На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1254; публикаций 1279; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
20/03Режиссер Сергей Землянский: "Театр — это призвание, а не профессия"

Репетиции комедии Николая Гоголя «Женитьба» 17 марта вышли на финишный этап — теперь российский режиссер и хореограф гоняет актеров Лиепайского театра в декорациях. Он снова ставит в своем фирменном стиле «пластической драмы» — ни единого слова, только язык тела, которым драматические актеры под его руководством умудряются сказать публике всё. Как это возможно, зрители увидят 25 и 26 марта. А пока Сергей Землянский рассказал «о доблестях, о подвигах, о славе», московских скоростях и провинциальной скуке, последователях, политике и других вещах.



ПЕРСОНА
Сергей Землянский родился в Челябинске в 1980 году. Окончил Челябинскую Государственную Академию культуры и искусств по специальности «Хореография». Обучался на мастер-классах европейских и американских педагогов и хореографов. С 2001 по 2005 год был танцовщиком театра «Провинциальный танцы» Татьяны Багановой (Екатеринбург). С 2006 по 2014 гг. сотрудничал со студией SounDrama Владимира Панкова в Москве. В качестве хореографа поставил более двадцати спектаклей в драматических театрах России. В 2012 году осуществил постановку спектакля «Материнское поле» в Московском драматическом театре им. Пушкина. С тех пор работает режиссером-постановщиком. На сегодняшний день поставил девять спектаклей. Все постановки создаются в сотрудничестве со сценографом и художником по костюмам Максимом Обрезковым и композитором Павлом Акимкиным.

ПРЕДИСТОРИЯ
В 2012-м Сергей Землянский поставил первый спектакль в новой стилистике — «Материнское поле» по Чингизу Айтматову в Московском театре им. Пушкина. Год спустя в рамках «Золотой маски» постановку увидела публика Риги и Лиепаи. И директор Лиепайского театра Херберт Лаукштейнс пригласил режиссера сделать спектакль у него. В 2014-м Землянский приехал и по предложению Лаукштейнса рискнул поставить латышскую классику — трагедию Райниса «Индулис и Ария». Получилось невероятно прекрасно, образно, стильно и сильно. Сюда можно добавить любые восторженные эпитеты — все будут правдой. Постановка получила три номинации «Ночи лицедеев» и продолжает собирать полные залы по всей Латвии и на зарубежных гастролях. К тому моменту Сергей уже успел поставить в театре им. Пушкина «Даму с камелиями» по Дюма, а в театре им. Ермоловой — лермонтовского «Демона». После работы в Лиепае продолжил шлифовать свой стиль в спектаклях «Ревизор» (театр им. Ермоловой), «Цыганы», «Зима» (оба — со студентами знаменитой «Щуки»), «Жанна Д’Арк» (театр им. Пушкина), «Калигула» (Московский Губернский драматический театр), «Воскресение» (со студийцами Академии Н.С. Михалкова). Теперь вот снова в Лиепае работает, ставит Гоголя.

За эти почти три года он не особо изменился — та же чуть смущенная улыбка, взгляд немножко исподлобья, полное отсутствие понтов... Единственно, может быть — теперь он совершенно точно знает, что не ошибся в своих экспериментах. И вот эти уверенность в правильности пути и полученный опыт чувствуются.

«Нет, я не отец-основатель»

— Сергей, когда вы ставили «Индулиса и Арию», почерпнутая в сети информация характеризовала вас как «молодого талантливого хореографа и подающего надежды режиссера», а сейчас тексты выдержаны в стиле «корифей», «создатель нового стиля» et cetera. Сами как себя ощущаете и оцениваете?

— Да никак не оцениваю. Двигаюсь по своему пути, привлекая все новые театры, труппы, артистов, новую публику.

И чувства «вот какой я молодец» нет.

Просто делаю свою работу и очень радостно, что она пользуется популярностью и у зрителей, и у руководителей далеко не самых последних театров.

— У вас уже есть подражатели и последователи?

— Мне кажется, что подражать бессмысленно — зачем делать похожее? Вот если по-другому — то да. О подражателях не слышал. Есть несколько пластических спектаклей в театре им. Вахтангова, Мастерской Петра Фоменко... Что-то я видел, что-то нет. И это замечательно, что они существуют.

— Вы себя ощущаете основателем... (Договорить «нового стиля» в вопросе Сергей не дал.)

— Нет, не ощущаю. Не думаю, что сделал что-то новое. Мне кажется, что это уже невозможно! Всё давным-давно сделано до нас, мы просто об этом забыли!

— На вашем личном сайте в качестве родоначальника упоминается Таиров.

— Да, Александр Яковлевич Таиров, основатель Камерного театра в Москве, просто уничтоженного советской властью. О нём только в последние годы снова заговорили. Театр пользовался колоссальным успехом, вокруг был постоянный ажиотаж публики, артистов, художников. В декабре 2014-го отмечалось столетие Камерного театра, в этом здании сейчас театр им. Пушкина. И худрук театра Евгений Александрович Писарев попросил меня помочь визуализировать отрывки легендарных спектаклей Таирова для юбилейного вечера. Сначала речь шла о его первой постановке — пантомиме «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера. Это была первая работа Таирова с Алисой Коонен, с него и закрутилась вся история Камерного театра. Мы сделали композицию-фантазию на 15 минут по мотивам этой постановки. И уже в процессе сборки спектакля Евгений Александрович попросил также и другие таировские работы насытить с точки зрения движения и пластики: «Жирофле-Жирофля», «Фамира-кифаред». Я тогда много прочел и посмотрел про театр Таирова, очень интересно.

— Как считаете, последователи у вас появятся?

— Надеюсь. Мне и самому это интересно.

— И таки будете вы отцом-основателем.

— Да не в этом же дело! А в том, чтобы это дальше продолжалось, развивалось, заняло свою нишу в театральной политике.

Каждый спектакль — ступенька

— После «Индулиса и «Арии», то есть за 2,5 года, вы сделали еще пять спектаклей. Плюс еще множество драматических постановок, где вы были хореографом. Как вы успеваете?

— Не знаю, кажется, это влияние Москвы. И пока есть спрос и предложение, приходится успевать — меньше спишь, меньше отдыхаешь. Хотя для меня работа и есть отдых. Душевный. Нет такого, чтоб с тоской «ой, сейчас опять новый спектакль», наоборот! Да, в каждом спектакле есть сложности, но они формируют тебя, новые ступени в твоем творчестве, развитии, способности трактовать материал. И преодоление этих ступенек — очень лакомые бонусы.

— Все эти постановки очень разные: «Калигула» — масштабность и пышность, «Жанна д'Арк» — трагизм и героика...

— Мне интересно брать разный материал, разную драматургию. Не хочется повторяться, заниматься самоцитированием, и ты сознательно идешь на эксперименты. То есть поставил «Калигулу» Камю, а потом берешь «Воскресение» Толстого. Хотя эти две постановки шли параллельно, три месяца мотания из одной точки Москвы в другую и всего четыре часа сна в сутки.

— Что самое сложное в постановках без слов?

— (Долгая пауза.) Это сложный процесс, неподвластная каким-то законам и жанрам структура. С одной стороны, можно свалиться в сюжетное описание, ничего не привнося с точки зрения режиссуры. С другой — есть риск удариться в танец ради танца. А зачем? Проще пойти в Большой и посмотреть, как танцуют балет профессиональные танцовщики. В общем, это синтез и его надо очень точно и чутко воспринимать и чувствовать. Что-то усилить, какие-то вещи сделать прозрачными. Это уже момент, наверное, вкуса и режиссуры — что ты хочешь сказать той или иной сценой.

Самый смак — с 17 марта

— И всё равно — как можно поставить «Женитьбу» без слов? Там ведь столько всего именно в диалогах!

— Не знаю, посмотрим. Сейчас только процесс рождения идет, есть отдельные сцены, пробы, заготовки. Самый вкусный для меня период начнется с 17 марта, когда выйдем уже в декорации и начнется собственно постановка на сцене. Да, это комедия, но юмор у Николая Васильевича в ранних комедиях светлый, да и вообще своеобразный, то есть «над кем смеетесь?». Он высмеивает пороки общества, нравы, и это очень смешно, хотя мы и смотримся при этом в зеркало. Уже сейчас у нас какие-то смешные моменты есть, во всяком случае, ребята, когда смотрят сцены, в которых они не задействованы, хихикают и временами смеются. Но и в «Смехопанораму» сваливаться неохота. А хочется протащить какие-то глубокие метафоры автора. Наработки и мысли есть. Посмотрим.

 


На разных скоростях

— В одном интервью вы сказали, что шесть недель, за которые вам надо было поставить «Индулиса и Арию» — это очень мало. Сколько в Москве длится постановочный процесс?

— Два с половиной — три месяца, на «Женитьбу» у меня сейчас два. Хотя тут такой график работы — я был в шоке!

Трехчасовые перерывы днем?.. Так я работать не привык.

— Надо — с утра до вечера без перерывов?

— Конечно. С часовым перерывом на обед. Приходишь к 10-11-ти и часов в пять-шесть артистов отпускаешь. У кого спектакль — тот идет гримироваться и играть. У кого нет — свободен. А ты едешь на другую репетицию. Так что здесь по сравнению с Москвой как будто на курорте.

— Как вам уже во второй раз с нашими актерами работается?

— Есть какие-то новые люди, с которыми я в тот раз не сотрудничал. Некоторые из тех, с кем работали в прошлый раз, очень порадовали своим ростом. Гатис Малик, например. Мартиньш Калита для меня просто открытием стал — многожанровостью, острохарактерностью. Он за эти пару лет сделал колоссальный прыжок в плане возможностей, телесной выразительности. Парни просто прекрасны в «Визите старой дамы», «Человеке-слоне». Роланд Бекерис своей естественностью — это животное, пластилин в хорошем театральном смысле. Анете Берке в «Барабанах в ночи» (эта пьеса Брехта идет в Лиепае под названием «Дьявольская красная луна» — Л.М.) произвела сильное впечатление — просто великая трагедийная актриса времен Таирова и Мейерхольда, такой задел! Эгон Домбровский в «1984» — это сильно, сцена пыток прекрасна.

Да, я не понимаю языка, но визуальную и смысловую информацию считываю.
Я и ребятам говорил — Гатису и другим — что аплодировать хотелось, настолько безупречно и здорово сделана сцена пыток. 

Хотя понимаешь, что это чистой воды провокация, сродни нашим средствам массовой информации. То есть тебе втюхивают что-то, неважно, со знаком плюс или минус, но это фактически зомбирование, а ты — в восхищении..

— Что вам дает работа в Лиепайском театре?

— Постановка «Индулиса и Арии» была первым опытом работы с иностранной труппой. Масштабный опыт был, и получилась хорошая глобальная эпическая история. Труппа порадовала и впечатлила в позитивном ключе. На тот момент в моем опыте это была самая сплоченная и сильная труппа в плане движения, тела и т.д. В этот приезд я уже так сказать не могу, в Москве актеры мобильнее стали. Быстрей могут включать другие скорости и уже тебе за ними надо успевать, а не им за тобой. За эти пару лет местная труппа в целом как-то сбавила темпоритм и именно командные способности.

— Дальнейшие планы здесь есть?

— Пока нет. Но если позовут... Хотя необходимы уже новые артисты. Да, слышал, что хотят набирать новый курс, это правильно и привлечет свежую кровь, новую энергию. Сейчас ребята всё на себе тащат. Но с одной стороны — да, куда-то движутся, а с другой —

с точки зрения артиста, на мой взгляд, неправильно, когда понимаешь, что без тебя не обойдутся. От этого начинаешь наглеть.

— А в Москве или еще где-то какие планы?

— Через неделю после премьеры «Женитьбы» должен начать репетиции в Новосибирске, в театре «Красный факел» у Тимофея Кулябина. Будут ставить «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. Премьера назначена на 20 июня. Затем должна быть Москва, но пока ведутся переговоры и рано что-то объявлять.

Сонная провинция

— Какие впечатления, эмоции вы увезли из Лиепаи в прошлый раз, и какие увезете в этот? Вообще, о людях, не об актерах.

— Приятные, дружественные, очень теплые впечатления — приятный город, приятная атмосфера спокойствия в хорошем смысле. Но может быть, за эти три года и пять больших постановок в Москве с другим ритмом и скоростями... привыкаешь… и очень сложно переформатироваться. (пауза) ... Если бы мы над «Женитьбой» работали так, как я в последнее время работал в Москве, думаю, мы за месяц могли бы сделать. 

Но местные силы не готовы к такому темпоритму.

— То есть сюда из Москвы вы бы хотели привезти скорость?

— Да, наверное... Скорость в плане восприятия, желания добиться, привнести, успеть. Здесь как-то гладко всё.

Сейчас в труппе все семейные люди, с детьми, такое впечатление, что у них всё сложилось, всё хорошо и уже ничего не надо. Они просто приходят и делают свою работу. И театром это уже сложно назвать.
Театр — это всё-таки призвание, а не профессия. На мой взгляд.

— Есть желание показать в Москве свои лиепайские постановки?

— Я бы с радостью, но от меня здесь мало, что зависит. Я поставил и уехал. Хотя, уверен, проблемы продать билеты на эти постановки в Москве не было бы.

— Чего московского — кроме скорости — вам тут не хватает? Может, каких-то привычных продуктов?

— Да нет, продуктов здесь достаточно, так скажем. Это у нас там нет уже каких-то вещей в связи с санкциями. Не хватает именно привычного темпоритма — там всё время ты должен что-то успеть, ехать на встречи и параллельные репетиции. И потому ты немного зависаешь. Так что если и скучаю, то только по драйву жизни мегаполиса.

— Может, в Москве чего-то лиепайского уже будет не хватать?

— (Пауза.) Не думаю. Вернусь в свой привычный «водоем». Но ведь только на неделю приеду, потом — в Новосибирск, а там опять тишина и покой.


Почти о политике

— Чувствуете ли какие-то перемены в Москве по отношению к Латвии за последние три года? Сейчас, если по Интернету судить, в России стало больше ура-патриотизма.

— Напускное это всё. Если ты патриот именно своей страны, а не её руководства...

— Может, сейчас известие о постановке в Латвии вызвало другую реакцию, нежели три года назад?

— Нет-нет.

Латвия для нас — все равно своего рода Европа, поэтому поставить еще одну постановку «в Европе» — это неплохо и для твоего опыта, и для CV.
Так что никаких реакций с точки зрения политических разногласий не было и нет. Хотя я вообще за этим не слежу, мне есть, чем заняться.

А что, у нас сейчас натянутые отношения с Латвией? На себе, своих коллегах и друзьях я этого не ощутил.
И никому в голову не пришло сказать «зачем тебе это надо». Наоборот, многие хотят приехать и посмотреть премьеру. Политика, по-моему, это очень правильная и математически выверенная игра. И ты никогда не узнаешь, где правда, где ложь или вымысел. У нас это одно, у вас — другое, за океаном вообще третье. И никто сегодня — и не только сегодня — правды не скажет. Да и всегда так было. Конечно, и среди людей культуры есть такие, кому это интересно, они муссируют всё это... Тут со своими делами бы разобраться, зачем же еще и в политику лезть.

Напоследок — о мечте

— Наверняка есть какая-то пьеса, которую вам хочется поставить, но пока не складывалось по разным причинам. Что это за пьеса?

— (Долгая пауза.) Можно, я не буду говорить?

— Но есть?

— Да. Есть. Эта мечта еще до «Калигулы» возникла. С одним худруком не получилось, и с другим, и с третьим тоже. Вот сейчас жду, может быть, еще один откликнется.


Автор: Либа Меллер; фото: С. Головач


Просмотров 2580




Последние новости















 
 
Новости

Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России
 

Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей.

Артист поблагодарил страну

3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория
 

Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов.

Откровения организатора

Загадка "Щелкунчика"
 

В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.

Попробовала купить билет

Билеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря
 

Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет.

Продажи билетов на 30 и 31 декабря

Moscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс
 

Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. 

Новый год — это невероятно душевно

Веди и следуй
 

С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах.

Итоги FROG NG

Путешествие по волнам сказок
 

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей.

Чемпионат России по секвею

ФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки
 

Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране.

21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025

В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар"
 

В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. 

 
 
 
Публикации

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

Скрытая цель

10 главных русских хореографов всех времен
 

Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном.  

Общественное достояние

Танцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми
 

Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей.

Интервью с Милой Комраковой

Значение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь”
 

Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.

Танцевать могут абсолютно все!

Современный танец изнутри
 

Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула.

Омский хореограф о любви к движению

У меня есть большая танцевальная мечта
 

В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. 

Интервью с Ксенией Михеевой

История танцев
 

Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства.  

С точки зрения спорта

Как танцы тренируют тело и развивают мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента.

Танцующий дом

Новосибирский "Спартак" увидят в Таиланде
 

Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео