На сайте всего: анкет коллективов 674; имен 784; новостей 1155; публикаций 921; фоторепортажей 739; объявлений на форуме 1324; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
31/10"Перформанс — это практика незнания"

Танцор и хореограф Кензо Кусуда — о сути перформативной практики и танцоре как произведении искусства.

В Петербурге только что закончился фестиваль Open Look — самое масштабное летнее событие в области российского современного танца. Параллельно с показами лучших отечественных и зарубежных хореографических постановок в рамках фестиваля прошла лаборатория по перформансу Open Look P.S., преподавателем которой в этом году выступил Кензо Кусуда — голландский танцор японского происхождения, которого называют одним из самых поэтичных хореографов Голландии. Редактор «Культуры в городе» поучаствовала в лаборатории Кензо и поговорила с ним о его понимании перформативных практик.

Кензо, вас называют танцором-самоучкой, а по основному образованию вы, насколько я знаю, экономист. Расскажите, с чего начинался ваш путь в танце?

Я родился в городе Фукуока на юге Японии, а учился в Токио и правда изучал экономику и бизнес. В университете, помимо учебы, были разные студенческие активности: музыка, театр, спорт. Меня тогда очень вдохновлял танец, и я решил, что поступление в университет — это отличная возможность начать что-то новое, ведь я переехал в новый город, в котором меня никто не знает. Это была новая жизнь, тогда я и начал танцевать.

А до университета вы никогда не танцевали?

Нет, никогда, я не знал, с чего начать. В моем городе в то время не было возможности развиваться в этом направлении, только в балете, но с него стартовать не хотелось. В Токио я попробовал уличные танцы, потом был джаз, модерн, современный танец. Я познакомился с многими танцовщиками и перформерами в Японии, посещал частные студии — Токио был отличным местом, чтобы практиковаться. Мне просто нравилось смотреть на то, как люди танцуют, и мне хотелось быть частью этого, хотя выяснилось, что это довольно трудно — как минимум, технически. Со временем, поняв свои возможности и ограничения, я стал вырабатывать собственные предпочтения в танце, свой вкус, эстетику, спрашивать себя, что я считаю красивым, что меня вдохновляет, а затем стал развивать свою технику и стиль. Тогда же стал заниматься импровизацией.

А кто был вашими учителями?

Их было очень много — учителей, коллег, хореографов — больше сотни человек. Я брал что-то от каждого. В основном это были учителя модерна, контемпорари, уличных танцев. Но я также занимался у мастеров буто, боевых искусств. Также на мой танец повлияли философы, например, феноменология Мерло-Понти. Были и духовные учителя, и люди из физического театра, шаманы и маги. И даже Чарли Чаплина я могу назвать своим учителем!

В процессе обучения на вашей лаборатории мне показалось, что как раз философия играет самую важную роль в том, как вы преподаете. Это не про технику, а скорее про осознавание, управление вниманием, процессы восприятия. Что бы вы могли назвать сутью танца?

Мой танец начинается с благодарности, с осознания того, что обладать телом и воспринимать телом — это уже огромная ценность. Я настраиваю слух и начинаю слышать — музыку или пролетающий самолет, замечаю свет, пылинки и их движение. Как только мы начинаем уделять внимание этим обычным вещам, мы замечаем гораздо больше, от этого жизнь становится разнообразной, и мы делаемся счастливее. Эти вещи очень близки к моему пониманию танца.

На этом фестивале я видела уже около 15-ти работ и могу сказать, что ваш способ двигаться и выступать очень отличается от всего остального — он про присутствие, а не про форму.

Да, вы смотрели именно танцевальные постановки, но для меня это намного более широкое понятие. Танцор — это тот, кто находит в себе смелость выйти перед другими людьми, это тело, помещающее себя перед другими телами. Когда я, обычный человек, вхожу в некое пространство и много людей смотрит на меня, я начинаю спрашивать себя, что сейчас происходит, что это такое? Неважно, что я собираюсь предпринять — держать речь, читать лекцию или танцевать, мне интересно состояние любопытства и незнания. Перформанс — это когда один или несколько человек как-то воздействуют на других людей, и никто не знает, что произойдет дальше. Я думаю, это потрясающая вещь. И когда я начинаю действовать, что-то меняется — пространство и люди вокруг, и это возвращается ко мне и как-то в свою очередь воздействует на меня — происходит такая циркуляция химических процессов. Быть катализатором, быть медиумом, создавать химию в пространстве — это работа танцовщика, шамана и, в более широком смысле, работа искусства. Я думаю, танцовщик или перформер — это тот, кто, входя в пространство, настолько глубоко осознает его, что сам исчезает и становится только зеркалом для других людей и для самого пространства. То есть выступление — это не про перформера, а про то, что вокруг. С другой стороны, каждый танец и каждый перформанс абсолютно индивидуальны, у каждого человека свой танец. Это не серия запланированных движений или событий, а цепь химических процессов, которые происходят между людьми и в их сознании во время перформанса. И танцор — это не инструмент для реализации идей постановщика, это тот, кто появляется перед аудиторией — и что-то меняется. Танцор сам по себе и есть произведение искусства.

Такой перформанс может произойти случайно, спонтанно?

Я думаю, это не бывает случайно, для этого необходимо иметь интенцию, чтобы создавать химию, надо постоянно практиковаться. Человек должен захотеть пойти в эту ситуацию незнания, в которой он очень уязвим, ни в чем не может быть уверен, ведь он не знает, кого он встретит в пространстве перформанса и что произойдет. И каждый настоящий перформер идет в этот лес по собственному желанию — в лес чужого сознания. Это не случайная вещь. Когда люди собираются на спектакли и перформансы, они уже подготовлены. Они не знают, что произойдет, но ожидают чего-то особенного, чего-то, что их изменит. И они спрашивают меня, кто я такой, а я спрашиваю их — кто они. Я становлюсь зеркалом для них, в моих глазах аудитория может увидеть себя. Как перформер я хочу быть чистым зеркалом, гладью воды.

Это годы практики — достичь такого состояние ума.

Да, но иметь такое намерение — уже очень интересно.

Считаете ли вы, что танец как форма искусства сегодня может ставить какие-то актуальные вопросы?

Если люди хотят использовать танец для того, чтобы актуализировать какие-то темы, разумеется, это возможно. Если у художника возникает нужда, надо ее удовлетворять. Но я не думаю, что искусство обязано служить той или иной цели. Я с помощью танца не пытаюсь говорить о каких-то актуальных вещах — о них я могу просто сказать или написать. Мне кажется, с помощью танца можно передавать совсем другой тип информации, над которой не нужно думать, она проникает в сознание по-другому. Например, если у меня трудности в жизни или какая-то трагедия, я не хочу видеть танец, который говорит об этом. Но я иду в сад и вижу цветок, который не имеет никакого отношения к моим проблемам, и мне становится лучше только благодаря его красоте, благодаря тому, что я его увидел. Это дает мне облегчение и энергию, чтобы справиться с трудностями. Или улыбающиеся люди, или собака, или ребенок. Я думаю, это гораздо сильнее, чем искусство, которое пытается говорить о политике или протестовать. Это тоже хорошо, но я хочу, чтобы мой танец был подобен цветку или солнцу. Чтобы он менял людей без объяснений, без аналитики, на другом уровне воздействия.


Автор: Анна Козонина


Просмотров 1509




Фоторепортажи













 

 
Новости

С любовью к Петипа
 

С именем Петипа связана целая эпоха русского балета. Каждое его творение было наполнено глубоким смыслом. Легендарный хореограф поставил на российской сцене более 70-ти спектаклей, 46 из которых являются оригинальными.

23 ноября

DANCE STAR FESTIVAL - 15
 

17 ноября 2018 в ТЦ «Горбушкин двор» состоится танцевальный фестиваль DANCE STAR FESTIVAL-15. Свыше 300 танцоров примут участие в фестивале в Москве.

Соревнования пройдут в четырех номинациях

DANCE ACTION - фестиваль для всех
 

В сезон 2018 года Алексей Поротиков совместно с компаниями I LOVE FITNESS и FITNESSHOLDING предлагает танцевальным коллективам различных формаций принять участие в новом фестивале DANCE ACTION, который проводится при поддержке FITNESS HOLDING.  

Москва, 25 ноября

"30 лет "Служанкам"
 

Недавно в театре Романа Виктюка  был большой праздник. Любимец публики,фееричный спектакль "Служанки" отметил свой 30-летний юбилей! Тот, кто был в этот день в зале счастливчик в космической степени. Этот спектакль - пир для глаз.

Пир для глаз

Шаг к мечте - фестиваль нового поколения
 

Оргкомитет федеральной платформы поиска молодых дарований и реализации творческих проектов в сфере культуры и искусства имеет многолетний опыт проведения форумов всероссийского масштаба и конкурсов международного уровня.  

18 ноября 2018

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: ТАНЦЕТВОРЕНИЕ…
 

Есть ли вид искусства, более зрелищный и более трудоемкий, чем танец? Вряд ли… Постановка танца – удивительный по своей многогранности процесс. Ради нескольких минут на сцене можно трудиться недели, месяцы, годы.

Семинар для хореографов

Театр "Русская песня": звезды с детьми посетили премьеру "Каштанки"
 

Ольга Кабо с 6-летним сыном Виктором, Елена Борщева с 3-летней дочкой Умой, Александра Шерлинг с дочкой и семья Владимира Левкина прониклись историей о настоящей дружбе, любви и преданности. На сцене театра "Русская песня" состоялась громкая премьера спектакля "Каштанка".

Громкая премьера

"Нижегородская ярмарка" состоится с 29 ноября
 

"Нижегородская ярмарка" ориентирована на духовное, нравственное сохранение и пропаганду отечественной и мировой культуры, сохранение и развитие национального искусства России, объединение современных направлений и народного творчества, выявление и поддержка ярких молодых талантов.

Заявки принимаются до 1 ноября

Перформанс на фестивале Гунби
 

Стиль Гунби является одним из древнейших, появился он почти 2000 лет назад. К его особенностям относится пристальное внимание к деталям, пышность, изящество, декоративность и парадность.  

 
 
 
Публикации

На языке тела
 

Танцор из Буэнос-Айреса рассказал о русской кухне, журналистике и страстном танго.

Танцор уже покорил публику в Аргентине, России и Японии

Марина Моисеева о своем шоу
 

Марина Моисеева о своем шоу: эксклюзивное интервью танцовщицы MONATIK`a.

Идея началась с команды

"Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать"
 

Беседа с Андреем Котовым, руководителем ансамбля "Сирин".

Традиционное пение является частью традиционной жизни

Познавая себя, на пути к совершенству…
 

Молодой хореограф из Чебоксар Анастасия Астапова рассказала об истории своего танца.

Но я не могу стоять на месте

Так закалялся хрусталь
 

Вручена старейшая независимая "хрустальная" премия.

Лучшим спектаклем названа

ВНЕ РАМОК! ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ!
 

Мы открыто заявляем, что любим конкуренцию. И конкурируем всеми силами. Конкурируем с собой самими. Поэтому пригласили невиданный доселе состав педагогов, потому что хотим чтобы каждый новый фестиваль БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА добавлялся новыми гранями драгоценного сияния.

7-10 февраля 2019. Пушкино

Откуда такая нежность
 

В "Тристане и Изольде" японского хореографа Сабуро Тэсигавары герои ни разу не обнялись.

В танце Тэсигавары и его партнерши Рихоко Сато

Искусство танца в Индии
 

Обучение искусству танца является одной из основ индийского общества. Это важный этап в подготовке молодежи и детей к переходу во взрослый мир.

Танец бхаратанатьям

Король танцует
 

"Приказ короля" в Урал Опере. Гид по ключевой балетной премьере сезона.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео