На сайте всего: анкет коллективов 677; имен 784; новостей 1163; публикаций 959; фоторепортажей 747; объявлений на форуме 1336; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/08Русский народный танец: традиция и современность.

Сегодня много споров и разговоров ведется по поводу сохранения русского народного танца, его чистоты, а точнее его традиции.


Зав.отделом хореографического искусства ГРДНТ им .В.Д.Поленова, канд. пед.наук Калыгина А.А.

На мой взгляд, понятие "русский народный танец" как важнейшую часть российской многонациональной культуры и одной из главных составляющих традиционного народного творчества и народного воспитания следует рассматривать в двух аспектах, как:

1. достояние народа;
2. направление хореографического искусства.
Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. Следовательно, все виды различных обработок будут оцениваться по их соотношению с традиционными народными источниками, пластическими прообразами и корнями. Поэтому русский народный танец во всех его проявлениях следует рассматривать и воспринимать как единую целостную систему.

В обоих направлениях отправной точкой является создатель, т.е. народ, со всеми национальными, творческими, эмоциональными проявлениями, носящими изначально спонтанно-импровизационный характер. Но если в первом случае русский народный танец не является строго канонизированным и может иметь различные вариации, согласно требованиям ситуации и личной фантазии каждого исполнителя, то во втором – русский народный танец является осмысленным художественным, эстетическим, педагогическим, философским, этнографическим аспектами, фиксирующимися и изучаемыми специалистами каждой названной области.

И всё таки, до сих пор очертания понятия "русский народный танец" расплывчаты – оно допускает множественность трактовок. Опыт, делающий первые шаги о танце позволяет применять этот термин либо как синоним танца фольклорного, либо, напротив, для того чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая "русским народным танцем" более поздние слои танцевальной культуры, не связанной с обрядом. Предлагаются и иные возможности – включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий русской народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной.

Особого внимания заслуживают процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно сценический русский народный танец, на сегодняшний день, наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды общества на традиции современности, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного русского народного танца.

В сценическом русском народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным бытовым танцем. Сценический русский народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности отдельной традиции, сохранившейся и дошедшей до нашего времени. Основной задачей специалистов-хореографов сегодня является выявление самого ценного в обнаруженном первоисточнике, обработка и трансляция этой ценности нынешним и будущим поколениям.

У исследователей бытового танца и приверженцев сценической интерпретации существуют прямо противоположные мнения относительно сохранения этого уникального явления, коим является русский народный танец. Но, при кажущейся разобщенности взглядов на один и тот же вопрос, наблюдается и много общего. Сравнение сценического и бытового русского народного танца позволяет констатировать, что основным транслятором пластической информации является исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем свое мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции и выявление общего в многообразии частного. Задачей же фольклорно-этнографических (бытовых) исполнителей является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приема, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т.д.
Интерес к занятиям народным танцем в нашей стране всегда был достаточно велик. Сегодня наравне существуют и развиваются танцевальные коллективы от фольклорного направления до современного. Наиболее ярким тому примером служит зародившееся в 30-40-е годы ХХ века и существующее до сегодняшнего времени такое направление русского народного танца, как "стилизованный русский народный танец", основой которого является фольклорный первоисточник, т.е. традиционный танец. Это свидетельствует о том, что лучшие культурные творения не придаются забвению, а продолжают использоваться каждым последующим поколением, позволяя, нашим современникам "опираться" на все культурное наследие в целом.

Невозможно создавать сценический русский народный танец без опоры на традицию, первоисточник. Этот фундамент, а также изучение и знание истории своего народа позволяют хореографу двигаться дальше, не только сохраняя, но и развивая русский народный танец.

Развитие сценической народной хореографии сегодня представляет яркую и разнообразную палитру форм, образов, стилевых направлений. В настоящее время существует более или менее четкое разделение на степени стилизации фольклорного материала, которые получили условные определения, согласно своим характеристикам:
1. Первичная обработка фольклора – народные танцы, представленные на сценической площадке без каких-либо существенных изменений.
2. Народно-сценический танец – народный танец, созданный балетмейстером на основе традиции народного танца.
3. Стилизованный народный танец – авторская интерпретация фольклорного первоисточника, традиции, отдельных элементов, позволяющих создать образ, атмосферу, узнаваемость источника стилизации.

Одной из важнейших социально-культурных задач по сохранению традиции русского народного танца является не идеализация танцевального фольклора, не этнографическая реконструкция его в быту, а расширение и пропаганда традиции русского народного танца в современном хореографическом коллективе. Одним из важнейших социально-культурных факторов и действенных способов приобщения широких слоев населения к национальной культурной традиции своего народа является демонстрация достижений хореографических коллективов на сценической площадке, на телевидении, через интернет-ресурсы. Использование современных технологий в популяризации русского народного танца, как нельзя лучше доказывает возможность участия традиции в современной жизни общества.

 


Автор: Анна КАЛЫГИНА


Просмотров 723




Фоторепортажи













 

 
Новости

ЛЕТО. ТАНЦЫ. ТАТАРСТАН.
 

Летний отдых, танцевальные преимущества и национальный колорит. Почему танцорам надо провести лето в "Танцевальной деревне" в Татарстане? Несколько убедительных фактов, которые помогут вам принять правильное решение для своего танцевального коллектива.

Заявки принимаются

ЖЮРИ, ПЕРЕД КОТОРЫМ ВЫСТУПАТЬ ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ
 

Представляем вам полный состав жюри конкурса выходного дня, который состоится 16 марта в городе Яхрома, Московской области. По многочисленным просьбам прием заявок продлен до 5 марта. Проводится фестиваль-конкурс одним днем, что удобно. Проводится в субботу, что еще удобнее. 

Прием заявок ЗДЕСЬ

Последний вагон за... ОБЕЗЬЯНОЙ
 

Может кто-то упустил важную информацию!? На этом заезде самый большой и сильный подбор педагогов. НЕ только в сравнении с нашим фестивалем, но и в сравнении с сотнями других фестивалей.  

Просто прочтите до конца...

Бал сказок
 

В спектакль войдут сцены из балетов: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Жар-птица", "Корсар", "Петрушка", "Шехеразада", "Конек-горбунок", "Каменный цветок", "Ледяная дева", "Фея кукол" на музыку П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, И.Стравинского.

Билеты уже в продаже

Нуаровская эстетика в танцевальном Питере
 

С недавнего времени на питерских сценах начал медленно, но верно занимать свою нишу танцевальный коллектив "Нуар" #NOIR под руководством Натальи Белой. Эти девушки ломают грани представлений о стрип-пластике! Дело в том, что стрип – это уже далеко не застоявшийся и ограниченный стиль.

Нуар же фреймом не ограничивается

С ЛАУКАРАЗОМ легче легкого!
 

Новогодние хлопоты полностью захватили наш разум! Но нельзя поддаваться панике и забывать о том, что после праздников почти сразу наступит весна, а там и до лета рукой подать!!! Быстро выйти из зимней спячки и встретить четвертую учебную четверть на позитиве? с ЛАУКАРАЗОМ легче легкого! 

Фестивальные проекты

Всему своё время, или Чудеса за два часа
 

Известно, что в каждом взрослом человеке живет ребенок, у которого остались несбывшиеся мечты. Новый мюзикл "Всему своё время, или Чудеса за два часа" пример тому, как в один прекрасный день могут исполниться самые заветные желания. 

Грандиозный – это не преувеличение!

Видеоконкурс современного танца #ЭТОТВОЯСРЕДА
 

В рамках фестиваля "Проба №3" Александр Могилев проводит конкурс танцевальных видеоработ #этотвоясреда. Принять участие может каждый! Для этого нужно: изучить условия проведения конкурса, записать видео танца, выложить видео на YouTube.

Успей прислать свою работу

С любовью к Петипа
 

С именем Петипа связана целая эпоха русского балета. Каждое его творение было наполнено глубоким смыслом. Легендарный хореограф поставил на российской сцене более 70-ти спектаклей, 46 из которых являются оригинальными.

 
 
 
Публикации

Почему Рудольф Лабан – одна из самых значимых фигур в современном танце?
 

Современный танец сегодня крайне разнообразен. Спасибо Рудольфу Лабану, хореографу, исследователю и теоретику, который работал в Германии в начале 20-го века. Теперь даже поговорить о танце мы можем исключительно благодаря ему. При этом со стороны трудно понять, что именно сделал Лабан. 

Лабану отлично удавалось работать

Алла Духова: "Когда постоянно среди молодежи, ощущаешь себя тоже молодой"
 

Хореограф поведала о воспитанниках, возрасте, детях и внуках.

— Алла, вы воспитали столько профессиональных танцовщиков

"Танцы - это любовь на всю жизнь": интервью с бэллидэнс-хореографом
 

Татьяна Cтарикова более десяти лет проработала медсестрой в водолечебнице, затем с подругой открыла салон красоты и бесповоротно влюбилась в восточные танцы. Теперь у нее собственный коллектив, множество наград и звание судьи.

Беллиданс — это изначально восточные танцы живота

Дмитрий Ефимов: "На языке танца можно общаться даже с инопланетянами"
 

Показанный в первые выходные марта на сцене ДИ "Нефтяник" Сургута спектакль "Парфюмер" произвел фурор. Всех без исключения восхитило мастерство и труппы театра танца "Европа" в целом, и исполнителя главной роли, сумевшего передать все оттенки чувств героя без единого слова, лишь с помощью пластики, жестов и мимики.

О танцевальном искусстве

"В любой непонятной ситуации садись на шпагат": как работают балерины плюс-сайз
 

Пермский "Балет толстых Евгения Панфилова" успешно гастролирует по миру и получает престижные награды. "Афиша Daily" поговорила с артистками театра и его художественным руководителем о танцах, любви к себе и настоящей красоте.

Безусловно, пришло время менять правила игры

"Мы по начинке — ДК, по уровню — мировой театр"
 

Интервью с исполнительным директором Пермской оперы. Андрей Борисов рассказал о закулисной жизни театра, подготовке к премьерам, сотрудничестве с мировыми звездами и раскрыл несколько секретов предстоящего Дягилевского фестиваля.

Над постановкой оперы работает

Джон Ноймайер: интервью с великим хореографом
 

24 февраля Джону Ноймайеру исполнилось 80 лет. Несмотря на возраст, он работает над новым спектаклем в Гамбурге, где с ним встретилась корреспондент.

- Русская музыка всегда играла ключевую роль

Каскад рисунков Мельпомены. Как танец соединяет спорт и театр
 

С 8 по 10 февраля 2019 в подмосковном Красногорске прошёл блок чемпионатов и первенств России по танцевальному спорту. Самыми захватывающими и зрелищными стали соревнования по секвею.

Любой номер любой дисциплины в спортивных танцах

Танец с видом на Манхэттен: гродненская артистка Евгения Романович выступит в Америке
 

Гродненская танцовщица прошла в американский проект и уже в марте выйдет на сцену в Нью-Йорке. В нашем городе Евгения известна в творческой среде: она основала арт-площадку "Дом 46", одна из немногих в Гродно, кто профессионально занимается современным танцем (contemporary dance), ставит спектакли, преподаёт взрослым и детям.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео