На сайте всего: анкет коллективов 672; имен 784; новостей 1144; публикаций 903; фоторепортажей 729; объявлений на форуме 1321; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/08Русский народный танец: традиция и современность.

Сегодня много споров и разговоров ведется по поводу сохранения русского народного танца, его чистоты, а точнее его традиции.


Зав.отделом хореографического искусства ГРДНТ им .В.Д.Поленова, канд. пед.наук Калыгина А.А.

На мой взгляд, понятие "русский народный танец" как важнейшую часть российской многонациональной культуры и одной из главных составляющих традиционного народного творчества и народного воспитания следует рассматривать в двух аспектах, как:

1. достояние народа;
2. направление хореографического искусства.
Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. Следовательно, все виды различных обработок будут оцениваться по их соотношению с традиционными народными источниками, пластическими прообразами и корнями. Поэтому русский народный танец во всех его проявлениях следует рассматривать и воспринимать как единую целостную систему.

В обоих направлениях отправной точкой является создатель, т.е. народ, со всеми национальными, творческими, эмоциональными проявлениями, носящими изначально спонтанно-импровизационный характер. Но если в первом случае русский народный танец не является строго канонизированным и может иметь различные вариации, согласно требованиям ситуации и личной фантазии каждого исполнителя, то во втором – русский народный танец является осмысленным художественным, эстетическим, педагогическим, философским, этнографическим аспектами, фиксирующимися и изучаемыми специалистами каждой названной области.

И всё таки, до сих пор очертания понятия "русский народный танец" расплывчаты – оно допускает множественность трактовок. Опыт, делающий первые шаги о танце позволяет применять этот термин либо как синоним танца фольклорного, либо, напротив, для того чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая "русским народным танцем" более поздние слои танцевальной культуры, не связанной с обрядом. Предлагаются и иные возможности – включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий русской народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной.

Особого внимания заслуживают процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно сценический русский народный танец, на сегодняшний день, наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды общества на традиции современности, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного русского народного танца.

В сценическом русском народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным бытовым танцем. Сценический русский народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности отдельной традиции, сохранившейся и дошедшей до нашего времени. Основной задачей специалистов-хореографов сегодня является выявление самого ценного в обнаруженном первоисточнике, обработка и трансляция этой ценности нынешним и будущим поколениям.

У исследователей бытового танца и приверженцев сценической интерпретации существуют прямо противоположные мнения относительно сохранения этого уникального явления, коим является русский народный танец. Но, при кажущейся разобщенности взглядов на один и тот же вопрос, наблюдается и много общего. Сравнение сценического и бытового русского народного танца позволяет констатировать, что основным транслятором пластической информации является исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем свое мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции и выявление общего в многообразии частного. Задачей же фольклорно-этнографических (бытовых) исполнителей является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приема, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т.д.
Интерес к занятиям народным танцем в нашей стране всегда был достаточно велик. Сегодня наравне существуют и развиваются танцевальные коллективы от фольклорного направления до современного. Наиболее ярким тому примером служит зародившееся в 30-40-е годы ХХ века и существующее до сегодняшнего времени такое направление русского народного танца, как "стилизованный русский народный танец", основой которого является фольклорный первоисточник, т.е. традиционный танец. Это свидетельствует о том, что лучшие культурные творения не придаются забвению, а продолжают использоваться каждым последующим поколением, позволяя, нашим современникам "опираться" на все культурное наследие в целом.

Невозможно создавать сценический русский народный танец без опоры на традицию, первоисточник. Этот фундамент, а также изучение и знание истории своего народа позволяют хореографу двигаться дальше, не только сохраняя, но и развивая русский народный танец.

Развитие сценической народной хореографии сегодня представляет яркую и разнообразную палитру форм, образов, стилевых направлений. В настоящее время существует более или менее четкое разделение на степени стилизации фольклорного материала, которые получили условные определения, согласно своим характеристикам:
1. Первичная обработка фольклора – народные танцы, представленные на сценической площадке без каких-либо существенных изменений.
2. Народно-сценический танец – народный танец, созданный балетмейстером на основе традиции народного танца.
3. Стилизованный народный танец – авторская интерпретация фольклорного первоисточника, традиции, отдельных элементов, позволяющих создать образ, атмосферу, узнаваемость источника стилизации.

Одной из важнейших социально-культурных задач по сохранению традиции русского народного танца является не идеализация танцевального фольклора, не этнографическая реконструкция его в быту, а расширение и пропаганда традиции русского народного танца в современном хореографическом коллективе. Одним из важнейших социально-культурных факторов и действенных способов приобщения широких слоев населения к национальной культурной традиции своего народа является демонстрация достижений хореографических коллективов на сценической площадке, на телевидении, через интернет-ресурсы. Использование современных технологий в популяризации русского народного танца, как нельзя лучше доказывает возможность участия традиции в современной жизни общества.

 


Автор: Анна КАЛЫГИНА


Просмотров 276




Фоторепортажи













 
 
Новости

Театр "Русская песня" открывает 19-ый сезон
 

В труппе театра работают два танцевальных коллектива – ансамбль "Русские сезоны" и шоу-балет "Живая планета", которые принимают участие практически во всех постановках.  

Открытие нового сезона

Москва отметила 871 год
 

Гостей радовали большие игровые зоны, рестораны и закусочные под открытым небом, ярмарка с участниками из 40 городов России, соревнования, мастер-классы и … конечно же танцы. Краткий калейдоскоп танцевальных событий.

Москва танцующая

Дети-сироты со всей страны
 

В течение 6 дней участников ждёт насыщенная программа. Конкурсанты пройдут испытания в пяти номинациях: хореографической, театральной, вокальной, оригинального жанра и инструментальной. Также в программе мастер-классы для участников, "круглые столы" по обмену опытом.

"Созвездие" в Москве

Срочная ПРИЯТНАЯ новость!!! Скидка-подарок.
 

Фестиваль свободного танца БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА обзавелся в интернете новым, очень красивым адресом, на который мы переехали. Теперь и зимняя и летняя версия расположены по единому адресу в интернете. По этому поводу мы решили сделать подарки нашим друзьям.

Первые 5 заявок

Чемпионат мира 2018 по европейским танцам среди профессионалов
 

На чемпионате мира ожидается блестящий состав танцоров. На паркет выйдут многократные серебряные призеры чемпионатов мира Виктор Фанг и Анастасия Муравьева (США), бронзовые призеры Андреа и Сара Гиджарелли (Великобритания), постоянные финалисты.

27 октября 2018 года в Кремле

DANCE SPACE - фестиваль-конкурс ВЫХОДного дня
 

Проводится фестиваль-конкурс DANCE SPACE одним днем, что удобно. Проводится в субботу, что еще удобнее. Награждение проходит по блокам, а значит не надо утомительно ждать вечера и результатов, что удобнее удобного. В жюри - исключительно профессионалы.

От Москвы "рукой подать"

ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ для ТАНЦОРОВ
 

Только летом специальная акция от проекта "Танцевальный клондайк" и магазина творческой литературы КНИЖНАЯ СЦЕНА для тех, кто умеет считать деньги и заранее готовится к новому сезону. Уникальный словарь-раскраска танцевальных терминов РАСКРАСЬ ТАНЕЦ + Дневник.

2 издания - 160 рублей

Музей кукол Надежды Бабкиной
 

Танец, музыка, костюм, история, куклы  в национальных костюмах и многое другое являются составляющей культурной истории и наследия. Поздравляем Театр "Русская песня" с открытием Музея кукол Надежды Бабкиной. 

Открытие 1 сентября

ПОДАРОК В ЧЕСТЬ ЛЕТА КАЖДОМУ, КТО ЗАШЕЛ...
 

Сколько бы человек не было в коллективе, подарок может взять любой, кто пришел в show room. Единственное правило - каждый получает подарок лично. Просто за то, что он зашел... Ничего покупать не обязательно. 

 
 
 
Публикации

Угадай меня в танце. Как сёстры-близнецы развивают чирлидинг на Вятке
 

21-летние двойняшки Лолита и Маргарита Дмитриенко дали большое интервью. Девушки рассказали о создании группы поддержки, популярности в обществе и разных предпочтениях в мужчинах.

После окончания школы вы поступили

Русский народный танец: традиция и современность.
 

Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. 

Много споров

Стравинскому бы понравилось
 

Ольга Комок о XX фестивале современного танца Open Look.

В расписании нынешнего фестиваля

"Путешествие через Вселенную"
 

Фестиваль музыки и танца The Spirit of Dance впервые прошел в Астане в августе 2018.

"Бесшовное шоу" означает

Стекло в пуантах, жесткие диеты и "балеруны": главные мифы о балете
 

Премьер Венгерского оперного театра помог нам разобраться в основных стереотипах мира балета.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью

На сцене Большого театра покажут балет Хачатуряна "Гаянэ"
 

Балет Арама Хачатуряна "Гаянэ" покажут на исторической сцене Большого театра в Москве после перерыва в почти 60 лет, его представит армянский Национальный академический театр оперы и балета имени А. Спендиаряна.

Посол Армении в России

Тверк: за что его любят знаменитости и как научиться танцу
 

Почему танец тверк так популярен, откуда появился этот стиль? Что следует делать, чтобы научиться танцевать тверк, выяснили Факты, пообщавшись с профессиональной танцовщицей.

Тверк, также twerking, booty dance, booty shake

От жизни в Париже до танцевального фестиваля в Бурятии
 

Артист балета из Москвы целенаправленно идет к своей мечте и не забывает о малой родине.

Павел Окунев не представляет жизни без Улан-Удэ и искренне переживает за культуру родного региона.

"Человек со смартфоном не умнее далекого предка"
 

Интервью с известным белорусским композитором Вячеславом Кузнецовым.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео