Молодой режиссер Денис Хуснияров выпустил в Театре на Васильевском премьеру по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга "Камень". Получился открытый урок тренировки нашей общей памяти. В благодарность тем, кто уже не сможет рассказать о цене победы во Второй мировой войне, и ради тех, кто продолжает жить в обстоятельствах новых войн и не ведает, что творит.
Сегодня самые стойкие выявляют новые факты в мутном вареве прошлого, а машины госпропаганды вновь устраивают шоу из поиска образчиков героизма и воспевания милитаристской удали, по сути прикрывая утрату общечеловеческих ценностей и национальной идентичности, чудовищное переписывание и фальсификацию истории.
Реагируя на болезненную тенденцию времени, Театр на Васильевском и решился рассказать историю о камне, сорок лет покоящемся в саду одного строения в Дрездене. И, хотя каждое обсуждаемое событие будет стоить чьей-то жизни, ружье в спектакле не выстрелит, а насилие будет вершиться где-то на периферии. По законам «бедного театра» Денис Хуснияров собирает на сцене персонажей в посеревших от времени военных кителях и предлагает им «вспомнить все». Щебетание их приглушенной речи, подобно предвестникам шторма – волнам, начнет беспокойно подталкивать пену плохих вестей к берегу нашего внимания.
Благодаря частым перемещениям во времени, лишь к финалу становится ясно, что дом трижды менял владельца. Молодая немецкая семья выкупила особняк в 1934 году у бежавшего из Германии еврейского семейства. Затем в 1953 и этой семье приходится покинуть обжитые стены и уехать на Запад, оставляя кров новым владельцам из ГДР. И, наконец, в 1993 году, после падения Берлинской стены и воссоединения страны, семья возвращается в свои владения, замыкая сложный вираж исторического цикла.
Символом перемен станет камень, который будет извлекаться и прятаться новыми владельцами. И как бы ни обыгрывали актеры спектакля этот кусок кирпича, становящийся то клавишами пианино, то влетевшим в окно булыжником из разобранной мостовой, то партийным значком национал-социалиста и хранимым под кустом рододендрона талисманом, он останется свидетелем чудовищного самообмана, на который сознательно идут люди ради сохранения семейных легенд.
Сценограф Елена Дмитракова выстроила на сцене монолитный стол-саркофаг, за которым усядутся пять женщин и один мужчина, чтобы поведать историю трех фамилий, по воле судеб оказавшихся в разное время в одном месте. В антураже «черного кабинета» сцены наше воображение воссоздаст красочно описываемые картины, а актеры точно воспроизведут переживания героев, невольно оказавшихся по разные стороны баррикад. С одной стороны – немецкая семья: бабушка, дед, мать и дочь. А с другой – первая владелица дома и девушка "родом из ГДР".
История вроде бы женская. Каждая особа ищет и находит свое призвание: бабушка устраивает достойный уютный очаг, мать посвящает всю себя заботе о дочери, которая выносит скелеты из шкафа, устроив «проветривание» полных лжи семейных легенд. Якобы купленный у высланных евреев дом перешел в собственность совсем не честным способом. После подписания документов кто-то сообщил в гестапо, и бывшие владельцы оказались не у далеких берегов Америки, а в застенках. А потом рушатся, как карточный домик, запоры на целой череде тайн.
Утверждалось, что дедушка Вольфганг якобы погиб от шальной пули, выпущенной советским солдатом, радостно палящим в воздух во время марша по улицам Дрездена. На самом деле он свел счеты с жизнью, оставив предсмертную записку со словами присяги Гитлеру, без которого не видел смысла жить дальше. Бабушка тоже была членом национал-социалистической партии, хотя и не участвовала в сражениях. А следующий, появившийся в семье мужчина не героически погиб, а просто сбежал от проблем, оставив юную жену с крошкой на руках. И теперь этот подросший ребенок одержим идеей делать добро, чтобы смыть пятна позора от ошибок прошлого. Но их не исправить и не отмыть, не признав факты, даже спустя многие десятилетия.
Театру удается разыграть миф о страждущих истины непослушных детях без паутины и быта, без традиционного патриотического или пацифистского пафоса. Спектакль вызывает искреннее сочувствие ко всем участникам тех событий. Кларисса Шварцман (Любовь Макеева) – тихая, улыбчивая еврейка, чьи живые глаза то вспыхивают огоньками радости, то мгновенно наполняются слезами. Рядом с ней главная хранительница секретов – сосредоточенная, прямолинейная и теряющая память Розвита Хайзинг (Надежда Живодерова). Ее стойкая красавица дочь Хейдрун (Илона Бродская) готова проиграть, сдаться под натиском "молодой и рассерженной" внучки Ханны (Мария Щекатурова), требующей справедливого возмездия и покаяния. Игривая и настойчивая девушка Стефани (Ульяна Чекменева) из эпохи социалистического счастья в ГДР – непрошенная гостья, требующая компенсации за утраченное вместе с домом детство и получающая ее плитками терпкого импортного шоколада. Рассудительный и сдержанный муж Розвиты - Вольфганг Хайзинг (Давид Бродский) - мучается чужой виной. Его тайны первыми развевают флер загадочности, несмотря на то, что он будет оправдываться перед невидимыми злодеями, по ошибке кидающими камни в окна его нового дома: "Ведь мы – не евреи, не евреи – мы". И по праву преемника сам окажется жертвой и заложником национальной политики, лишающей человека права что-либо изменить.
«КАМЕНЬ»
Мариус фон Майенбург
Театр на Васильевском, Санкт-Петербург
Постановка - Денис Хуснияров
Просмотров 2689