Марк Моррис - знаменитый американский хореограф, известный своими инновационными и, порой, противоречивыми работами. Его творчество настолько нестандартно, что многих возмущает, но это не мешает балетным критикам называть его Моцартом современного танца и самым влиятельным хореографом со времен Джорджа Баланчина; а его труппу - одной из лучших танцевальных трупп США, а возможно и мира. Постановки Марка Морриса – это смешение стилей: элементы балета, народного танца, цирка, пантомимы.
Есть хореографы, которые считают, что танец можно существовать без музыки. Морис же считает, что танец проистекает из музыки. Он ставит балеты на музыку Моцарта и Бетховена, Баха и Шуберта, Бартока, Шумана. На музыку Прокофьева и Чайковского, на оперную музыку Перселла, использовав для своего балетного спектакля «Диона и Эней» оперные сюжет и партитуру, сам став за пультом, как когда-то в свое время Рудольф Нуреев. В Израиль его труппа приезжает со своим оркестром, ставшим интегральной частью театра Марка Мориса.
Его танцоры превращаются в гаммы, в форте и пьяно, в трио и квартеты. Их полет над сценой - сама суть музыки, их легкие движения - ее эфир. Морис продолжает развивать идею мелодии в движении, его танец не существует без музыки, ему удалось создать четко осязаемый даже в воздухе синтез двух стихий - музыкальной и балетной, изящно доказать теорему гармонии, обращенную и к нашим чувствам и к нашему рассудку.
Морис и его танцовщики проживают музыку – потому его балеты это не иллюстрация музыки, а отклик души, отвечающей музыке, остроумная романтическая игра и реальное искусство. Марк Моррис, несмотря на уже не юный возраст, любит удивлять, жажда поисков нового его не оставляет.
Мориса многие называли и называют гениальным, причем такие бесспорные авторитеты, как сам Барышников, который танцевал в 10 балетах Майкла Мориса. Вместе они основали проект «White Oaks» в Нью-Йорке - величайший танцовщик и величайший хореограф, в рамках которого Барышников танцевал с группой Мориса с 1990 по 2002 год. И уж точно, если без суперлативов (не все критики считают относятся к задумкам Мориса однозначно, хотя каждая его постановка анализируется искусствоведами), он - один из самых музыкальных хореографов нашего времени. Его танцовщики действительно могут исполнить гамму – ногами на полу. Могут пробежаться по сцене подобно тому, как руки пианиста пробегаются по клавиатуре. Так что Морису удалось внедрить музыку не только в их души, но и в тела. Балеты Мориса поражают полным слиянием звука и движения. После того как их увидишь хоть раз, уже невозможно представить себе концерт Моцарта иначе, чем в исполнении оркестра и балета Марка Мориса – точно и мягко, резко и плавуче. Недаром Мориса - ключевую фигуру нового постпостмодернистского стиля - называют Моцартом балета. Правда, он уже не ребенок, хотя до сих носит титул гениального Enfant Terrible современной хореографии.
Марк Моррис, которому в этом году исполняется 60 лет, родился в Сиэтле, США. В возрасте восьми лет, после посещения выступления труппы фламенко Хосе Греко, Моррис решил стать исполнителем испанских танцев, начал брать уроки танца, а уже в 11 лет начал выступать профессионально. Два года спустя он присоединился к фольклорному ансамблю Koleda, а в 14 лет начал профессионально заниматься хореографией. Учиться танцу он начал в Испании, а в 1976 году переехал в Нью-Йорк, где танцевал в компании таких хореографов, как Элиот Фельд, с Ларом Любовичем, Ханахом Кааном, Лорой Дин, Элиотом Фелдом и ансамблем «Коледа балканданс».
В 1980 году он основал свою компанию с 10 коллегами-танцорами. . Первоначально в концертную программу труппы входили исключительно произведения самого Морриса, а репутация труппы укрепилась во 1984 году во время музыкального фестиваля Next Wave, проводимого Бруклинской академией танца. Два года спустя Моррис выиграл стипендию Гуггенхайма за хореографию для крупных балетных компаний, после чего начал гастролировать со своим театром. труппой. Многие, однако, не понимали его, поэтому вскоре Моррис и заработал репутацию «плохого мальчика современного танца».
В 1988 году Моррис стал приглашенным хореографом в Королевском театре де Ла Монне в Брюсселе, после чего он набрал новых танцоров в труппу и переименовал ее в «Танцевальный ансамбль Монне / Марка Морриса». За три года работы в Бельгии Моррис поставил некоторые из своих самых известных произведений, в том числе L’Allegro, il penseroso ed il moderato (1988), его первую полномасштабную н постановку, Dido and Aeneas (1989), танцевальную версию оперы, в которой Моррис танцевала в роли Дидоны и Волшебницы, а также The Hard Nut (1991), свою версию Щелкунчика. В то время, когда Моррис работал вне пределов Соединенных Штатов, Михаил Барышников и их совместный танцевальный проект White Oak Dance Project ставили работы Морриса для американской публики.
После возвращения труппы в США в 1991 году, Моррис создавал в среднем пять или шесть новых работ каждый год для своей труппы, в том числе Beautiful Day (1992), The Office (1994), Somebody’s Coming to See Me Tonight (1995) и Four Saints in Three Acts (2000). Получив всемирную известность, Моррис также создал классические балеты для многочисленных трупп, в том числе American Ballet Theatre, San Francisco Ballet и Les Grands Ballets Canadiens. На рубеже 21-го века, бывший «плохой мальчик современного танца» стал законодателем стандартов и пользующимся повсеместным уважением мастером.
Начиная с 1980 года Марк Морис поставил для своего ансамбля более 130 балетов, а также сотрудничал с другими ансамблями, оперными и драматическими театрами и как хореограф, и как режиссер. Перечисление их опускаю, но внушительный список работ и наград не только давно составлен, но и продолжает обновляться. Мориса девять раз удостаивали звания почетного доктора разных университетов. В 2007 году за свою совокупную деятельность он был награжден премией Американского фестиваля балета имени Самуэля Скрипса (в апреле 2009 года эту же премию получил израильтянин Охад Нагарин – не менее выдающийся хореограф). В 2001 году Марк Морис открыл в Бруклине свой Центр танца.
Просмотров 4715