Джаз-модерн танец". Есть еще пять-шесть трудов, но без посторонних финансовых вливаний мы их не потянем. Наша мечта - энциклопедия танца в 10-20 томах, где каждый том будет рассказывать об одном жанре. Но это очень глобальный проект, проект культовый, даже эпохальный, и мы к нему готовы морально, но не готовы материально.
- Кстати, о посторонних финансовых вливаниях. За чей счет вы издаете книги?
- За свой, за счет авторов и за счет тех предпринимателей, кто понимает ценность литературы. При издании второй книги Нины Рубштейн солидную финансовую помощь оказал Дмитрий Фадеев, профинансировав часть проекта. Вторую ее книгу профинансировало объединение "Эста". Оргкомитет фестиваля "Юность" в лице Ольге Вершковой и Алексея Скобцова принял участии в издании книг Никитина. Кстати, "Юность" последнее время думает не только о развитии своего фестиваля, но и о глобальных имиджевых ходах, которые смогут поднять его престиж. Ведется еще ряд переговоров аналогичного характера.
- Что получают организации, вложившие деньги в танцевальную литературу?
- Либо часть тиража для свободной продажи через свою организацию, либо часть прибыли от проданных книг. И, конечно же, бесконечную благодарность танцевального народа - их потенциальных клиентов.
- Вы прочитали около 60 семинаров перед хореографами и руководителями танцевальных коллективов. О чем вы говорите на своих семинарах?
- О "Танцевальном клондайке" и о том, как быть непохожим на других. Помните рекламный слоган "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет"? К сожалению, при всей кажущейся пестроте танцевального мира 80-85 % танцевальных коллективов, представляющих какой-либо жанр, похожи между собой. Подавляющее большинство используют одни и те же ходы при постановке номеров, чего уж говорить об имидже. Для многих понятие имиджа заканчивается приобретением фирменных футболок и печатью афиш с календариками.
- Вы хотите сказать, что имиджевых ходов больше?- В уже упомянутой книге "Имидж танцевального коллектива" перечислено около двадцати простых, почти бесплатных ходов. А вообще их около полуторасотен.
- Впечатляющее число. Насколько они нужны танцорам.
- Очень нужны. Только некоторые танцоры сами об этом пока не знают. У нас было не принято выделяться. На Западе имиджмейкерство - сформировавшаяся наука, такая, как искусство выпекать булочки или продажа автомобилей.
- Бытует несколько противоречивых мнений на счет того, на чьей стороне "Танцевальный Клондайк", какой фестиваль он поддерживает. Одни упрекают его в связях с Анатолием Акиньшиным и его фестивальным движением, другие связывают деятельность "Танцевального Клондайка" с фестивалем "Юность", третьи подозревают во "всех мыслимых и не мыслимых грехах" с Кокоулиным, четвертые вообще полагают, что "Танцевальный Клондайк" продался Гришко и Эсте одновременно и ничего, кроме коммерции, не признает.
- А еще сотне других официальных и полуофициальных лиц, десяткам магазинов и ателье, сотне фестивалей и пансионату "Светлана". На данный момент могу смело пустить слух, что нас купила Елена Лащенко и ее Центр "Сотрудничество и развитие", поскольку количество совместных проектов растет с каждым месяцем. Все чаще и чаще появляются люди, которые четко знают, с кем мы. Пока не упрекают в продаже дьяволу, есть надежда убедить людей в нашей уникальности. Например, совсем недавно при поддержке "Танцевального Клондайка" прошел один из самых, пожалуй, крупных семинаров хореографов "Апрельская разминка", куда съехалось более 70 хореографов, руководителей, директоров. Столько единомышленников в одном месте! Одновременно при нашей поддержке в разных городах прошло еще пять крупных танцевальных событий. Говорить, что мы на их стороне - верно. Говорить, что мы не на чьей стороне - тоже верно. Наша прелесть в том, что мы не являемся лоббистами отдельных движений. Мы, как СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, стараемся освещать самый широкий спектр танцевальных событий России, поэтому не можем выделять одних в ущерб другим. Что касается коммерческих проектов, это уж, извините, не от нас зависит, а от организаций, которые вкладывают в нас деньги. Каждый сам решает, в каком количестве в какой проект "Танцевального клондайка" и на каких условиях он готов вложить деньги. В любом случае, спасибо всем. От имени редакции могу официально заявить - мы не проводили, не проводим и не будем проводить никаких фестивалей, слетов, никогда не будем организовывать федерации или ассоциации, а так же брать какие-либо членские взносы.
- А как же Вторая церемония вручения дипломов "Танцевального клондайка", которая состоялась недавно в ДК "Зил".
- А какое это имеет отношение ко всему вышеперечисленному? Это, пожалуй, самый бредовый наш подарок танцевальному миру. Просто мы захотели выделить самых-самых нашими подарками. Разве кто-то делает подобное. Тем более, за свой счет, а не за счет участников.
- Разве что "Экзерсис".
- "Экзерсис" строится по принципу западных премий, когда в одной номинации выбирается победитель. Фестивали строятся по принципу, когда выбирают лучшего из тех, кто смог заплатить. Мы не берем за свои дипломы денег и не платим их. Все люди, которых мы приглашаем на нашу церемонию, уже победители. Они нравятся зрителям, они обладают множествами титулов. На нашей сцене им нечего доказывать, не надо бороться и, что немаловажно, не надо платить за право быть выбранными. Они просто выходят и танцуют. Дарят свое мастерство зрителям. И зритель заражается этой раскованностью. Некоторые коллективы приезжают из далеких областей, чтобы выступить в этой обойме.
- Не боитесь ли вы обидеть тех же организаторов фестивалей, руководителей ассоциаций и федераций.
- Почему Вы пытаетесь меня с кем-то столкнуть. И не думаю обижать. Все прекрасно понимают, что таких мероприятий, как наше может быть на всю танцевальную Россию два-три. А может быть только одно и останется. Остальные танцевальный объединения существовали, существуют и будут существовать. Мы не сделаем своей церемонией никому конкуренции, разве что украсим танцевальную карту России.
- А как же Мендель со своим "Спартаком".
- О чем Вы говорите! Я даже близко ставить не берусь наши события. Мендель - звезда шоу бизнеса, человек, к которому, если говорить афористично, "я всегда буду относиться на Вы".
- Как складываются Ваши отношения со спонсорами?
- Грех жаловаться. Только спонсоров у нас нет, есть рекламодатели. Насколько охотно организации размещают у нас рекламу видно на страницах наших изданий. Радует, что их не становится меньше. Кто-то охотно размещает долгосрочную рекламу, кто-то пробует "малыми дозами". Хочется, конечно, надеяться, что кто-то придет и оплатит полный рекламный пакет на год вперед. Но жить только мечтой об этом - себе вредить. Мы с самого первого дня привыкли зарабатывать, а уж потом - просить. Мне кажется, если будет повышаться качество наших изданий, расти тиражи, рекламодатели это почувствуют, оценят. Хочется мне или нет, но рекламодатель в наше время - человек думающий, понимающий, умеющий отделять зерна от плевел.
- Ваше издание, конечно, зерно.
- Прорастающее.
- Некоторые читатели не верят, что газета "Танцевальный Клондайк" распространяется абсолютно бесплатно.
- Пусть придут к нам в редакцию и возьмут столько, сколько унесут, тогда будем спорить. На самом деле, газета бесплатная и не бесплатная. В Москве она бесплатная, но жители других российских городов могут ее подписать на почте. Подписной индекс 35 827. А на почте надо платить денежки. К сожалению, это не наша блажь. Это суровая необходимость. Почта бесплатно не работает. Мы бы с радостью раздали нашу газету всем, кто в ней нуждается.
- Ваша мечта?
- 10 000 мечтаний - или мечт? - в день. Наверное, было бы здорово собрать всех "противоборствующих гениев", как я это называю, в одном месте. Имеются ввиду организаторы фестивалей, амбициозные мастера танца, преподаватели, руководители фондов. Конечно, под эгидой "Танцевального Клондайка".
- Не это ли делает Ваша газета на своих страницах.
- Это. Но живьем… Всех их живьем. Было бы прикольно, сильно и поучительно. А еще хочется рассказать про все танцевальные события сразу. Потрясающе получится.
Сергей ПАРАМОНОВ