На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1254; публикаций 1279; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
17/04"Девичья башня": трагедия любви на сцене Театра оперы и балета Азербайджана

В одном из интервью Майя Плисецкая на вопрос, любит ли её супруг - композитор Родион Щедрин - дарить ей подарки и какие, известная балерина ответила: "Любит и дарит, но не банальные бриллианты, а балеты". Именно любовь стала подосновой для супруга М.Плисецкой подарить не только ей, но и всему балетному миру такие яркие хореографические опусы как "Дама с собачкой", "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка".

В азербайджанской культуре столь щедрый музыкальный жест ко дню рождения супруги, задолго до русского композитора, преподнёс Афрасияб Бадалейли, подарив первой азербайджанской балерине и просто красавице Гамэр Алмасзаде балет "Девичья башня", волею судеб, ставший не только первым азербайджанским балетом, но и первым на всём мусульманском Востоке.

Видимо, искренняя любовь стала основой, скрепившей супругов в замечательный творческий тандем "композитор-хореограф", и балет получился во всех отношениях просто великолепным (а ведь это была их первая крупная работа над созданием балетного спектакля!). И, видимо, трагическая финальная составляющая их первой и единственной постановки повлекла за собой и драматические события в семейной жизни четы Бадалбейли-Алмасзаде - супруги вскоре расстались. Но остался балет - наше национальное музыкальное и хореографическое наследие, как символ того, что, даже несмотря на все жизненные перипетии, по-настоящему влюблённые мужчины могут подарить если не весь мир (макро-вселенную), то хотя бы часть своей души (микро-вселенную), которая может быть увековечена в памяти потомков.

Отрадно отметить, что отечественный Театр оперы и балета хранит эту память и каждый раз чутко отзывается на все знаковые события в культурной жизни страны. Вот и на сей раз, к 110-летию со дня рождения Афрасияба Бадалбейли балетная труппа театра подготовила своё приношение выдающемуся азербайджанскому композитору и дирижёру - спектакль "Девичья башня".

За основу сюжета своего балета А.Бадалбейли взял одну из многочисленных легенд, возникших вокруг тайного предназначения этого древнего сооружения, когда-то омываемого волнами Каспия. Вся фабула балета в новой редакции Фархада Бадалбейли сконцентрирована вокруг классического любовного треугольника: накануне свадьбы с возлюбленным - Поладом, красавица Гюльянаг оказывается во власти жестокого Джахангир хана. И чтобы спасти жизнь любимого, Гюльянаг соглашается на свадьбу с ханом. Последний поединок двух соперников, и Полад спешит к своей невесте огласить радостную весть - она свободна. Но только лёгкий красный шарф Гюльянаг - фата, украшающая её в день помолвки и ставшая символом их любви, остаётся на вершине башни, словно окроплённое кровью сломанное крыло птицы - немой свидетель последнего её полёта в морскую пучину - в бездну вечности.

Балет "Девичья башня" до сих пор пользуется успехом у отечественного зрителя, чему способствует, прежде всего, яркая, роскошно-живописная музыка А.Бадалбейли, которая просто "напоена" национальными истоками: индивидуальной ладово-интонационной "окраской" каждого героя, введением в музыкальную "ткань" балета столь знакомые с детства народными танцевальными ("Шалахо", "Терекеме", "Кикиджан") и песенными мелодиями, использованием звучания тара в оркестровке балета (в исполнении Эльхана Мансурова - достойного представителя династии Мансуровых).

Под стать музыкальной составляющей и великолепная хореография Гамэр Алмасзаде. Постановку, построенную по всем канонам балетных традиций - сольные вариации, ансамблевые и кордебалетные номера, введение в структуру балета дивертисмента (сцены "Грёзы любви" в виде Па-де-де и череды ярких номеров в сцене свадьбы), - можно смело назвать практическим пособием, точнее, хрестоматией классических хореографических элементов. При этом Гамэр ханум весьма гармонично ввела в спектакль как элементы национальной хореолексики, так и целые народные танцы - отметим озорной "Танец с дэфом" (бубном) в исполнении Лианы Мирабдуллаевой из первого акта и "Танец нельбеки" в "Свадебном акте" в исполнении Динары Еналиевой.

Рисунок каждого танца в балете гибко фиксирует изменение ритма, фактуры противопоставлением нескольких танцевальных "линий", отвечающих на сплетение контрастных мелодико-ритмических элементов в партитуре. И здесь не только следует просто "вычертить" хореографический текст, но и "сшить" эмоционально-образную "ткань" в драмбалетных моментах (драматическая игра балете с использованием пантомимы), погружая зрителей в атмосферу древней легенды. При этом актёрское мастерство должно проявляться у всех - и у солистов, и у кордебалета.

Весьма приятное впечатление оставила Тамилла Мамедзаде в партии Гюльянаг: довольно чёткий контур полётного движения в турах и прыжках, отчаянные тройные пируэты - словно её героиня пытается вырваться из сковывающих оков. И в плане актёрского воплощения, ведущая солистка балетной труппы театра создала яркий образ своей героини в развитии, в выразительной трансформации: от лучезарной, излучающей позитивную энергию и радость первой деревенской красавицы до отчаявшейся пленницы, понимающей свою обречённость. Ну, а сама молодость исполнительницы и красота протяжных линий рук лишь добавляли очарование в облик её героини (такую обаятельную Гюльянаг и на руках не грех подержать, и на царских носилках понести).

Главные мужские партии в исполнении двух наших премьеров - Гюльагаси Мирзоева (Полад) и Макара Ферштандт (Джахангир хан) кроме сольных вариаций достались изнурительные для исполнителей дуэты. Можно сказать, что спектакль "Девичья башня" - это спектакль-спор, спектакль-соперничество двух главных мужских персонажей не только за сердце красавицы, но и за симпатии зрителей, попеременно перетягивающих внимание, успех на себя. Помимо технических сложностей, отметим психологическую разработку дуэтов, где каждый жест, каждое движение подчинено образно-эмоциональной сфере каждого танца: влюблённые в Адажио - прекрасны, трогательны и уязвимы, как птицы, которым когда-нибудь придётся приземлиться и безвольной тряпичной куклой провисает героиня в руках ненавистного хана-злодея в их совместных дуэтах.

Кроме работы главных исполнителей, было бы несправедливо не подчеркнуть добротное исполнительское мастерство всей балетной труппы театра, включая исполнителей "второго плана" и кордебалет. Отметим выступление Эльмиры Сулеймановой, Фаига Губадова, Джейхуна Гулиева и Самира Гусейнова в "Грузинском танце" (хотя, судя по хореографии, это, скорее всего, собирательный танец горцев), очаровательный женский кордебалет с солирующей Алсу Гимадиевой в "Иранском танце", Фарида Ибрагимова в окружении озорных партнёрш - Джамили Керимовой, Динары Еналиевой, Лейлы Нариманидзе, Нелли Абдуллаевой и студентов Хореографической Академии - в "Узбекском танце".

Просто удивительное преображение в звучании оркестра Театра оперы и балета, когда исполняется музыка отечественных композиторов. На сей раз оркестр под управлением Джаваншира Джафарова звучал настолько вдохновенно, что отдельно, "по полочкам" анализировать оркестровое исполнение просто нет смысла - главное общий фон, атмосфера звучания. И судя по аплодисментам всем участникам на финальном поклоне и букету из белых роз, который был вручён юной зрительницей маэстро Джаванширу Джафарову сразу, как отзвучали финальные аккорды, публика оркестром, как и всем спектаклем, осталась вполне довольной.


Автор: Улькяр Алиева
Источник: Day.az


Просмотров 2412




Последние новости















 
 
Новости

Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России
 

Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей.

Артист поблагодарил страну

3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория
 

Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов.

Откровения организатора

Загадка "Щелкунчика"
 

В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.

Попробовала купить билет

Билеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря
 

Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет.

Продажи билетов на 30 и 31 декабря

Moscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс
 

Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. 

Новый год — это невероятно душевно

Веди и следуй
 

С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах.

Итоги FROG NG

Путешествие по волнам сказок
 

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей.

Чемпионат России по секвею

ФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки
 

Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране.

21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025

В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар"
 

В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. 

 
 
 
Публикации

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

Скрытая цель

10 главных русских хореографов всех времен
 

Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном.  

Общественное достояние

Танцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми
 

Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей.

Интервью с Милой Комраковой

Значение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь”
 

Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.

Танцевать могут абсолютно все!

Современный танец изнутри
 

Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула.

Омский хореограф о любви к движению

У меня есть большая танцевальная мечта
 

В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. 

Интервью с Ксенией Михеевой

История танцев
 

Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства.  

С точки зрения спорта

Как танцы тренируют тело и развивают мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента.

Танцующий дом

Новосибирский "Спартак" увидят в Таиланде
 

Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео