На сайте всего: анкет коллективов 674; имен 784; новостей 1156; публикаций 930; фоторепортажей 742; объявлений на форуме 1330; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
24/12Абсолютное признание

За всю историю балета их было всего десять. В действительности, их могло быть больше или меньше, но общепринятым считается именно такое количество — десять балерин, удостоенных звания “прима-балерина ассолюта”.

Более размытое явление, нежели “прима-балерина ассолюта”, в балетном искусстве найти сложно, а употребление этого термина никак не регламентировано. В целом, если примой называют ведущую балерину в театре, то ассолюта — это звание или титул, который получают наиболее яркие балерины, чей авторитет непоколебим в каком-то регионе и достаточно продолжительное время. Такой чести удостаиваются только исключительные солистки, как правило, те, кто достиг международного уровня и признания.

Сегодня титул очень редко используется и чаще всего применяется символически в знак признания заметной карьеры, а потому обычно рассматривается как особая почесть, а не официальный статус. Те, кто пытаются выяснить историю появления этого титула, сталкиваются с путаницей и огромным количеством нестыковок. Например, некоторые балетные энциклопедии дают такое пояснение: “Существовало звание “прима-балерина ассолюта” (в Италии), которое давало право на исполнение только первых партий”.  Однако в действительности это “звание” ничего не давало, поскольку балерина могла быть удостоена его фактически лишь в конце карьеры. Проще говоря, сначала балерина становилась примой, исполняла все возможные главные партии, а только потом, в исключительных случаях, получала звание ассолюты. Более того, несмотря на итальянское происхождение слова assoluta, термин впервые начинает жить “своей жизнью” за несколько тысяч километров к востоку от Италии — в Петербурге.

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. В дальнейшем искусство балета всегда было под покровительством царской семьи. В то же время на русский балет постоянно оказывали влияние зарубежные творцы. Например, национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Эти две традиции, а также авторитет русского балета в мире, лежат в основе событий, которые повлекли рождение такого явления, как прима-балерина ассолюта. Титул впервые получила Пьерина Леньяни, которая с 1893 по 1901 год танцевала в Императорском Мариинском театре. По предложению Мариуса Петипы, этот титул балерине даровал царь.

Второй ассолютой стала Матильда Кшесинская. Это был то ли 1896 год, то ли 1901-й — в этом вопросе справочные источники расходятся. Разумеется, было бы логично, если это был 1901 год, когда Петербург покинула Пьерина Леньяни. Однако, учитывая обстоятельства, в свете которых был получен этот титул — балерина была приближенной некоторых княжеских родов — балетное общество стерпело бы и трех прим-ассолют одновременно. А вот Мариус Петипа был очень недоволен, хотя и не отрицал таланта и заслуг Матильды Кшесинской.

Собственно, по самым строгим меркам, на Пьерине Леньяни и Матильде Кшесинской число “абсолютных балерин” и заканчивается. Так считает, например, критик и журналист газеты “Уолл Стрит Джорнал” Роберт Грешкович, который придерживается в чем-то ортодоксального мнения: статус ассолюты может быть получен только с позволения монарха и никак иначе. Впрочем, он допускает и расширение числа ассолют до четырех. Третьей считается Галина Уланова, получившая статус в 1944 году. Аргументация примерно такая: правительство Советского Союза в глазах многих стран получило все привилегии царской семьи, в том числе и право награждать выдающихся балерин. Почему в таком случае Грешкович не вносит в список Майю Плисецкую, которую стали называть ассолютой в 1960-м, сказать сложно. Но четвертой примой-балериной ассолютой он назвал англичанку Марго Фонтейн. Оксфордский словарь танца сообщает: “Королевский балет даровал этот титул Марго Фонтейн в 1979 году”. Это был день 60-летия балерины.

Однако современные источники сходятся в том, что прим-балерин ассолют не четыре, а десять. Две из Царской России, две из СССР, две из Соединенного Королевства и по одной из Кубы, Швеции, ЮАР и Италии. Это те балерины, у которых “ассолюта” — действительно титул, полученный от кого-то и при каких-то обстоятельствах. В то же время нельзя отождествлять на сто процентов титул ассолюты и абсолютное признание: Анна Павлова, например, несмотря на то, что сегодня ее нередко называют самой известной в истории балета, официально титула так и не получила. Но де-факто она была самой что ни на есть ассолютой (то есть, “яркая балерина, чей авторитет непоколебим в каком-то регионе и достаточно продолжительное время”). И балерин, в отношении которых можно применить такую формулировку, есть и было больше, чем десять.

Пьерина Леньяни в балете Золушка 1893

Пьерина Леньяни (1863—1923) — выдающаяся итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Леньяни стала самой первой исполнительницей фуэте — одного из классических балетных па, выраженного во вращении исполнителя вокруг своей оси. В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.

Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1909

Матильда Кшесинская (1872—1971). Творчество Кшесинской началось в балетах Мариуса Петипы. Мягкую пластику русской школы Матильда решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей. К тому же балерина славилась не только своим мастерством, но и умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Косвенным образом она послужила причиной отставки с поста директора Императорских театров князя Сергея Волконского.

Алисия Маркова в балете "Жизель" 1944 фото Гьена Мили

Алисия Маркова (Лилиан Элис Маркс) (1910—2004) — британская балерина, участница Русского балета Дягилева. Она родилась в состоятельной семье и в возрасте восьми лет начала заниматься балетом. Была замечена выдающимся русским импресарио Сергеем Дягилевым, который пригласил ее в свой знаменитый Русский балет. Маркс присоединилась к труппе в возрасте 14 лет и гастролировала в ее составе по всей Европе. Дягилев переиначил ее имя на русский манер.

Галина Уланова

Галина Уланова (1910—98) — одна из величайших балерин за всю историю мирового балета. В 1928—44 годах артистка Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде, с 1944 по 1960-й — Большого театра в Москве. Пик карьеры и славы Улановой пришелся на 1940-е—50-е годы. Знамениты ее роли в “Жизели”, “Золушке”, “Ромео и Джульетте”, “Красном маке”. Она стала единственной балериной, которой при жизни были установлены памятники — в Санкт-Петербурге и Стокгольме. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов “Уланова”.

Алисия Алонсо 1954

Алисия Алонсо (род. в 1920) — кубинская балерина, хореограф и педагог, создательница Национального балета Кубы. Начала учиться балетному искусству с девяти лет, ее преподавателем стала бывшая артистка Большого театра, участница труппы Дягилева София Федорова. В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. В 1939—40 годах активно участвовала в создании Американского балетного театра. С 1943-го стала его ведущей артисткой. 2 ноября 1943 года заменила Алисию Маркову в роли “Жизели” — с триумфа в этой роли началась ее мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчином, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. В 1955—59 годах, покинув Кубу диктаторского режима Батисты, танцевала в Русском балете Монте-Карло. В 1959-м, после победы Кубинской революции, вернулась на родину.

 

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая (род. в 1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая стала примой балета Большого театра. В советской киноверсии “Анны Карениной” она сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.

 

Марго Фонтейн

Марго Фонтейн (1919—91) — английская балерина. Марго Фонтейн начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу и продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской. В 15 лет она поступила в Королевскую школу балета в Лондоне. На сцене Фонтейн дебютировала в 1934 году и сразу понравилась публике и критикам удивительной пластичностью танца. После того как из труппы ушла Алисия Маркова, Марго заняла ее место и стала прима-балериной. В 1939 году начала сотрудничать с хореографом Фредериком Эштоном, он сочинил для нее такие постановки, как “Дафнис и Хлоя”, “Сильвия” и “Ундина”. Марго много гастролировала по всему миру, ушла со сцены в конце семидесятых. В 1961 году, в возрасте 42 лет Марго Фонтейн встретилась с 23-летним Рудольфом Нуреевым. Рудольф и Марго танцевали вместе более пятнадцати лет, несмотря на большую разницу в возрасте эта знаменитая пара считается одной из самых примечательных в истории классического танца XX века.

Аннели Алханко

Аннели Алханко (род. в 1953) — шведская балерина и актриса. В 1971 году она окончила Шведскую школу оперы и балета и сразу же вошла в состав Королевского балета. Через два года стала его солисткой. Кроме этого, Аннели Алханко танцевала в Большом театре. В январе 2010 года она открыла свою танцевальную школу Base 23 в Стокгольме.

 

Филлис Спира

Филлис Спира (1943—2008) — южноафриканская балерина. Критики постоянно сравнивали ее с Алисией Марковой. “A baby Markova” — так окрестила ее Ниннет де Валуа, когда Филлис училась в школе Королевского балета. Титул примы-балерины ассолюты она получила в 1984 году от президента ЮАР.

 

Алессандра Ферри

Алессандра Ферри (род. в 1963) — итальянская балерина и актриса. Училась в балетной студии театра “Ла Скала”, школе Королевского балета в Лондоне. В 1980-м стала членом Королевского балета. Известность пришла к ней в 1983 году, когда 19-летнюю танцовщицу сэр Кеннет МакМиллан назначил на главные партии в своих балетах “Ромео и Джульетта”, “Манон”, “Майерлинг”. В 1992 году Ролан Пети пригласил ее для исполнения Кармен в Парижской опере. С этого года Ферри также является прима-балериной ассолюта театра “Ла Скала”, при этом работает и в Буэнос-Айресе, Римской опере, Театре Сан Карло в Неаполе. В сезоне 2007 года балерина простилась со сценой “Ла Скала” и дала свой прощальный спектакль “Ромео и Джульетта” в постановке Кеннета МакМиллана на сцене нью-йоркской “Метрополитен-опера”.


Автор: Алесь Кирикович


Просмотров 2673




Фоторепортажи













 

 
Новости

Видеоконкурс современного танца #ЭТОТВОЯСРЕДА
 

В рамках фестиваля "Проба №3" Александр Могилев проводит конкурс танцевальных видеоработ #этотвоясреда. Принять участие может каждый! Для этого нужно: изучить условия проведения конкурса, записать видео танца, выложить видео на YouTube.

Успей прислать свою работу

С любовью к Петипа
 

С именем Петипа связана целая эпоха русского балета. Каждое его творение было наполнено глубоким смыслом. Легендарный хореограф поставил на российской сцене более 70-ти спектаклей, 46 из которых являются оригинальными.

23 ноября

DANCE STAR FESTIVAL - 15
 

17 ноября 2018 в ТЦ «Горбушкин двор» состоится танцевальный фестиваль DANCE STAR FESTIVAL-15. Свыше 300 танцоров примут участие в фестивале в Москве.

Соревнования пройдут в четырех номинациях

DANCE ACTION - фестиваль для всех
 

В сезон 2018 года Алексей Поротиков совместно с компаниями I LOVE FITNESS и FITNESSHOLDING предлагает танцевальным коллективам различных формаций принять участие в новом фестивале DANCE ACTION, который проводится при поддержке FITNESS HOLDING.  

Москва, 25 ноября

"30 лет "Служанкам"
 

Недавно в театре Романа Виктюка  был большой праздник. Любимец публики,фееричный спектакль "Служанки" отметил свой 30-летний юбилей! Тот, кто был в этот день в зале счастливчик в космической степени. Этот спектакль - пир для глаз.

Пир для глаз

Шаг к мечте - фестиваль нового поколения
 

Оргкомитет федеральной платформы поиска молодых дарований и реализации творческих проектов в сфере культуры и искусства имеет многолетний опыт проведения форумов всероссийского масштаба и конкурсов международного уровня.  

18 ноября 2018

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: ТАНЦЕТВОРЕНИЕ…
 

Есть ли вид искусства, более зрелищный и более трудоемкий, чем танец? Вряд ли… Постановка танца – удивительный по своей многогранности процесс. Ради нескольких минут на сцене можно трудиться недели, месяцы, годы.

Семинар для хореографов

Театр "Русская песня": звезды с детьми посетили премьеру "Каштанки"
 

Ольга Кабо с 6-летним сыном Виктором, Елена Борщева с 3-летней дочкой Умой, Александра Шерлинг с дочкой и семья Владимира Левкина прониклись историей о настоящей дружбе, любви и преданности. На сцене театра "Русская песня" состоялась громкая премьера спектакля "Каштанка".

Громкая премьера

"Нижегородская ярмарка" состоится с 29 ноября
 

"Нижегородская ярмарка" ориентирована на духовное, нравственное сохранение и пропаганду отечественной и мировой культуры, сохранение и развитие национального искусства России, объединение современных направлений и народного творчества, выявление и поддержка ярких молодых талантов.

 
 
 
Публикации

Танец в жизни ребенка, как определиться с выбором
 

Об этом в интервью рассказала Наталья Левицкая-Филиппова, руководитель народного детского танцевального ансамбля "Калинка" им. А.Н. Филиппова.

Безусловно, любовь к танцам – это заслуга моих родителей

Танго, которое перевернуло мир
 

Новая постановка балета имени Игоря Моисеева — это риск. Но она того стоила. 5 декабря Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца (ГААНТ) имени Игоря Моисеева исполняется 75 лет. Все для фронта, все для победы: в 1943 году стране было не до танцев, но советское правительство все же открыло школу, чтобы воспитывать танцовщиков специально для уникального моисеевского коллектива. История и победы, гордость и разочарование — в интервью художественного руководителя-директора ГЛААНТ Елены Щербаковой.

Балет Моисеева — первый в мире

Балет и оригами в унисон
 

Два вида искусства сплетены в один фотопроект под названием PLI.?. Эта коллаборация двух художниц из Монреаля: Паулина Локтин делала балетные пачки в стиле оригами, а Мелика Дез – фотографии.

Уникальность этой коллаборации состоит в том

Хореограф Елена Фокина — о съемках в "Суспирии" Луки Гуаданьино
 

Хореограф Елена Фокина рассказала о своем участии в фильме Луки Гуаданьино, танце, превратившемся сегодня в развлечение, физическом театре и необходимости не терять чувства детского удивления перед миром.

В фильме снялась хореограф и режиссер

Сергей Полунин: "Я хочу сломать балетную образовательную систему, построенную на насилии и принуждении"
 

Сегодня Полунину больше по душе роль странствующего преподавателя, продюсера и актера — 8 декабря он возвращается на большой экран в новогодней сказке "Щелкунчик и четыре королевства"...

Не забывайте, что я пока только пробую себя в мире кино

Правила жизни Артура Далалояна
 

"Моей девушке сложно, но и не говорили, что будет легко". Искреннее интервью топ-гимнаста из России.

Лично я во время соревнований предпочитаю не смотреть ни на свои оценки

О ДЕТСКИХ КОНКУРСАХ...
 

В каких только составах жюри мне не довелось побывать за свою жизнь, начиная от конкурсов журналистов, литераторов, стриптиза, театралов, кинематографистов, заканчивая тендерными комиссиями и конкурсами по закупкам. 

Неприятные размышления

Танец от сердца к сердцу: интервью с хореографом Анной Абалихиной
 

Анна Абалихина — один из самых ярких и востребованных отечественных хореографов, лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Лучший танцевальный спектакль" за постановку "Экспонат / Пробуждение". Она участвует в междисциплинарных проектах, объединяющих танец, медиатехнологии и современное искусство, активно сотрудничает с драматическими и оперными театрами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео