На сайте всего: анкет коллективов 674; имен 784; новостей 1156; публикаций 931; фоторепортажей 742; объявлений на форуме 1330; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
23/05ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Катя Ганюшина о свободном танце, танце модерн и экспрессивном танце по следам первой лекции из цикла "История современного танца", прочитанной 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.


"Материал состоит из двух частей: карта и атлас. В первой — в тезисной форме описаны основные понятия и указаны основные имена. Во второй — мои рекомендации по книгам и видео на тему лекции."

карта

Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.

Это действительно три относительно разных феномена. Однозначно лишь можно сказать, что хронологически свободное движение было предшественником двух других.

Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как "природа", "естественность" и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.

Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, Лои Фуллер.

Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, Сигурд Лидер а также не связанные напрямую с Лабаном, Грэт Паллука, Розалиа Хладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.

И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию и занимался. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, Ханя Хольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.

С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как "безобразное", уродливое, его проживание и апроприация.

Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому так часто оно обнажалось, и манера движения в танце носила естественный, простой характер.

О какой свободе пытался говорить свободный танец?

В первую очередь, о свободе от гнета цивилизации и, в частности, гнёта слов. При этом, если литературе и визуальным искусствам для этого понадобилось отринуть всё, что могло быть связано с понятием традиционного, то танец, наоборот, обратился к этому, а именно, к античности и Возрождению.

Помимо проекта естественного (освобожденного) тела, центрального для свободного танца, обращение к жестовой составляющей прежних времен было связано с попыткой вернуть мир, в котором разделенность (есть я, а есть мир) ещё не было осознанно, а эго не являлось "хозяином" человека.

Для свободного танца были характерны такие черты:

— радикальный разрыв с балетной традицией;

— отвержение старых (типа театр, опера и т.д.) и поиск новых площадок для выступлений;

— отрицание эстетических предпосылок и кодов репрезентации, диктуемых доминирующей формой концертного исполнения – балетом;

— саморефлексия формы искусства как в самих работах, так и в программных текстах и статьях (известно, что Дункан, например, часто совмещала свои выступления с лекциями о роли танца и его будущем);

— "активация" зрителя, не только путём скандалов, провоцируемых своим видом, но и новыми паттернами движения (примитивизмом движения), а также посредством серьезного участия в общественной жизни на тему культуры тела, в первую очередь, женского.

Возврат к временности, мимолетности, эфемерности, зыбкости, как проект модернизма лучше всего мог быть реализован в танце благодаря его природе. Это во многом объясняет ту поддержку, которую свободный танец получил со стороны представителей визуального искусства и литературы. Танец, как реальность, нетронутая текстовой культурой.

Помимо кризиса языка, танец виделся также ответом на высокую иерархичность, структурированность, формализацию общественной жизни человека. Танец, как динамически устроенное явление, каждый раз отвечал (и отвечает) на вопрос о созидательном соединении хаоса и порядка, потери и обретения контроля, забывания и обретения воспоминания.

Важно также отметить, что не все представители танца начала века пытались противостоять надвигающейся механистичности, увеличивающейся формализации, и как результат растущей отчужденности от физической реальности.

Например, Оскар Шлеммер, предельно механизировавший и рационализировавший движения, костюмы и пространство в своём произведении "Триадический балет" (1918-1922), таким образом попытался увидеть, что не может быть апроприировано захватывающей мир алгоритмизацией.

А представительница футуризма Валентина де Сэн-Пуан работала с идей танца как мысли, в полный разрез с эстетикой выражения в танце того времени. Составными частями её работ были запах, проекция, стихотворный текст и движение. Все они существовали в её работах автономно и независимо, а для снятия какого-либо намека на выразительность, эмоциональность, она закрывала лицо вуалью.

Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер не просто не сопротивлялись грядущей машинизации жизни, а строили свои работы и исследования вокруг интереса организации материала, рабочих движений – "танцев машин".  

Назвать все имена свободного танца, танца модерн и экспрессивного танца, на мой взгляд, не представляется возможным, и не является моей задачей в данной статье.

Но мне бы хотелось упомянуть только одного, как мне кажется, мало известного персонажа, который, очевидно, сильно повлиял на весь танец первой половины 20-го века, и которого я для себя открыла совсем недавно. Это – директор New York School of Expression Женевьева Стэббинс (1857-1934). Она считалась одним из главных специалистов по системе Дельзарта в Америке, но занимаясь помимо этого йогой и восточной философией, создала свою систему движения, примечательными особенностями которой стали дыхание и создание движения из центра тела, а также скручивания в теле и спиралевидные движения в пространстве. В своих работах-исследованиях она совершала ассимметричные свинги руками и ногами, использовала параллельную позицию невытянутых (флэксовых) стоп, работала с переносом веса и полом.

Таковы основные и принципиальные, на мой взгляд, моменты истории современного танца начала 20-го века, которые в том числе были затронуты на лекции 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.

атлас

Чтобы описанная выше карта приобрела объём и звучание дальше я предлагаю рекомендации относительно того, что читать и смотреть.

В первую очередь, для понимания и осмысления (!) того, что происходило в танце в этот период, я советую изучать и следить за деятельностью таких двух исследователей, как Габриэль Брандштэттер и Ирина Сироткина.

Начать стоит с прочтения следующих двух книг:

Poetics of Dance: Body, Image and Space in the Historical Avant-Garde, by Gabriele Brandstetter

Помимо интересной исторической информации по теме, эта книга является теоретическо-практическим исследованием языка танца, построенной на концепции известного, но не очень широко изученного историка искусства Аби Варбурга о pathos formulae. А перевод отдельных отрывков из статьи Габриэль Брандштэттер "Хореография как кенотаф" можно прочитать здесь.

"Свободное движение и пластический танец в России" Ирины Сироткиной

Помимо интересного языка и изложения книга содержит много информации и архивных документов о развитии свободного танца в России и связанных с этим исследованиях, например, Василия Кандинского.

Следующей частью чтения я рекомендую тексты непосредственно деятелей современного танца того периода. Ниже привожу ссылки на оригиналы (все их можно скачать в удобном для вас формате):

Loie Fuller, Fifteen years of a dancer’s life (1913)

Maud Allan, My life and dancing (1908)

Isadora Duncan, The Dance of the Future (1903) – после немецкого в книге идёт текст на английском

русская версия текста от No fixed points

Isadora Duncan, Ma vie (1928) – книга на французском

Genvieve Stebbins, Dynamic Breathing and Harmonic Gymnastics: a complete system of psychical, aesthetic and physical culture (1892)

Буквально на днях, в серии GARAGE DANCE на русском языке вышла автобиография Марты Грэм "Память крови". Статью о Марте Грэм (а также о других представителях танца того времени) от составителя серии GARAGE DANCE Виты Хлоповой можно прочитать здесь.

А для тех, кому интересно разобраться в языке танцев Айседоры Дункан и всех тех, танцовщиков, которые вдохновлялись античными танцами, я рекомендую книгу Мориса Эммануэля, исследователя античного танца:

Maurice Emmanuel, The Antique Greek Dance after sculptured and painted figures (1916)

Ну, и, пожалуй, ещё одна интересная и легко читаемая книга, которая также охватывает и другие периоды истории современного танца, но, в основном, танца американского, и содержит при этом много фактической информации – это книга известного танцевального критика легендарного Нью-Йоркского The Village Voice, Деборы Джовитт:

Deborah Jowitt, Time and Dancing Image

Чтобы получить визуальное впечатление о танце того периода, смотрите плейлист на эту тему на канале ROOM FOR в YouTube:

Contemporary Dance History. Part 1 — dance pieces

и там же дополнительные видео-материалы по теме:

Contemporary Dance History. Part 1 — documentary

Следующая лекция из цикла будет посвящена объективистскому танцу и танцу постмодерн и пройдёт 24 мая в 19.30 в ГЦСИ-Москва 

Расписание ближайших лекций Кати Ганюшиной в Москве:

24 мая 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "Объективистский танец и танец постмодерн"

25 мая 2017 (четверг), 19.30, конференц-зал Гостиного двора (Ильинка, 4) — "Теория танца" (совместно с Анастасией Прошутинской)

31 мая 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "70-80-е в современном танце"

1 июня 2017 (четверг), 19.30, Манеж — "Пространство и время в танце: от Каннингема к Шармацу"

7 июня 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "Современный танец сегодня" 

Катя Ганюшина — исследователь современного танца, лектор, куратор, танцовщица. Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, изучала историю современного искусства при аукционном доме Christie’s в Лондоне, получила магистерскую степень по истории современного искусства в Университете Глазго. Со-основательница и главный редактор сайта о современном танце ROOM FOR. Куратор различных показов современного танца в Москве (ROOM FOR Performance Series, СОТА+ВаганOFF&co, "5 соло" и др.). В качестве лектора работает с Государственным центром современного искусства, Музеем современного искусства Гараж, Третьяковской галерей, Мультимедиа Арт Музеем и др. Как танцовщица сотрудничает с российскими видео-художниками.


Автор: Катя ГАНЮШИНА, фото: Евгений АЛЕКСЕЕНКО
Источник: © 2014—2015 ROOM FOR


Просмотров 1070




Фоторепортажи













 

 
Новости

Видеоконкурс современного танца #ЭТОТВОЯСРЕДА
 

В рамках фестиваля "Проба №3" Александр Могилев проводит конкурс танцевальных видеоработ #этотвоясреда. Принять участие может каждый! Для этого нужно: изучить условия проведения конкурса, записать видео танца, выложить видео на YouTube.

Успей прислать свою работу

С любовью к Петипа
 

С именем Петипа связана целая эпоха русского балета. Каждое его творение было наполнено глубоким смыслом. Легендарный хореограф поставил на российской сцене более 70-ти спектаклей, 46 из которых являются оригинальными.

23 ноября

DANCE STAR FESTIVAL - 15
 

17 ноября 2018 в ТЦ «Горбушкин двор» состоится танцевальный фестиваль DANCE STAR FESTIVAL-15. Свыше 300 танцоров примут участие в фестивале в Москве.

Соревнования пройдут в четырех номинациях

DANCE ACTION - фестиваль для всех
 

В сезон 2018 года Алексей Поротиков совместно с компаниями I LOVE FITNESS и FITNESSHOLDING предлагает танцевальным коллективам различных формаций принять участие в новом фестивале DANCE ACTION, который проводится при поддержке FITNESS HOLDING.  

Москва, 25 ноября

"30 лет "Служанкам"
 

Недавно в театре Романа Виктюка  был большой праздник. Любимец публики,фееричный спектакль "Служанки" отметил свой 30-летний юбилей! Тот, кто был в этот день в зале счастливчик в космической степени. Этот спектакль - пир для глаз.

Пир для глаз

Шаг к мечте - фестиваль нового поколения
 

Оргкомитет федеральной платформы поиска молодых дарований и реализации творческих проектов в сфере культуры и искусства имеет многолетний опыт проведения форумов всероссийского масштаба и конкурсов международного уровня.  

18 ноября 2018

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: ТАНЦЕТВОРЕНИЕ…
 

Есть ли вид искусства, более зрелищный и более трудоемкий, чем танец? Вряд ли… Постановка танца – удивительный по своей многогранности процесс. Ради нескольких минут на сцене можно трудиться недели, месяцы, годы.

Семинар для хореографов

Театр "Русская песня": звезды с детьми посетили премьеру "Каштанки"
 

Ольга Кабо с 6-летним сыном Виктором, Елена Борщева с 3-летней дочкой Умой, Александра Шерлинг с дочкой и семья Владимира Левкина прониклись историей о настоящей дружбе, любви и преданности. На сцене театра "Русская песня" состоялась громкая премьера спектакля "Каштанка".

Громкая премьера

"Нижегородская ярмарка" состоится с 29 ноября
 

"Нижегородская ярмарка" ориентирована на духовное, нравственное сохранение и пропаганду отечественной и мировой культуры, сохранение и развитие национального искусства России, объединение современных направлений и народного творчества, выявление и поддержка ярких молодых талантов.

 
 
 
Публикации

Удивительные таланты рядом
 

Красавица в танце Айдан Камилова: "Чудо в нас самих!"

- Жизнь в танце – движение, эмоции, адреналин. Наша жизнь немыслима без танца.

Танец в жизни ребенка, как определиться с выбором
 

Об этом в интервью рассказала Наталья Левицкая-Филиппова, руководитель народного детского танцевального ансамбля "Калинка" им. А.Н. Филиппова.

Безусловно, любовь к танцам – это заслуга моих родителей

Танго, которое перевернуло мир
 

Новая постановка балета имени Игоря Моисеева — это риск. Но она того стоила. 5 декабря Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца (ГААНТ) имени Игоря Моисеева исполняется 75 лет. Все для фронта, все для победы: в 1943 году стране было не до танцев, но советское правительство все же открыло школу, чтобы воспитывать танцовщиков специально для уникального моисеевского коллектива. История и победы, гордость и разочарование — в интервью художественного руководителя-директора ГЛААНТ Елены Щербаковой.

Балет Моисеева — первый в мире

Балет и оригами в унисон
 

Два вида искусства сплетены в один фотопроект под названием PLI.?. Эта коллаборация двух художниц из Монреаля: Паулина Локтин делала балетные пачки в стиле оригами, а Мелика Дез – фотографии.

Уникальность этой коллаборации состоит в том

Хореограф Елена Фокина — о съемках в "Суспирии" Луки Гуаданьино
 

Хореограф Елена Фокина рассказала о своем участии в фильме Луки Гуаданьино, танце, превратившемся сегодня в развлечение, физическом театре и необходимости не терять чувства детского удивления перед миром.

В фильме снялась хореограф и режиссер

Сергей Полунин: "Я хочу сломать балетную образовательную систему, построенную на насилии и принуждении"
 

Сегодня Полунину больше по душе роль странствующего преподавателя, продюсера и актера — 8 декабря он возвращается на большой экран в новогодней сказке "Щелкунчик и четыре королевства"...

Не забывайте, что я пока только пробую себя в мире кино

Правила жизни Артура Далалояна
 

"Моей девушке сложно, но и не говорили, что будет легко". Искреннее интервью топ-гимнаста из России.

Лично я во время соревнований предпочитаю не смотреть ни на свои оценки

О ДЕТСКИХ КОНКУРСАХ...
 

В каких только составах жюри мне не довелось побывать за свою жизнь, начиная от конкурсов журналистов, литераторов, стриптиза, театралов, кинематографистов, заканчивая тендерными комиссиями и конкурсами по закупкам. 

Неприятные размышления

Танец от сердца к сердцу: интервью с хореографом Анной Абалихиной
 

Анна Абалихина — один из самых ярких и востребованных отечественных хореографов, лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Лучший танцевальный спектакль" за постановку "Экспонат / Пробуждение". Она участвует в междисциплинарных проектах, объединяющих танец, медиатехнологии и современное искусство, активно сотрудничает с драматическими и оперными театрами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео