На российские экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий об изобретательнице танца модерн Лои Фуллер. Исполнение этого танца, также известного как «Серпантин», она превратила в авангардное световое шоу. Фуллер выходила на сцену под лучами разноцветных прожекторов в костюме собственного дизайна, который при движении превращался в подобие трепещущих крыльев. По сегодняшним меркам ничего особенного, а тогда это была революция и тяжкий труд: крылья крепились к рукам тяжелыми металлическими стержнями, прожекторы повреждали сетчатку глаз, а с платформы, на которой выступала танцовщица, ничего не стоило упасть и свернуть себе шею.

Лои Фуллер была музой братьев Люмьер, Родена, Тулуз-Лотрека — словом, в начале ХХ века ее имя знал весь мир. Напомнить миру уже современному о том, кем была эта женщина и чем знаменателен ее вклад в искусство, решила Стефани Ди Джусто, до этого работавшая над фотопроектами и видеоклипами французских художников-авангардистов. «Танцовщица» — ее дебют в кино, который вышел настолько удачным, что был показан в рамках программы «Особый взгляд» и претендовал на несколько наград на Каннском кинофестивале.
Образ Лои Фуллер был много раз запечатлен в живописи, скульптуре, фотографии, а вот кинокамеры долго обходили его стороной. Сама танцовщица была против того, чтобы ее снимали на пленку. «Не может быть и речи о том, чтобы запереть меня в ящике!» — говорила она.
Тем не менее свой след в кинематографе она все-таки оставила. В 1895 году компанией Эдисона была снята короткометражка «Танец „Серпантин“. Сегодня это самый ранний из сохранившихся до наших дней цветной фильм. Правда, главную роль в нем играет не Лои, а другая танцовщица, исполняющая ее знаменитый танец.
Картина Стефани Ди Джусто — это первая попытка экранизировать биографию Лои Фуллер. Хотя полноценным байопиком «Танцовщицу» назвать сложно: в фильме немало вымышленных фактов и персонажей. Например, отец-француз, убитый золотоискателями в Америке, или покровитель танцовщицы, меланхоличный аристократ Луи Дорсе в исполнении Гаспара Ульеля, которого режиссер придумала специально для того, чтобы сделать менее выраженной гомосексуальную линию фильма — влюбленность Лои Фуллер в Айседору Дункан (Лили-Роуз Депп).

Кадр из фильма «Бай-бай, блонди»
Главную роль в ленте сыграла Стефани Соколински (Соко) — французская певица и актриса, широко известная у себя на родине и в США. Как и ее героиня, Соко — самоучка. Она бросила школу в 16 лет, сбежала из дома и уехала в Париж, где начала писать песни и сниматься в кино, играя женщин с непростым характером — лесбиянку («Бай-бай, блонди»), боксера («На ринге»), солдата («Остановка в пути»). Роль в «Танцовщице» была написана специально для нее. Других кандидатов Стефани Ди Джусто даже не рассматривала. В преддверии российской премьеры фильма КиноПоиск побеседовал со Стефани Соколински и узнал у нее, как ей далась роль Лои Фуллер и какой фильм о себе она хотела бы увидеть на экранах.
— Что вы знали о Лои Фуллер, до того как вам предложили сыграть ее?
— Когда Стефани Ди Джусто сказала, что она пишет «роль всей жизни» для меня, я понятия не имела, что это за женщина. И, когда я узнала ее историю, Лои меня покорила. Она обворожительная, страстная, настоящая артистка. Мне нравятся ее самоотдача, креативность, мужество, сила, амбиции. Мне нравится в ней все, иначе я бы не смогла сыграть ее.
— Внешне вы тоже очень похожи на свою героиню.
— Вообще это сходство разглядеть непросто. Обычно у меня синие волосы и высветленные брови. Для съемок в «Танцовщице» мне пришлось кардинально изменить внешность: покраситься, постричься, накачать мышцы. Это вызов самой себе. Именно подобные метаморфозы меня и привлекают в актерской профессии.

Кадр из фильма «Танцовщица»
— Лои Фуллер была перфекционисткой, она не щадила себя, чтобы воплотить в жизнь свою мечту. А как работаете вы?
— Думаю, у нас много общего с ней, я ведь тоже артистка. Я пою, пишу музыку, выступаю, снимаю клипы, и я тоже очень самоотверженный человек. Я живу, чтобы творить, и это делает меня счастливой. Я выкладываюсь полностью и никогда не останавливаюсь. Я неисправимый трудоголик. Я редко отдыхаю, работаю, пока глаза не закрываются от усталости. Когда я записываю новый альбом, я всегда ношу только красные туфли (я позаимствовала это из моего любимого фильма «Красные башмачки»). В эти моменты ничто не имеет значения, кроме музыки, поэтому никакой личной жизни, друзей и развлечений. И примерно то же самое происходит, когда я снимаюсь в кино. Я даже не прикасаюсь к музыкальным инструментам. Я одеваюсь, как моя героиня, или по крайней мере не так, как я обычно это делаю. Я не встречаюсь с друзьями, не поддерживаю связь с семьей. Я полностью погружена в работу.
— Роль Лои Фуллер потребовала специальной подготовки?
— Еще какой! Мне приходилось заниматься по семь часов в день с хореографом фильма. Сложнее всего было стать настоящей танцовщицей. Ведь в фильме у меня не было дублерши. Мне хотелось, чтобы все выглядело максимально реалистично. Поэтому я прошла через те же испытания, что и моя героиня, превратившая свое тело в инструмент искусства. Мне было очень больно, я была вся в синяках, у меня кружилась голова. Я танцевала на трехметровой платформе в полной темноте, ослепленной ярким светом, который исходил от всего вокруг. Это было страшно, сложно и красиво — так, что хотелось танцевать, даже будучи слепой. Но все это дало мне возможность почувствовать то же, что чувствовала Лои. И это меня мотивировало и вдохновляло, держало меня в тонусе. Я чувствовала себя в долгу перед ней.
— Стержень фильма — отношения Лои Фуллер и Айседоры Дункан. Как бы вы описали то, что происходит между ними?
— Это красивые и опасные отношения, полные взаимного обожания и соперничества. Лои находится на пике карьеры, когда встречает Айседору, у которой есть то, чего у Лои не будет никогда. Это и чувство свободы, и естественность. Для того чтобы выступать, ей не нужно ничего, кроме нее самой, в то время как Лои все время прячется за своим костюмом. Она в совершенстве владеет своим телом, на нее приятно смотреть. Поэтому Лои испытывает влечение к Айседоре и в каком-то смысле мечтает стать ею. Она влюблена в нее, она ревнует. Но главное в эти отношениях — взаимное обожание.

Кадр из фильма «Танцовщица»
— Каково было играть эти чувства в тандеме с Лили-Роуз Депп?
— Мы были друзьями еще до съемок в «Танцовщице». Мы обе жили в Лос-Анджелесе, и именно я предложила Стефани Ди Джусто пригласить ее на роль Айседоры Дункан. Потому работать с ней было легко.
— Вы не так часто снимаетесь, но почти все ваши роли сложные и нетривиальные. По каким критериям вы выбираете их?
— Ну, я не живу типичной жизнью актрисы, не хожу на кастинги. Я занимаюсь музыкой, до тех пор пока кто-нибудь очень громко не постучит в мою дверь, принеся сценарий, где есть роль для меня. Это должно быть что-то совершенно непохожее на то, что окружает меня в обычной жизни. Роль должна стать вызовом для меня, чтобы я могла поставить все свои остальные дела на паузу. Я должна чему-то научиться, вырасти над собой. Также имеет значение личность режиссера — он должен вдохновлять меня. Так сложилось, что я в основном работала с женщинами-режиссерами, очень, очень сильными и вдохновляющими людьми. И это был потрясающий опыт.
— Если бы кто-то решил снять фильм про вас, как вы думаете, что бы это была за картина?
— Драма с элементами комедии. Я хочу, чтобы меня сыграл Бен Стиллер. Он бы заставил всех рыдать.
Автор: Елена Васильева
Просмотров 5001