На сайте всего: анкет коллективов 672; имен 784; новостей 1144; публикаций 904; фоторепортажей 729; объявлений на форуме 1321; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
02/02"Пер Гюнт" по гамбургскому счету

Джон Ноймайер, худрук Гамбургского балета, сейчас частый гость в Москве. В Большом и Станиславском, сменяясь, больше двух десятков лет идут его спектакли. Этот балетмейстер, наверное, главный специалист по многоактному сюжетному балету в мире, любим и востребован в России, чьи балетные традиции совпадают со специализацией и интересами Ноймайера. Но местной адаптацией гамбургских оригиналов это не ограничивается: Москва и Гамбург обмениваются и солистами, а в этот раз Ноймайер привез в Москву свою авторскую труппу – Гамбургский балет, которой он руководит более сорока лет.

Предыдущие гастроли Гамбургского балета были не так давно, три с половиной года назад, на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко. На этот раз Гамбургскому балету была предоставлена самая престижная балетная сцена Москвы – историческая Большого театра, цитадель классики, что логично: сам Ноймайер - давно уже классик, но не забронзовевший, а живой, действующий, продолжающий создавать новое.

Первоначально гастрольная афиша была приурочена к юбилейному году Прокофьева и включала два названия – один из первых балетов Ноймайера, принесших ему мировую славу – «Ромео и Джульетту», и более свежую «Историю Золушки».

Однако Джон убедил организаторов гастролей, что для него принципиально важно привезти в Россию не популярные прокофьевские названия, а более редкую, серьезную, с философскими аллюзиями вещь – балет «Пер Гюнт». Балет был поставлен Ноймайером в Гамбурге в конце 1980-х, но, по признанию самого Ноймайера, обращен в будущее. Точней – в вечность. К тому же этот балет прочно связан с современной Россией – музыку к гамбургскому спектаклю написал наш выдающийся соотечественник Альфред Шнитке. Именно музыка и дала первотолчок для нового издания балета. После семинара по творчеству Шнитке Ноймайер 26 лет спустя он вернулся к «Перу Гюнту», создав обновленную версию для нового поколения своих танцовщиков, показал ее на летнем Гамбургском балетном фестивале летом 2015-го, а зимой этого года привез в Россию.

Из-за сложности сценографии и музыки привезти что-то к пару к «Перу» в период кризиса оказалось сложно. Вместо хореографической поэмы и хореографической сказки москвичам была явлена философская притча.

"Пер Гюнт" - нелегкий балет: три часа, три акта, серьезная литературная основа с элементами философии и символизма, сложная музыка, объединяющая саркастические и медитативные начала, преимущественно монохромная и условная сценография (минимализм) и очень грустная история.

Множество событий и философскую проблематику пьесы Ибсена трудно втиснуть в балетный жанр, поэтому сюжет о Пере Гюнте потребовал перевода на театральный и балетный язык.

Балетмейстеру было важно показать жизненный путь героя не только от момента его созревания для взрослой жизни, как у Ибсена, но и его рождение, закольцевав сюжет – от рождения до смерти Гюнта.

У героя появились "аспекты" - черты характера (от невинности до агрессивности), в совокупности образующие его личность, которые рождаются вместе с Пером и сопровождают его в сценической судьбе, аспекты воплощаются другими танцовщиками, одетыми в ту же униформу – рабочий комбинезон, что и юный Пер. Задумка театрально выигрышна, но выход невелик - разве что в сцене рождения Пера, в рапиде аспекты Пера образуют живописный клубок тел, апеллирующий к знаменитым многофигурным композициям соотечественника Ибсена Густава Вигеллана. В остальных своих появлениях на сцене они мало чем отличаются друг от друга и создают что-то похожее на кордебалетную поддержку главного героя.

В балете изменена и карьера Гюнта: богатство и известность литературному персонажу принесли спекуляции и работорговля, а Перу балетному - артистическая карьера – от кастинга в мюзик-холле до кинозвезды, чье имя крупно печатается на афишах. Хотя сам Ноймайер поминает в качестве прототипа Пера Гюнта на вершине его славы современную поп-звезду Майкла Джексона, на деле в его балете прототип Пера Гюнта – скорей кумир иных времен, Рудольфо Валентино, сделавший стремительную карьеру от преподавателя аргентинского танца и профессионального жиголо до первого секс-символа Голливуда. Специализацией Валентино в кино считалась, так же, как и у номайеровского Гюнта – киноэкзотика, и этот Гюнт в отличие от ибсеновского не попадает в пустыню, ограничиваясь пустыней из «фильмы», а Анитра, в пьесе дочь бедуинского шейха, в балете только играет ее. Анитра в балете – тоже кинозвезда, партнерша Гюнта, которую вытесняет с кинонебосклона взошедшая звезда Гюнта. Голливудско-бродвейская слава более зрелищна и более понятна для современного человека, чем успех работорговца, а карьера менее стыдная, но не менее призрачная – сегодня – ты всё, завтра - ничто. Пер, который желал стать «властелином мира», становится им только на целлулоиде, и в головокружении от успехов сходит с ума.

Ноймайер проигнорировал соблазн показать в фантастическом ключе, в русле балетных традиций, самую экзотическую часть пьесы – злоключения Пера в мире троллей. Мир троллей показан как обыденный, это скорей общество грубых, тщеславных и похотливых людей, в танцевальном и музыкальном плане – чистой воды сатира. Ноймайер как бы говорит - мир троллей находится не где-то далеко, в горах Норвегии, в образе злобных зеленых существ с хвостами, а рядом, и для каждого из нас может стать его миром, если ему не сопротивляться и не блюсти свою человеческую сущность.

Два первых действия, посвященных «всей этой суете», бегу героя от себя, за славой и богатством, завершающиеся в сумасшедшем доме, перенасыщены саркастическими красками, за исключением сцен Пера с Сольвейг, которые выглядят светлым акварельным пятном в густом, грубом, жирном «масле» жизни Пера. Стремянка, поставленная на вершине очень условной горы – символ хрупкости этого короткого эпизода в жизни Пера, Сольвейг остается у призрачного «очага» на долгие годы ожидания возвращения Пера.

Если судить по первым двум действиям, объединенным при показе в одно, балетная адаптация пьесы Ибсена в балете Ноймайера, серьезно уступает полифонии первоисточника, но третье действие все меняет. Степень обобщения, которой свободно оперирует балетный жанр, и сила эмоционального воздействия, в котором объединены силы музыки, пластики, сценографии, режиссуры, недоступны литературе. Возвращение Пера в Норвегию в пьесе в третьем действии балета Шнитке-Ноймайера-Розе превращается в символическую жизнь после жизни. Подобно Харону, Пер вместе со своими аспектами переплывает реку смерти, вспоминает ключевые события своей жизни и вливается в серую человеческую «реку»: бесконечное шествие одинаковых людей, имяреков. Как не вспомнить Магритта? Люди обезличены одеждой и механическими, плывущими в рапиде движениями, но Сольвейг, постаревшая и ослепшая, безошибочно узнает своего возлюбленного, разоблачая Пера и себя до наготы, до истинной души, оставляя на сцене двух двойников из снятой одежды. Пластика героев обретает первозданную наивность – перед зрителем не Пер Гюнт и Сольвейг, а первочеловеки – Адам и Ева, а за первочеловеками следует человечество – пары, вторящие их движениям, заполняющие сцену так же бесконечно, как прежде заполняли магриттовские обезличенные господа в одинаковых плащах и широкополых шляпах.

Труппа отыграла пять спектаклей двумя составами исполнителей, и представления с разными составами получились с разными оттенками смысла.

Ведущим составом оказался второй. «Пер Гюнт» 2016 г. был поставлен на пару мастеров - премьеры труппы Карстена Юнга и балерину с мировой известностью, любимую также и московской публикой – Алину Кожокару. Алина получила травму и не смогла приехать в Москву, в паре с Юнгом ее сменила юная Эмили Мазон, которая не заставила пожалеть о замене звезды на почти дебютантку, т.к. оказалась обладательницей того же самого, чистейшей воды кожокаровского психотипа, невероятной искренности и трогательности. Юная Сольвейг - Мазон в пересечении с мужественным и волевым Пером-Юнгом, сознательно выстраивающим свою крутую судьбу, рассказали историю об очень трогательной, щемящей, не растерявшей свежести чувств любви Сольвейг к сознательно предавшему себя Перу. В другом составе Пера танцевал хорошо известный московскому зрителю по участию в московской «Даме с камелиями» Эдвин Ревазов, типаж вечного ребенка с наивными глазами, в паре с Сольвейг – Анной Лаудере, суховатой, педантичной, более похожей на его мать или старшую, более мудрую, сестру, чем на возлюбленную. И в этом случае вышла история женского самопожертвования, спасения блудного ребенка. Во второстепенных ролях была очень заметна ведущая балерина труппы Элен Буше, но настоящим открытием гастролей стала «вторая Кожокару» - Эмили Мазон.

Ноймайер, исполненный собранной им, выученной им, конгениальной ему труппой, - редкая ценность в мире балета. Ему и им не интересно развлекать или искать в балетном движении самоцель, он и они идут против течения, считая балет равноправным среди других искусств, способным полноценно, по гамбургскому счету, решать вечные вопросы. Чтобы еще раз это доказать, Гамбургским балетом во главе с Джоном Ноймайером был привезен старый новый «Пер Гюнт».


Автор: Людмила Гусева, фото: Дамира Юсупова
Источник: Орфей


Просмотров 1127




Фоторепортажи













 
 
Новости

Театр "Русская песня" открывает 19-ый сезон
 

В труппе театра работают два танцевальных коллектива – ансамбль "Русские сезоны" и шоу-балет "Живая планета", которые принимают участие практически во всех постановках.  

Открытие нового сезона

Москва отметила 871 год
 

Гостей радовали большие игровые зоны, рестораны и закусочные под открытым небом, ярмарка с участниками из 40 городов России, соревнования, мастер-классы и … конечно же танцы. Краткий калейдоскоп танцевальных событий.

Москва танцующая

Дети-сироты со всей страны
 

В течение 6 дней участников ждёт насыщенная программа. Конкурсанты пройдут испытания в пяти номинациях: хореографической, театральной, вокальной, оригинального жанра и инструментальной. Также в программе мастер-классы для участников, "круглые столы" по обмену опытом.

"Созвездие" в Москве

Срочная ПРИЯТНАЯ новость!!! Скидка-подарок.
 

Фестиваль свободного танца БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА обзавелся в интернете новым, очень красивым адресом, на который мы переехали. Теперь и зимняя и летняя версия расположены по единому адресу в интернете. По этому поводу мы решили сделать подарки нашим друзьям.

Первые 5 заявок

Чемпионат мира 2018 по европейским танцам среди профессионалов
 

На чемпионате мира ожидается блестящий состав танцоров. На паркет выйдут многократные серебряные призеры чемпионатов мира Виктор Фанг и Анастасия Муравьева (США), бронзовые призеры Андреа и Сара Гиджарелли (Великобритания), постоянные финалисты.

27 октября 2018 года в Кремле

DANCE SPACE - фестиваль-конкурс ВЫХОДного дня
 

Проводится фестиваль-конкурс DANCE SPACE одним днем, что удобно. Проводится в субботу, что еще удобнее. Награждение проходит по блокам, а значит не надо утомительно ждать вечера и результатов, что удобнее удобного. В жюри - исключительно профессионалы.

От Москвы "рукой подать"

ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ для ТАНЦОРОВ
 

Только летом специальная акция от проекта "Танцевальный клондайк" и магазина творческой литературы КНИЖНАЯ СЦЕНА для тех, кто умеет считать деньги и заранее готовится к новому сезону. Уникальный словарь-раскраска танцевальных терминов РАСКРАСЬ ТАНЕЦ + Дневник.

2 издания - 160 рублей

Музей кукол Надежды Бабкиной
 

Танец, музыка, костюм, история, куклы  в национальных костюмах и многое другое являются составляющей культурной истории и наследия. Поздравляем Театр "Русская песня" с открытием Музея кукол Надежды Бабкиной. 

Открытие 1 сентября

ПОДАРОК В ЧЕСТЬ ЛЕТА КАЖДОМУ, КТО ЗАШЕЛ...
 

Сколько бы человек не было в коллективе, подарок может взять любой, кто пришел в show room. Единственное правило - каждый получает подарок лично. Просто за то, что он зашел... Ничего покупать не обязательно. 

 
 
 
Публикации

Своевременный танец
 

В Лионе проходит XVIII Biennale de la dansе.

На открытии фестиваля грянула сенсация

Угадай меня в танце. Как сёстры-близнецы развивают чирлидинг на Вятке
 

21-летние двойняшки Лолита и Маргарита Дмитриенко дали большое интервью. Девушки рассказали о создании группы поддержки, популярности в обществе и разных предпочтениях в мужчинах.

После окончания школы вы поступили

Русский народный танец: традиция и современность.
 

Многие исследователи предлагают под "русским народным танцем" понимать всё многообразие видов танцевальной культуры, в той или иной степени сопрягающихся с народной традицией, как глубинной, так и более поздней. 

Много споров

Стравинскому бы понравилось
 

Ольга Комок о XX фестивале современного танца Open Look.

В расписании нынешнего фестиваля

"Путешествие через Вселенную"
 

Фестиваль музыки и танца The Spirit of Dance впервые прошел в Астане в августе 2018.

"Бесшовное шоу" означает

Стекло в пуантах, жесткие диеты и "балеруны": главные мифы о балете
 

Премьер Венгерского оперного театра помог нам разобраться в основных стереотипах мира балета.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью

На сцене Большого театра покажут балет Хачатуряна "Гаянэ"
 

Балет Арама Хачатуряна "Гаянэ" покажут на исторической сцене Большого театра в Москве после перерыва в почти 60 лет, его представит армянский Национальный академический театр оперы и балета имени А. Спендиаряна.

Посол Армении в России

Тверк: за что его любят знаменитости и как научиться танцу
 

Почему танец тверк так популярен, откуда появился этот стиль? Что следует делать, чтобы научиться танцевать тверк, выяснили Факты, пообщавшись с профессиональной танцовщицей.

Тверк, также twerking, booty dance, booty shake

От жизни в Париже до танцевального фестиваля в Бурятии
 

Артист балета из Москвы целенаправленно идет к своей мечте и не забывает о малой родине.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео