На сайте всего: анкет коллективов 666; имен 782; новостей 1119; публикаций 812; фоторепортажей 660; объявлений на форуме 1308; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
17/04"Девичья башня": трагедия любви на сцене Театра оперы и балета Азербайджана

В одном из интервью Майя Плисецкая на вопрос, любит ли её супруг - композитор Родион Щедрин - дарить ей подарки и какие, известная балерина ответила: "Любит и дарит, но не банальные бриллианты, а балеты". Именно любовь стала подосновой для супруга М.Плисецкой подарить не только ей, но и всему балетному миру такие яркие хореографические опусы как "Дама с собачкой", "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка".

В азербайджанской культуре столь щедрый музыкальный жест ко дню рождения супруги, задолго до русского композитора, преподнёс Афрасияб Бадалейли, подарив первой азербайджанской балерине и просто красавице Гамэр Алмасзаде балет "Девичья башня", волею судеб, ставший не только первым азербайджанским балетом, но и первым на всём мусульманском Востоке.

Видимо, искренняя любовь стала основой, скрепившей супругов в замечательный творческий тандем "композитор-хореограф", и балет получился во всех отношениях просто великолепным (а ведь это была их первая крупная работа над созданием балетного спектакля!). И, видимо, трагическая финальная составляющая их первой и единственной постановки повлекла за собой и драматические события в семейной жизни четы Бадалбейли-Алмасзаде - супруги вскоре расстались. Но остался балет - наше национальное музыкальное и хореографическое наследие, как символ того, что, даже несмотря на все жизненные перипетии, по-настоящему влюблённые мужчины могут подарить если не весь мир (макро-вселенную), то хотя бы часть своей души (микро-вселенную), которая может быть увековечена в памяти потомков.

Отрадно отметить, что отечественный Театр оперы и балета хранит эту память и каждый раз чутко отзывается на все знаковые события в культурной жизни страны. Вот и на сей раз, к 110-летию со дня рождения Афрасияба Бадалбейли балетная труппа театра подготовила своё приношение выдающемуся азербайджанскому композитору и дирижёру - спектакль "Девичья башня".

За основу сюжета своего балета А.Бадалбейли взял одну из многочисленных легенд, возникших вокруг тайного предназначения этого древнего сооружения, когда-то омываемого волнами Каспия. Вся фабула балета в новой редакции Фархада Бадалбейли сконцентрирована вокруг классического любовного треугольника: накануне свадьбы с возлюбленным - Поладом, красавица Гюльянаг оказывается во власти жестокого Джахангир хана. И чтобы спасти жизнь любимого, Гюльянаг соглашается на свадьбу с ханом. Последний поединок двух соперников, и Полад спешит к своей невесте огласить радостную весть - она свободна. Но только лёгкий красный шарф Гюльянаг - фата, украшающая её в день помолвки и ставшая символом их любви, остаётся на вершине башни, словно окроплённое кровью сломанное крыло птицы - немой свидетель последнего её полёта в морскую пучину - в бездну вечности.

Балет "Девичья башня" до сих пор пользуется успехом у отечественного зрителя, чему способствует, прежде всего, яркая, роскошно-живописная музыка А.Бадалбейли, которая просто "напоена" национальными истоками: индивидуальной ладово-интонационной "окраской" каждого героя, введением в музыкальную "ткань" балета столь знакомые с детства народными танцевальными ("Шалахо", "Терекеме", "Кикиджан") и песенными мелодиями, использованием звучания тара в оркестровке балета (в исполнении Эльхана Мансурова - достойного представителя династии Мансуровых).

Под стать музыкальной составляющей и великолепная хореография Гамэр Алмасзаде. Постановку, построенную по всем канонам балетных традиций - сольные вариации, ансамблевые и кордебалетные номера, введение в структуру балета дивертисмента (сцены "Грёзы любви" в виде Па-де-де и череды ярких номеров в сцене свадьбы), - можно смело назвать практическим пособием, точнее, хрестоматией классических хореографических элементов. При этом Гамэр ханум весьма гармонично ввела в спектакль как элементы национальной хореолексики, так и целые народные танцы - отметим озорной "Танец с дэфом" (бубном) в исполнении Лианы Мирабдуллаевой из первого акта и "Танец нельбеки" в "Свадебном акте" в исполнении Динары Еналиевой.

Рисунок каждого танца в балете гибко фиксирует изменение ритма, фактуры противопоставлением нескольких танцевальных "линий", отвечающих на сплетение контрастных мелодико-ритмических элементов в партитуре. И здесь не только следует просто "вычертить" хореографический текст, но и "сшить" эмоционально-образную "ткань" в драмбалетных моментах (драматическая игра балете с использованием пантомимы), погружая зрителей в атмосферу древней легенды. При этом актёрское мастерство должно проявляться у всех - и у солистов, и у кордебалета.

Весьма приятное впечатление оставила Тамилла Мамедзаде в партии Гюльянаг: довольно чёткий контур полётного движения в турах и прыжках, отчаянные тройные пируэты - словно её героиня пытается вырваться из сковывающих оков. И в плане актёрского воплощения, ведущая солистка балетной труппы театра создала яркий образ своей героини в развитии, в выразительной трансформации: от лучезарной, излучающей позитивную энергию и радость первой деревенской красавицы до отчаявшейся пленницы, понимающей свою обречённость. Ну, а сама молодость исполнительницы и красота протяжных линий рук лишь добавляли очарование в облик её героини (такую обаятельную Гюльянаг и на руках не грех подержать, и на царских носилках понести).

Главные мужские партии в исполнении двух наших премьеров - Гюльагаси Мирзоева (Полад) и Макара Ферштандт (Джахангир хан) кроме сольных вариаций достались изнурительные для исполнителей дуэты. Можно сказать, что спектакль "Девичья башня" - это спектакль-спор, спектакль-соперничество двух главных мужских персонажей не только за сердце красавицы, но и за симпатии зрителей, попеременно перетягивающих внимание, успех на себя. Помимо технических сложностей, отметим психологическую разработку дуэтов, где каждый жест, каждое движение подчинено образно-эмоциональной сфере каждого танца: влюблённые в Адажио - прекрасны, трогательны и уязвимы, как птицы, которым когда-нибудь придётся приземлиться и безвольной тряпичной куклой провисает героиня в руках ненавистного хана-злодея в их совместных дуэтах.

Кроме работы главных исполнителей, было бы несправедливо не подчеркнуть добротное исполнительское мастерство всей балетной труппы театра, включая исполнителей "второго плана" и кордебалет. Отметим выступление Эльмиры Сулеймановой, Фаига Губадова, Джейхуна Гулиева и Самира Гусейнова в "Грузинском танце" (хотя, судя по хореографии, это, скорее всего, собирательный танец горцев), очаровательный женский кордебалет с солирующей Алсу Гимадиевой в "Иранском танце", Фарида Ибрагимова в окружении озорных партнёрш - Джамили Керимовой, Динары Еналиевой, Лейлы Нариманидзе, Нелли Абдуллаевой и студентов Хореографической Академии - в "Узбекском танце".

Просто удивительное преображение в звучании оркестра Театра оперы и балета, когда исполняется музыка отечественных композиторов. На сей раз оркестр под управлением Джаваншира Джафарова звучал настолько вдохновенно, что отдельно, "по полочкам" анализировать оркестровое исполнение просто нет смысла - главное общий фон, атмосфера звучания. И судя по аплодисментам всем участникам на финальном поклоне и букету из белых роз, который был вручён юной зрительницей маэстро Джаванширу Джафарову сразу, как отзвучали финальные аккорды, публика оркестром, как и всем спектаклем, осталась вполне довольной.


Автор: Улькяр Алиева
Источник: Day.az


Просмотров 304




Фоторепортажи













 
 
Новости

СОЗВЕЗДИЕ
 

Минобрнауки России совместно с ООО "Пространство инноваций" с 17 по 22 сентября 2017 года провели финал Всероссийского конкурса художественного творчества детей - воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Созвездие".

Финал

СКАЗОЧНЫЙ НОВОГОДНИЙ ЗАЕЗД "ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕРЕВНИ": Дед Мороз, экскурсии, подарки, рождественский вечер
 

Уважаемые друзья. Напоминаем, что каждый участник 40-го заезда "Танцевальной деревни" получает в качестве подарка бесплатную экскурсию в уникальный город Сергиев Посад. 

40-й заезд в г. Пушкино

"РУССКИЙ БАЛЕТ" выступит на фестивале "Сияние России"
 

Выступление состоится в рамках фестиваля "Сияние России", приуроченного празднованию 80-летия Иркутской области по приглашению губернатора Иркутской области Сергея Левченко. В Иркутске "Русский балет" выступает впервые. 

Золотые страницы

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: STREET DANCE во всей красе!
 

Разнообразие стилей, эмоциональный накал, мастерство исполнения, нетравиальная хореография… можно с уверенностью прогнозировать, что у STREET DANCE будет долгая и яркая судьба. Мы пригласили четырех мастеров, которые поделятся с вами своими наработками.

14 – 15 октября 2017

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАТИЛЬДЫ Кшесинской: до и после Николая
 

145 лет назад родилась Матильда Кшесинская. Спустя почти полтора века режиссёр Алексей Учитель снял фильм "Матильда" о романе Кшесинской и цесаревича Николая

Рассказывает Константин Ранкс

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО в музее
 

Выставка основана на подлинных материалах из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

С 22 июля 2017 по 26 ноября 2017

Ушел из жизни Владимир Василёв
 

Знаменитый хореограф, главный балетмейстер Государственного академического театра классического балета, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Владимир Василёв скончался на 87-м году жизни.

Похороны на Зеленковском кладбище

МИРЕЙ МАТЬЕ, "Русский марш" и "Катюша"
 

Приветственные аккорды на главной площади страны: военные оркестры, главное оружие которых – это музыка. Ритмы, которые заставляют сердца зрителей биться чаще. Брусчатка Красной площади превратилась в танцевальную площадку. 

как стартовал фестиваль "Спасская башня"

АРТЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ
 

Отборочные туры Мировой Премии в области исполнительского искусства Junior World Contest. При поддержке Калифорнийского института искусств российские школьники и творческая молодежь от 7 до 25 лет смогут заявить о себе на весь мир и продолжить обучение.

 
 
 
Публикации

Челябинский хореограф о том, почему не стоит пытаться понять современный танец
 

Челябинский хореограф Ольга Григорьева  о том, почему не стоит пытаться понять современный танец.

Ольга Григорьева, доцент хореографического факультета

А танец живёт, продолжается
 

Интервью с руководителем Ансамбля Моисеева Еленой Щербаковой.

Все выступления талантливых исполнителей

Путеводитель в повседневную действительность. Элегия # 4. Библиотека
 

Всё пространство библиотеки станет площадкой, на которой три дня будут исследоваться возможности свежего взгляда на привычные нам вещи и явления, где тело станет одним из главных инструментов переосмысления привычного порядка вещей в нашей повседневной реальности.

17 – 19 ноября 2017

Нейроэстетики выяснили, как люди воспринимают искусство и красоту
 

Глядя на произведение искусства, мы ощущаем связь с чем-то большим. Почему?

Способность к социальному взаимодействию

Индийский классический танец
 

Индийский танец – одно из главных достоинств Индии. Это искусство появилось 5000 лет назад. Его покровителем все жители Индии считают бога Шиву. Все индийские танцовщики поклоняются Господу Шиве – за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как его душа наполняется святым духом.

Благодаря танцу

Символизм и танец
 

Старшему возрасту нелегко состязаться с молодежью по скорости движения и эмоциональной насыщенности. Им ближе эстетизация замедленных движений, погружение в раздумья, любование художественным оформлением. Поэтому диско танцы для старшего возраста должны отражать художественный стиль.

Международный день старшего поколения

Петипа стал героем современного танца
 

В Москве открылся фестиваль DanceInversion.

Об очевидно крепнущей тенденции

Александр Могилев: "Провинциал – хорошее слово"
 

Хореограф шоу "ТАНЦЫ" на ТНТ рассказал о предстоящем сезоне, раскрыл преимущества танцоров из глубинки и попросил омичей не покидать родной город.

- Это будет реально другой сезон

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ = ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ
 

В Тейково оргкомитету удается пригласить самое большое количество педагогов известнейших и талантливейших педагогов. Мы гарантируем, что ни на одном фестивальном проекте России не собирается такого количества педагогов и мастеров танца.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео