На сайте всего: анкет коллективов 677; имен 784; новостей 1163; публикаций 958; фоторепортажей 747; объявлений на форуме 1336; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
23/05ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Катя Ганюшина о свободном танце, танце модерн и экспрессивном танце по следам первой лекции из цикла "История современного танца", прочитанной 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.


"Материал состоит из двух частей: карта и атлас. В первой — в тезисной форме описаны основные понятия и указаны основные имена. Во второй — мои рекомендации по книгам и видео на тему лекции."

карта

Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.

Это действительно три относительно разных феномена. Однозначно лишь можно сказать, что хронологически свободное движение было предшественником двух других.

Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как "природа", "естественность" и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.

Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, Лои Фуллер.

Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, Сигурд Лидер а также не связанные напрямую с Лабаном, Грэт Паллука, Розалиа Хладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.

И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию и занимался. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, Ханя Хольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.

С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как "безобразное", уродливое, его проживание и апроприация.

Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому так часто оно обнажалось, и манера движения в танце носила естественный, простой характер.

О какой свободе пытался говорить свободный танец?

В первую очередь, о свободе от гнета цивилизации и, в частности, гнёта слов. При этом, если литературе и визуальным искусствам для этого понадобилось отринуть всё, что могло быть связано с понятием традиционного, то танец, наоборот, обратился к этому, а именно, к античности и Возрождению.

Помимо проекта естественного (освобожденного) тела, центрального для свободного танца, обращение к жестовой составляющей прежних времен было связано с попыткой вернуть мир, в котором разделенность (есть я, а есть мир) ещё не было осознанно, а эго не являлось "хозяином" человека.

Для свободного танца были характерны такие черты:

— радикальный разрыв с балетной традицией;

— отвержение старых (типа театр, опера и т.д.) и поиск новых площадок для выступлений;

— отрицание эстетических предпосылок и кодов репрезентации, диктуемых доминирующей формой концертного исполнения – балетом;

— саморефлексия формы искусства как в самих работах, так и в программных текстах и статьях (известно, что Дункан, например, часто совмещала свои выступления с лекциями о роли танца и его будущем);

— "активация" зрителя, не только путём скандалов, провоцируемых своим видом, но и новыми паттернами движения (примитивизмом движения), а также посредством серьезного участия в общественной жизни на тему культуры тела, в первую очередь, женского.

Возврат к временности, мимолетности, эфемерности, зыбкости, как проект модернизма лучше всего мог быть реализован в танце благодаря его природе. Это во многом объясняет ту поддержку, которую свободный танец получил со стороны представителей визуального искусства и литературы. Танец, как реальность, нетронутая текстовой культурой.

Помимо кризиса языка, танец виделся также ответом на высокую иерархичность, структурированность, формализацию общественной жизни человека. Танец, как динамически устроенное явление, каждый раз отвечал (и отвечает) на вопрос о созидательном соединении хаоса и порядка, потери и обретения контроля, забывания и обретения воспоминания.

Важно также отметить, что не все представители танца начала века пытались противостоять надвигающейся механистичности, увеличивающейся формализации, и как результат растущей отчужденности от физической реальности.

Например, Оскар Шлеммер, предельно механизировавший и рационализировавший движения, костюмы и пространство в своём произведении "Триадический балет" (1918-1922), таким образом попытался увидеть, что не может быть апроприировано захватывающей мир алгоритмизацией.

А представительница футуризма Валентина де Сэн-Пуан работала с идей танца как мысли, в полный разрез с эстетикой выражения в танце того времени. Составными частями её работ были запах, проекция, стихотворный текст и движение. Все они существовали в её работах автономно и независимо, а для снятия какого-либо намека на выразительность, эмоциональность, она закрывала лицо вуалью.

Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер не просто не сопротивлялись грядущей машинизации жизни, а строили свои работы и исследования вокруг интереса организации материала, рабочих движений – "танцев машин".  

Назвать все имена свободного танца, танца модерн и экспрессивного танца, на мой взгляд, не представляется возможным, и не является моей задачей в данной статье.

Но мне бы хотелось упомянуть только одного, как мне кажется, мало известного персонажа, который, очевидно, сильно повлиял на весь танец первой половины 20-го века, и которого я для себя открыла совсем недавно. Это – директор New York School of Expression Женевьева Стэббинс (1857-1934). Она считалась одним из главных специалистов по системе Дельзарта в Америке, но занимаясь помимо этого йогой и восточной философией, создала свою систему движения, примечательными особенностями которой стали дыхание и создание движения из центра тела, а также скручивания в теле и спиралевидные движения в пространстве. В своих работах-исследованиях она совершала ассимметричные свинги руками и ногами, использовала параллельную позицию невытянутых (флэксовых) стоп, работала с переносом веса и полом.

Таковы основные и принципиальные, на мой взгляд, моменты истории современного танца начала 20-го века, которые в том числе были затронуты на лекции 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.

атлас

Чтобы описанная выше карта приобрела объём и звучание дальше я предлагаю рекомендации относительно того, что читать и смотреть.

В первую очередь, для понимания и осмысления (!) того, что происходило в танце в этот период, я советую изучать и следить за деятельностью таких двух исследователей, как Габриэль Брандштэттер и Ирина Сироткина.

Начать стоит с прочтения следующих двух книг:

Poetics of Dance: Body, Image and Space in the Historical Avant-Garde, by Gabriele Brandstetter

Помимо интересной исторической информации по теме, эта книга является теоретическо-практическим исследованием языка танца, построенной на концепции известного, но не очень широко изученного историка искусства Аби Варбурга о pathos formulae. А перевод отдельных отрывков из статьи Габриэль Брандштэттер "Хореография как кенотаф" можно прочитать здесь.

"Свободное движение и пластический танец в России" Ирины Сироткиной

Помимо интересного языка и изложения книга содержит много информации и архивных документов о развитии свободного танца в России и связанных с этим исследованиях, например, Василия Кандинского.

Следующей частью чтения я рекомендую тексты непосредственно деятелей современного танца того периода. Ниже привожу ссылки на оригиналы (все их можно скачать в удобном для вас формате):

Loie Fuller, Fifteen years of a dancer’s life (1913)

Maud Allan, My life and dancing (1908)

Isadora Duncan, The Dance of the Future (1903) – после немецкого в книге идёт текст на английском

русская версия текста от No fixed points

Isadora Duncan, Ma vie (1928) – книга на французском

Genvieve Stebbins, Dynamic Breathing and Harmonic Gymnastics: a complete system of psychical, aesthetic and physical culture (1892)

Буквально на днях, в серии GARAGE DANCE на русском языке вышла автобиография Марты Грэм "Память крови". Статью о Марте Грэм (а также о других представителях танца того времени) от составителя серии GARAGE DANCE Виты Хлоповой можно прочитать здесь.

А для тех, кому интересно разобраться в языке танцев Айседоры Дункан и всех тех, танцовщиков, которые вдохновлялись античными танцами, я рекомендую книгу Мориса Эммануэля, исследователя античного танца:

Maurice Emmanuel, The Antique Greek Dance after sculptured and painted figures (1916)

Ну, и, пожалуй, ещё одна интересная и легко читаемая книга, которая также охватывает и другие периоды истории современного танца, но, в основном, танца американского, и содержит при этом много фактической информации – это книга известного танцевального критика легендарного Нью-Йоркского The Village Voice, Деборы Джовитт:

Deborah Jowitt, Time and Dancing Image

Чтобы получить визуальное впечатление о танце того периода, смотрите плейлист на эту тему на канале ROOM FOR в YouTube:

Contemporary Dance History. Part 1 — dance pieces

и там же дополнительные видео-материалы по теме:

Contemporary Dance History. Part 1 — documentary

Следующая лекция из цикла будет посвящена объективистскому танцу и танцу постмодерн и пройдёт 24 мая в 19.30 в ГЦСИ-Москва 

Расписание ближайших лекций Кати Ганюшиной в Москве:

24 мая 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "Объективистский танец и танец постмодерн"

25 мая 2017 (четверг), 19.30, конференц-зал Гостиного двора (Ильинка, 4) — "Теория танца" (совместно с Анастасией Прошутинской)

31 мая 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "70-80-е в современном танце"

1 июня 2017 (четверг), 19.30, Манеж — "Пространство и время в танце: от Каннингема к Шармацу"

7 июня 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "Современный танец сегодня" 

Катя Ганюшина — исследователь современного танца, лектор, куратор, танцовщица. Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, изучала историю современного искусства при аукционном доме Christie’s в Лондоне, получила магистерскую степень по истории современного искусства в Университете Глазго. Со-основательница и главный редактор сайта о современном танце ROOM FOR. Куратор различных показов современного танца в Москве (ROOM FOR Performance Series, СОТА+ВаганOFF&co, "5 соло" и др.). В качестве лектора работает с Государственным центром современного искусства, Музеем современного искусства Гараж, Третьяковской галерей, Мультимедиа Арт Музеем и др. Как танцовщица сотрудничает с российскими видео-художниками.


Автор: Катя ГАНЮШИНА, фото: Евгений АЛЕКСЕЕНКО
Источник: © 2014—2015 ROOM FOR


Просмотров 1169




Фоторепортажи













 

 
Новости

ЛЕТО. ТАНЦЫ. ТАТАРСТАН.
 

Летний отдых, танцевальные преимущества и национальный колорит. Почему танцорам надо провести лето в "Танцевальной деревне" в Татарстане? Несколько убедительных фактов, которые помогут вам принять правильное решение для своего танцевального коллектива.

Заявки принимаются

ЖЮРИ, ПЕРЕД КОТОРЫМ ВЫСТУПАТЬ ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ
 

Представляем вам полный состав жюри конкурса выходного дня, который состоится 16 марта в городе Яхрома, Московской области. По многочисленным просьбам прием заявок продлен до 5 марта. Проводится фестиваль-конкурс одним днем, что удобно. Проводится в субботу, что еще удобнее. 

Прием заявок ЗДЕСЬ

Последний вагон за... ОБЕЗЬЯНОЙ
 

Может кто-то упустил важную информацию!? На этом заезде самый большой и сильный подбор педагогов. НЕ только в сравнении с нашим фестивалем, но и в сравнении с сотнями других фестивалей.  

Просто прочтите до конца...

Бал сказок
 

В спектакль войдут сцены из балетов: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Жар-птица", "Корсар", "Петрушка", "Шехеразада", "Конек-горбунок", "Каменный цветок", "Ледяная дева", "Фея кукол" на музыку П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, И.Стравинского.

Билеты уже в продаже

Нуаровская эстетика в танцевальном Питере
 

С недавнего времени на питерских сценах начал медленно, но верно занимать свою нишу танцевальный коллектив "Нуар" #NOIR под руководством Натальи Белой. Эти девушки ломают грани представлений о стрип-пластике! Дело в том, что стрип – это уже далеко не застоявшийся и ограниченный стиль.

Нуар же фреймом не ограничивается

С ЛАУКАРАЗОМ легче легкого!
 

Новогодние хлопоты полностью захватили наш разум! Но нельзя поддаваться панике и забывать о том, что после праздников почти сразу наступит весна, а там и до лета рукой подать!!! Быстро выйти из зимней спячки и встретить четвертую учебную четверть на позитиве? с ЛАУКАРАЗОМ легче легкого! 

Фестивальные проекты

Всему своё время, или Чудеса за два часа
 

Известно, что в каждом взрослом человеке живет ребенок, у которого остались несбывшиеся мечты. Новый мюзикл "Всему своё время, или Чудеса за два часа" пример тому, как в один прекрасный день могут исполниться самые заветные желания. 

Грандиозный – это не преувеличение!

Видеоконкурс современного танца #ЭТОТВОЯСРЕДА
 

В рамках фестиваля "Проба №3" Александр Могилев проводит конкурс танцевальных видеоработ #этотвоясреда. Принять участие может каждый! Для этого нужно: изучить условия проведения конкурса, записать видео танца, выложить видео на YouTube.

Успей прислать свою работу

С любовью к Петипа
 

С именем Петипа связана целая эпоха русского балета. Каждое его творение было наполнено глубоким смыслом. Легендарный хореограф поставил на российской сцене более 70-ти спектаклей, 46 из которых являются оригинальными.

 
 
 
Публикации

Алла Духова: "Когда постоянно среди молодежи, ощущаешь себя тоже молодой"
 

Хореограф поведала о воспитанниках, возрасте, детях и внуках.

— Алла, вы воспитали столько профессиональных танцовщиков

"Танцы - это любовь на всю жизнь": интервью с бэллидэнс-хореографом
 

Татьяна Cтарикова более десяти лет проработала медсестрой в водолечебнице, затем с подругой открыла салон красоты и бесповоротно влюбилась в восточные танцы. Теперь у нее собственный коллектив, множество наград и звание судьи.

Беллиданс — это изначально восточные танцы живота

Дмитрий Ефимов: "На языке танца можно общаться даже с инопланетянами"
 

Показанный в первые выходные марта на сцене ДИ "Нефтяник" Сургута спектакль "Парфюмер" произвел фурор. Всех без исключения восхитило мастерство и труппы театра танца "Европа" в целом, и исполнителя главной роли, сумевшего передать все оттенки чувств героя без единого слова, лишь с помощью пластики, жестов и мимики.

О танцевальном искусстве

"В любой непонятной ситуации садись на шпагат": как работают балерины плюс-сайз
 

Пермский "Балет толстых Евгения Панфилова" успешно гастролирует по миру и получает престижные награды. "Афиша Daily" поговорила с артистками театра и его художественным руководителем о танцах, любви к себе и настоящей красоте.

Безусловно, пришло время менять правила игры

"Мы по начинке — ДК, по уровню — мировой театр"
 

Интервью с исполнительным директором Пермской оперы. Андрей Борисов рассказал о закулисной жизни театра, подготовке к премьерам, сотрудничестве с мировыми звездами и раскрыл несколько секретов предстоящего Дягилевского фестиваля.

Над постановкой оперы работает

Джон Ноймайер: интервью с великим хореографом
 

24 февраля Джону Ноймайеру исполнилось 80 лет. Несмотря на возраст, он работает над новым спектаклем в Гамбурге, где с ним встретилась корреспондент.

- Русская музыка всегда играла ключевую роль

Каскад рисунков Мельпомены. Как танец соединяет спорт и театр
 

С 8 по 10 февраля 2019 в подмосковном Красногорске прошёл блок чемпионатов и первенств России по танцевальному спорту. Самыми захватывающими и зрелищными стали соревнования по секвею.

Любой номер любой дисциплины в спортивных танцах

Танец с видом на Манхэттен: гродненская артистка Евгения Романович выступит в Америке
 

Гродненская танцовщица прошла в американский проект и уже в марте выйдет на сцену в Нью-Йорке. В нашем городе Евгения известна в творческой среде: она основала арт-площадку "Дом 46", одна из немногих в Гродно, кто профессионально занимается современным танцем (contemporary dance), ставит спектакли, преподаёт взрослым и детям.

Современный спектакль нужно чувствовать

Танец сверхпроводимости
 

И другие победители конкурса "Станцуй свою диссертацию".

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео