На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
03/11Владимир Зельдин: "Если бы мне не везло на хороших людей, не выжил"

Ушел из жизни народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин.


И в это непросто поверить. Он изменил ход времени, словно знал средство Макропулоса, и потому расставание на 102-м году земного пути, вопреки нормам, не кажется естественным. Думалось, что он, подобно некоему театральному чуду, будет всегда, хотя современников его дебютов и артистического взросления уже давно нет на свете. Только в шутку его хотелось назвать старцем или патриархом, потому что в нем не было ничего стариковского или менторского. Осанка, жест, голос поражали молодостью. Человеческая природа Владимира Михайловича, основанная на оптимизме и легкости, не подвергалась коррозии времени. Такой феномен не объяснить. Сам же он считал секретом своего долголетия детское восприятие жизни и доброжелательность к людям. Его ученик Федор Чеханков рассказывал: «Смотрит Владимир Михайлович спектакль, который ему совершенно не нравится, но никогда не скажет — какой-де позор, как это ужасно и стыдно, что сталось с нашим русским театром, нет! Он просто удивится: почему я совершенно ничего в этом не понимаю? Неужели состарился?»

Когда я спрашивала, почему он столь трогательно и с неизменным добром относится ко всем людям без исключения, отвечал: «Я же попал в Москву подростком, был одиночкой и, если бы мне не везло на хороших людей, не выжил». Он родился на Тамбовщине, в небольшом Мичуринске, в семье музыканта и учительницы. В 15 лет осиротел, остался без всякой поддержки. С тех пор всего добивался сам. И добился немало — множество ролей в театре и кино, обожание зрителей. Известность пришла в военном 41-м, когда на экраны влетел его Мусаиб в фильме «Свинарка и пастух». И семь с половиной десятилетий Владимир Михайлович на торжествах у друзей, слегка изменяя слова в соответствии с поводом, пел: «И в какой стороне я ни буду, /По какой ни пройду я траве, /Друга я никогда не забуду, / Если с ним подружился в Москве».

Театральная слава накрыла Зельдина после спектакля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Веги. С пылкой страстью и сверкающими глазами признавался Альдемаро в любви: «Скажет пусть моя гитара» и доказывал: «Только тот достигнет цели, кто не знает слова «страх»… Он был счастливым актером, потому что рано почувствовал, что его верные помощники — пение и танец. Отчаянного сына Наварры играл долго, освоил фехтование, искусно овладел плащом и кастаньетами. Ему, по-моему, нравилось произносить, немного растягивая гласные звуки, названия танцев: «Гаюмбо», «Зорондо», «Аморозо», «Тарантелла», «Павана», «Болеро». Спектакль гремел по Москве, зрители замирали перед фотографией в фойе: Зельдин в «Учителе танцев» с кольцом в ухе и ослепительной улыбкой, а рядом — такие молодые Людмила Касаткина и Любовь Добржанская. Чтобы освоить двойные пируэты и мудреные испанские па, Зельдин брал уроки у друзей — артистов Большого театра. «Роман» с балетом у него не прекращался никогда, и на каждом спектакле с его участием среди зрителей мелькали легкие фигурки знаменитых балерин.

В возрасте 90 лет он сыграл — и без всяких скидок на возраст — главную роль в «Человеке из Ламанчи». Идеалист, рыцарь без страха и упрека Алонсо Кихано (Зельдин создавал два образа: Сервантеса и Дон Кихота) казался самым молодым в многолюдном мюзикле. Вскидывал копье, вступал в поединок с мельницей, произносил длинные монологи, склонял колени перед Прекрасной Дамой. Зельдин играл странствующего идальго до последнего времени и стал старейшим действующим актером планеты. Публика приходила на спектакль в Театр Российской армии не потому, что хотела увидеть почтенного ветерана, кумира юности предков, а потому, что герой Зельдина дарил надежду. Становится легче и ярче жить, когда есть на земле такой сумасшедший человек, который спешит на помощь. «Я иду, ибо кто-то должен идти!.. Смотри вперед!.. Клянусь всю жизнь мечтать!..» — пел рыцарь печального образа, и каждая фраза отчетливо долетала до последних рядов переполненного зала. Актер искренне верил в романтический, открытый, эмоциональный театр, и слова о чести, о достоинстве, о том, что человек не может унижать себе подобного, звучали его собственными убеждениями. Когда он с болью восклицал: «Кто ответит, что такое безумие, когда весь мир сошел с ума?!», зрители смахивали с глаз слезы. «Танцы с Учителем» — «спектакль-посвящение» подарил легендарному актеру его друг Владимир Васильев к 95-летию. Юбиляр, по сути, играл самого себя — мудрого актера, мечтающего возродить волшебного «Учителя танцев». И в 95, и в 100 — перед каждым спектаклем Владимир Михайлович упорно репетировал, неустанно преподнося коллегам урок верности профессии.

«У меня в книжном шкафу за стеклом стоит небольшая фотография. На ней молодые смеющиеся лица: Катя Максимова, Федя Чеханков, Вета Капралова (жена Владимира Зельдина. — «Культура»), Владимир Зельдин и я. Все веселы и красивы. С годами мы становились старше, кроме одного: Владимира Михайловича. Он и из жизни ушел молодым. Дружба связала нас с ним на полвека: он был для нас прекрасным примером все эти годы и на сцене, и в жизни. А сейчас, когда его не стало, еще одно звено в цепочке дорогих мне людей выпало, и хочется больше любви и внимания уделять оставшимся в живых. Скорблю, обнимаю близких и друзей Владимира Михайловича, и прежде всего Иветту. И всем желаю до конца дней такой же насыщенной творческой жизни», — рассказал Васильев «Культуре».

Зельдин жил по романтическим устоям — тем, что вели его героев на подмостках. Чьи наивность и добродушие возвращали людей к подзабытым и даже ушедшим понятиям. Например, к тому, что нужно жалеть ближнего, уметь радоваться не только за себя, но и за того, кто рядом. Люди около него согревались, становились чище и добрее. Самого Зельдина всегда отличали независимость и развитое чувство человеческого достоинства. На одном из юбилеев великой балерины он сказал: «У Плисецкой нет возраста, как нет возраста у жизни». Не было возраста и у Владимира Михайловича — в это мы легко поверили. Оказалось — есть.


Автор: Елена Федоренко, фото: Вячеслав Прокофьев


Просмотров 2448




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео