На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/08Русский народный танец: традиция и современность.

Сегодня много споров и разговоров ведется по поводу сохранения русского народного танца, его чистоты, а точнее его традиции.


Зав.отделом хореографического искусства ГРДНТ им .В.Д.Поленова, канд. пед.наук Калыгина А.А.

На мой взгляд, понятие "русский народный танец" как важнейшую часть российской многонациональной культуры и одной из главных составляющих традиционного народного творчества и народного воспитания следует рассматривать в двух аспектах, как:

1. достояние народа;
2. направление хореографического искусства.
Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. Следовательно, все виды различных обработок будут оцениваться по их соотношению с традиционными народными источниками, пластическими прообразами и корнями. Поэтому русский народный танец во всех его проявлениях следует рассматривать и воспринимать как единую целостную систему.

В обоих направлениях отправной точкой является создатель, т.е. народ, со всеми национальными, творческими, эмоциональными проявлениями, носящими изначально спонтанно-импровизационный характер. Но если в первом случае русский народный танец не является строго канонизированным и может иметь различные вариации, согласно требованиям ситуации и личной фантазии каждого исполнителя, то во втором – русский народный танец является осмысленным художественным, эстетическим, педагогическим, философским, этнографическим аспектами, фиксирующимися и изучаемыми специалистами каждой названной области.

И всё таки, до сих пор очертания понятия "русский народный танец" расплывчаты – оно допускает множественность трактовок. Опыт, делающий первые шаги о танце позволяет применять этот термин либо как синоним танца фольклорного, либо, напротив, для того чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая "русским народным танцем" более поздние слои танцевальной культуры, не связанной с обрядом. Предлагаются и иные возможности – включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий русской народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной.

Особого внимания заслуживают процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно сценический русский народный танец, на сегодняшний день, наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды общества на традиции современности, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного русского народного танца.

В сценическом русском народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным бытовым танцем. Сценический русский народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности отдельной традиции, сохранившейся и дошедшей до нашего времени. Основной задачей специалистов-хореографов сегодня является выявление самого ценного в обнаруженном первоисточнике, обработка и трансляция этой ценности нынешним и будущим поколениям.

У исследователей бытового танца и приверженцев сценической интерпретации существуют прямо противоположные мнения относительно сохранения этого уникального явления, коим является русский народный танец. Но, при кажущейся разобщенности взглядов на один и тот же вопрос, наблюдается и много общего. Сравнение сценического и бытового русского народного танца позволяет констатировать, что основным транслятором пластической информации является исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем свое мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции и выявление общего в многообразии частного. Задачей же фольклорно-этнографических (бытовых) исполнителей является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приема, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т.д.
Интерес к занятиям народным танцем в нашей стране всегда был достаточно велик. Сегодня наравне существуют и развиваются танцевальные коллективы от фольклорного направления до современного. Наиболее ярким тому примером служит зародившееся в 30-40-е годы ХХ века и существующее до сегодняшнего времени такое направление русского народного танца, как "стилизованный русский народный танец", основой которого является фольклорный первоисточник, т.е. традиционный танец. Это свидетельствует о том, что лучшие культурные творения не придаются забвению, а продолжают использоваться каждым последующим поколением, позволяя, нашим современникам "опираться" на все культурное наследие в целом.

Невозможно создавать сценический русский народный танец без опоры на традицию, первоисточник. Этот фундамент, а также изучение и знание истории своего народа позволяют хореографу двигаться дальше, не только сохраняя, но и развивая русский народный танец.

Развитие сценической народной хореографии сегодня представляет яркую и разнообразную палитру форм, образов, стилевых направлений. В настоящее время существует более или менее четкое разделение на степени стилизации фольклорного материала, которые получили условные определения, согласно своим характеристикам:
1. Первичная обработка фольклора – народные танцы, представленные на сценической площадке без каких-либо существенных изменений.
2. Народно-сценический танец – народный танец, созданный балетмейстером на основе традиции народного танца.
3. Стилизованный народный танец – авторская интерпретация фольклорного первоисточника, традиции, отдельных элементов, позволяющих создать образ, атмосферу, узнаваемость источника стилизации.

Одной из важнейших социально-культурных задач по сохранению традиции русского народного танца является не идеализация танцевального фольклора, не этнографическая реконструкция его в быту, а расширение и пропаганда традиции русского народного танца в современном хореографическом коллективе. Одним из важнейших социально-культурных факторов и действенных способов приобщения широких слоев населения к национальной культурной традиции своего народа является демонстрация достижений хореографических коллективов на сценической площадке, на телевидении, через интернет-ресурсы. Использование современных технологий в популяризации русского народного танца, как нельзя лучше доказывает возможность участия традиции в современной жизни общества.

 


Автор: Анна КАЛЫГИНА


Просмотров 5993




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео