На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
18/02Аристократка сцены

Художественный руководитель «Вивальди-оркестра» Светлана Безродная — о том, почему балерина Екатерина Максимова при жизни стала легендой.

1 февраля легенде Большого театра народной артистке СССР Екатерине Максимовой исполнилось бы 80. Но вот уже 10 лет, как она ушла от нас. Катя была удивительным человеком. Я даже не могу о ней говорить в прошедшем времени, потому что для меня она навсегда живая и всегда со мной.

По натуре мы были очень похожи, может быть, поэтому и сошлись. Одно творческое пространство объединяло нас. Я училась в Центральной музыкальной школе, а Катя и Володя Васильев — в хореографическом училище. Ей было 10 лет, когда педагог решил ее судьбу — поставил Катю в пару с Володей. С того мгновения они больше не расставались.

Катя была из семьи с богатой родословной. По линии мамы, Татьяны Густавовны, у нее было родство с польскими дворянами, дед, Густав Шпет, был известным философом. И даже Сергей Рахманинов был ее родственником. Члены этой семьи отличались удивительным внутренним наполнением. Именно оно, это особое содержание, во многом способствовало формированию ее собственного мира.

Катя была поцелована Богом. Ее знаменитые фуэте, неповторимые прыжки… всё это было! Но было в ней кроме техники и мастерства еще что-то непостижимое для простого смертного, какая-то тайна. Бывало, скажешь ей после спектакля: «Это было потрясающе!» А она в ответ только отмахнется: «Да перестань ты, господи! Обычно». Мне казалось, что она сама не осознавала, насколько велико ее дарование.

Она не могла выйти на сцену, не отточив каждое движение до идеала. Всегда делала так, чтобы танец стал бесконечной вершиной мастерства. А затем из совершенной техники по-актерски создавала животрепещущий образ. На публику это действовало просто оглушающе.

В каждом движении Екатерина Максимова была аристократкой. А как она умела держать паузу! Так не мог ни один мхатовский артист. Когда ей что-то хотели доказать, она просто молчала. Кто-то считал это позерством, но в этом была вся Катя. Ее называли «Мадам Нет». В ней была абсолютная категоричность.

Когда в молодости она повредила себе позвоночник, врачи приговорили ее к инвалидному креслу. «На сцену выйти вам больше не удастся», — обещали светила. Но уже через год она танцевала так, что мы все просто плакали от счастья.

У нее был абсолютно стальной характер, но никто при этом не знал, что Катя — тонкокожая и очень уязвимая. Когда в конце 1980-х из Большого театра был уволен целый ряд выдающихся танцовщиков, в частности народные артисты СССР Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Майя Плисецкая, это стало громом среди ясного неба. А самым чудовищным было то, что их уволили как не прошедших творческий конкурс. И при этом во всем мире они считались символом не только советского, но и мирового балета. И вдруг оказались не ко двору. Это было ужасно — неправильно и несправедливо. К сожалению, несправедливость преследует гениев. Уверена, что с кем-то другим попрощались бы с большими почестями...

Спустя пять лет, в 1993 году, Катя и Володя вышли на сцену Большого зала Консерватории. К 35-летию творческой деятельности Васильева мы устроили фестиваль в его честь. На закрытии Катя танцевала русский танец из «Лебединого озера». Я аккомпанировала ей на скрипке. Представьте, Катя, совсем не девочка, в 54 года идеально по технике, настроению, с невероятным куражом исполнила танец на пуантах. В тот вечер Максимова и Васильев напомнили всем, что они и впрямь прижизненные легенды. Я говорю о том фантастическом номере, который Володя создал для себя и Кати на музыку Рахманинова. Зал стоя аплодировал и плакал.

Мне посчастливилось ощущать ее, понимать, бывать в их с Володей доме. Это было наслаждение, особенно когда она приходила после спектакля. Катя умела хорошо готовить, любила накрывать на стол, принимать гостей. Такое соединение домохозяйки и небесной балерины казалось несовместимым.

Летом они уезжали в Рыжевку, деревню в Костромской области недалеко от Дома отдыха СТД «Щелыково». Там у них был обыкновенный деревенский дом. Катя содержала его, убирала, шила. А еще очень любила собирать грибы. И вот сходят они с компанией актеров в лес, а после похода наша Жизель, сказочная принцесса вмиг превращается в Золушку, приступает к самой грязной работе. Она любила чистить и жарить грибы, а после застолья мыть сковородки...

О Кате можно бесконечно рассказывать всякие истории. Например, она любила подшивать балетные юбки. На вопрос, почему не отдать костюмеру, отвечала: «Нет-нет. Ты не понимаешь. Я могу сделать это сама, зачем кого-то просить». Такой самостоятельный стойкий оловянный солдатик. Абсолютный персонаж сказки Андерсена. Она вообще из сказки. Вечная девочка.

Сейчас такое время, когда на небе нет такого количества звезд, сколько их у нас на земле. А отдельные личности считают: «Ну да, были великие, но мы не хуже». Но великие рождаются раз в сто лет или того реже. Мы должны быть счастливы, что жили в одно время с такими звездами, как Максимова и Васильев.

Звезды? Нет, это не про них. Ни Катя, ни Володя терпеть не могли, когда их так называли. А я горжусь, что была рядом, что застала эпоху этих подлинно великих артистов. И я благодарна Володе не только за дружбу и радость сотворчества, но прежде всего за то, что он трепетно и нежно сохраняет память о своей Кате. Нашей Кате…


Автор: Светлана Безродная
Источник: Известия


Просмотров 1981




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео