03/08Месть под музыку
Нынешнее "Соло для двоих" – не первый проект с таким названием. Год назад в Москве была показана его "первая серия". Васильев с Осиповой годы танцевали вместе. Если соединить распавшийся дуэт балетных звезд, ностальгия поклонников по "Наташе с Ваней" будет удовлетворена. А если соединение предполагает не па-де-де из классики, а специально созданный репертуар, проект рискует обрасти художественными открытиями. Именно так поступил год назад автор идеи Сергей Данилян, пригласив для Осиповой и Васильева известных современных хореографов.

Опус британско-португальского хореографа Артура Питы "Факада" – гротескная сказка о мстительной невесте. Фото: С САЙТА ТЕАТРА
В нынешней, второй серии есть свои особенности. Один из балетов прежней программы – "Факада" (по-португальски "отрицательный эмоциональный шок" или "удар ножом") – повторили снова. Это понятно: опус британско-португальского хореографа Артура Питы публика год назад приняла лучше всего. Да и теперь, после недавних лондонских показов, отзывы были блестящие. "Смешно, страшно и незабываемо", – написала одна из британских газет. "Факада" – гротескная сказка о мстительной невесте и ее зловещей родственнице, совместно убивающих осрамившегося жениха – он сбежал от грядущего счастья прямо на свадьбе. Позор можно смыть только кровью. Пита остроумно насмешничает над штампами театрально преувеличенных страстей жителей южной Европы и дает возможность Осиповой с Васильевым сыграть в черную трагикомедию: он – дрожащая, покорная жертва доминирующей женщины-палача, рыдающей от унижения, а потом задушившей парня собственными руками. И сплясавшей "ламбаду" на его могиле.
Из трех названий программы Осипова и Васильев танцуют в паре только "Факаду". Два других балета поставлены отдельно на балерину и на танцовщика, тут у каждого своя драма, так что название "Соло для двоих" – не только описание звездного дуэта, но и принцип формирования программы: три разных балета рассказывают о схватке главного персонажа с антагонистом. Для примы Королевского балета Ковент-Гарден Осиповой британский хореограф Аластер Мариотт сделал балет Zeitgeist ("Дух времени"). Приме в эффектном купальнике (черное с золотым) взаимодействует с премьером того же театра Эдвардом Уотсоном и музыкой Филиппа Гласса. Есть и фон – тройка мужчин в черных трико. Между главными героями возникают некие эмоциональные связи. В быстрых частях Осипова демонстрирует напористую прыгучесть, в медленных темпах – задумчиво тает в руках партнера, как бы решая – то ли уйти навеки, то ли остаться навсегда. Хореография типично неоклассического балета так же невнятна, как и сценография, – плавающие видеоразводы на заднике (британская пресса непочтительно сравнила эти эффекты со сгустками картофельного пюре на пастушьем пироге). Какой именно аспект популярного во многих смыслах термина Zeitgeist имелся в виду, уяснить невозможно. Разве что импульсивный танец Осиповой, (она движется "с силой летящей кометы"), особенно на фоне сдержанных британцев, давал подсказку: вот аморфная мужская масса, а вот – ее несомненный феминистский лидер.
В балете Владимира Варнавы "Моцарт и Сальери" Иван Васильев предстал солнечно-лучезарным, трогательно-простодушным Моцартом, не ведающим, естественно, своей исключительности. Сам Варнава, не только умелый постановщик, но и отменный артист, сыграл корчащегося от комплексов, гротескно-ничтожного Сальери. Злодею отведено так много пластического места, что балет впору назвать "Сальери и Моцарт". Театральную пикантность спектаклю придают остроумные находки. Вроде отождествления пушкинского Черного человека, мучающего гения, с Сальери (в черном чулке на лице). Вроде эпизода с отрывком из "Реквиема" – от звуков "Лакримозы" Сальери просто рвет на части: не слушать гениальную музыку невозможно, но и слышать – нет сил. И сцены с "внутренним звучанием", когда из "недр" Моцарта потоком исторгается божественная музыка, тогда как от Сальери исходит гробовая тишина. В то время как Моцарт условно "творит" музыку в искрометной вариации, Сальери реально пытается сжевать партитуру "приятеля". А убивает этот бездарь не подсыпанной в стакан отравой. Нет, яд, как плюющаяся кобра, источает сам завистник.
Успех вечера был несомненен. Балерине хлопали бешено, премьеру тоже досталось. После прошлогоднего "Соло" возникло мнение, что Осипова лучше справляется с современным танцем, нежели Васильев. Нынешнее продолжение давало Ивану возможность взять реванш. Что он и сделал.
Автор: Майя КРЫЛОВА
Просмотров 3295
Последние новости
| |
|
|
|
Новости В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев" На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.
На Новой сцене Большого Чистосердечное китайское признание На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.
Путешествие легендарного пейзажаВесна патриарха На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.
Танцовщик Георги Смилевски ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
|
|
|
|
|
|
Публикации До старта Форума осталось 30 дней Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".
На форуме ожидается около 2000 человекДвижение развивает мозг "Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.
Физическое развитиеИнклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
|
|
|
|