На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1263; публикаций 1287; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
02/12PAS-DE-GRACE (падеграс) — история танца

Жизненный путь популярного по сей день русского бального танца "Падеграс" насчитывает уже больше века. В статье приведены сведения об авторе, и краткое описание основных ключевых вех в истории этого танца.

Рисунок исходного положения в паре из первого издания танца


В последнее десятилетие XIX в. Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые социальные танцы. Кадрили, польки, мазурки и вальсы приелись публике, и требовалось что-то новое. На помощь пришли хореографы. Одним из них был Евгений Михайлович Иванов, в 1900 г. издавший несколько описаний танцев с нотами, в числе которых был и падеграс.

К сожалению, об авторе известно очень мало, все что у нас есть – сведения, напечатанные на первых изданиях его нотных тетрадей. Артист (солист) императорского театра, профессор Парижской академии, преподаватель в Императорской практической академии, Императорского коммерческого училища, 2 мужской гимназии, 11 мужской гимназии, Петропавловской мужской гимназии, гимназии им. Медведникова, реального училища Воскресенского. Так же Евгений Михайлович преподавал в женских гимназиях: Е. В. Винклер, О.А. Виноградской, В. Н. Фон Дервиз, Е.Н. Дюлу, Елизаветинской, Петропавловской, княгини Е. В. Енгалычевой, обучал слушательниц на курсах учительниц гимнастики и танцев при педагогических курсах.

Дом, в котором жил Е.М. Иванов в 1900 году

Известен адрес, по которому он проживал в Москве в 1900 году, и телефон: ул. Садовая-Каретная, д.2, Максимовой, второй дом от угла Малой Дмитровки (красный), кв.29, тел: 208-26. К 1903 г. автор изменил место жительства, о чем указывает в своих публикациях: Сухарева башня, Уланский пер., д. Кузнецова.

В этот период Е.М. Иванов давал балы в Российском Благородном Собрании в третий день Рождества и в четверг на Масленице, а так же в Охотничьем клубе на третий день Пасхи.

«Падеграс» подкупал своей простотой, законченностью и лаконичностью, однако (возможно, именно по причине своей простоты) танец не попал в большинство сборников того времени, и долгое время был доступен в сильно искаженном виде только в книге И.И. Иванова, однофамильца Евгения Михайловича, что породило путаницу. Однако эта же простота позволила танцу пережить революции и гражданскую войну. В 1937 г. танец входит в сборник, выпущенный методической группой танца отдела художественной самодеятельности Управления по делам искусства при Моссовете. Сборник был составлен «комиссией по редактированию бальных танцев Артистов ГАБТ», в составе А. М. Гаврилов, С.В. Чудинов, С.Я. Степанов. Возможно, именно это повлияло на то, что в 1939 году издательство «Музгиз» издает ряд брошюр с нотами и описаниями танцев, среди которых и «па де-грас», под музыку гавота Госсека. Характерной особенностью этой серии является отсутствие указаний на авторов танцев.

В 1950 году Управлением по делам искусств при совете министров СССР совместно со Всесоюзным Домом Творчества им. Крупской была проведена конференция по бальному танцу, на которой была сформулирована программа и разработана методика обучения общественным танцам. В список из 35 пунктов вошел и па де-грас. В этом же году печатается серия «Учись танцевать», в которой публикуется и этот танец, «восстановленный» Чудиновым, как указано на титульном листе. Интересно, что в самом сборнике последняя фигура танца заменена на «балансе-менуэт» с высокими руками, и быстрый поворот на 1 такт. Редактор, однако, обратил на это внимание, и в конце книжки приведен список исправления «опечаток», которые приводили танец к привычному виду (однако, на одной из картинок, прилагающихся к описанию, партнеры стоят в позиции «балансе-менуэт»).

После 1950 года описание танца регулярно печатается в периодических сборниках, книгах и методических пособиях, ему обучают в школах, пионерских лагерях и клубах. Положительным моментом явилась стандартизация, благодаря которой, танец до сих пор одинаково танцуют по всему пост-советскому пространству.

Музыка и исполнение танца.

Первое издание публикуется с нотами гавота Гербера, очевидно, именно эта мелодия послужила вдохновением для танца. В серии 1939 года в качестве музыкального сопровождения предлагается гавот Госсека, а в 1950-м году, в серии под редакцией Чудинова, вновь используется музыка Гербера. Все дальнейшие публикации используют произведения советских композиторов.

Схема танца, изложенная автором, очень проста. В методических руководствах СССР этим танцем рекомендовалось начинать обучение, в том числе — в школах и детских садах.

Исходное положение из описания 1950 года

Танец состоит из 8 тактов музыки в 4/4 и танцуется несколько быстрее чем шакон.
Исходное положение: Кавалер правой рукой берет левую руку дамы, становится рядом с ней. 1 такт: Кавалер и дама становятся в третью позицию, правая нога впереди. Раз — шаг в правую сторону с правой ноги. Два — приставляют левую ногу к правой (первоначальное положение). Три — снова делают шаг правой ногой вправо (отталкиваясь левой). Четыре — поднимают левую ногу впереди правой.
2 такт: Повторяют то же самое с левой ноги и в левую сторону.
3 и 4 такты: Те же шаги, но движение вперед.
5 и 6-й такты: Танцующие поворачиваются лицом друг к другу и выполняют движения первого такта, причем в 5-м такте идут в правые стороны, а в 6-м в левые, возвращаясь на прежние места.
7-й и 8-й такты: Кавалер и дама, подавая правые руки друг другу, совершают полный круг, исполняя движения третьего и четвертого такта. Затем кавалер берет правой рукой левую руку дамы и танец начинается сначала.
На протяжении всей истории «падеграса» его простота и лаконичность не давали покоя хореографам, и если общая схема была неизменной, то позиция партнеров в паре, положение рук и шаги незначительно менялись, чтобы выглядеть более «красиво»:

1. В серии «парные танцы», 1939 г. были добавлены «променадные руки» — партнеры берутся правыми руками, и левыми поверх них, добавляется маленькое плие во втором шаге каждого такта.

2. В серии «Учись танцевать» 1950 г. кавалер снова держит даму правой рукой, однако руки опущены (в отличии от w-образного положения у Е.М.Иванова).

3. В книге Л. Богатковой «Танцы», 1953 г., в последней фигуре появляются высокие, выше головы, руки.

4. М.В. Васильева-Рождественская, в книге «Историко-бытовой танец», 1963 г. добавляет повороты головы в каждом такте.

5. Р.Л. Череховская, в 1973 г. к поворотам головы и плие добавляет и повороты корпуса, положение рук аналогично версии Л. Богатковой.

6. Последним «народным» нововведением стала добавленная в конце 1990-х г. прогрессия в последнем такте, сделавшая танец переходным.

7. В современной традиции можно встретить самые различные формы падеграса. Добавляются движения руками, виляние бедрами, исполнение под очень быструю музыку и т.п. Некоторые хореографы при этом изменяют название танца, чтобы акцентировать измененную схему от классического падеграса. Наиболее популярны вариации "па де верон" и "па де шрек", авторства Анастасии Базаровой.



Положение рук в последней фигуре по книге Богатковой


Падеграс, па-де-грас, па-де-грасс, или па де грас?

Е.М. Иванов назвал свой танец Pas-de-grâce. В тетради с его описанием это название встречается в таком написании (латинскими буквами, между словами тире, знак «а» с циркумфлексом). Авторы танцевальных сборников того времени оставили нам свои собственные варианты транскрипции (орфография сохранена):
«Па-де-грассъ» - Отто, Полный практический самоучитель бальных танцев, 1902г., стр. 146
«Pas de grâce (Па де грасъ)» - Н.П. Петров, Опыты методики обучения танцам, 1903г., стр.204
«Падеграсъ» - И.И. Иванов, Новейший самоучитель бальных танцев, 1908г., стр.43

В советских учебниках название танца писалось по-разному. Ниже перечислены все обнаруженные варианты с указанием источников:
«Па де-грас» - серия «Парные танцы», 1939
«па де-грас», «па-де-грас» и «па де-грасс» - серия «Учись танцевать», 1950
«па-де-грас» - Богаткова, Танцы, 1953
«па де грас» - Резникова, Бальный танец, 1953
«падеграс» - Школьников, Шкрабов, Приглашаем танцевать, 1960

Эта путаница с одной стороны затрудняет поиск информации по танцу, с другой – порождает споры о правильности написания. В данном обзоре я старался использовать те названия, которые указаны в упоминаемых сборниках.


Автор: Стратилатов Борис


Просмотров 14681




Последние новости















 
 
Новости

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

Анастасия Демидова об участниках финала

Кузбасский театр танца представил юбилейную программу
 

Уже 35 лет радует зрителей Губернаторский театр танца "Сибирский калейдоскоп" Государственной филармонии Кузбасса имени Б. Штоколова. Один из ведущих хореографических коллективов страны, неоднократный победитель всероссийских и международных конкурсов.

 
 
 
Публикации

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

Егор и Дарья Петровы о своих танцевальных блогах

Упорядоченные мысли о танцах
 

Замечательную подборку цитат про танцы подготовил Дмитрий Сироткин. Он выражает надежду, что она порадует тех, кто танцует, и добавит мотивации тем, кто о танцах только подумывает. Цитаты Дмитрий свёл по темам: люди и танец, вальс, женщина и танец ...

Цитаты по темам

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео