14 февраля 2016-го года состоялся дебют Ольги СМИРНОВОЙ в партии Раймонды. Раймонда – одна из тяжелейших партий классического репертуара, которая под силу только балерине в самом высоком значении этого слова (к сожалению, сейчас понятие "балерина" стирается, неспециализированные печатные издания вводят в заблуждение массы, называя каждую артистку кордебалета этим почётным именем, подразумевающим абсолютную профессиональную состоятельность, наличие у танцовщицы исключительных профессиональных и личностных качеств). Для Ольги СМИРНОВОЙ партия стала подарком сразу после действительного получения балеринского статуса в Большом театре.
Исполняя партию Раймонды нужно быть не только технически подкованной, но невероятно музыкальной, обладать особым образно-ассоциативным музыкальным мышлением, чувствовать не только темп, ритм, паузы, акценты, но душу каждой вариации главной героини. Иначе скучно. Иначе невкусно. Иначе не создаётся нужная атмосфера – и нет спектакля о Прекрасной Даме.
Образ Раймонды объединяет в себе мягкое и волевое начало. Она величественна, горделива, как истинная аристократка, и, вместе с тем, игрива, невинно мечтательна – в ней присутствуют и зрелый шарм, и обаяние юности. Насколько Раймонда нежна со своим милым рыцарем, настолько холодна и неприступна с чуждым ей, диким Абдерахманом.
Непременное требование к исполнительнице партии Раймонды – тонкий, изысканный вкус. Героиня должна любить себя, наслаждаться каждым моментом своей жизни, но эту любовь и свободу ни в коем случае нельзя заменять пустым самолюбованием, уверенность путать с самоуверенностью. Любая демонстрация личного совершенства должна смотреться дорого, не нарочито. Вроде бы, всё напоказ… однако, нет… внутри мерцает таинственный огонь – у открытого обаяния дамы всегда есть обратная сторона. Переливается драгоценный камень – миллионы граней… ночью цвет один, при свете солнца другой.
Партия Раймонды – это образ той истинной женственности, над которой не властно ни время, ни мода. Раймондой можно стать, но лучше родиться. Если говорить об Ольге СМИРНОВОЙ, то она прирождённая Раймонда, не современная девушка-однодневка, а девушка вне времени, классически прекрасная. Партия идеально ложится на её нутро. Код вечной женственности, который заложен в балете, она считывает интуитивно, на уровне подсознания, и… завораживает. Одно её появление меняет воздух вокруг. Самое тихое её присутствие рядом с мужчиной значимо. И конечно, образ именно такой "белой дамы" способен озарить вдохновением мужественное сердце рыцаря.
Партнёром дебютантки-Раймонды стал Денис РОДЬКИН – танцовщик благородно-романтического облика, для роли Рыцаря созданный. Для него это был второй спектакль. Дебют состоялся 20-го апреля 2014 года – в ответственный и тяжёлый год стремительного взлёта Дениса РОДЬКИНА на балетный Олимп – идя к премьерскому статусу, он осваивал одну главную партию за другой. Жан де Бриен стоял в очереди бесчисленных дебютов. Тогда, пожалуй, не было возможности сфокусироваться на этой творческой работе абсолютно. Тонко и искренне прозвучали дуэты с Анной НИКУЛИНОЙ. Неподражаемо красиво смотрелся на от природы широкоплечем Денисе костюм Жана де Бриена – с особенными рукавами, имитирующими доспехи, а в любовных адажио прекращающиеся в крылья, уносящие влюблённых на небеса. Однако, в полном формате, "от ноты до ноты" роль была сделана именно ко второму спектаклю – с Ольгой СМИРНОВОЙ. Ситуация "дебюта заново", сопереживание и поддержка молодой балерины в её работе пошли впрок. Ольга со своим педагогом Мариной Викторовной КОНДРАТЬЕВОЙ и Денис со своим педагогом Александром Николаевичем ВЕТРОВЫМ начали встречаться в репетиционных залах задолго до назначенного дня спектакля. Работали неторопливо, кропотливо. В результате Денис "дозрел", смог в полной мере прочувствовать и продемонстрировать на сцене контрастность образа Жан де Бриена, в котором лирика и героика равнозначны.
В первом выходе он покоряет величием и мощью: сильная, горделивая, истинно рыцарская поступь, мужская рука, привыкшая к оружию, поднимается в приветственном жесте.
Далее адажио с Раймондой, в котором тот же Жан де Бриен уже восторженный любовник. И здесь уже "едва слышные" касания, прерывистый трепет вздохов, взгляд тихий, отчаянно обожающий, в котором боязнь времени, приближающего разлуку, вера, и одновременно, неверие в волшебные моменты счастья.
В сцене прощания с Раймондой Жан не Бриен не стесняется самых пылких любовных излияний и самой искренней горести. Чувствуется, как его сердце буквально разрывается на части, когда он перед разлукой прижимает руки возлюбленной к своей груди. И как прекрасно, как искренне была сыграна сцена любовной клятвы между рыцарем и Раймондой! Он протягивает ей в подарок лёгкий шарф. Клятва верности произносится одними глазами, но нет сомнений – она нерушима.
Просьба рыцаря не настойчива из благоговения. Это не жёсткий приказ, однако, и не рабская мольба, именно доверительная просьба о верности. И ответ ему Раймонды прост, благороден, отнюдь не патетичен, но ему веришь много больше, чем громким восклицаниям. После этой клятвы хранить друг друга в сердце вечно, юные влюблённые умиротворяются. Чувствуется, что любовь этих двоих людей настолько чиста и абсолютна, что нет для неё преград, кроме смерти.
Простившись с дамой, де Бриен вновь преображается – иное лицо, иная манера движения. "Навстречу славе и подвигам! Вперёд!" – говорит вся его фигура и взгляд. Он уже предводитель, бесстрашный воин, несущий другим свободу и жизнь и не боящийся смерти для себя.
Затаив дыхание, наблюдаешь сцену спасения Раймонды де Бриенном: сможет ли он вырвать потерявшую сознание Раймонду из рук опьяненного страстью Абдерахмана? К счастью зрителей – да! И сколько же нежности и покоя в их соскучившихся прильнувших друг к другу телах… Раймонда успевает сказать своему любимому рыцарю женское тихое трогательное спасибо и подбодрить взглядом, говорящим о нерушимой преданности. Жан де Бриен отвечает ей утешительной мягкой лаской.
В сцене поединка Жана де Бриена, по контрасту с Абдерахманом, отличает благородная сдержанность при самой большой внутренней ярости. В нём, конечно же, не вскипает нездоровая ревность к своей даме, нет ни грамма недоверия к ней, есть лишь искренняя сердечная тревога за возлюбленную, которая, бедняжка, без него оказалась такой беззащитной, и лишь справедливое негодование в сторону мужчины, смутившего её чистый покой, нарушившего святость ожидания.
Бой выдался нешуточным, без театральщины, игры в поддавки и какой-либо снисходительности. Михаил ЛОБУХИН (Абдерахман) прекрасно справляется с миссией, возложенной на его персонажа хореографом Юрием ГРИГОРОВИЧЕМ. У де Бриена достойный соперник.
В третьем акте Денис РОДЬКИН блистателен. В своих вариациях он демонстрирует высший пилотаж мужской техники классического танца – ловкую силу, скульптурную мощь. Это танец доблести и торжества, владычества и превосходства, танец непобедимого триумфатора.
Необыкновенная собранность, отличная координация танцовщика, его лёгкое тело со стальным стержнем внутри восхищают. Он соединяет в себе дух земли и неба. Мощные орлиные полёты и точнейшие приземления; вращения, будто прочерченные циркулем; горделивые графичные положения корпуса и рук в венгерском стиле. В статике чувствуется внутренняя динамика. Каждая коленопреклонная поза звучит, как торжественная клятва рыцарскому кодексу чести и верной любви к даме. Истинный рыцарь не имеет права на промахи, он должен быть символом нерушимого мужества, любая помарка в танце, шаткая поза, небольшая техническая нестабильность способна сразу же разрушить идеальный образ. Денис справляется с ответственностью. Его герой олицетворение недосягаемого мужского совершенства.
P.S. 15, 17, 18 декабря 2016-го балет "Раймонда" в афише Большого театра России. С Новой сцены спектакль возвращается на родную для него – Историческую. Не пропустите событие.
Автор: Вера ЧИСТЯКОВА (Фрагмент авторской рукописи "Школа Григоровича"), фото автора
Просмотров 4998