28/07Между телом
Не успев толком вырасти, русский contemporary dance незаметно состарился, и в нем уже назрел классический конфликт отцов и детей
(Фото: Александр Иванишин)
Есть такой не самый популярный в России отсек искусства — современный танец. Где-нибудь в Авиньоне его лидеры задают тон всему современному театральному процессу, давно тяготеющему к бессловесным способам выражения. У нас о нем знали понаслышке, а открыли по-крупному благодаря гастрольному валу девяностых. Тогда же возник в чистом поле наш родной гибрид, российский современный танец. На макушке лета в Москве происходят важные для него события — Летняя школа «Цех» и фестиваль невербального театра «Личное дело». Способ их бытия отражает состояние дел в русском contemporary dance.
Летняя школа по счету восьмая, а фестиваль всего третий, и такое соотношение чисел весьма показательно: после тотального господства классического балета и сувенирного народного танца российским артистам, во-первых, особо нечего показывать, а во-вторых, хочется учиться. Посредником между цивилизованным танц миром и страждущими студентами культпросветучилищ с бескрайних просторов родины стало московское Агентство театров танца «Цех» и его Летняя школа танца. Мастер-классы в ней дают несколько отечественных мастодонтов и зарубежные педагоги, причем география впечатляет — от Дании до Израиля и от Франции до США. У каждого свой класс, своя методика и вкусовые пристрастия — уж чем-чем, а многообразием выбора современный танец всем даст фору. В качестве эксперимента есть даже курс танца барокко и тай цзи цуань — после балетных образовательных диет такому замаху позавидуешь. Однако сводить потребности сторонников жанра только к школярству в «Цехе» не стали, справедливо решив, что художественный запал в такой ситуации очень кстати. На придуманном «Цехом» фестивале «Личное дело» убиваются два зайца: фестиваль манит стажеров из Соликамска и Уфы артистической перспективой, а в off-программе выступают московские педагоги школы, подкрепляя свой авторитет. В зале сидят их ученики — надо ли добавлять, что они, как правило, визжат от восторга?
На сцене же сосредоточенно трудятся люди, начинавшие русский contemporary dance почти двадцать лет назад. Вот ушедшая из классического балета в Gallina Aquatica Татьяна Гордеева — существо со строгим лицом, в рыжем банном чепце и платье-фуфайке — бьется о стены с ощущением непоправимой ограниченности пространства, украшая процесс вздохами высокой клоунады. В отличие от многих она умеет выстроить свой спектакль и сделать это без нажима. А идею соло приписывает отцу-основателю Русского инженерного театра АХЕ Павлу Семченко — может, потому и ассоциации действо вызывает самые разные, вплоть до рекламы непромокаемых ботов.
(Фото: Александр Иванишин)
Затем танцевальный проект «Онэ Цукер» в опусе под названием Luftmangel (есть у современного танца тяжелая привычка называть вещи с вывертом) пробует расчленить процесс дыхания на троих: один заглатывает воздух, другой прожевывает, третий переваривает и агонизирует. Здесь исследуют тело и реакции на электрошок — в диапазоне от легкой судороги до конвульсии в дугу. Затыкая одному танцовщику рот и нос, лишают подопытного воздуха, а потом делают искусственное дыхание и ржут неслышимым дурацким шуткам в такт жужжанию ЭКГ. Двигаются они под душераздирающий саундтрек очень профессионально и главную фишку припасают к концу: сей физически затратный опыт режиссер-танцовщик Тарас Бурнашев в какой-то момент пустил по второму кругу и дословно повторил от корки до корки.
А вот танцкомпания «По.В.С.Танцы» в «Практике вероятностей, или 0,07 м3 пустоты» блеснула взрослостью идей, коронной партерной техникой и техникой вообще (непривычный зритель не задумывается, что виртуозно грохнуться оземь тоже надо уметь). Плюс, увы, невытравляемой тягой к красивой позе, которой contemporary dance обычно стесняется. Здесь повторялись два стоп-кадра — завернутое вбок сидение на корточках и мунковский «Крик», а к финальному аккорду «По.В.С.Танцы» припасли групповое ню впятером — впрочем, целомудренное.
(Фото: Александр Иванишин)
Еще один получасовой спектакль вразрез с декларированной невербальностью фестиваля заговорил. Назывался он как клип на youtube «Бурнашев & Андрианов (live)»; видимо, и молчать дальше было уже некуда, и конкретность выражений заботила, в общем, вылился спектакль в печальный манифест поколения, просоленный иронией и сарказмом. На сцене двое, один нагишом нарезает по сцене круги, другой вещает в микрофон. Под такой примерно текст от своего лица: «Окончив институт радиотехники, я очутился в Классе экспрессивной пластики Геннадия Абрамова (культовая фигура российского театра со свойственным всем культовым набором качеств. — «Итоги»). Семь лет я упорно овладевал современным танцем и начатками экспрессии — и это накладывает определенный отпечаток на мое тело». Дальше еще веселее, потому что тоже правда: «СМИ обходят мое тело за версту, и это меня сильно угнетает». И еще пассаж по поводу застившей всем глаза и уши Айседоры Дункан, иконы современного танца в российском массовом сознании. Вокруг, после и вместо нее было много чего любопытного, замытого отечественной пропагандой за ненадобностью.
(Фото: Владимир Луповской)
На фестивале прислушивались к телу, к его состоянию и смутным чувствам, ему доверяли, оформляя это доверие в меру таланта и вкуса. Смотреть было тяжело, а временами любопытно, но общее впечатление такое, будто встретился с одноклассниками: все куда-то продвинулись и чего-то достигли, но в принципе никаких неожиданностей. Зануда зудит, красотка красуется, веселый оболтус стал взрослым веселым оболтусом. Впрочем, есть качественные изменения: с пуризмом покончено, видимо, навсегда, на пристойном уровне техника движения и медийная обертка спектаклей. Есть не слишком оригинальные, но доношенные и додуманные свои идеи. Но есть и удивительные, не просчитанные поколением первопроходцев изменения. Например, что их ирония проскальзывает, новую публику не задев. И ведь публика сугубо своя, стажерская, фактически — продолжатели дела, вот только другая, в своем наивном восхищении задающая удручающие вопросы. Например: «А чего они нормально не танцуют?» — о вполне нагруженном смыслами небойком спектакле.
(Фото: Владимир Луповской)
Степень раскрепощенности у них другая. Но нет истории с обретением свободы своей собственной: они не выбирают между институтом радиотехники и маргинальной сценой, а сочетают; они приходят не из кружка народного танца, а из модного йога-клуба. Словом, пока мы размышляли, есть в России современный танец или нет, развивается он или умер, в нем уже назрел классический раскол отцов и детей. Русский contemporary незаметно состарился, не успев толком вырасти. А мы-то думали, что он еще маленький.
Лейла ГУЧМАЗОВА
Источник: Журнал 'Итоги'
Просмотров 4624
Последние новости
| |
|
|
|
Новости DANCE ОКОЛИЦА Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб. Заявки принимаются!НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас! 25 ноября 2023 годаЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно. Цель проекта - выстроить мост.НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ. Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение. Количество мест ограничено.ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А. Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 24 - 31 июля«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле. 17 и 18 февраляDANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством. 18-19 марта 2023Спектакль «12 стульев» в Ярославле Это первый танцевальный вариант известного произведения. Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова. 22 октября в 17,00Получите уникальные знания и методики! Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально". |
|
|
|
|
|
Публикации ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ. Известные соревнования ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром. ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. Премьера 11 января 1940МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем». А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии. Беляков в роли ГиреяОт истока к людям Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край. Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбляВ Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева" Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. Инесса Плескачевская решила писать книгу В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец 28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB. Первым результатом работы IZOTOP.LAB сталВладимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь" Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами. – Она очень разная. Можешь думать, что никомуИван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. |
|
|
|