Жизненный путь популярного по сей день русского бального танца "Падеграс" насчитывает уже больше века. В статье приведены сведения об авторе, и краткое описание основных ключевых вех в истории этого танца.
Рисунок исходного положения в паре из первого издания танца
В последнее десятилетие XIX в. Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые социальные танцы. Кадрили, польки, мазурки и вальсы приелись публике, и требовалось что-то новое. На помощь пришли хореографы. Одним из них был Евгений Михайлович Иванов, в 1900 г. издавший несколько описаний танцев с нотами, в числе которых был и падеграс.
К сожалению, об авторе известно очень мало, все что у нас есть – сведения, напечатанные на первых изданиях его нотных тетрадей. Артист (солист) императорского театра, профессор Парижской академии, преподаватель в Императорской практической академии, Императорского коммерческого училища, 2 мужской гимназии, 11 мужской гимназии, Петропавловской мужской гимназии, гимназии им. Медведникова, реального училища Воскресенского. Так же Евгений Михайлович преподавал в женских гимназиях: Е. В. Винклер, О.А. Виноградской, В. Н. Фон Дервиз, Е.Н. Дюлу, Елизаветинской, Петропавловской, княгини Е. В. Енгалычевой, обучал слушательниц на курсах учительниц гимнастики и танцев при педагогических курсах.
Дом, в котором жил Е.М. Иванов в 1900 году
Известен адрес, по которому он проживал в Москве в 1900 году, и телефон: ул. Садовая-Каретная, д.2, Максимовой, второй дом от угла Малой Дмитровки (красный), кв.29, тел: 208-26. К 1903 г. автор изменил место жительства, о чем указывает в своих публикациях: Сухарева башня, Уланский пер., д. Кузнецова.
В этот период Е.М. Иванов давал балы в Российском Благородном Собрании в третий день Рождества и в четверг на Масленице, а так же в Охотничьем клубе на третий день Пасхи.
«Падеграс» подкупал своей простотой, законченностью и лаконичностью, однако (возможно, именно по причине своей простоты) танец не попал в большинство сборников того времени, и долгое время был доступен в сильно искаженном виде только в книге И.И. Иванова, однофамильца Евгения Михайловича, что породило путаницу. Однако эта же простота позволила танцу пережить революции и гражданскую войну. В 1937 г. танец входит в сборник, выпущенный методической группой танца отдела художественной самодеятельности Управления по делам искусства при Моссовете. Сборник был составлен «комиссией по редактированию бальных танцев Артистов ГАБТ», в составе А. М. Гаврилов, С.В. Чудинов, С.Я. Степанов. Возможно, именно это повлияло на то, что в 1939 году издательство «Музгиз» издает ряд брошюр с нотами и описаниями танцев, среди которых и «па де-грас», под музыку гавота Госсека. Характерной особенностью этой серии является отсутствие указаний на авторов танцев.
В 1950 году Управлением по делам искусств при совете министров СССР совместно со Всесоюзным Домом Творчества им. Крупской была проведена конференция по бальному танцу, на которой была сформулирована программа и разработана методика обучения общественным танцам. В список из 35 пунктов вошел и па де-грас. В этом же году печатается серия «Учись танцевать», в которой публикуется и этот танец, «восстановленный» Чудиновым, как указано на титульном листе. Интересно, что в самом сборнике последняя фигура танца заменена на «балансе-менуэт» с высокими руками, и быстрый поворот на 1 такт. Редактор, однако, обратил на это внимание, и в конце книжки приведен список исправления «опечаток», которые приводили танец к привычному виду (однако, на одной из картинок, прилагающихся к описанию, партнеры стоят в позиции «балансе-менуэт»).
После 1950 года описание танца регулярно печатается в периодических сборниках, книгах и методических пособиях, ему обучают в школах, пионерских лагерях и клубах. Положительным моментом явилась стандартизация, благодаря которой, танец до сих пор одинаково танцуют по всему пост-советскому пространству.
Музыка и исполнение танца.
Первое издание публикуется с нотами гавота Гербера, очевидно, именно эта мелодия послужила вдохновением для танца. В серии 1939 года в качестве музыкального сопровождения предлагается гавот Госсека, а в 1950-м году, в серии под редакцией Чудинова, вновь используется музыка Гербера. Все дальнейшие публикации используют произведения советских композиторов.
Схема танца, изложенная автором, очень проста. В методических руководствах СССР этим танцем рекомендовалось начинать обучение, в том числе — в школах и детских садах.
Исходное положение из описания 1950 года
Танец состоит из 8 тактов музыки в 4/4 и танцуется несколько быстрее чем шакон.
Исходное положение: Кавалер правой рукой берет левую руку дамы, становится рядом с ней. 1 такт: Кавалер и дама становятся в третью позицию, правая нога впереди. Раз — шаг в правую сторону с правой ноги. Два — приставляют левую ногу к правой (первоначальное положение). Три — снова делают шаг правой ногой вправо (отталкиваясь левой). Четыре — поднимают левую ногу впереди правой.
2 такт: Повторяют то же самое с левой ноги и в левую сторону.
3 и 4 такты: Те же шаги, но движение вперед.
5 и 6-й такты: Танцующие поворачиваются лицом друг к другу и выполняют движения первого такта, причем в 5-м такте идут в правые стороны, а в 6-м в левые, возвращаясь на прежние места.
7-й и 8-й такты: Кавалер и дама, подавая правые руки друг другу, совершают полный круг, исполняя движения третьего и четвертого такта. Затем кавалер берет правой рукой левую руку дамы и танец начинается сначала.
На протяжении всей истории «падеграса» его простота и лаконичность не давали покоя хореографам, и если общая схема была неизменной, то позиция партнеров в паре, положение рук и шаги незначительно менялись, чтобы выглядеть более «красиво»:
1. В серии «парные танцы», 1939 г. были добавлены «променадные руки» — партнеры берутся правыми руками, и левыми поверх них, добавляется маленькое плие во втором шаге каждого такта.
2. В серии «Учись танцевать» 1950 г. кавалер снова держит даму правой рукой, однако руки опущены (в отличии от w-образного положения у Е.М.Иванова).
3. В книге Л. Богатковой «Танцы», 1953 г., в последней фигуре появляются высокие, выше головы, руки.
4. М.В. Васильева-Рождественская, в книге «Историко-бытовой танец», 1963 г. добавляет повороты головы в каждом такте.
5. Р.Л. Череховская, в 1973 г. к поворотам головы и плие добавляет и повороты корпуса, положение рук аналогично версии Л. Богатковой.
6. Последним «народным» нововведением стала добавленная в конце 1990-х г. прогрессия в последнем такте, сделавшая танец переходным.
7. В современной традиции можно встретить самые различные формы падеграса. Добавляются движения руками, виляние бедрами, исполнение под очень быструю музыку и т.п. Некоторые хореографы при этом изменяют название танца, чтобы акцентировать измененную схему от классического падеграса. Наиболее популярны вариации "па де верон" и "па де шрек", авторства Анастасии Базаровой.
Положение рук в последней фигуре по книге Богатковой
Падеграс, па-де-грас, па-де-грасс, или па де грас?
Е.М. Иванов назвал свой танец Pas-de-grâce. В тетради с его описанием это название встречается в таком написании (латинскими буквами, между словами тире, знак «а» с циркумфлексом). Авторы танцевальных сборников того времени оставили нам свои собственные варианты транскрипции (орфография сохранена):
«Па-де-грассъ» - Отто, Полный практический самоучитель бальных танцев, 1902г., стр. 146
«Pas de grâce (Па де грасъ)» - Н.П. Петров, Опыты методики обучения танцам, 1903г., стр.204
«Падеграсъ» - И.И. Иванов, Новейший самоучитель бальных танцев, 1908г., стр.43
В советских учебниках название танца писалось по-разному. Ниже перечислены все обнаруженные варианты с указанием источников:
«Па де-грас» - серия «Парные танцы», 1939
«па де-грас», «па-де-грас» и «па де-грасс» - серия «Учись танцевать», 1950
«па-де-грас» - Богаткова, Танцы, 1953
«па де грас» - Резникова, Бальный танец, 1953
«падеграс» - Школьников, Шкрабов, Приглашаем танцевать, 1960
Эта путаница с одной стороны затрудняет поиск информации по танцу, с другой – порождает споры о правильности написания. В данном обзоре я старался использовать те названия, которые указаны в упоминаемых сборниках.
Автор: Стратилатов Борис
Просмотров 14334