Эмоциональное. Страстное. Ритмичное. Фламенко — это путь, который ведет к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он пропитан грустью и состраданием. Каждым тактом и каждым движением фламенко будто хочет достать нечто из глубин человеческого духа или, напротив, надежно скрыть…
Извивающиеся руки, гордая осанка, ритмичный стук каблуков, пронизывающий взгляд, страсть и огонь… Чувственный испанский танец внутреннего освобождения, с четким ритмом и красивой гитарной музыкой — это фламенко.
Чтобы постичь суть фламенко, недостаточно даже на профессиональном уровне овладеть техникой танца и игры на гитаре, изучив все оттенки и особенности его музыкальных стилей. Нужно уметь почувствовать дух фламенко, этого формировавшегося веками и народами искусства. Немногие в действительности осознают, что путь фламенко с его особыми внутренними ценностями может быть религиозным. И в основе этого пути лежит обращение к себе, к тем знаниям, что дремлют внутри, но могут быть разбужены глубинным переживанием: песней, идущей от самого сердца и рождающей в душе бурю чувств, и сапатеадо — ритмичным постукиванием каблуков.
В современном фламенко выделяют три главных составляющих — канте (cante — песня, исп.), бэйле (baile — танец, исп.) и токэ (toque — музыкальная игра, исп.).
Канте хондо
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра под снегами — плачет.
Не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала…
Музыкальной и эмоциональной основой фламенко является канте хондо (cante jondo — глубинное пение, исп.) — древнее андалузское пение. Ничто не сравнится с красотой и проникновенностью этих нежных и в большинстве своем грустных песен. канте хондо — это истинное искусство выражения внутреннего состояния, глубинного переживания.
…Этому наследству цены нет, и оно под стать тому имени, которым окрестил его наш народ, — канте хондо, глубокое пение. Оно поистине глубокое, глубже всех бездн и морей,
много глубже сердца, в котором звучит, и голоса, в котором воскресает, — оно почти бездонно. Оно идет от незапамятных племен, пересекая могильники веков и листопады бурь.
Идет от первого плача и первого поцелуя…
Ф. Г. Лорка. Из лекции «Канте хондо»
Традиционно возникновение канте хондо связывают с древнейшими музыкальными системами Индии и цыганами, кочевавшими по миру и перенесшими эти знания в Испанию из Раджастана (северо-запад Индии) в период с IX–XIV веков. Это влияние прослеживается во множестве вариантов исполнения самой простой (с точки зрения традиции нотной записи) мелодии. Множество технических нюансов, оттенков звуковой палитры — отличительная черта «цыганской школы». Одни и те же опорные ноты могут быть исполнены бесконечно разнообразно. Такая широкая вариативность звучания одной фразы была выражением объемного видения мира, что позволяет соотносить знания фламенко с ведической философией. Другие характерные черты этого стиля — полиритмия, яркое, эмоциональное исполнение, сопровождаемое выкриками.
Кроме цыган, на формирование фламенко и канте хондо как его основы повлияли многие другие традиции. Возникновение и развитие этого искусства затрагивает несколько временных и культурных пластов, каждый из которых мы рассмотрим отдельно.
С чего все началось
Фламенко возникло при слиянии культур народов средневековой Андалусии, объединившей на своих землях арабов, евреев, цыган, христиан под «патронажем» мусульман, довольно толерантно относившихся к другим традициям. В этот период три религии — христианство, ислам и иудаизм — вступали в более тесное и, вероятно, более продуктивное взаимодействие друг с другом, чем во все последующие времена. Это был период всеобщего поиска: между людьми разных конфессий происходил обмен знаниями. Во главу угла ставился практический опыт, но одновременно с этим жизнь человека рассматривалась очень символично. Духовные ценности хотя и интерпретировались разными религиями по-разному, но уважались всеми в равной мере. Фламенко как символ эпохи сформировалось на стыке культур, вобрало в себя и синтезировало знания различных традиций.
Влияние ислама и суфизма. Арабы
Суфизм выделился из ислама как направление, для которого был особенно важен самостоятельный опыт человека, поиск знания внутри, а не вне себя. Суфийский мистик XIII века Ибн аль-Араби (1165–1240), родившись в Андалусии и прожив в ней около 25 лет, уже в молодости систематизировал искусство познания человеческого духа и назвал путь человека мистическим опытом проживания различных ритмов, возможно, став, сам того не ведая, основным идеологом фламенко своего времени.
Он указывал на три странствия, совершаемые человеком: от Аллаха через разные миры в мир земной; к Аллаху — духовное странствие, завершающееся слиянием с мировой сущностью; в Аллахе — в отличие от первых двух, это странствие бесконечно. Каждое странствие направляется чувством. Знания о чувствах, а также об их соответствии действиям были объектом изучения всех арабских алхимиков, искавших способы преобразования энергии.
Во времена Ибн аль-Араби интуиция, чувства и ощущения были почти зримы, материальны, весомы. Современный танец, исполненный экспрессивности и эмоциональности, во многом стал эгоистичным и бесчувственным, он не имеет того внутреннего свечения, ради выражения которого, собственно, и создавался. Фламенко строго следует заданному внешнему ритму: внешне ритм не является свободным, но чтобы при его исполнении достичь свободы внутренней, необходимы реальные концентрация и напряжение. Это условие танца, которое делает возможным проживание человека и преобразование его внутренней энергии во время танца.
Итак, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в искусстве выражения глубины канте хондо понятия внутренней осознанности, соответствия и связей были взяты у суфийских мистиков.
В систематизации и развитии фламенко велика роль персидского поэта Зирьяба (789–845/857), арабского певца, виртуозного лютниста, поэта и композитора, теоретика и педагога, имя которого («Черная Птица») было дано ему из-за «темной» окраски и мелодичности его чарующего голоса. Зирьяб стал основателем первой андалусской школы музыки и пения. В этом музыкальном центре, расположенном в городе Кордова, изучались традиции пения в различных культурах. По всей вероятности, школу Зирьяба следует считать первым базовым центром теории фламенко. Ф. Г. Лорка в начале XX века писал о нем:
Чу, Малегеньи звуки я слышу.
Глубокого пенья, я слышу вирши.
Канте чико — тоже искусство,
Что поется под солнцем юга.
<…> Нет, не о сладкой любви эти строки
И не о крепкой мужской дружбе.
В южной ночи слышна песня Птицы —
Птицы Черной, с Востока прибывшей…
Зирьяб конструировал музыкальные инструменты и создал оригинальную модель лютни, усовершенствовав аль-уд (испанцы называли ее ла-уд), добавив к ней пятую струну, и таким образом создав лютню, которой позже пользовались как в христианской Испании, так и в Северной Африке. Интересно отметить, что Зирьяб заложил определенные основы не только в исполнение музыки, но и в ее изучение. Он упорядочил систему обучения, поставив знак равенства между исполнительским искусством и усилением личностных качеств музыканта. Его внимательное отношение к повседневным действиям и этикету (именно Зирьяб явился законодателем в вопросах этикета приема гостей, а также ему мы обязаны ставшим давно привычным порядком подачи трех блюд: на первое — суп, на второе — рыба, и на третье — напитки и десерт) создало целое искусство движений и пауз, которое просматривается в искусстве канте хондо.
Действия Зирьяба пересекаются с мусульманским мистическим искусством погружения в состояние экстатического переживания, которое позволяло исполнителю не только объемнее представлять искусство, но и наполняться им, то есть находиться в состоянии экстатического переживания, что во фламенко выражается в понятии дуэнде (дух, исп.).
Влияние христианства. Тамплиеры
Интересный факт в истории Андалусии связан с обнаружением следов тамплиеров, которые сформировали здесь свой орден в 1253–1258 годах. По всей вероятности, именно тамплиерам как хранителям христианских секретов и собирателям различных знаний принадлежит заслуга привлечения во фламенко христианских религиозных ритмов.
Танец как форма искусства имел особое значение и выполнял священные функции, передавая определенный характер движений, принципы построения тела и внутренний ритм действия. Танец являлся зеркалом — выразителем и хранителем — знаний о ритме проживания и оставался таковым вплоть до эпохи Возрождения, когда стал лишь частью эстетического воспитания человека.
Исламская Андалусия была особым местом для развития различных способностей и знаний, а их поиск был одной из задач тамплиеров. Уникальная форма музыки и движений, направленная на трансформацию внутреннего состояния и переживания, безусловно, не могла остаться для них незамеченной.
Одной из тайн тамплиеров были знания, которыми пользовались еще Иисус и Мухаммед. Связаны они были с ритмом слога Писания или молитвы. В этих ритмах использовался микротон, определяющий частоту звукового ряда. В связи с использованием подобных ритмов, во фламенко отчетливо просматриваются знания о законах его построения и воздействия — разные по частоте и сложности ритмические структуры соответствующим образом влияют на сознание, определяя «уровень ритмического проживания». Использование микротона и полутона создает форму воздействия особой силы, которую можно применять как для эффективного внутреннего постижения, так и для осознанного влияния на внешнее пространство.
Разнообразие оттенков полиритмичного фламенко дает исполнителю возможность в любой момент менять эмоциональное и энергетическое наполнение танца. Следовательно, танец становится еще и глубоко личностным, ведь от танцора требуется реальное, а не мнимое техническое совершенство. Фламенко напоминает игру, в которой нужно познать разные ритмы, войти с ними в резонанс, приводящий всех участников действа в единое экстатическое переживание.
Один из классических христианских мотивов, привнесенных тамплиерами во фламенко — Песни Святой Марии (Сantigas Santa Maria, исп.), которые были созданы в XIII веке для Альфонсо X Мудрого, короля Кастилии и Леона.
Африканцы. Иберы. Греки
Африка — колыбель человечества, сокровищница ритмов Земли, не могла не повлиять на глубоко музыкальное, страстное и ритмичное искусство фламенко. Представители африканского континента появились в Европе во времена колонизации европейцами Африки и Латинской Америки. Есть небезосновательное предположение, что исконный африканский степ, вышедший из племенных африканских танцев добавил огня чувственному фламенко.
Традиционные танцы Кении построены на плотном контакте стоп с землей. Танзанские танцы, насчитывающие более ста видов, также привязаны к земле. Практически на всем континенте отмечается особая важность восприятия ритма именно ногами. Так, в угандийских ритуальных танцах, связанных с инициацией юношей, используются сильные удары ногами о землю, что символизирует вскрытие новой силы, мощи, связанной с формированием у молодых людей мужественности.
Работа ног — это особое умение сохранять связь с землей, как бы слушать ее ритм. Ритмичные формы современного фламенко, создаваемые стуком стоп и каблуков и называемые сапотеадо, скорее всего, пришли из Африки и использовались в основном мужчинами. Женщины же больше работали руками. Сегодня эти различия выявить сложно, так как движения мужчин и женщин в танце стали похожими.
Иберы, древнее население пиренейского полуострова, в конце второго тысячелетия до н.э. основали на территории Андалусии государство Тартесс. Одни исследователи считают иберов выходцами из Африки, другие — наследниками знаний доиндоевропейского населения Европы, с которым они в любом случае взаимодействовали. Вне зависимости от действительного происхождения иберов с ними связан, вероятно, древнейший пласт знаний искусства выражения глубины — Мадре дель канте (Madre del cante — мать пения, исп.) — основа пения, опирающаяся на умение выражать звук. Эта традиция восходит к племенным обычаям иберов, для которых звук соотносился с первородным усилием, из которого произошло все сущее.
Звук по своей основе является результатом самого глубинного сознательного усилия человека. Именно поэтому столь велико его воздействие на сознание и даже подсознание людей. Но умение найти эту глубину и выразить ее является сложным искусством, над которым трудились и суфийские мистики, и арабские алхимики и христианские ордены.
Грекам, контролировавшим южную Испанию до нашествия кельтов, фламенко обязано кастаньетами, которые используются для ритмического аккомпанемента танцу. У греков они назывались кроталами и изготавливались из металла, что указывает на еще одну связь с Индией и культом бога Вишны, приверженцы которого по сей день сопровождают ритуальные киртаны (воспевания, санскр.) игрой на маленьких металлических пластинах — караталах.
…И, конечно же, цыгане
С цыганами, загадочным и неспокойным народом, фламенко связано, пожалуй, наиболее тесно. В средние века цыгане мигрировали из Индии в исламскую Андалусию, привнеся в формирующееся живое искусство фламенко не только традиции индийской вокальной школы, оказавшей решающее влияние на формирование песенной основы фламенко канте хондо. Цыгане показали и особую работу ног в танце, которую они взяли из катхака — сакрального танца северной Индии, связанного с культом Вишну. Танец был обязательной составляющей религиозного ритуала, сопровождая рассказ об играх Кришны. Важная особенность этого танца состоит в восприятии тела как инструмента для выражения божественной энергии. Появление танцевальной составляющей во фламенко, по всей видимости, связано именно с катхаком. Его элементы добавили во фламенко внутреннюю силу и эмоциональное напряжение, а также внесли в него многообразие техники работы ног.
Попутно заметим, что в вопросе движения ног для женщин существовали особые знания во всех мистических системах мира, поскольку если женщина неправильно работает ногами, то она нарушает физиологическую и энергетическую функции матки, что соответственно ведет к разрушению не только ее личностной природы, но и потомства. Прежде всего работа ног в танце усиливает мышечную нагрузку, что может препятствовать достижению и выражению внутренней глубины. Но поскольку сегодня танец стал более внешним, чем внутренним, то и внешние эффекты воспринимаются естественно.
Канте хондо и Канте фламенко
В своем современном, наиболее знакомом нам сегодня виде, фламенко возникло в XVIII веке, но уже во многом утратив связь со своим первоистоком — канте хондо, искусством глубинного переживания, выражаемым посредством пения.
Надо отметить, что термином «канте хондо» исследователи фламенко называют как древний способ глубинного переживания, так и старейшую группу стилей непосредственно фламенко, указывая на их взаимосвязь. Таким образом, существует двойной смысл понятия «канте хондо» — один обозначает древнее искусство выражения глубины, второй — направления или группу стилей фламенко.
Именно древнее фламенко серьезно изменилось в конце XVIII века. В танцевальных движениях появилась особая техника работы ног, резкие движения поясницы и т. д. По всей вероятности, неизменной осталась пластика танца. Возник и стал все больше нарастать разрыв между теми, кто исполняет фламенко, и теми, кто наблюдает за ним. Фактически искусство канте пришло в упадок в конце XVIII века, и родилось новое искусство — фламенко. Именно родилось новое, а не ожило старое, как многие считают. «Возникновение» фламенко сопровождалось развитием множества музыкальных стилей, называемых по старинке канте фламенко, но в реальности разительно отличающихся от канте хондо — своей древней, сакральной основы.
Исследователи фламенко используют разные принципы классификации многочисленных стилей, но все они так или иначе делятся на старейшее канте хондо и «все остальное». То есть всюду канте хондо выделяется особо, как первооснова и почти самостоятельное искусство.
Автор: Олег Чернэ
Просмотров 4010