На сайте всего: анкет коллективов 669; имен 786; новостей 1128; публикаций 849; фоторепортажей 680; объявлений на форуме 1317; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
18/10Целительные танцы

Белокурая танцовщица «с лицом Мадонны» – ее обожала вся Вена. Но вскоре жизнь рухнула: вся семья погибла в концлагерях, она сама чудом сбежала в Бомбей, где зарабатывала себе на жизнь массажем. Зато после войны она слила медицину и танец воедино – Хильда Хольгер заложила основы танцевальной терапии для детей с синдромом Дауна.

1905 год. Вена. В своей мастерской Густав Климт создает монументальное полотно «Три возраста женщины», Густав Малер завершает «Симфонию № 7», Лиза Мейтнер первой из женщин в Венском университете получает степень доктора наук, а Зигмунд Фрейд выпускает сборник «Три очерка по теории сексуальности». Столица Австрии переживает культурный и научный расцвет, воздух наэлектризован ожиданием чего-то великого. В конце этого славного года в венской семье либеральных евреев Соферов случилась и своя маленькая радость – 18 октября на свет появилась крошка Хильда.

Девочка с первых дней окунулась в творческий мир. Ее отец, поэт Альфред Софер, читал малышке свои работы и сочинения классиков, знакомя ее с чувством ритма. «Я едва помню его, но он оставил после себя замечательные стихи. Уверена, что своим чувством прекрасного я обязана ему», – говорила Хильда. Когда ей было три, отец умер, и Хильда вместе с мамой и старшей сестрой перебрались к деду в престижный столичный пригород Пёцлайнсдорф. В новом доме к изящным искусствам относились с особенным трепетом. Сам дед раньше шил изящную обувь для Франца Иосифа I и других Габсбургов, но своим ремеслом внучек не увлек – обе девочки влюбились в танец. Уже в шесть лет Хильда вместе с сестрой брала уроки бального танца, а в 14 лет знаменитая хореограф Гертруда Боденвайзер забрала ее к себе в Государственную академию музыки и исполнительского искусства в Вене. Мама не возражала – в том, что девочка невероятно талантлива и достойна большой сцены, не сомневался никто.

Полная творческого огня Хильда, которая взяла звучный псевдоним Хольгер, стала ассистенткой Боденвайзер, а потом и вошла в состав ее танцевальной труппы. В 1923 году она уже показывала сольный танец в знаменитом венском Доме сецессиона, а потом начала появляться на малых и больших подмостках Франции, Польши и новосозданной Чехословакии. Ученица не просто превзошла свою учительницу, но, похоже, еще и вышла из-под ее контроля, что не могло не задеть чувства авторитетной дамы. Говорят, однажды Гертруда позвонила маме Хильды и настоятельно посоветовала ей повлиять на дочь – мол, ее упрямой девочке лучше бы все-таки сменить профессию. Но меньше всего Хильду волновало чужое мнение. В 1926 году она оставила старую труппу и сразу же создала собственную Новую школу искусства движения и кружок танца для детей. Студию она открыла не где-нибудь, а в центре Вены – во дворце Ратибора. Этот выбор был продиктован не тщеславием, а желанием создать своим ученикам лучшие условия. С тех самых пор в ее личном рейтинге предпочтений преподавание навсегда отодвинет сольную карьеру.

Голубоглазая дива с длинными светлыми волосами будоражила публику и была музой известных мастеров визуального искусства своего времени – фотографов Антона Трки и Феликса Брауна, художников Эдмунда Пик-Морино, Вольфганга Борна и скульптора Йозефа Хоя. Критики называли Хольгер танцовщицей «с ангельским лицом, суровым лицом, лицом Мадонны с белокурыми локонами». Хильду обожал как искушенный, так и массовый зритель. Но для последнего она никогда не делала «упрощений» и не скатывалась в пошлость – наоборот, Хольгер считала, что человек искусства не должен идти на поводу у публики, он призван ее развивать.

Ей были близки идеи всеобщего социального равенства – в 1926 году Хильда поставила танец «Проснитесь!», а в 1927 году «Четыре картины» о периоде Парижской коммуны. Но социалистические мотивы были не единственными темами ее амплуа. В своих постановках она все чаще стала обращаться к теме еврейства. Так появились «Еврейский танец» (1929), «Каббалистический танец» (1933) и хореографическая постановка «Агасфер» (1936), в которой Хильда осмысливала образ «Вечного жида». К концу 30-х Хольгер стала знаковой фигурой венского мира искусств, звездой хореографического авангарда и одним из лучших педагогов эпохи. Говорят, уроки танца у нее брал даже легендарный физик Макс Планк, когда ему было около 70 лет, и будущий философ Иван Иллич, которому было не больше 10. Были среди ее воспитанников те, кто продолжил классическую танцевальную традицию – Литц Писк перебралась в Лондон и преподавала пластику в Королевской шекспировской компании.

Учеников и лавров в домашних стенах у Хильды Хольгер было бы еще больше, если бы ее соотечественник Адольф Гитлер не затеял бы свою игру. Весной 1938 года нацисты оккупировали Австрию, и евреям, которые хотели спастись, медлить было нельзя. Хильда попыталась эмигрировать в Британию, но не смогла получить визу. Зато один из друзей предложил ей помощь с переездом в Индию. «Выбирая между США и Индией, я остановилась на второй стране, потому что она была притягательна для большинства западных артистов», – признавалась Хильда позже. В июне 1939 года она перебралась в Бомбей. В новой стране ее встретили более чем тепло – в газетах называли героиней и очень смелой, потому что она «осталась верной службе своему искусству в обстоятельствах, которые развратили и уничтожили бы и святого». Но какими бы ни были восторги местного общества, Хольгер пришлось начинать все с чистого листа.

После одного из выступлений в отеле «Тадж-Махал Палас» она получила приглашение наваба местного княжества Бхопал выступить в саду его летнего дворца с сольным танцем. Хильда не отказалась и станцевала в свете тысячи свечей. Недостатка в таких предложениях не было, но она чувствовала, что ее воспринимают только как редкую забавную игрушку, которую приятно показать гостям. Мириться с этим она не хотела. Незадолго до эмиграции Хольгер получила еще одну профессию – в венской больнице Ротшильда прошла курсы лечебного массажа – и теперь устроилась в местную клинику разминать спины и разрабатывать больные стопы. Тогда же она познакомилась с известным гомеопатом, зороастрийцем и большим ценителем искусства доктором Ардеширом Кавасьи Боманом-Бехрамом, который принадлежал к древнему знатному роду бомбейских парсов. Их свадьба состоялась в 1940 году. Со временем они развелись, но поженились заново, когда Хильде было за восемьдесят.

Медицина для Хольгер была компромиссом. Вскоре она окончательно вернулась к танцу, и в ее хореографии появилась масса новых элементов. Из индийской традиции она переняла таинственные движения руками – код из более 300 положений кисти и пальцев Хильде впитывала так же жадно, как разучивала движения в танцевальном зале Гертруды Боденвайзер. В Индии танцы «для красоты» считались негласным синонимом проституции, и общество на танцоров посматривало косо. Хильде решила разбить стереотипы. В 1941 году она открыла в Бомбее новую школу и принимала всех, вне зависимости от национальности и религии – индусов, китайцев, мусульман, британцев, американцев, швейцарцев. Главным критерием было стремление не только освоить технику движений, но и перенастроить ум. Как и в Вене, Хольгер стремительно завоевала любовь и местной массовой публики, и людей искусства. Среди ее друзей оказалась художница Магда Нахман Ачарья, «основатель современного танца» в Индии Удай Шанкар и известный индийский танцор, «Нижинский Индии» Рам Гопал. Последний настолько проникся Хольгер, что и сам давал уроки в ее школе.

В 1946 году Хольгер родила дочь Примаверу, а уже в 1948 году из-за национальных конфликтов в Индии семье пришлось бежать в Британию. Возвращаться в Вену было уже не к кому – вся семья Хильды, включая маму, погибла во время Холокоста. В Лондоне Хольгер снова пришлось начинать все заново, но она справилась. Хильда открыла Школу современного танца своего имени и продолжила развивать личную философию хореографии, которая строилась на крепком единении свободного движения и мысли. «Намного результативнее было бы развивать их драматические и музыкальные чувства, когда их умы еще молоды и восприимчивы, чем заставлять несформировавшиеся тела оттачивать технику театрального танцора», – говорила Хильды. У нее не было ни капли профессиональной ревности – она считала, что главное – раскрыть творческое начало, а уже потом не так важно, в какой из сфер искусства человек захочет его реализовать.

Хольгер не терпела условностей – в 1951 году она реализовала постановку «В пучине» на музыку Камиля Сен-Санса в самой знаменитой приходской церкви Лондона Сент-Мартин-ин-зе-Филдс. Ступени к алтарю стали ее «сценой», что повергло публику в шок. Хильда хотела, чтобы люди задумались, нужно ли религиозным помещениям оставаться неприкосновенными или все-таки они могут стать местом актерского самовыражения. Провокация ее подпитывала, экспрессия была ее кровью, а привычка разрывать шаблоны – стилем жизни. Подобные скандальные эксперименты по превращению храмов в театральные подмостки она будет повторять неоднократно, каждый раз вызывая на себя шквал критики. Но оказалось, что это не единственное, что Хильды придется преодолеть.

В 1949 году у Хольгер родился сын Дариус, и он был особенным – с синдромом Дауна. Программы социальной адаптации для людей с этим генетическим расстройством в прогрессивной Британии тогда не было, и Хольгер решила менять ситуацию самостоятельно. Она начала учить сына и других людей с этим синдромом танцу – без поблажек, как равных другим студентам. Она была первой, кто готовил хореографию для коллектива, где вместе со здоровыми танцорами работали люди с особенностями психического развития. В 1969 году Хильда Хольгер сделала постановку «К свету» на музыку Эдварда Грига и представила ее в Театре Сэдлерс-Уэллс. Это был официальный дебют танцевальной терапии в Англии. Ее ученик Вольфганг Стэндж открыл первый в Британии инклюзивный театр Amici Dance Theatre Company, и один из его танцевальных спектаклей назывался HILDE, его ставили в Лондоне и Вене. Дочь Хильды, Примавера, продолжила дело матери частично. Она перебралась в Нью-Йорк и там создала систему физических упражнений на основе танца для тех, у кого были проблемы со спиной. О новом терапевтическом подходе хореографа, а впоследствии и дизайнера Примаверы Боман-Бехрам писал британский Elle, Yoga&Health, Harper’s Bazaar и другие известные издания.

Всего Хильда Хольгер сделала 150 танцев и спектаклей, а ее последней работой стала постановка «Ритмы подсознательного ума» в 2000 году. На ее 90-летие ученики устроили грандиозный танцевальный вечер, и Хильда тоже в нем участвовала – но на сцене была в коляске. Уже в солидном возрасте, после двух операций на бедре Хольгер приходила в танцевальный класс и энергично давала указания с табуретки, мерно постукивая в маленький бубен. «Время от времени она танцевала для нас, оставаясь в своем кресле. Ее голова, плечи, руки и пальцы двигались идеально в такт музыкальной теме занятия – ими были, например, тяжелая участь китов, искусство Шиле и Шлеммара, куры, марионетки, полет птиц», – вспоминал один из учеников последние занятия Хильды. Свой финальный урок Хильда дала в июне 2001 года – в своей знаменитой студии в Кэмпдене. А в сентябре ее не стало.


Автор: Ганна Руденко
Источник: Jewish.ru


Просмотров 265




Фоторепортажи















 
 
Новости

МАРТОВСКАЯ РАЗМИНКА
 

Практический семинар для хореографов и танцоров

10 – 11 марта 2018

SPECIAL DANCE
 

Мы с огромное радостью представляем Вам специальное предложение ПРОГРАММА «SPECIAL DANCE» для хореографических коллективов от 10 человек на 2 проекта, которые состоятся в марте 2018 года!

Данная программа и предложение

GRAND PREMIUM и предновогодние сюрпризы!
 

Чтобы оказаться в сказке иногда многого не надо - просто оказаться в нужном месте в нужное время. А в преддверии нового года такие чудеса могут произойти сплошь и рядом, особенно с талантливыми танцорами. Не верите?

Санкт-Петербург

Дарим постановку коллективам...
 

Вы знаете, что каждый коллектив, принимающий участие в танцевальной лаборатории 3DANCE FACTORY, получает в подарок постановку от члена жюри, которую в дальнейшем сможет использовать в своем репертуаре?

Лаборатория новой эпохи

ПРОБА № 2
 

Дорогие танцовщики! Рады приветствовать вас и анонсировать события предстоящего Фестивального проекта Александра Могилева и Антонины Красновой - "Проба №2". Очередной прект пройдет 24 - 28 февраля 2018 года.

Развитие современной хореографии

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА
 

Событие, информационным партнером которого является проект "Танцевальный клондайк" и сайт DANCERUSSIA.ru 8-9 декабря 2017 года на Нижегородской земле мы будем рады приветствовать вас на III Российском конкурсе-фестивале народного творчества "Нижегородская ярмарка".

Приглашаем!

ФЕСТИВАЛЬ - ЭТО БУРЯ ЭМОЦИЙ!
 

VII Всероссийский вокально-хореографический конкурс «Хрустальная Ника», с 30 октября по 3 ноября, принёс в уютную Анапу вдохновение.

Чем были заполнены

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2017 по европейским танцам
 

28 октября в Кремлевском дворце прошел Чемпионат мира 2017 по европейским танцам среди профессионалов. Организатором турнира WDC выступил заслуженный деятель искусств России, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент WDC Станислав Попов.

В Кремлевском дворце

МОСКОВСКИЙ СТАРТ ХIХ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
 

Представитель проекта "Танцевальный Клондайк"  принял участие в парад - карнавале в честь открытия ХIХ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Собыите объединло 35 тысяч российских и иностранных студентов.

 
 
 
Публикации

Танец как зона познания: тело и социум
 

Телесный язык, независимо от профиля обучения, рода занятий, места жительства и социального статуса оказался самым действенным средством коммуникации, даже если речь идет о снятом на телефон видео.

Я думаю, любой танцовщик заинтересован

Российские исторические танцы удивляют иностранцев
 

Танцевать все фигуры кадрили, знать правила бального этикета, с изяществом носить панталоны и сюртук, знать тайный язык веера и умело шнуровать корсет… Как эти навыки, пришедшие из прошлых веков, сочетаются с обычной жизнью студентов, бухгалтеров, врачей, инженеров и юристов, живущих в современном уральском городе 21 века?

Для меня самого знаковыми

Наталья Осипова: "Танец делает меня счастливой"
 

В Государственном Кремлевском дворце 1 февраля завершился марафон рождественских сказок. Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру "Щелкунчика", поставленного накануне новогодних праздников главным балетмейстером театра Алексеем Мирошниченко. В роли Мари — любимица москвичей, мировая звезда Наталья Осипова.

В начале пермского спектакля

От "Манон Леско" до "Губернатора"
 

Главный театральный фестиваль страны "Золотая маск"» открылся на Исторической сцене Большого театра серией спектаклей «Манон Леско». Главные партии исполнили номинанты оперной программы Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов.

В этом году основной тематический акцент

"Балет всегда был закрытой сферой искусства"
 

Прима Большого театра Светлана Захарова — о моде на пачки, театральных трансляциях и фильмах про балерин.

Многие молодые люди с детства

Музыкальное путешествие в Италию вместе с Мастранджело
 

31 января 2018 в Санкт-Петербургском театре "Мюзик-Холл" состоится концерт "Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело. Италия". Для всех, кто любит эту солнечную страну и ее музыку, это уникальная возможность услышать произведения итальянских композиторов в исполнении оркестра "Северная симфония", которым руководит настоящий итальянец Фабио Мастранджело.

Однажды Фабио

After Hours: Танец сontemporary глазами практика
 

Хореограф Мариам Нагайчук рассказала почему ей интересно работать с непрофессионалами, как contemporary dance меняет представление о собственном теле и почему зрелищность — не признак мастерства.

Если вы переживаете за то

"Он никогда не экономил себя"
 

Человеком года среди деятелей российской науки, культуры и искусства, опрошенные фондом "Общественное мнение", назвали Дмитрия Хворостовского. 22 ноября 2017 года Хворостовский скончался от болезни, с которой боролся два с половиной года.

О своем друге и коллеге рассказывает

Танец длиною в жизнь: как в Барнауле появилась школа ирландских танцев
 

Интервью с основателем школы ирландских танцев в Алтайском крае, чемпионкой Сибири и Восточной Европы Марией Цимфер и руководителем школы Ульяной Рудько.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео