Вот и закончился фестиваль ПРО ДВИЖЕНИЕ – подготовка, переживания, выступления, — все позади. Теперь пришло время продуктивной рефлексии и мы, журналисты портала, как "собиратели" витающих в воздухе тенденций, подведем итоги – о каких знаковых идеях, достижениях и проблемах можно говорить сегодня в любительской сфере contemporary? Что волнует исполнителей современного танца, только вступающих в эту сферу? Почему, для того чтобы достучаться до сердца зрителя, нужно учитывать все составляющие, начиная от качества музыки, заканчивая цветом костюма? И главное – о чем танцуют сегодня?
В современном танце чаще всего зритель сталкивается с внутренним конфликтом, конфликтом чувств, транслируемым исполнителем. Названия танцевальных композиций иногда принципиально не затемняют ситуации – "Откровение души" может быть претенциозно заявлено в программке. Так, добрая половина сольных номеров на фестивале — о неразделенной женской любви ("Я с тобой", "Впусти меня в свое сердце" и др.).
Дуэты же — как всегда о животрепещущем моменте зарождения чувств между мужчиной и женщиной. Здесь интересно себя показала "Лаборатория свободного движения Евгении Миляевой". Дуэты "Лаборатории …" выявили эту тему достаточно стереотипно, показывая идеальное представление женщины о желаемом поведении мужчины. А вот неожиданностью для зрителя стала композиция "Препятствия", в котором казалось бы типичный любовный конфликт (выбор героини между несколькими соперниками) вдруг очистился от гендерных ролей и преобразился в философскую танц-метафору о преодолении препятствий, возникающих на жизненном пути каждого человека.
Ансамблевые номера затрагивали социальную проблематику: "Адаптация" ("Bokobok dance company", Екатеринбург) – о потере индивидуальности; "Город" (студия танца "MILK", Воронеж) – о существовании внутри заданной социальной системы; "не прислоняться" ("Группа поддержки" — ЦЕХ, Москва) – о взаимодействии в замкнутом урбанистическом пространстве; "Body" (YULLA DANCE COMPANY, Москва) – о подавлении обществом личности и драме непонимания.
Современный танец, как акт творчества и мини-спектакль, является художественным произведением. А это значит, что все собирательные детали, составляющие части должны быть из одного смыслового и художественного поля (костюмы, грим, реквизит/декорации, движение). Такой полнокровной была композиция, представленная "Живым театром" Ирины Рудницкой (Москва) – приз фестиваля в номинации "Преподаватель, добившийся наибольших успехов в работе с любителями". Кстати, участницы коллектива очень тонко определили разницу между пластическим перформансом и танцем: "Мы идем не от тела, а от чувств и состояний". Легенда о засухе, похожая на библейскую притчу, повествовала о надежде, которая животворно влияет на человека и ведет к желанной цели. Эта история, — конечно, аллегория. Вода, без которой четыре грации, путешествующие по пустыне, оказались на грани жизни и смерти, — это наши желания, которые исполнятся, если очень сильно поверить и, как хлынувший в долгожданную минуту с небес дождь, возродят нас к жизни.
Но часто художественный образ настолько притягателен для создателей, что его визуальная "картинка" затемняет движенческие несовершенства постановки. В композиции "Офелия /посвящение Акира Куросава" Марии Райд – соло-исполнительница смогла полностью воплотить стилистику своего танц-проекта "Ронин фламенко". Зрители увидели женщину-воина в духе японских сказаний, которая выстукивала каблуками неожиданные испанские мотивы и браво "перерезала" по-самурайски горло бутафорским мечом. Экзотика безоговорочно вовлекла зрителя в свой энергетический круг и, хотя, технические данные танца уступали силе созданного антуража, номер заслужил отдельного признания на обсуждении.
Вот и танцевальная композиция "Пиковая дама" (коллектив "Essentia", Москва), построенная на миксе стилей трайбл и поппинг, не смогла укрепить свою визуальную (оригинальные костюмы, звенящие украшения на теле танцовщиков, клубная музыка) и идейную (танец колоды карт) эффектность исполнительским реваншем. Акцент на мелкую танцевальную технику, закольцованную бесконечным повтором, не стал выигрышным.
А если говорить об абстрактном танце, танце-состоянии, то стоит особо выделить коллектив студии Катерины Ярочкиной, которые не играли в эмоции и не старались их репрезентировать, а именно пребывали в правдивом состоянии, передающем зрителю ощущение радости, удовольствия от танца, от прожитого момента. Тогда как другие коллективы (Школа танца "Free_step", Студия "Айседора", команда "Make Me Feel"), исполнявшие "танец ради танца", несмотря на высокий уровень физической подготовки, не ставили перед собой исполнительской сверхзадачи, отчего танец не трогал зрителя эмоционально.
Лучшим образцом "чистого танца" стало выступление коллектива "Freejazzpeople" с композицией "Oркестр" — ненавязчивая игра с метафорой музыкальных инструментов не отягощала танец излишним актерством. Как подчеркнула эксперт Дарья Бузовкина, — использование пантомимы и актерских приемов обедняет собственно танцевальный материал (имеется в виду для contemporary dance), то есть нужно идти не за внешними "усилителями", а искать способы выражения идеи, мысли внутри своего тела. Всегда искать собственный уникальный хореографический язык.
Однако, более чем явно проявило себя желание театрализовать танец. Отдельной нишей фестивальных показов стали игровые танцевальные номера. Здесь драматургическая линия в обытовленных образах и простых символах была подана с юмором и долей самоиронии — такие номера, как "Отпуск" и "Коммуналка" Школы танцевального искусства "S.o.D.A." (Волгоград) или композиция под городской романс "Пиджак"
Больше всего зрителей порадовал жизненной актуальностью фрагмент спектакля "Соседи" танц-театра "TabulaDanza" (Москва) — любовный дуэт, иронически обыгрывающий тему современных отношений, которым мешают внешние "заменители" (мужчина отвлечен от любви страстью к виртуальному миру) был преподнесен в легкой и неожиданной форме танцевальной репризы.
Серьезная же тема войны и страха перед смертью была поднята коллективом "PULSE" (Ярославль) в композиции "Побеждая страх" и отыграна в танце с соблюдением баланса между актерским проживанием и созданием атмосферы непосредственно танцевальными средствами, приемами хореографии.
В ироническом ключе была решена и псевдонародная композиция Театра Танца "Paradigm" — "Рашн Гёл". Фолк-стилизация образа "русской девушки", аля матрешка, исполненная в модерне, была свежим взглядом на продуктивное столкновение стилей в контексте программы фестиваля.
Еще одна устоявшаяся тенденция, как отметил эксперт Игорь Лидер, – это влияние LA-стиля (клипового танца). Когда танец – это "сурдоперевод" песни, или по-другому "постановка по словам". Когда вся хореографическая композиция подчинена тому, чтобы иллюстрировать движениями слова песни.
А теперь вспомним – что первично? Можно предположить, что в данном случае танцовщик или хореограф-постановщик хочет быть максимально понятным зрителю. Но происходит обратный эффект – зрителя отталкивает как слишком буквальное "прочтение" музыки и вслед за тем некая несамостоятельность танца, так и привлечение супермощной экспрессивной музыки, якобы усиливающей эффект, но на самом деле забивающей эмоции, исходящие от танцора и способность зрителя "подключаться" к переживанию. Главное, о чем стоит помнить, подбирая музыкальный материал для сопровождения, как точно подчеркнул эксперт Денис Бородицкий, — так это о том, что зритель имеет право на собственное понимание музыки. У зрителя определенный трек может вызвать личные ассоциации, которые не смогут выгодно коррелировать с происходящим на площадке. Любопытно, что в программе фестиваля встречались контемп-номера, поставленные даже на речитатив: "В моей голове" (Танцевальный проект "Иные", Липецк) — попытка вербализировать в танце экзистенциальное размышление о противоречивой субстанции времени.
Среди участников фестиваля ярко выделился специализированный "Инклюзивный танцевальный проект Яны Нориной", где наравне с профессиональными танцовщиками танец исполняли молодой человек и девушка с особенностями развития. Как известно, таким людям сложно координировать свои движения, но, тем не менее, за время обучения и подготовки выступления, они смогли освоить массу сложных танцевальных элементов и участвовали в конкурсе на равных.
Запоминающимися номерами стали выступления столичных команд "NLyricalDay" и "Key Frame" — ребята продемонстрировали умение "стильно" воплотить задуманное. Авторы композиций нашли особенные детали для создания имиджа танцовщиков. Такими "фишками" были "магический" грим на лице (нарисованные флуоресцентные широко распахнутые глаза, светящиеся в темноте) и черные ленты, запутывающие исполнителей в фантазийные фигуры.
Конечно, центральная идея фестиваля — не соревнование, а возможность выступить на столичной открытой площадке, показать себя и увидеть своих коллег, услышать мнение экспертов о представленных работах.
На фестивале мы поняли (возвращаясь к дискуссии о любителях и профессионалах!), что самая ценная черта любителей — это искренность! Но также заметили, что постановочные приемы бывают зачастую наивны…
Поэтому желаем настоящего драйва и самобытности!
Автор: Елизавета АВДОШИНА, Анастасия ГЛУХОВА, фото: Алексей СОЛЯННИКОВ
Просмотров 3753