На вопросы редакции об источниках вдохновения, модных трендах балетного мира и гостеприимном Петербурге отвечает один из самых востребованных балетмейстеров современности, художественный руководитель Балета Цюриха (Ballett Zürich), член жюри VI Международной балетной премии DANCE OPEN Кристиан Шпук.
Какие тенденции вы можете выделить в мировом балете на данный момент?
Тренд сегодняшнего дня таков, что современный танец и балет все больше сближаются. Это доказывают такие хореографы, как Уэйн Макгрегор или Марко Гёке. Границы классического балета и современного танца со временем стираются. Эти две формы больше не противостоят друг другу, а сосуществуют бок о бок. И это как раз та тенденция, которую можно наблюдать сегодня.
Каким вы видите будущее балета?
Мне кажется, балет должен стать еще популярнее. В России он гораздо менее востребован, чем в Европе, но в последние годы интерес к нему резко возрастает и у нас. Мне кажется важным четкое соблюдение балетных традиций и их дальнейшее развитие. Это касается драматического балета, в котором работаешь с классическим материалом или с историей. С другой стороны, расширение и переосмысление классических канонов так же важно для современного балета. Над ним нужно работать, чтобы он никогда не стал музеем.
В чем, на ваш взгляд, различия русской, европейской и американской школ балета?
О, это трудный вопрос. Мне кажется, что на европейскую школу сильно повлияла русская. Конкретно для меня, русская балетная школа, а в особенности школа Вагановой, наиболее убедительна и изящна. Американскую школу я ассоциирую с Баланчиным – великим хореографом, который произвел переворот в балете. А в Европе одна из самых сильных – французская школа. У этих трех школ разные язык и техники, но они все больше смешиваются. Чаще всего это происходит в Центральной Европе – Германии, Австрии и Швейцарии.
Классический балет считается достаточно элитарным видом искусства. Как вы думаете, с популяризацией современной хореографии, можно ли сказать, что он стал более массовым? И нужен ли балету интерес масс?
Искусство никогда не должно быть достоянием избранных. И это очень важно. Возможно, балет и опера кажутся элитарными по сравнению с другими видами искусства частично из-за дороговизны билетов. Я считаю, что у балета есть вот какая специфика: балетный спектакль, конечно, можно показать по телевидению или записать его и выпустить на DVD. Но, чтобы прочувствовать сценическое действо, необходимо смотреть его вживую.
Когда вы, например, идете в Большой театр, у вас дух захватывает от потрясающей красоты зала, превосходного оркестра и первоклассных танцовщиков – все это невозможно ощутить в полной мере, если смотреть балет по телевизору. Многое, слишком многое сразу теряется. Поэтому очень важно, чтобы организаторы оперных и балетных концертов и оперные театры были открыты для публики: можно делать открытые репетиции, проводить экскурсии или разрабатывать и внедрять образовательные программы для детей и молодежи. Именно так можно завоевать популярность, которой не добиться только посредством телевидения.
Важен ли для вас диалог со зрителем? Ждете ли вы реакцию?
Диалог со зрителем всегда важен, потому что спектакль может состояться только с его участием. Когда зритель скучает – это самое ужасное, что может быть. То, что происходит на сцене, должно вызывать у публики какие-то чувства: радость, грусть, переживание, ярость. Важно, чтобы у зрителя было свое мнение о происходящем, ведь именно для этого искусство и существует - чтобы мы задумались. А если зритель начинает скучать, значит, что-то пошло не так.
Каким вы видите русского зрителя?
Я был в России всего пару раз, но мне очень нравится эта страна. Удивительная культура, с потрясающей историей, и те русские, с которыми мне до сих пор доводилось общаться, были очень приветливы и открыты. И все восхищаются балетом, поэтому мне кажется, что в России балет играет очень большую роль, и это мне, однозначно, нравится.
На кого вы ориентируетесь при подготовке новой постановки: на ожидания и запросы зрителей, на собственные ощущения, на мировые тенденции, на возможности артистов, с которыми работаете?
Здесь можно говорить о влиянии множества факторов. Конечно, каждая новая постановка должна быть испытанием для танцовщиков: они должны расти, над чем-то работать, творчески интерпретировать, чтобы выразить себя в новой партии. Я сомневаюсь, что хореограф сможет развиваться дальше, если будет идти исключительно на поводу у публики. Новая постановка – это прямая речь хореографа, которая идет из глубины сердца, когда он хочет поделиться чем-то важным. Если это будет серьезный и честный разговор, то публика поймет. Но если ты делаешь что-то с единственной мыслью – да, это понравится публике, а вот это вызовет отвращение, – это неверный подход. Это уже не искусство. Искусство – всегда испытание, как для создателей, так и для зрителей.
Как научиться понимать балет? Какие советы вы можете дать тому, кто только начинает знакомство с балетом?
В первую очередь, я бы посоветовал этому человеку посмотреть несколько разных спектаклей, а потом выбрать то, что его действительно волнует. На самом деле, я могу рассказать только о том, что приводит в восторг меня самого. Меня изумляет, когда танцующие на сцене рассказывают о своих эмоциях без слов, лишь на языке своего тела. И все это под живую музыку, которую бесподобно исполняет оркестр – это удивительное ощущение. Это великолепно, когда столько людей вместе творят, чтобы подарить свое искусство другим. И я каждому готов сказать: надо сходить на балет!
Был ли в вашей жизни момент, когда хотелось сдаться? Что заставило пойти дальше?
О, я частенько думаю, что в том, что я делаю, нет смысла, и я должен все бросить. Это тяжело. И в такие моменты я благодарен моей семье и моим друзьям, которым до сих пор всегда удавалось убедить меня идти дальше. Я люблю свое дело и работаю с большим удовольствием. Но это очень трудная профессия.
Часто ли вы бываете в Санкт-Петербурге? Жители нашего города уверены, что Петербург – очень европейский город. Вы, как истинный европеец, согласны с этим?
Я был в Петербурге всего один раз, лет 6-7 назад. Я помню, что сразу почувствовал себя там очень комфортно. У города - интернациональный дух. Город действительно похож на Европу, не зря его называют Северной Венецией - вокруг много рек и каналов. Мне очень нравится Петербург, и я безумно рад снова посетить его. Но, на самом деле, мне абсолютно неважно, русский это город, европейский или американский. Если город толерантный, открытый и всегда рад туристам любого происхождения и вероисповедания, то это отличный город!
В этом году вы – член жюри балетной Премии DANCE OPEN. По каким критериям будете отдавать голоса номинантам?
Самое важное для меня – это свет, который должен излучать танцовщик, его личность и технические способности. Как исполнитель, он должен иметь что-то за душой, и на сцене должно происходить что-то такое, что меня заденет за живое.
В этом году Фестиваль DANCE OPEN отмечает 15-летний юбилей. Следите ли вы за его судьбой, отмечаете ли его развитие?
В этом году я впервые приму участие в Фестивале. Но я знаю, что DANCE OPEN – один из самых крупных фестивалей балета в мире. Я очень рад, что смогу стать его частью. Ольга Беленкис (прим.: исполнительный директор фестиваля DANCE OPEN) приезжала к нам, у нас состоялась потрясающая беседа, и теперь я с нетерпением жду Фестиваля.
Автор: Александра Боровая
Просмотров 3543