На сайте всего: анкет коллективов 665; имен 781; новостей 1105; публикаций 792; фоторепортажей 645; объявлений на форуме 1302; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
23/05ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Катя Ганюшина о свободном танце, танце модерн и экспрессивном танце по следам первой лекции из цикла "История современного танца", прочитанной 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.


"Материал состоит из двух частей: карта и атлас. В первой — в тезисной форме описаны основные понятия и указаны основные имена. Во второй — мои рекомендации по книгам и видео на тему лекции."

карта

Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.

Это действительно три относительно разных феномена. Однозначно лишь можно сказать, что хронологически свободное движение было предшественником двух других.

Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как "природа", "естественность" и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.

Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, Лои Фуллер.

Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, Сигурд Лидер а также не связанные напрямую с Лабаном, Грэт Паллука, Розалиа Хладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.

И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию и занимался. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, Ханя Хольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.

С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как "безобразное", уродливое, его проживание и апроприация.

Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому так часто оно обнажалось, и манера движения в танце носила естественный, простой характер.

О какой свободе пытался говорить свободный танец?

В первую очередь, о свободе от гнета цивилизации и, в частности, гнёта слов. При этом, если литературе и визуальным искусствам для этого понадобилось отринуть всё, что могло быть связано с понятием традиционного, то танец, наоборот, обратился к этому, а именно, к античности и Возрождению.

Помимо проекта естественного (освобожденного) тела, центрального для свободного танца, обращение к жестовой составляющей прежних времен было связано с попыткой вернуть мир, в котором разделенность (есть я, а есть мир) ещё не было осознанно, а эго не являлось "хозяином" человека.

Для свободного танца были характерны такие черты:

— радикальный разрыв с балетной традицией;

— отвержение старых (типа театр, опера и т.д.) и поиск новых площадок для выступлений;

— отрицание эстетических предпосылок и кодов репрезентации, диктуемых доминирующей формой концертного исполнения – балетом;

— саморефлексия формы искусства как в самих работах, так и в программных текстах и статьях (известно, что Дункан, например, часто совмещала свои выступления с лекциями о роли танца и его будущем);

— "активация" зрителя, не только путём скандалов, провоцируемых своим видом, но и новыми паттернами движения (примитивизмом движения), а также посредством серьезного участия в общественной жизни на тему культуры тела, в первую очередь, женского.

Возврат к временности, мимолетности, эфемерности, зыбкости, как проект модернизма лучше всего мог быть реализован в танце благодаря его природе. Это во многом объясняет ту поддержку, которую свободный танец получил со стороны представителей визуального искусства и литературы. Танец, как реальность, нетронутая текстовой культурой.

Помимо кризиса языка, танец виделся также ответом на высокую иерархичность, структурированность, формализацию общественной жизни человека. Танец, как динамически устроенное явление, каждый раз отвечал (и отвечает) на вопрос о созидательном соединении хаоса и порядка, потери и обретения контроля, забывания и обретения воспоминания.

Важно также отметить, что не все представители танца начала века пытались противостоять надвигающейся механистичности, увеличивающейся формализации, и как результат растущей отчужденности от физической реальности.

Например, Оскар Шлеммер, предельно механизировавший и рационализировавший движения, костюмы и пространство в своём произведении "Триадический балет" (1918-1922), таким образом попытался увидеть, что не может быть апроприировано захватывающей мир алгоритмизацией.

А представительница футуризма Валентина де Сэн-Пуан работала с идей танца как мысли, в полный разрез с эстетикой выражения в танце того времени. Составными частями её работ были запах, проекция, стихотворный текст и движение. Все они существовали в её работах автономно и независимо, а для снятия какого-либо намека на выразительность, эмоциональность, она закрывала лицо вуалью.

Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер не просто не сопротивлялись грядущей машинизации жизни, а строили свои работы и исследования вокруг интереса организации материала, рабочих движений – "танцев машин".  

Назвать все имена свободного танца, танца модерн и экспрессивного танца, на мой взгляд, не представляется возможным, и не является моей задачей в данной статье.

Но мне бы хотелось упомянуть только одного, как мне кажется, мало известного персонажа, который, очевидно, сильно повлиял на весь танец первой половины 20-го века, и которого я для себя открыла совсем недавно. Это – директор New York School of Expression Женевьева Стэббинс (1857-1934). Она считалась одним из главных специалистов по системе Дельзарта в Америке, но занимаясь помимо этого йогой и восточной философией, создала свою систему движения, примечательными особенностями которой стали дыхание и создание движения из центра тела, а также скручивания в теле и спиралевидные движения в пространстве. В своих работах-исследованиях она совершала ассимметричные свинги руками и ногами, использовала параллельную позицию невытянутых (флэксовых) стоп, работала с переносом веса и полом.

Таковы основные и принципиальные, на мой взгляд, моменты истории современного танца начала 20-го века, которые в том числе были затронуты на лекции 17 мая 2017 в ГЦСИ-Москва.

атлас

Чтобы описанная выше карта приобрела объём и звучание дальше я предлагаю рекомендации относительно того, что читать и смотреть.

В первую очередь, для понимания и осмысления (!) того, что происходило в танце в этот период, я советую изучать и следить за деятельностью таких двух исследователей, как Габриэль Брандштэттер и Ирина Сироткина.

Начать стоит с прочтения следующих двух книг:

Poetics of Dance: Body, Image and Space in the Historical Avant-Garde, by Gabriele Brandstetter

Помимо интересной исторической информации по теме, эта книга является теоретическо-практическим исследованием языка танца, построенной на концепции известного, но не очень широко изученного историка искусства Аби Варбурга о pathos formulae. А перевод отдельных отрывков из статьи Габриэль Брандштэттер "Хореография как кенотаф" можно прочитать здесь.

"Свободное движение и пластический танец в России" Ирины Сироткиной

Помимо интересного языка и изложения книга содержит много информации и архивных документов о развитии свободного танца в России и связанных с этим исследованиях, например, Василия Кандинского.

Следующей частью чтения я рекомендую тексты непосредственно деятелей современного танца того периода. Ниже привожу ссылки на оригиналы (все их можно скачать в удобном для вас формате):

Loie Fuller, Fifteen years of a dancer’s life (1913)

Maud Allan, My life and dancing (1908)

Isadora Duncan, The Dance of the Future (1903) – после немецкого в книге идёт текст на английском

русская версия текста от No fixed points

Isadora Duncan, Ma vie (1928) – книга на французском

Genvieve Stebbins, Dynamic Breathing and Harmonic Gymnastics: a complete system of psychical, aesthetic and physical culture (1892)

Буквально на днях, в серии GARAGE DANCE на русском языке вышла автобиография Марты Грэм "Память крови". Статью о Марте Грэм (а также о других представителях танца того времени) от составителя серии GARAGE DANCE Виты Хлоповой можно прочитать здесь.

А для тех, кому интересно разобраться в языке танцев Айседоры Дункан и всех тех, танцовщиков, которые вдохновлялись античными танцами, я рекомендую книгу Мориса Эммануэля, исследователя античного танца:

Maurice Emmanuel, The Antique Greek Dance after sculptured and painted figures (1916)

Ну, и, пожалуй, ещё одна интересная и легко читаемая книга, которая также охватывает и другие периоды истории современного танца, но, в основном, танца американского, и содержит при этом много фактической информации – это книга известного танцевального критика легендарного Нью-Йоркского The Village Voice, Деборы Джовитт:

Deborah Jowitt, Time and Dancing Image

Чтобы получить визуальное впечатление о танце того периода, смотрите плейлист на эту тему на канале ROOM FOR в YouTube:

Contemporary Dance History. Part 1 — dance pieces

и там же дополнительные видео-материалы по теме:

Contemporary Dance History. Part 1 — documentary

Следующая лекция из цикла будет посвящена объективистскому танцу и танцу постмодерн и пройдёт 24 мая в 19.30 в ГЦСИ-Москва 

Расписание ближайших лекций Кати Ганюшиной в Москве:

24 мая 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "Объективистский танец и танец постмодерн"

25 мая 2017 (четверг), 19.30, конференц-зал Гостиного двора (Ильинка, 4) — "Теория танца" (совместно с Анастасией Прошутинской)

31 мая 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "70-80-е в современном танце"

1 июня 2017 (четверг), 19.30, Манеж — "Пространство и время в танце: от Каннингема к Шармацу"

7 июня 2017 (среда), 19.30, ГЦСИ-Москва — "Современный танец сегодня" 

Катя Ганюшина — исследователь современного танца, лектор, куратор, танцовщица. Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, изучала историю современного искусства при аукционном доме Christie’s в Лондоне, получила магистерскую степень по истории современного искусства в Университете Глазго. Со-основательница и главный редактор сайта о современном танце ROOM FOR. Куратор различных показов современного танца в Москве (ROOM FOR Performance Series, СОТА+ВаганOFF&co, "5 соло" и др.). В качестве лектора работает с Государственным центром современного искусства, Музеем современного искусства Гараж, Третьяковской галерей, Мультимедиа Арт Музеем и др. Как танцовщица сотрудничает с российскими видео-художниками.


Автор: Катя ГАНЮШИНА, фото: Евгений АЛЕКСЕЕНКО
Источник: © 2014—2015 ROOM FOR


Просмотров 330




Фоторепортажи











 
 
Новости

У ТАНЦОРОВ ПОЯВИЛАСЬ СВОЯ АЛЛЕЯ
 

Первая в России танцевальная аллея состоит из рябин, сирени, клена и берез. Сегодня состоялась высадка первых деревьев в центре города Чистополь. В высадке деревьев приняли участие более трехсот участников 38-го заезда "Танцевальной деревни" в Чистополе, Министр Культуры РТ Айрат Сибагатуллин.

Инициатор идеи Сергей Пичуричкин

FESTIVAL GREC в Барселоне
 

Номера можно будет увидеть 1 и 2 июля. Как можно догадаться, стиль постановок Джакопо Годани сочетает в себе элементы модерна и классики. По словам директора фестиваля Францеска Касадесуса, именно этот фактор стал решающим при выборе хореографа для открытия, ведь аудитория Festival Grec весьма широка.

Джакопо Годани откроет Festival

МИРОВЫЕ ЗВЕЗДЫ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА
 

Тбилисский международный балетный фестиваль стартует 21 июня в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили. О важности мероприятия для грузинской столицы рассказала худрук балетной труппы театра, прима-балерина Нино Ананиашвили.

Балетный фестиваль

ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО БАЛЕТА
 
Мы начали собирать хореографический материал еще в январе и готовимся к тому, что 22 июня Сергей Полунин будет здесь на первом блоке репетиций. Наташа Осипова будет в августе уже вместе с ним.  
 
 
Роль Евгения Панфилова

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
 

Ольга Петровна Круглова была просто удивительным человеком. Это огромная и невосполнимая потеря для каждого,кто был с ней знаком... Скромный, интеллигентный, отзывчивый и великодушный человек. 

13 июня 2017 года

Международный конкурс артистов балета в Большом театре
 

Зрителям была показана сюита, специально поставленная народным артистом СССР Юрием Григоровичем для торжественной церемонии.

 

Открывающий миру новых звезд

БАЛЕТНЫЙ ОСКАР
 

Зрителям церемонии награждения победителей "Бенуа де ла Данс" представилась редкая возможность увидеть на одной сцене лучших танцовщиков и хореографов.

25 лет - юбилей

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЛИПЕЦК
 

Липецк развивается в ногу со временем и показатель тому – новые молодые танцоры. В школе "Остров танца" состоялся первый отчетный концерт, в котором выступили коллективы различных стилей, таких как break dance, vogue, hip-hop, уличные танцы, эстрада и baby dance.

Танец сюрприз

БАЛЕТ ДЕТЯМ
 
31 мая накануне Международного дня защиты детей в большом зале Культурного центра ЗИЛ в рамках
проекта "балет детям" состоялся гала-концерт к 140-летию премьеры балета "Лебединое озеро". 
 
 
 
Публикации

Марта Грэм. Память крови. Автобиография
 

"Гараж" выпустил автобиографию одной из основоположниц танца модерн Марты Грэм. С нее начинается новая книжная серия о современном танце.

За семь дней

Танец для президентов
 

Торжественным гала на Исторической сцене Большого театра завершился XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. За триумфом победителей из зала следили лидеры России и Бразилии Владимир Путин и Мишел Темер.

Десять дней

Танцы в кино
 

Больше века кино составляет значительную часть повседневной жизни: люди выбирают фильмы по вкусу, стилям, темам. 

Кино - часть жизни

Казахские танцы из Китая на сцене ЭКСПО-2017
 

В интервью проживающий в Китае казахский танцор рассказывает о развитии этого вида искусства и его особенностях в Казахстане и Китае.

46-летний этнический

Танец, который меняет жизнь
 

Учитель танго – о важности объятий и силе взаимопонимания.

- Наверное, лет с семи

Страх живет в ногах: зеркальное отражение эмоций в нашем теле
 

Наше тело — столь сложный и совершенный механизм, что атомная электростанция по сравнению с ним — элементарная швейная машинка: ведь ее-то человек давным-давно сконструировал и построил, а вот самостоятельно создать тело из одной единственной клетки пока, слава Богу, не удосужился.

Вы удивляетесь

Спектакль по пьесе современных драматургов разделил хабаровских театралов на два лагеря
 

На сцене малого зала Хабаровского краевого театра драмы состоялась премьера спектакля "Мне мое солнышко больше не светит" по пьесе современных драматургов Владимра Антипова и Алексея Забегина. На фоне комедийных бытовых сцен актеры и режиссер постарались донести вечные ценности, но при этом многие шутки были "на грани фола".

Можно сказать

Танец о полку Игореве
 

В разгар фестиваля "Звезды белых ночей" Мариинский театр представил премьеру балета Бориса Тищенко в постановке Владимира Варнавы "Ярославна. Затмение".

Владимира Варнаву

"Я очень сильная женщина!"
 

Откровенное интервью с Джиной Лоллобриджидой. АиФ поговорил со звездой мирового кино накануне ее девяностолетия.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео