На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1254; публикаций 1279; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
02/02"Пер Гюнт" по гамбургскому счету

Джон Ноймайер, худрук Гамбургского балета, сейчас частый гость в Москве. В Большом и Станиславском, сменяясь, больше двух десятков лет идут его спектакли. Этот балетмейстер, наверное, главный специалист по многоактному сюжетному балету в мире, любим и востребован в России, чьи балетные традиции совпадают со специализацией и интересами Ноймайера. Но местной адаптацией гамбургских оригиналов это не ограничивается: Москва и Гамбург обмениваются и солистами, а в этот раз Ноймайер привез в Москву свою авторскую труппу – Гамбургский балет, которой он руководит более сорока лет.

Предыдущие гастроли Гамбургского балета были не так давно, три с половиной года назад, на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко. На этот раз Гамбургскому балету была предоставлена самая престижная балетная сцена Москвы – историческая Большого театра, цитадель классики, что логично: сам Ноймайер - давно уже классик, но не забронзовевший, а живой, действующий, продолжающий создавать новое.

Первоначально гастрольная афиша была приурочена к юбилейному году Прокофьева и включала два названия – один из первых балетов Ноймайера, принесших ему мировую славу – «Ромео и Джульетту», и более свежую «Историю Золушки».

Однако Джон убедил организаторов гастролей, что для него принципиально важно привезти в Россию не популярные прокофьевские названия, а более редкую, серьезную, с философскими аллюзиями вещь – балет «Пер Гюнт». Балет был поставлен Ноймайером в Гамбурге в конце 1980-х, но, по признанию самого Ноймайера, обращен в будущее. Точней – в вечность. К тому же этот балет прочно связан с современной Россией – музыку к гамбургскому спектаклю написал наш выдающийся соотечественник Альфред Шнитке. Именно музыка и дала первотолчок для нового издания балета. После семинара по творчеству Шнитке Ноймайер 26 лет спустя он вернулся к «Перу Гюнту», создав обновленную версию для нового поколения своих танцовщиков, показал ее на летнем Гамбургском балетном фестивале летом 2015-го, а зимой этого года привез в Россию.

Из-за сложности сценографии и музыки привезти что-то к пару к «Перу» в период кризиса оказалось сложно. Вместо хореографической поэмы и хореографической сказки москвичам была явлена философская притча.

"Пер Гюнт" - нелегкий балет: три часа, три акта, серьезная литературная основа с элементами философии и символизма, сложная музыка, объединяющая саркастические и медитативные начала, преимущественно монохромная и условная сценография (минимализм) и очень грустная история.

Множество событий и философскую проблематику пьесы Ибсена трудно втиснуть в балетный жанр, поэтому сюжет о Пере Гюнте потребовал перевода на театральный и балетный язык.

Балетмейстеру было важно показать жизненный путь героя не только от момента его созревания для взрослой жизни, как у Ибсена, но и его рождение, закольцевав сюжет – от рождения до смерти Гюнта.

У героя появились "аспекты" - черты характера (от невинности до агрессивности), в совокупности образующие его личность, которые рождаются вместе с Пером и сопровождают его в сценической судьбе, аспекты воплощаются другими танцовщиками, одетыми в ту же униформу – рабочий комбинезон, что и юный Пер. Задумка театрально выигрышна, но выход невелик - разве что в сцене рождения Пера, в рапиде аспекты Пера образуют живописный клубок тел, апеллирующий к знаменитым многофигурным композициям соотечественника Ибсена Густава Вигеллана. В остальных своих появлениях на сцене они мало чем отличаются друг от друга и создают что-то похожее на кордебалетную поддержку главного героя.

В балете изменена и карьера Гюнта: богатство и известность литературному персонажу принесли спекуляции и работорговля, а Перу балетному - артистическая карьера – от кастинга в мюзик-холле до кинозвезды, чье имя крупно печатается на афишах. Хотя сам Ноймайер поминает в качестве прототипа Пера Гюнта на вершине его славы современную поп-звезду Майкла Джексона, на деле в его балете прототип Пера Гюнта – скорей кумир иных времен, Рудольфо Валентино, сделавший стремительную карьеру от преподавателя аргентинского танца и профессионального жиголо до первого секс-символа Голливуда. Специализацией Валентино в кино считалась, так же, как и у номайеровского Гюнта – киноэкзотика, и этот Гюнт в отличие от ибсеновского не попадает в пустыню, ограничиваясь пустыней из «фильмы», а Анитра, в пьесе дочь бедуинского шейха, в балете только играет ее. Анитра в балете – тоже кинозвезда, партнерша Гюнта, которую вытесняет с кинонебосклона взошедшая звезда Гюнта. Голливудско-бродвейская слава более зрелищна и более понятна для современного человека, чем успех работорговца, а карьера менее стыдная, но не менее призрачная – сегодня – ты всё, завтра - ничто. Пер, который желал стать «властелином мира», становится им только на целлулоиде, и в головокружении от успехов сходит с ума.

Ноймайер проигнорировал соблазн показать в фантастическом ключе, в русле балетных традиций, самую экзотическую часть пьесы – злоключения Пера в мире троллей. Мир троллей показан как обыденный, это скорей общество грубых, тщеславных и похотливых людей, в танцевальном и музыкальном плане – чистой воды сатира. Ноймайер как бы говорит - мир троллей находится не где-то далеко, в горах Норвегии, в образе злобных зеленых существ с хвостами, а рядом, и для каждого из нас может стать его миром, если ему не сопротивляться и не блюсти свою человеческую сущность.

Два первых действия, посвященных «всей этой суете», бегу героя от себя, за славой и богатством, завершающиеся в сумасшедшем доме, перенасыщены саркастическими красками, за исключением сцен Пера с Сольвейг, которые выглядят светлым акварельным пятном в густом, грубом, жирном «масле» жизни Пера. Стремянка, поставленная на вершине очень условной горы – символ хрупкости этого короткого эпизода в жизни Пера, Сольвейг остается у призрачного «очага» на долгие годы ожидания возвращения Пера.

Если судить по первым двум действиям, объединенным при показе в одно, балетная адаптация пьесы Ибсена в балете Ноймайера, серьезно уступает полифонии первоисточника, но третье действие все меняет. Степень обобщения, которой свободно оперирует балетный жанр, и сила эмоционального воздействия, в котором объединены силы музыки, пластики, сценографии, режиссуры, недоступны литературе. Возвращение Пера в Норвегию в пьесе в третьем действии балета Шнитке-Ноймайера-Розе превращается в символическую жизнь после жизни. Подобно Харону, Пер вместе со своими аспектами переплывает реку смерти, вспоминает ключевые события своей жизни и вливается в серую человеческую «реку»: бесконечное шествие одинаковых людей, имяреков. Как не вспомнить Магритта? Люди обезличены одеждой и механическими, плывущими в рапиде движениями, но Сольвейг, постаревшая и ослепшая, безошибочно узнает своего возлюбленного, разоблачая Пера и себя до наготы, до истинной души, оставляя на сцене двух двойников из снятой одежды. Пластика героев обретает первозданную наивность – перед зрителем не Пер Гюнт и Сольвейг, а первочеловеки – Адам и Ева, а за первочеловеками следует человечество – пары, вторящие их движениям, заполняющие сцену так же бесконечно, как прежде заполняли магриттовские обезличенные господа в одинаковых плащах и широкополых шляпах.

Труппа отыграла пять спектаклей двумя составами исполнителей, и представления с разными составами получились с разными оттенками смысла.

Ведущим составом оказался второй. «Пер Гюнт» 2016 г. был поставлен на пару мастеров - премьеры труппы Карстена Юнга и балерину с мировой известностью, любимую также и московской публикой – Алину Кожокару. Алина получила травму и не смогла приехать в Москву, в паре с Юнгом ее сменила юная Эмили Мазон, которая не заставила пожалеть о замене звезды на почти дебютантку, т.к. оказалась обладательницей того же самого, чистейшей воды кожокаровского психотипа, невероятной искренности и трогательности. Юная Сольвейг - Мазон в пересечении с мужественным и волевым Пером-Юнгом, сознательно выстраивающим свою крутую судьбу, рассказали историю об очень трогательной, щемящей, не растерявшей свежести чувств любви Сольвейг к сознательно предавшему себя Перу. В другом составе Пера танцевал хорошо известный московскому зрителю по участию в московской «Даме с камелиями» Эдвин Ревазов, типаж вечного ребенка с наивными глазами, в паре с Сольвейг – Анной Лаудере, суховатой, педантичной, более похожей на его мать или старшую, более мудрую, сестру, чем на возлюбленную. И в этом случае вышла история женского самопожертвования, спасения блудного ребенка. Во второстепенных ролях была очень заметна ведущая балерина труппы Элен Буше, но настоящим открытием гастролей стала «вторая Кожокару» - Эмили Мазон.

Ноймайер, исполненный собранной им, выученной им, конгениальной ему труппой, - редкая ценность в мире балета. Ему и им не интересно развлекать или искать в балетном движении самоцель, он и они идут против течения, считая балет равноправным среди других искусств, способным полноценно, по гамбургскому счету, решать вечные вопросы. Чтобы еще раз это доказать, Гамбургским балетом во главе с Джоном Ноймайером был привезен старый новый «Пер Гюнт».


Автор: Людмила Гусева, фото: Дамира Юсупова
Источник: Орфей


Просмотров 2835




Последние новости















 
 
Новости

Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России
 

Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей.

Артист поблагодарил страну

3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория
 

Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов.

Откровения организатора

Загадка "Щелкунчика"
 

В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.

Попробовала купить билет

Билеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря
 

Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет.

Продажи билетов на 30 и 31 декабря

Moscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс
 

Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. 

Новый год — это невероятно душевно

Веди и следуй
 

С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах.

Итоги FROG NG

Путешествие по волнам сказок
 

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей.

Чемпионат России по секвею

ФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки
 

Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране.

21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025

В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар"
 

В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. 

 
 
 
Публикации

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

Скрытая цель

10 главных русских хореографов всех времен
 

Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном.  

Общественное достояние

Танцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми
 

Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей.

Интервью с Милой Комраковой

Значение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь”
 

Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.

Танцевать могут абсолютно все!

Современный танец изнутри
 

Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула.

Омский хореограф о любви к движению

У меня есть большая танцевальная мечта
 

В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. 

Интервью с Ксенией Михеевой

История танцев
 

Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства.  

С точки зрения спорта

Как танцы тренируют тело и развивают мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента.

Танцующий дом

Новосибирский "Спартак" увидят в Таиланде
 

Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео