На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1254; публикаций 1279; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/12Вишнева в трех измерениях

Фестиваль Дианы Вишневой «Context» прокатился по трем площадкам Москвы —Электротеатр, Гоголь-центр, театр им. Моссовета — и поговорил о прошлом, настоящем и будущем танца.

Будущее: молодые хореографы

В жюри – голландский классик Ханс ван Манен, самый яркий из сегодняшних российских хореографов Вячеслав Самодуров и сама Диана Вишнева. На сцене – шесть работ, поставленных молодыми авторами специально для этого конкурса. Заявок, говорят, было полсотни – отбирала финалистов Анастасия Яценко, ныне репетитор Большого, в прошлом – одна из очень немногих его танцовщиц, с увлечением занимавшихся неклассической хореографией. Хореографы представляют маленькие спектакли; жюри выбирает лучшего – он получит приз, стажировку во Франции у хореографа Каролин Карлсон. На дистанции всем примерно лет по тридцать. И никто не зафиксирует ничьей. 

Самая архаическая работа — у москвички Екатерины Лещенко. Она пересказывает в танце «Станционного смотрителя»: спящий на лавке мужик, рыдающая натуральными слезами девушка, и бегающие по сцене еще три девчонки – помладше, еще помладше и совсем кроха. Наш народ догадывается, что это воспоминания станционного смотрителя о счастливых годах, когда дочь была ребенком; не знакомые с сюжетом иностранцы начинают нервно оглядываться, когда мужик обнимает самую мелкую из девиц. Никаких поисков лексики; такую работу можно было бы увидеть на выпускных в ГИТИСе где-нибудь в году 65-м; ну, за исключением музыки Владимира Мартынова.

Работа победителя – «Забытые приношения» Константина Семенова. Понятно, почему жюри выбрало именно его: из всех представленных сочинений оно наиболее «балетное» и наиболее музыкальное – без кавычек. Танцовщик московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взял раннюю работу Оливье Мессиана, которую сам композитор определял как «медитацию для оркестра», и сочинил композицию для пяти танцовщиков, в которой пластика напоминала об усвоенных уроках Иржи Килиана и Мориса Бежара. Коллеги Семенова из Большого театра, привлеченные им к работе, вполне убедительно изображали религиозный экстаз и духовные поиски; Мессиан использовался с пониманием того, что это за музыка. Грамотно, но не слишком увлекательно. Удачи на стажировке.

Самая запоминающаяся же работа – «Танец пены морской» петербурженки Елизаветы Некрасовой, выпускницы магистерской программы Академии русского балета (первое образование – высшая математика, Университет информационных технологий, механики и оптики). Пена морская – то, во что, как известно, превратилась андерсеновская Русалочка; это спектакль о ней. О ней – уже ушедшей; все уже произошло, у пены – смутные воспоминания с краткими «болевыми точками».

Первая же сцена бьет зрителя под дых: никаких балетных сентиментальностей, ничего «изящного». Ухоженная девушка стоит в двух шагах от зрителей и разделывает рыбу — настоящую, не бутафорскую. И не мороженую, а кажущуюся еще живой. Резиновые перчатки, деловито работающий нож. Очевидно, что девушка — та, кому достался Принц после всей этой истории с Русалочкой. (Герой, меж тем, на заднем плане наливает себе бокал – опохмеляется, что ли, после свадьбы шампанским?) И вот эта деловитость – очевидный знак того, как Принцесса обошлась с Русалочкой и со сказкой: глупости все это, надо готовить жизнь и готовить ужин.

"СССР начал строить новую империю — и для империи был нужен классический балет, а некоторые последовательницы Дункан оказались в лагерях".

А дальше спектакль рассыпается на краткие рваные куски, где отсутствие ног у Русалочки проговорено слишком прямолинейно (танцовщица мучительно ползет на животе, ноги подняты вверх), где в движениях смута, где не слишком четко просматривается сюжет – но раздражать это может только того зрителя, который забыл название спектакля. У пены уже не осталось связной памяти; какие-то моменты понятны ей самой, какие-то совсем рассыпались; зато ощущение мучительности движения еще осталось (память о сильной физической боли) – и пластика, придуманная для выражения этой боли, работает на все сто процентов. Одноактовка Елизаветы Некрасовой, безусловно, не идеальна, но имя этого хореографа стоит запомнить и следить, где она появится в будущем. (Может быть, в той же танцкомпании «Например», чьи артисты – Полина Тябут, Андрей Кенцис, Дарья Васина – танцевали эту историю?)

Прошлое: Марта Грэм

Фестиваль «Context» устроил первую московскую гастроль труппы Марты Грэм; их дебют в России состоялся всего несколькими днями раньше – в Петербурге на фестивале «Дягилев. P.S.». Первая эта гастроль – отметим – произошла через девяносто лет после того, как Марта Грэм начала сочинять танцы. Американским модернисткам и модернистам вообще не везло в нашей стране: вся история танца модерн прошла мимо СССР. Россия жила классикой; на сломе эпох двери чуть приоткрылись, в них впрыгнула Айседора Дункан – и они тут же захлопнулись. СССР начал строить новую империю — и для империи был нужен классический балет, а некоторые последовательницы Дункан оказались в лагерях. Дальше в Америке модерн расцветал, совершенствовался, закаменевал, после войны превратился почти в музей, возникло новое бунтующее поколение contemporary, - а у нас даже на гастроли никто не приезжал, не то чтобы театры брали что-то в репертуар. Поэтому во многих хореографических училищах до сих пор официально называют «модерном» все, что не укладывается в стереотип классического балета – все в диапазоне от Баланчина до контактной импровизации. Меж тем модерн – вот он, чистейшая его представительница наконец в Москве. Не сама, конечно же – ей был бы 121 год, она умерла в 96, но труппа, что хранит ее наследие.

 

И все можно рассмотреть как на ладони: фантастическую экспрессию фиксированных поз (замереть – дать публике разглядеть человека как скульптуру – двинуться дальше), обращение к Древней Греции как к идеалу танца — на деле, понятно, никто не знает точно, как там танцевали в Элладе, но американским модернисткам представлялось, что так; они простраивали историю свободного танца от тех же древних греков, что и отцы-основатели США – историю и правовые основы государства. И те же представления о правильном строении труппы (и общества): в Martha Graham dance company танцовщики так разнятся меж собой, что из них никак не создашь унифицированную толпу. Народ со всех концов света – киевлянка и уроженка Тайпея, гречанка, бельгийка и француженка; парни из Великобритании и Кот д’Ивуара. Разная подготовка – от парижской консерватории и бежаровской «Рудры» до упражнений в хип-хопе. Это «разбивает взгляд», что было бы страшным недостатком для классического кордебалета, но работает на концепцию свободного танца. Который есть часть общей истории, утверждает эта гастроль. И «Хроники» 1936 года, которые Грэм создала как спектакль-предчувствие большой войны, и «Весна священная» 1984 года, которой она будто передавала привет началу ХХ века и началу своей карьеры, впервые привезенные в Москву – именно жест восстановления целостности истории искусства.

Сегодня: Диана Вишнева

 

Основательница и идеолог фестиваля за пять дней появилась лишь в одном маленьком балете (зато повторив его дважды, на открытии и на закрытии феста). Одноактовка Ханса ван Манена «Live», сотворенная им тридцать с лишним лет назад, стала одним из первых в Европе опытов скрещивания танца с видео. В этой одноактовке три действующих лица: балерина, танцовщик (Артур Шестериков, премьер Национального балета Нидерландов) и безымянный видеооператор. На заднике – то, что этот оператор снимает в данную секунду. Балерина медленно движется на сцене; вокруг нее описывает круги человек с камерой, обращая наше внимание то на изгиб кисти, то на выточенную стопу Вишневой.

"В финале балерина в фойе выходит на улицу и удаляется от театра; и самые дотошные зрители после спектакля начинают искать на заснеженной тротуарной плитке характерные следы пуантов".

Из кулисы выходит, спускается в зал и уходит в фойе танцовщик; балерина следует за ним, оператор ее сопровождает. Вся дальнейшая напряженная история – дуэт, в котором есть очевидная провокация, очевидное сопротивление, очевидный конфликт (доходящий до пощечины, что героиня собирается залепить партнеру – но рука перехвачена) мы видим лишь «в кино». Правда или неправда? Вот что они там сейчас в фойе делают, пока мы тут сидим – он правда швыряет ее к стенке, жестко прижимая руки, или все это давно снято на видео, а они сидят где-нибудь в креслах и мирно болтают? Игра с достоверностью театра, легкая насмешка над зрителем, что непременно хочет знать подробности закулисья, - вот что такое «Live». В финале балерина в фойе выходит на улицу и удаляется от театра; и самые дотошные зрители после спектакля начинают искать на заснеженной тротуарной плитке характерные следы пуантов.

След «Контекста» безусловно останется – в биографии молодых хореографов, в истории искусства, в биографии Дианы Вишневой и в биографии зрителей, что больше узнают о танце. Следующий «Context» - через год.


Автор: Анна Гордеева
Источник: Театралл


Просмотров 2818




Последние новости















 
 
Новости

Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России
 

Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей.

Артист поблагодарил страну

3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория
 

Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов.

Откровения организатора

Загадка "Щелкунчика"
 

В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.

Попробовала купить билет

Билеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря
 

Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет.

Продажи билетов на 30 и 31 декабря

Moscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс
 

Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. 

Новый год — это невероятно душевно

Веди и следуй
 

С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах.

Итоги FROG NG

Путешествие по волнам сказок
 

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей.

Чемпионат России по секвею

ФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки
 

Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране.

21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025

В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар"
 

В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. 

 
 
 
Публикации

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

Скрытая цель

10 главных русских хореографов всех времен
 

Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном.  

Общественное достояние

Танцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми
 

Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей.

Интервью с Милой Комраковой

Значение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь”
 

Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.

Танцевать могут абсолютно все!

Современный танец изнутри
 

Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула.

Омский хореограф о любви к движению

У меня есть большая танцевальная мечта
 

В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. 

Интервью с Ксенией Михеевой

История танцев
 

Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства.  

С точки зрения спорта

Как танцы тренируют тело и развивают мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента.

Танцующий дом

Новосибирский "Спартак" увидят в Таиланде
 

Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео