В Петербурге подходит к концу XXIV Музыкальный фестиваль "Звёзды белых ночей", организованный в 1993-ем году художественным руководителем, директором Мариинского театра Валерием Гергиевым при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В этом году в рамках фестиваля было представлено: более ста шестидесяти спектаклей и концертов при участии звезд мировой сцены, три оперные и две балетные премьеры, ночные концерты при участии выдающихся солистов-инструменталистов и cимфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, более двадцати именитых инструменталистов, десять приглашенных коллективов.
.jpg)
Особо важным это событие является для ценителей и знатоков балета, поскольку даёт уникальный шанс знакомства с балетной труппой Мариинского театра, её звёздами, самыми яркими их работами – в течение двух месяцев балетные спектакли показываются на сценах Мариинского театра практически ежедневно. Постоянные гости фестиваля имеют возможность оценить творческий рост танцовщиков за год.
Вера Чистякова вела дневник балетных событий фестиваля и делится его страницами с читателями dancerussia.ru
.jpg)
23-го и 25-го июня на сцене Мариинского театра был показан балет "Драгоценности". Исполнение Баланчина петербургской труппой – образец элегантности и хорошего вкуса.
Содержание балета абстрактно, эмоции танцовщиков конкретны. Они черпают вдохновение в музыке, превращая её в зримые образы. В помощь их фантазии сценография балета – воздушное лёгкое сценическое пространство, в котором не чувствуется желания ослепить роскошью, а кажется, будто бы художник в творческом порыве взмахнул кистью, на чистое полотно сцены упали цветные брызги и превратились в драгоценные камни.
.jpg)
В таинственной изумрудной атмосфере комфортно чувствует себя Мария ШИРИНКИНА, представляя индивидуальную трактовку балета, не акцентируя внимание на строгой аристократичности, царственности образа, не выявляя его драматических красок, но максимально смягчая линии хореографии, являя образец ласковой девственной прелести, наивной чистоты.
.jpg)
Не менее интересна работа Екатерины ОСМОЛКИНОЙ ("Изумруды"). Внутренняя культура её танца имеет право называть безупречной – это та тишина, к которой хочется прислушаться, и та женственная скромность, перед которой встаёшь на колени.
.jpg)
Блистательно выступил в балете "Рубины" Филипп СТЁПИН, продемонстрировав яркий артистизм, редкостную природную координацию, молниеносность реакций на ритмические виражи музыки. Безудержный темп явно увлекает его, разжигает в сердце азарт и выпускает на волю сексуальность с чисто мужским вкусом. Изящной ловко-скорой работе ног аккомпанируют упрямые упругие движения сильных властных рук. Он дикий охотник, главный огонь бесконечного в своём движении ночного Нью-Йорка. Его танец насколько стихиен, настолько и жёстко дисциплинирован, излучает наслаждение и заражает страстью.
.jpg)
Нашёл свою краску для "Рубинов" и Александр СЕРГЕЕВ. Он удивляет контрастами. Выходит строгим, даже немного чопорным кавалером, затем тонко подпускает в танец эротические нотки, замедляя темп сценического существования, чтобы насладиться любовным томлением, потом отчаянно дурачится, едва не падая с ног с чисто русским акцентом разгулявшегося человека, и тут же снова поражает безупречным академизмом танца. Кто перед вами: рубаха-парень или мистер икс – вопрос остаётся открытым.
.jpg)
И конечно, настоящим подарком для зрителей стало выступление поистине двух бриллиантов Мариинского балета – Виктории ТЕРЁШКИНОЙ и Ульяны ЛОПАТКИНОЙ. Образцовые представительницы петербургской школы они, как равно прекрасные, но абсолютно разные инструменты оркестра, ведя одну и ту же хореографическую мелодию, имеют индивидуальный тембр звучания.
.jpg)
Танец Виктории ТЕРЁШКИНОЙ подобен совершенной архитектуре – гармония изящных форм – им будто руководит невидимая рука, не знающая просчётов. Хрупкий дворец возникает перед глазами зрителей и тает в финале балета вместе со звуками музыки. Под стать ей партнёр – галантный кавалер, идеальный классический премьер Тимур АСКЕРОВ. Виктория и Тимур абсолютно сочетаются по внешнему облику, росту, обоих отличает сдержанно элегантная манера исполнения хореографии. Но светский лоск не мешает Виктории с особым чувством исполнять финал балета в русском стиле, открыв всю теплоту своей души, дав свободу телу в стихии родных движений.
.jpg)
Когда на сцену выходит Ульяна ЛОПАТКИНА, невольно замирает сердце от красоты, которая недостижима и необъяснима. Она чарует и приостанавливает мирскую суету.
Абсолютная тишина первого явления балерины на плавном крещендо доводится до фортиссимо в финале, до чистого ликования, абсолютного торжества божественного искусства, которому отдаёт своё тело и душу Ульяна, и с любовью к которому не может соперничать ни один, даже самый галантный кавалер.
.jpg)
Не найти балерины, которая бы так самозабвенно, упоённо растворялась в объятиях партнёра, но и нет балерины, которая была бы в дуэте настолько самостоятельна, самодостаточна, настолько жёстко контролировала бы ситуацию, и умела бы справится со всеми трудностями сама, показывая, что её свобода никому не преподносится в дар.
.jpg)
Пленяет особый рисунок вращений балерины. Они стихийны, импрессионистичны по своему характеру, подобны порханию снежинок, трепетному полёту бабочки или невесомому тополиному пуху. Их ни в коем случае нельзя назвать несобранными, нечистыми или незавершёнными по форме, но нет в них, так называемой, железной оси, они парящие и мгновенные, как вздох.
Хореографический мир Ульяны ЛОПАТКИНОЙ – это определённая философия. "Бриллианты" в исполнении Ульяны – балет об идеальной женственности, о культе служения даме. Её сценическое воплощение этой темы гармонично необычайно, поскольку то, что в отношении многих лишь легенда, в отношении Ульяны – истина. Она духовно просветлённая личность, Человек редкостной чистоты. Такой можно только быть, изобразить нельзя. Для партнёра-мужчины (Евгений ИВАНЧЕНКО) её героиня некая жрица, некая наивысшая подлинность – духовная высота, к которой он стремится, но которая не подвластна до конца его пониманию.
P.S. Продолжение следует…
Просмотров 4332