В субботу, 26 сентября, на сцене Государственного Кремлевского дворца состоялся концерт "Kremlin gala". Участие в нем приняли множество звезд мирового балета.
Одним из хореографов, подготовивших номера для этого вечера, была Алла Сигалова.
- Алла Михайловна, "Kremlin gala" имеет и второе название – "Звезды балета XXI века". Что для вас настоящая балетная звезда?
- Прежде всего, это большой артист.
- Большой или известный? Всегда ли громкое имя является синонимом великости?
- Талантливая личность как правило известна. Другое дело, что балет - это всё же искусство не для всех, поэтому популярность танцора никогда не сравнится с популярностью эстрадного певца. Люди балета не из тех, кого можно каждый день увидеть по телевизору.
- Бывают и такие случаи...
- Да, бывают. Но я сейчас говорю конкретно про тех, с кем работаю. Это большие-большие артисты Большого театра, хотя некоторые из них еще совсем молоды.
- Субботним вечером в Кремле - премьера вашего номера "Баллада" на музыку Юсупова, Рахманинова и песню из знаменитого и всеми любимого фильма "Офицеры"...
- Мы посвятили этот номер нашей победе во Второй мировой войне и войне Великой Отечественной. Это маленький одноактный балет, являющийся элегией, размышлением о том, что такое расставание, уход, прощание...
- В "Kremlin gala" принимает участие довольно большое количество российских танцоров. В области балета "мы впереди планеты всей" по-прежнему?
- Сегодня в мире очень много талантливых артистов и талантливых спектаклей. У каждого театра есть свое ноу-хау - и у Метрополитен, и у Гранд-опера. Но именно классические постановки мы делаем лучше многих... Я вообще обожаю русский балет со всеми его интонациями, особенными линиями, манерой игры. И я могу смело сказать, что наши артисты - одни из сильнейших.
- Знаменитую балерину Майю Плисецкую называли "последней великой"...
- Как можно такое утверждать?! Может, пройдет всего несколько лет, и появится личность, которая затмит всех-всех-всех. Да и сегодня у нас есть потрясающие балерины: Ульяна Лопаткина, Света Захарова, Диана Вишнева, Ольга Смирнова, Виктория Терешкина... подрастающая, невероятно интересная Кристина Шапран. И это далеко не все. Так что Майя Михайловна великая, да, но совсем не последняя.
- Вы говорите о классическом балете. Однако вас называют главным в России авторитетом в области contemporary dance. Как сегодня обстоят дела с ним?
- Люди пытаются, работают... Но, надо понимать, что так называемый contemporary dance (современный танец - прим. "ВМ") - лишь одно из многочисленных направлений в хореографии.
- То есть опасности, что рано или поздно он потеснит классический балет, нет?
- Такого не случится никогда! Все стремительно развивается, это правда. Но, при всей моей любви к современному танцу, я понимаю, что классика остается классикой. А поиски нового языка всегда будут ее сопровождать.
- В 2008 году вам вручили премию "Золотая Маска" "за плодотворный синтез драматического театра и хореографии". Этот синтез действительно так важен?
- Сейчас дело не в важности. Дело в том, что границы между многими жанрами уже давно стерлись. Бывает, смотришь спектакль, и не можешь определить, что это - драматический театр, хореографическая драма или балет. Но в этом и прелесть! Не имея границ, идеи начинают перемещаться из одного вида искусства в другой, рождая что-то совершенно новое. В этом смешении жанров и заключается мой интерес.
- Вы не раз говорили, что испытывали потрясение, глядя на Лопаткину, Вишневу. Какая из постановок потрясла вас больше всего в последнее время?
- Из российских я ничего не назову. А вот из иностранных мощнейшее впечатление на меня произвел "Ричард III" Томаса Остермайера в берлинском театре "Шаубюне".
- Театр, однако, театром, а, параллельно с ним, вы принимали и принимаете участие в большом количестве телешоу -"Большая опера","Большой джаз","Большой балет". Считаете, что классика нуждается в популяризации?
- Популяризация ей нужна обязательно! Людей нужно учить воспринимать искусство, повышать уровень их культуры, давать им дополнительное образование и знания.
- Оперу, вон, начали ставить в парках и усадьбах. Между тем, некоторые классические музыканты выступили резко против этой затеи: мол, нужно, чтобы люди шли в театры, а не дурью маялись. Может, и балет танцевать все же лучше не на полянке, а на сцене Большого?
- Если танец поставлен и исполнен талантливо, если это не халтура, почему бы и не на полянке? Раньше, при императоре, были же традиции спектаклей на пленэре. И они пользовались колоссальным интересом. Зачем же нам от этого отказываться?
СПРАВКА
Алла Сигалова — хореограф, актриса, заслуженная артистка Российской Федерации, с 2004 года — профессор Школы-студии МХАТ. В качестве ведущей принимает участие в телевизионных шоу —"Большая опера","Большой джаз","Большой балет". Хореограф-постановщик эстрадных программ певиц Лаймы Вайкуле и Анжелики Варум, проектов"Старые песни о главном" на Первом канале, главный хореограф проекта"Танцы со звездами" 2015 года.
Автор: Борис ВОЙЦЕХОВСКИЙ, фотограф Александра МУДРАЦ /ТАСС
Просмотров 2423