28/07Между телом
Не успев толком вырасти, русский contemporary dance незаметно состарился, и в нем уже назрел классический конфликт отцов и детей
 (Фото: Александр Иванишин)
Есть такой не самый популярный в России отсек искусства — современный танец. Где-нибудь в Авиньоне его лидеры задают тон всему современному театральному процессу, давно тяготеющему к бессловесным способам выражения. У нас о нем знали понаслышке, а открыли по-крупному благодаря гастрольному валу девяностых. Тогда же возник в чистом поле наш родной гибрид, российский современный танец. На макушке лета в Москве происходят важные для него события — Летняя школа «Цех» и фестиваль невербального театра «Личное дело». Способ их бытия отражает состояние дел в русском contemporary dance.
Летняя школа по счету восьмая, а фестиваль всего третий, и такое соотношение чисел весьма показательно: после тотального господства классического балета и сувенирного народного танца российским артистам, во-первых, особо нечего показывать, а во-вторых, хочется учиться. Посредником между цивилизованным танц миром и страждущими студентами культпросветучилищ с бескрайних просторов родины стало московское Агентство театров танца «Цех» и его Летняя школа танца. Мастер-классы в ней дают несколько отечественных мастодонтов и зарубежные педагоги, причем география впечатляет — от Дании до Израиля и от Франции до США. У каждого свой класс, своя методика и вкусовые пристрастия — уж чем-чем, а многообразием выбора современный танец всем даст фору. В качестве эксперимента есть даже курс танца барокко и тай цзи цуань — после балетных образовательных диет такому замаху позавидуешь. Однако сводить потребности сторонников жанра только к школярству в «Цехе» не стали, справедливо решив, что художественный запал в такой ситуации очень кстати. На придуманном «Цехом» фестивале «Личное дело» убиваются два зайца: фестиваль манит стажеров из Соликамска и Уфы артистической перспективой, а в off-программе выступают московские педагоги школы, подкрепляя свой авторитет. В зале сидят их ученики — надо ли добавлять, что они, как правило, визжат от восторга?
На сцене же сосредоточенно трудятся люди, начинавшие русский contemporary dance почти двадцать лет назад. Вот ушедшая из классического балета в Gallina Aquatica Татьяна Гордеева — существо со строгим лицом, в рыжем банном чепце и платье-фуфайке — бьется о стены с ощущением непоправимой ограниченности пространства, украшая процесс вздохами высокой клоунады. В отличие от многих она умеет выстроить свой спектакль и сделать это без нажима. А идею соло приписывает отцу-основателю Русского инженерного театра АХЕ Павлу Семченко — может, потому и ассоциации действо вызывает самые разные, вплоть до рекламы непромокаемых ботов.
 (Фото: Александр Иванишин)
Затем танцевальный проект «Онэ Цукер» в опусе под названием Luftmangel (есть у современного танца тяжелая привычка называть вещи с вывертом) пробует расчленить процесс дыхания на троих: один заглатывает воздух, другой прожевывает, третий переваривает и агонизирует. Здесь исследуют тело и реакции на электрошок — в диапазоне от легкой судороги до конвульсии в дугу. Затыкая одному танцовщику рот и нос, лишают подопытного воздуха, а потом делают искусственное дыхание и ржут неслышимым дурацким шуткам в такт жужжанию ЭКГ. Двигаются они под душераздирающий саундтрек очень профессионально и главную фишку припасают к концу: сей физически затратный опыт режиссер-танцовщик Тарас Бурнашев в какой-то момент пустил по второму кругу и дословно повторил от корки до корки.
А вот танцкомпания «По.В.С.Танцы» в «Практике вероятностей, или 0,07 м3 пустоты» блеснула взрослостью идей, коронной партерной техникой и техникой вообще (непривычный зритель не задумывается, что виртуозно грохнуться оземь тоже надо уметь). Плюс, увы, невытравляемой тягой к красивой позе, которой contemporary dance обычно стесняется. Здесь повторялись два стоп-кадра — завернутое вбок сидение на корточках и мунковский «Крик», а к финальному аккорду «По.В.С.Танцы» припасли групповое ню впятером — впрочем, целомудренное.
 (Фото: Александр Иванишин)
Еще один получасовой спектакль вразрез с декларированной невербальностью фестиваля заговорил. Назывался он как клип на youtube «Бурнашев & Андрианов (live)»; видимо, и молчать дальше было уже некуда, и конкретность выражений заботила, в общем, вылился спектакль в печальный манифест поколения, просоленный иронией и сарказмом. На сцене двое, один нагишом нарезает по сцене круги, другой вещает в микрофон. Под такой примерно текст от своего лица: «Окончив институт радиотехники, я очутился в Классе экспрессивной пластики Геннадия Абрамова (культовая фигура российского театра со свойственным всем культовым набором качеств. — «Итоги»). Семь лет я упорно овладевал современным танцем и начатками экспрессии — и это накладывает определенный отпечаток на мое тело». Дальше еще веселее, потому что тоже правда: «СМИ обходят мое тело за версту, и это меня сильно угнетает». И еще пассаж по поводу застившей всем глаза и уши Айседоры Дункан, иконы современного танца в российском массовом сознании. Вокруг, после и вместо нее было много чего любопытного, замытого отечественной пропагандой за ненадобностью.
 (Фото: Владимир Луповской)
На фестивале прислушивались к телу, к его состоянию и смутным чувствам, ему доверяли, оформляя это доверие в меру таланта и вкуса. Смотреть было тяжело, а временами любопытно, но общее впечатление такое, будто встретился с одноклассниками: все куда-то продвинулись и чего-то достигли, но в принципе никаких неожиданностей. Зануда зудит, красотка красуется, веселый оболтус стал взрослым веселым оболтусом. Впрочем, есть качественные изменения: с пуризмом покончено, видимо, навсегда, на пристойном уровне техника движения и медийная обертка спектаклей. Есть не слишком оригинальные, но доношенные и додуманные свои идеи. Но есть и удивительные, не просчитанные поколением первопроходцев изменения. Например, что их ирония проскальзывает, новую публику не задев. И ведь публика сугубо своя, стажерская, фактически — продолжатели дела, вот только другая, в своем наивном восхищении задающая удручающие вопросы. Например: «А чего они нормально не танцуют?» — о вполне нагруженном смыслами небойком спектакле.
 (Фото: Владимир Луповской)
Степень раскрепощенности у них другая. Но нет истории с обретением свободы своей собственной: они не выбирают между институтом радиотехники и маргинальной сценой, а сочетают; они приходят не из кружка народного танца, а из модного йога-клуба. Словом, пока мы размышляли, есть в России современный танец или нет, развивается он или умер, в нем уже назрел классический раскол отцов и детей. Русский contemporary незаметно состарился, не успев толком вырасти. А мы-то думали, что он еще маленький.
Лейла ГУЧМАЗОВА
Источник: Журнал 'Итоги'
Просмотров 4772
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|