На сайте всего: анкет коллективов 678; имен 784; новостей 1169; публикаций 991; фоторепортажей 767; объявлений на форуме 1339; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/08Русский народный танец: традиция и современность.

Сегодня много споров и разговоров ведется по поводу сохранения русского народного танца, его чистоты, а точнее его традиции.


Зав.отделом хореографического искусства ГРДНТ им .В.Д.Поленова, канд. пед.наук Калыгина А.А.

На мой взгляд, понятие "русский народный танец" как важнейшую часть российской многонациональной культуры и одной из главных составляющих традиционного народного творчества и народного воспитания следует рассматривать в двух аспектах, как:

1. достояние народа;
2. направление хореографического искусства.
Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. Следовательно, все виды различных обработок будут оцениваться по их соотношению с традиционными народными источниками, пластическими прообразами и корнями. Поэтому русский народный танец во всех его проявлениях следует рассматривать и воспринимать как единую целостную систему.

В обоих направлениях отправной точкой является создатель, т.е. народ, со всеми национальными, творческими, эмоциональными проявлениями, носящими изначально спонтанно-импровизационный характер. Но если в первом случае русский народный танец не является строго канонизированным и может иметь различные вариации, согласно требованиям ситуации и личной фантазии каждого исполнителя, то во втором – русский народный танец является осмысленным художественным, эстетическим, педагогическим, философским, этнографическим аспектами, фиксирующимися и изучаемыми специалистами каждой названной области.

И всё таки, до сих пор очертания понятия "русский народный танец" расплывчаты – оно допускает множественность трактовок. Опыт, делающий первые шаги о танце позволяет применять этот термин либо как синоним танца фольклорного, либо, напротив, для того чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая "русским народным танцем" более поздние слои танцевальной культуры, не связанной с обрядом. Предлагаются и иные возможности – включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий русской народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной.

Особого внимания заслуживают процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно сценический русский народный танец, на сегодняшний день, наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды общества на традиции современности, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного русского народного танца.

В сценическом русском народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным бытовым танцем. Сценический русский народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности отдельной традиции, сохранившейся и дошедшей до нашего времени. Основной задачей специалистов-хореографов сегодня является выявление самого ценного в обнаруженном первоисточнике, обработка и трансляция этой ценности нынешним и будущим поколениям.

У исследователей бытового танца и приверженцев сценической интерпретации существуют прямо противоположные мнения относительно сохранения этого уникального явления, коим является русский народный танец. Но, при кажущейся разобщенности взглядов на один и тот же вопрос, наблюдается и много общего. Сравнение сценического и бытового русского народного танца позволяет констатировать, что основным транслятором пластической информации является исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем свое мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции и выявление общего в многообразии частного. Задачей же фольклорно-этнографических (бытовых) исполнителей является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приема, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т.д.
Интерес к занятиям народным танцем в нашей стране всегда был достаточно велик. Сегодня наравне существуют и развиваются танцевальные коллективы от фольклорного направления до современного. Наиболее ярким тому примером служит зародившееся в 30-40-е годы ХХ века и существующее до сегодняшнего времени такое направление русского народного танца, как "стилизованный русский народный танец", основой которого является фольклорный первоисточник, т.е. традиционный танец. Это свидетельствует о том, что лучшие культурные творения не придаются забвению, а продолжают использоваться каждым последующим поколением, позволяя, нашим современникам "опираться" на все культурное наследие в целом.

Невозможно создавать сценический русский народный танец без опоры на традицию, первоисточник. Этот фундамент, а также изучение и знание истории своего народа позволяют хореографу двигаться дальше, не только сохраняя, но и развивая русский народный танец.

Развитие сценической народной хореографии сегодня представляет яркую и разнообразную палитру форм, образов, стилевых направлений. В настоящее время существует более или менее четкое разделение на степени стилизации фольклорного материала, которые получили условные определения, согласно своим характеристикам:
1. Первичная обработка фольклора – народные танцы, представленные на сценической площадке без каких-либо существенных изменений.
2. Народно-сценический танец – народный танец, созданный балетмейстером на основе традиции народного танца.
3. Стилизованный народный танец – авторская интерпретация фольклорного первоисточника, традиции, отдельных элементов, позволяющих создать образ, атмосферу, узнаваемость источника стилизации.

Одной из важнейших социально-культурных задач по сохранению традиции русского народного танца является не идеализация танцевального фольклора, не этнографическая реконструкция его в быту, а расширение и пропаганда традиции русского народного танца в современном хореографическом коллективе. Одним из важнейших социально-культурных факторов и действенных способов приобщения широких слоев населения к национальной культурной традиции своего народа является демонстрация достижений хореографических коллективов на сценической площадке, на телевидении, через интернет-ресурсы. Использование современных технологий в популяризации русского народного танца, как нельзя лучше доказывает возможность участия традиции в современной жизни общества.

 


Автор: Анна КАЛЫГИНА


Просмотров 1019




Фоторепортажи













 

 
Новости

Мировые балетные каникулы
 

На семи интерактивных сценах - "ротондах" вокруг фонтана "Дружбы народов" прошли мастер-классы по самым разным танцевальным направлениям: мексиканские, бразильские, шотландские, китайские, индийские, кавказские, испанские, русские, казачьи, восточные ...

Все танцы мира

ВСЁ ПО 50
 

Главная причина аттракциона невиданной щедрости - экономить деньги творческих людей, которые пользуются сервисом. Вот лишь некоторые крайне полезные семинары, книги, пособия, лекции и мастер-классы, которые в эти летние дни можно скачать дешевле шоколадки.

Лето сводит с ума

ВЕЧЕР СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
 

Прекрасный вечер, шикарные номера, проект Танцевальный Клондайк поздравляет Театр-студию современной хореографии с премьерой и желает дальнейших успехов и процветания.

Премьера"SUPERminimal"

Детский игровой стрейтчинг – хореография
 

В книге рассматриваются общие вопросы психического здоровья детей, особенности искусства детского танца, даются рекомендации педагогам на примере описаний этюдов на основе игрового детского стрейтчинга.

Новое танцевальное пособие

Танцевальная деревня 50-й ЮБИЛЕЙНЫЙ заезд: пять фестивалей танца
 

Сказать, что 50-й заезд "Танцевальной деревни" прошел в Ковылкино прекрасно, это значит ничего не сказать. Какое-то уникальное сочетание душевной теплоты между коллективами, насыщенных занятий на классах и невероятной поддержки со стороны зрителей в зале. 

Опыт 50-ти заездов

ЛУЧШИЕ МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ТАНЦОРОВ
 

Чтобы принять участие в фестивалях, которые проходят во Владивостоке, достаточно приехать в... Керчь! Это не ошибка. Если вы приедите на майские праздники в Керчь, то сможете принять участие сразу в двух Приморских фестивалях, 2 фестиваля из Москвы.

Достаточно приехать в... Керчь!

ЛЕТО. ТАНЦЫ. ТАТАРСТАН.
 

Летний отдых, танцевальные преимущества и национальный колорит. Почему танцорам надо провести лето в "Танцевальной деревне" в Татарстане? Несколько убедительных фактов, которые помогут вам принять правильное решение для своего танцевального коллектива.

Заявки принимаются

ЖЮРИ, ПЕРЕД КОТОРЫМ ВЫСТУПАТЬ ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ
 

Представляем вам полный состав жюри конкурса выходного дня, который состоится 16 марта в городе Яхрома, Московской области. По многочисленным просьбам прием заявок продлен до 5 марта. Проводится фестиваль-конкурс одним днем, что удобно. Проводится в субботу, что еще удобнее. 

Прием заявок ЗДЕСЬ

Последний вагон за... ОБЕЗЬЯНОЙ
 

Может кто-то упустил важную информацию!? На этом заезде самый большой и сильный подбор педагогов. НЕ только в сравнении с нашим фестивалем, но и в сравнении с сотнями других фестивалей.  

 
 
 
Публикации

Секреты отличной фигуры артистов балета, которые пригодятся и вам
 

Как оставаться в тонусе до глубокой старости? Об этом нам рассказал продюсер мюзиклов и солист Имперского Балета Майи Плисецкой Алексей Пеганов.

Итак, как же всю жизнь можно держать себя

Интервью со знаменитой танцовщицей Мануэлой Барриос
 

Поразительно, что Мануэла, просто показывая элементы, как будто проживает роль, она играет постоянно, каждую минуту, когда танцует! Не менее удивительно было обнаружить, что знать русский или испанский для процесса не столь важно, – все понятно и без слов.

– Насколько это искусство популярно сейчас у молодежи Испании?

Хобби или образ жизни?
 

Челябинцы рассказали, зачем посещают студии танца. Танцы как дополнительное занятие популярны как у взрослых, так и у детей.

Как правило, хореографии начинают обучать уже

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: Танцевальный коллектив завтрашнего дня
 

Время диктует свои правила. Новое время – новые правила. То, что вчера было интересным и актуальным со временем теряет свою привлекательность. Как удержаться на волне времени? Как делать свой продукт ярким, интересным, актуальным?  

18 – 19 октября 2019

Па де Коко: балерина Захарова станцевала Шанель
 

В Большом театре представили биографию великой мадемуазель.

Лучшие места нового музыкального опуса вдохновлены

ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ для ТАНЦОРОВ
 

Два самых продаваемых издания проекта "Танцевальный клондайк" за три года достигли огромной популярности. Словарь-раскраска танцевальных терминов РАСКРАСЬ ТАНЕЦ уже прочно является методическим пособием для сотен коллективов. 

Только летом специальная акция

Николай Цискаридзе: Секрет хорошей формы? Не ем после четырех
 

На днях петербургский Императорский фарфоровый завод представил статуэтку знаменитого танцовщика. Воспользовавшись случаем, мы поговорили с экс-солистом Большого театра, а ныне - ректором Академии русского балета имени Вагановой о том, какую диету соблюдает, почему детям не интересно советское кино и легко ли было поднимать Волочкову.

Над статуэткой работали девять месяцев

Это мой город: хореограф и режиссер Алла Сигалова
 

О главном условии комфорта для себя — чтобы вокруг никого не было, о том, что в Москве не чувствует себя дома и что исторически Москва никогда не была аристократичным городом.

Как невозможно сравнивать людей.

Знаменитый хореограф Раду Поклитару: "Телешоу – это не проклятье, которое не дает заниматься искусством"
 

"Комсомолка" расспросила хореографа с мировым именем о том, как он клеил обои в минской квартире, снятой за $50, школе Валентина Елизарьева и об отношении к балетным школам для детей.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео