Известный смоленский танцор и преподаватель Анатолий Полозенко взрастил уже несколько юных чемпионов России и мира и намерен продолжить эту традицию.
До 1991 года Анатолий Полозенко занимался хореографией и непосредственно танцами в составе профессиональных военных ансамблей. Со Смоленском Анатолий Александрович связал свою биографию 25 лет назад, когда начал преподавать в Смоленском институте искусств, а после создал театр танца и, в конечном итоге, собственную танцевальную студию. Академии искусств Анатолия Полозенко исполнилось пять лет, и ее деятельность в самом разгаре, а многочисленные соревнования, в которых принимают участие ученики маэстро, и общение с иногородними и иностранными профи позволяют поднимать планку качества смоленского степа до мирового уровня.
- Главной проблемой степа, как танца, на мой взгляд, является малая информированность населения, - считает маэстро.
– Я со своими ребятами регулярно езжу в Москву на общегосударственный чемпионат, посещаю всевозможные мастер-классы, фестивали, третий год мои танцоры участвуют в чемпионате мира в Германии. Но если в Смоленске, например, степ как вид «танцевального спорта» уже на слуху у людей - мы неоднократно давали концерты для горожан и успели, что называется, примелькаться, то в Подмосковье, где тоже очень сильная школа степа, с этим куда хуже. Владимир Цимбалюк из Жуковского - дважды чемпион мира! Приезжаем в его город, а там и знать не знают, что рядом с ними такой профессионал живет и трудится. Обидно!
- Выходит, по России степ как профессиональное искусство тоже слабо распространен?
- Да, серьезно занимаются с танцорами только в Москве, Подмосковье, Екатеринбурге и здесь, в Смоленске. Причем у нас еще довольно молодая школа, не такая опытная, как, например, танцевальная группа имени Караченцева, которая насчитывает уже более 30 лет. Моя школа степистов возникла случайно. Чуть больше 20 лет назад сам начал заниматься, постигать основы. Постепенно, когда освоился, пришел к той мысли, чтобы эту науку другим передавать. В 2008 году мой прошлый коллектив распался, зато появились новые дарования - Наташа, Вероника, Артем, с которыми сейчас активно занимаемся. Есть и еще ученики, но у них немного другой уровень подготовки. Они хорошо танцуют, но больше для показательных выступлений перед массовой публикой - профессиональное жюри требует более сложных и, быть может, менее зрелищных для простого зрителя элементов.
- Достижения своей молодежи озвучите?
- Артем Буцык выступал на чемпионатах мира уже дважды, Наташа ездила один раз - в позапрошлом году ей не повезло, 11-й класс заканчивала, и как раз ввели обязательное предварительное сочинение. А писать его надо было аккурат в то же самое время, в которое и проходил чемпионат в Германии. Зато в позапрошлом году Артем выступил очень хорошо и занял восьмое место. Чуть-чуть до финала не дотянул: в последний этап брали шестерых, и ему не хватило пары баллов. Взяли вместо него парнишку из Украины, это был скорее политический жест - тогда Украина у всех на устах была, вот его и протолкнули. В итоге в финале ничего толкового не показал, а на следующий год и вовсе не приехал. Из моих же ребят сегодня трое включены в состав сборной России, правда, в декабре 2015 года на мировое первенство поехал только один - финансово это достаточно сложно, а спонсоров в кризис найти трудно. Надеюсь на лучшее - на грядущий чемпионат у меня уже четверо ребят подготовлены достаточно хорошо.
- Времени впереди еще много - около 11 месяцев, быть может, и новые имена для сборной всплывут?
- Вряд ли. Для этого нужна колоссальная база, подготовка. Просто представьте: чемпионат длится около недели, и лишь на гала-концерт итоговый приглашают простых зрителей, все предыдущие отборочные выступления проходят в присутствии остальных участников. И ты выходишь в зал, чтобы показать свое коротенькое выступление (регламент одиночных - до двух минут, групповых - до четырех) перед двумя с лишним тысячами профессиональных степистов всех возрастов со всего света. Напряжение такое, что неподготовленного, но перспективного ученика кидать в этот водоворот - просто кощунство!
- Две с половиной тысячи участников, и среди такой массы россияне завоевывают призовые места, то есть наша школа степа достаточно развита, конкурентоспособна. А какие еще страны пьедестал чаще всего занимают?
- Штаты традиционно выступают очень достойно, хорваты, Швейцария, Канада, и да, как вы правильно заметили, Россия на их фоне в грязь лицом не ударяет. Сейчас у моей молодежи сложный период, и дело не только в экономике страны и, как следствие, сложностях в организации поездок. Артем - степист мирового уровня, которого Смоленск еще не видел, но ему в этом году исполняется 12 лет, он переходит в класс юниоров, где придется выступать с 14-15-летними ребятами наравне, у которых попросту больше опыта.
- А что касается профессионального, так сказать, инвентаря. Сложно достать в нашем городе нужную обувь, одежду?
- Костюмы для выступления мы сами готовим или покупаем, с этим проблем нет никаких.
Обувь, в принципе, можно достать и у нас - сам туфли шью обычно у одного хорошего мастера, а подковы - на наших заводах их изготавливают, когда обращаюсь. Если есть возможность, приобретаем «инвентарь» во время поездок на чемпионаты - в Германии так и стоят целые ряды палаток с костюмами и очень качественной обувью.
- И все? Чтобы чеканный танец был хорошо слышен, наверняка нужно специальное покрытие.
- Разумеется, степ ведь это еще и музыка. Ты слушаешь ритм, смотря выступление, как ударника в оркестре, который при этом еще и танцует. Звука не будет, если по глухому полу будешь стучать, какого бы качества обувь ни была. Нужны соответствующие акустика и покрытие. Фанера в этом плане не поможет, полгода продержится - и просто в труху. Для репетиций у нас оборудовано напольное покрытие, а для выступлений имеются специальные укрепленные щиты, которым сносу нет. Плюс обязательно ставим «дальнобойные» микрофоны, которые усиливают звук перестука каблуков и транслируют его в зал. Можете называть это фонограммой, но это делается просто для улучшения восприятия танца, ведь каждый звук рождается непосредственно перед вами, его просто усиливают, как мелодию, которую играет гитарист перед огромным залом.
Автор: Евгений Гаврилов
Просмотров 4261