На сайте всего: анкет коллективов 675; имен 784; новостей 1159; публикаций 940; фоторепортажей 743; объявлений на форуме 1332; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/08Русский народный танец: традиция и современность.

Сегодня много споров и разговоров ведется по поводу сохранения русского народного танца, его чистоты, а точнее его традиции.


Зав.отделом хореографического искусства ГРДНТ им .В.Д.Поленова, канд. пед.наук Калыгина А.А.

На мой взгляд, понятие "русский народный танец" как важнейшую часть российской многонациональной культуры и одной из главных составляющих традиционного народного творчества и народного воспитания следует рассматривать в двух аспектах, как:

1. достояние народа;
2. направление хореографического искусства.
Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. Следовательно, все виды различных обработок будут оцениваться по их соотношению с традиционными народными источниками, пластическими прообразами и корнями. Поэтому русский народный танец во всех его проявлениях следует рассматривать и воспринимать как единую целостную систему.

В обоих направлениях отправной точкой является создатель, т.е. народ, со всеми национальными, творческими, эмоциональными проявлениями, носящими изначально спонтанно-импровизационный характер. Но если в первом случае русский народный танец не является строго канонизированным и может иметь различные вариации, согласно требованиям ситуации и личной фантазии каждого исполнителя, то во втором – русский народный танец является осмысленным художественным, эстетическим, педагогическим, философским, этнографическим аспектами, фиксирующимися и изучаемыми специалистами каждой названной области.

И всё таки, до сих пор очертания понятия "русский народный танец" расплывчаты – оно допускает множественность трактовок. Опыт, делающий первые шаги о танце позволяет применять этот термин либо как синоним танца фольклорного, либо, напротив, для того чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая "русским народным танцем" более поздние слои танцевальной культуры, не связанной с обрядом. Предлагаются и иные возможности – включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий русской народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной.

Особого внимания заслуживают процессы, происходящие в сценической народной хореографии. Так как именно сценический русский народный танец, на сегодняшний день, наиболее ярко и очевидно формирует вкусы и взгляды общества на традиции современности, служит средством трансляции национальной культуры в массы, а также является неотъемлемым звеном в цепочке сохранения и развития традиционного русского народного танца.

В сценическом русском народном танце сегодня наблюдается тенденция к сближению с традиционным бытовым танцем. Сценический русский народный танец, как и традиционный, направлен на выявление областных, региональных особенностей, самобытности отдельной традиции, сохранившейся и дошедшей до нашего времени. Основной задачей специалистов-хореографов сегодня является выявление самого ценного в обнаруженном первоисточнике, обработка и трансляция этой ценности нынешним и будущим поколениям.

У исследователей бытового танца и приверженцев сценической интерпретации существуют прямо противоположные мнения относительно сохранения этого уникального явления, коим является русский народный танец. Но, при кажущейся разобщенности взглядов на один и тот же вопрос, наблюдается и много общего. Сравнение сценического и бытового русского народного танца позволяет констатировать, что основным транслятором пластической информации является исполнитель. И именно через призму его восприятия мы формируем свое мнение о том или ином этнографическом материале, с той лишь разницей, что в задачи исполнителя сценического танца входит гиперболизация существующей традиции и выявление общего в многообразии частного. Задачей же фольклорно-этнографических (бытовых) исполнителей является точное сохранение и трансляция обнаруженной традиции, приема, манеры исполнения танца того или иного региона, местности, села и т.д.
Интерес к занятиям народным танцем в нашей стране всегда был достаточно велик. Сегодня наравне существуют и развиваются танцевальные коллективы от фольклорного направления до современного. Наиболее ярким тому примером служит зародившееся в 30-40-е годы ХХ века и существующее до сегодняшнего времени такое направление русского народного танца, как "стилизованный русский народный танец", основой которого является фольклорный первоисточник, т.е. традиционный танец. Это свидетельствует о том, что лучшие культурные творения не придаются забвению, а продолжают использоваться каждым последующим поколением, позволяя, нашим современникам "опираться" на все культурное наследие в целом.

Невозможно создавать сценический русский народный танец без опоры на традицию, первоисточник. Этот фундамент, а также изучение и знание истории своего народа позволяют хореографу двигаться дальше, не только сохраняя, но и развивая русский народный танец.

Развитие сценической народной хореографии сегодня представляет яркую и разнообразную палитру форм, образов, стилевых направлений. В настоящее время существует более или менее четкое разделение на степени стилизации фольклорного материала, которые получили условные определения, согласно своим характеристикам:
1. Первичная обработка фольклора – народные танцы, представленные на сценической площадке без каких-либо существенных изменений.
2. Народно-сценический танец – народный танец, созданный балетмейстером на основе традиции народного танца.
3. Стилизованный народный танец – авторская интерпретация фольклорного первоисточника, традиции, отдельных элементов, позволяющих создать образ, атмосферу, узнаваемость источника стилизации.

Одной из важнейших социально-культурных задач по сохранению традиции русского народного танца является не идеализация танцевального фольклора, не этнографическая реконструкция его в быту, а расширение и пропаганда традиции русского народного танца в современном хореографическом коллективе. Одним из важнейших социально-культурных факторов и действенных способов приобщения широких слоев населения к национальной культурной традиции своего народа является демонстрация достижений хореографических коллективов на сценической площадке, на телевидении, через интернет-ресурсы. Использование современных технологий в популяризации русского народного танца, как нельзя лучше доказывает возможность участия традиции в современной жизни общества.

 


Автор: Анна КАЛЫГИНА


Просмотров 568




Фоторепортажи













 

 
Новости

Нуаровская эстетика в танцевальном Питере
 

С недавнего времени на питерских сценах начал медленно, но верно занимать свою нишу танцевальный коллектив "Нуар" #NOIR под руководством Натальи Белой. Эти девушки ломают грани представлений о стрип-пластике! Дело в том, что стрип – это уже далеко не застоявшийся и ограниченный стиль.

Нуар же фреймом не ограничивается

С ЛАУКАРАЗОМ легче легкого!
 

Новогодние хлопоты полностью захватили наш разум! Но нельзя поддаваться панике и забывать о том, что после праздников почти сразу наступит весна, а там и до лета рукой подать!!! Быстро выйти из зимней спячки и встретить четвертую учебную четверть на позитиве? с ЛАУКАРАЗОМ легче легкого! 

Фестивальные проекты

Всему своё время, или Чудеса за два часа
 

Известно, что в каждом взрослом человеке живет ребенок, у которого остались несбывшиеся мечты. Новый мюзикл "Всему своё время, или Чудеса за два часа" пример тому, как в один прекрасный день могут исполниться самые заветные желания. 

Грандиозный – это не преувеличение!

Видеоконкурс современного танца #ЭТОТВОЯСРЕДА
 

В рамках фестиваля "Проба №3" Александр Могилев проводит конкурс танцевальных видеоработ #этотвоясреда. Принять участие может каждый! Для этого нужно: изучить условия проведения конкурса, записать видео танца, выложить видео на YouTube.

Успей прислать свою работу

С любовью к Петипа
 

С именем Петипа связана целая эпоха русского балета. Каждое его творение было наполнено глубоким смыслом. Легендарный хореограф поставил на российской сцене более 70-ти спектаклей, 46 из которых являются оригинальными.

23 ноября

DANCE STAR FESTIVAL - 15
 

17 ноября 2018 в ТЦ «Горбушкин двор» состоится танцевальный фестиваль DANCE STAR FESTIVAL-15. Свыше 300 танцоров примут участие в фестивале в Москве.

Соревнования пройдут в четырех номинациях

DANCE ACTION - фестиваль для всех
 

В сезон 2018 года Алексей Поротиков совместно с компаниями I LOVE FITNESS и FITNESSHOLDING предлагает танцевальным коллективам различных формаций принять участие в новом фестивале DANCE ACTION, который проводится при поддержке FITNESS HOLDING.  

Москва, 25 ноября

"30 лет "Служанкам"
 

Недавно в театре Романа Виктюка  был большой праздник. Любимец публики,фееричный спектакль "Служанки" отметил свой 30-летний юбилей! Тот, кто был в этот день в зале счастливчик в космической степени. Этот спектакль - пир для глаз.

Пир для глаз

Шаг к мечте - фестиваль нового поколения
 

Оргкомитет федеральной платформы поиска молодых дарований и реализации творческих проектов в сфере культуры и искусства имеет многолетний опыт проведения форумов всероссийского масштаба и конкурсов международного уровня.  

 
 
 
Публикации

МАСТЕР-КЛАСС ПО ЦЫГАНСКОМУ ТАНЦУ
 

Мастер-класс по цыганскому танцу Анатолия Магдыла будет интересен не только тем хореографам и балетмейстерам, кто собирается добавлять в свой репертуар цыганский танец, но и тем, у кого этот танец уже давно значится в репертуаре.

Доступен для скачивания

"Сыграть жизни"
 

Интервью с актёром Алексеем Коршуновым.

Мы поговорили с актёром Алексеем Коршуновым о творческом развитии и ролях

Знаменитый японский балет "Легенда о боге Драконе" впервые показывают в России
 

У приморцев есть уникальная возможность увидеть высокое искусство Страны Восходящего солнца: балет показывают всего три дня.

Приморская сцена Мариинского театра

FLOOR-WORKS. Работа с полом.
 

Пол для хореографа все равно, что колеса для машины. Вы уже скачали себе практичный, эффективный, очень полезный мастер-класс от Андрея БЕЙЧ о том, как грамотно выстраивать работу с полом во время танца?

Мастер-класс Андрея БЕЙЧ

Новокузнецкий театр танца “Ритм и мы” вернулся с победой
 

Новокузнецкий театр танца “Ритм и мы” вернулся с победой с международного фестиваля-конкурса “Рождественские звезды”.

На протяжении многих лет коллектив театр танца

От школы балета зависит театр будущего
 

Интервью Зории Дусенко, Директора Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. 

Ежегодно педагогами колледжа проводятся

Какие спектакли смотреть в городах России на январских праздниках
 

Новогодние праздники для театральных коллективов уж точно не время для отдыха. Каждый театр уникален по-своему и старается представить зрителям самый лучший репертуар. "РГ" сделала подборку наиболее интересных, на наш взгляд, постановок, которые покажут в российских городах.

Спектакль пройдет в Ярославском театре

Интервью с победителями проекта "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"
 

Третий сезон грандиозного проекта "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ" завершен! Победительницей в номинации "Лучшая балерина" стала Ксения Шевцова, а главный приз в категории "Лучший танцовщик" получил Дмитрий Соболевский.

Когда ты видишь такой серьезный состав жюри

"Фройляйн Иванова": русская танцовщица — о съемках в фильме "Суспирия"
 

В мистическом триллере "Суспирия", который сейчас показывают в российских кинотеатрах, одну из эпизодических ролей сыграла танцовщица и хореограф Елена Фокина, бывшая солистка камерного балета "Москва", уехавшая в начале нулевых в Европу. В интервью она рассказала, как ей работалось на съемочной площадке с Тильдой Суинтон.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео