13/1095 лет со дня рождения Софьи Головкиной
Софья Николаевна Головкина – народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР, одна из ведущих танцовщиц Большого театра 1930-1950-х годов. 40 лет – бессменный директор Московского хореографического училища, которое по ее инициативе было преобразовано в Академию хореографии. Педагог, воспитавший целое созвездие балерин, ставших гордостью русского балета. Сегодня, 13 октября исполняется 95 лет со дня рождения Софьи Головкиной.
Софья Головкина родилась в Москве в 1915 году. Девочкой Соня могла часами импровизировать дома и на школьных вечерах. Когда ей исполнилось 11, ее приняли в балетное училище Большого театра, которое находилось тогда на Пушечной улице – недалеко от дома, в котором жила ее семья. По окончании училища молодую балерину пригласили в труппу Большого театра. Уже в первом сезоне она исполнила партии главных героинь в балетах «Тщетная предосторожность», «Три толстяка» и «Щелкунчик». «Нас учили очень хорошо, - вспоминала позже Софья Николаевна. - У нас были прекрасные педагоги - Чекрыгин, Семенов, Гердт, Кожухова. Они вкладывали не только свою душу, не только свои знания, они как бы продолжали жить в нас. Какая богатая и интересная жизнь у балерины! Сегодня ты Одетта-Одиллия, завтра Раймонда, послезавтра Коппелия. Это не просто разные спектакли, это характеры, эпоха, стиль. Я жила страстями моих героинь и старалась, чтобы зрительный зал был увлечен вместе со мной». Вот что вспоминала о годах учебы Ольга Васильевна Лепешинская: «Мы с ней еще в школе учились, но она была старше меня на один год. Соня – Софья Николаевна – выглядела очень хорошо. Она была великая. У нее были большие голубые глаза, она была такой изящной статуэткой. Очень красивые пальцы рук были, и она умела обращаться с ними. Весь корпус, голова, плечи, шея – она была очень женственна. У нее была очень своеобразная манера танцевать, не похожая на мою или на какую-то другую соученицу. Свой стиль, и мне кажется, что этим она могла гордиться». Карьера балерины развивалась на удивление успешно и стремительно. Головкина быстро стала ведущей солисткой, а потом прима-балериной. Возможно, сыграла свою роль техничность, а может быть и уверенность, с которой она исполняла сложные вариации. По словам коллег, она никогда не робела на сцене, держалась уверенно и смело. «Она была очень сильная танцовщица, - говорит Ольга Лепешинская. - Она делала великолепно фуэте, а я не умела! Представляете весь ужас моего положения?! Если бы Головкиной сказали сделать 64, она бы сделала эти 64 – настолько она была технически подтянута. Такое количество фуэте, да еще в таком темпе! Поклонники были в большом восторге». Галина Степаненко, народная артистка России, ученица Головкиной вспоминает: «Софья Николаевна рассказывала нам такую историю: где-то на концерте или на спектакле во время действия она сделала 100 фуэте на одном месте. И после этого рецензии в газетах, все газеты писали, что "мадам Головкина делает 100 фуэте на почтовой марке"». Балет был главным, но не единственным, что занимало танцовщицу. Ольга Лепешинская вспоминает, что тогда молодых артистов Большого чрезвычайно увлек комсомол – своей идеей, возможностью общаться с детьми на шефских концертах, чувствовать себя силой, которая меняет мир. Молодые балерины были общественницами. Когда было нужно, мыли полы в метро, во время войны сидели на крышах – тушили бомбы. Правда, с крыш артисток сняли по личному распоряжению Сталина. В холодном московском театре во время войны Софья Головкина по-прежнему выходила на сцену. В 1942 году Головкина получила звание заслуженной артистки СССР. Злые языки говорили, что своей карьерой Головкина обязана первому мужу – балетмейстеру Федору Лопухину, который ставил балеты специально для нее (действительно, «Баядерка» и «Светлый ручей» - это были балеты «под Головкину»). И уж тем более второму - генералу Гайдукову. Так это или нет, выяснять нет смысла: публика не вдавалась в подробности, а просто получала удовольствие от профессионализма балерины. Именного Головкина по приглашению Сталина танцевала перед участниками Тегеранской конференции, именно она могла в любой момент заменить своих коллег на любом спектакле. Всего она исполнила почти три десятка партий на сцене Большого. Когда карьера балерины завершилась, Софья Николаевна считала свою жизнь оборвавшейся, но… появился новый смысл, новая цель – руководство хореографическим училищем. При ней училище получило новое здание – на Фрунзенской набережной, ей же принадлежит идея преобразовать училище в академию. Евгения Фарманянц, заслуженный деятель искусств России, профессор МГАХ говорил: «Она все время училась и все время хотела знать больше и прививать как можно больше. Поэтому она искала педагогов с новыми задачами, но она никогда не уходила от основ классического танца». Классический танец не был догмой. Она приглашала давать классы Баланчина, вводила современные танцы, ставила вариации для своих учеников. «Ее балетмейстерское творчество, если говорить коротко, было направлено не на выявление своих балетмейстерских способностей, а на то, что выявило бы более выгодно и эффектно ученицу, - уверена Евгения Фарманянц. - Она меняла как балетмейстер какие-то вариации именно для учениц». Михаил Лавровский, заслуженный артист СССР: «Софья Николаевная, Леонид Михайлович (Лавровский), Григорович – это те люди, которые не боялись рядом великих талантливых личностей в искусстве. Потому у них были ссоры, скандалы, увольнения с той и с другой стороны, но искусство поднималось наверх. Я читал о ней многие высказывания, книги о ней, ругающие Головкину. Это неправильно, на мой взгляд. Я сталкиваюсь с каким-то человеком в жизни, и он мне не нравится…. Но когда человек занимает другое положение – руководителя или директора, и он в этом качестве действительно на свое месте, он может принести пользу. Она была на своем месте. Она была директор школы, талантливая, умная, сильная, добрая женщина». «В училище она пользовалась огромным авторитетом, - рассказывает балетмейстер Алексей Ратманский. - Когда она проходила мимо по коридору, то сердце начинало стучать, девочки делали книксен, мы кланялись и волновались ужасно при встрече с ней. Она действительно была в очень хорошем смысле этого слова Хозяйкой. То, что бóльшая часть солисток Большого театра – это ее ученицы, говорит о действительно важном, большом педагогическом таланте».
Просмотров 7982
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|