На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3002; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
05/12Искусство танца и поэзия

В феврале 2014 в Бурятском государственном театре оперы и балета состоялась премьера балета «Намжил» – по мотивам поэзии Намжила Нимбуева (1948-1971). Хореограф-постановщик – Петр Базарон, аспирант Санкт-Петербургской академии русского балета им. А.Я. Вагановой, автор балетов «Пенелопа» (2012), «Четыре сезона» (2013). Балетная труппа – 11 молодых артистов театра, в постановке приняли участие и юные учащиеся хореографического колледжа им. Л.П. Сахьяновой. Сочетание современного танца, классического балета, пантомимы и чтения стихов – новый для Бурятии опыт. Современный, говорящий на языке молодого поколения, спектакль отражает поиск новых путей развития, творческий «драйв»  этого поколения и его готовность к экспериментам…

В ноябре современную хореографическую постановку по мотивам стихотворений народного бурятского поэта Намжила Нимбуева снова показали на сцене театра оперы и балета. Главную партию исполнил новый артист – Баясхалан Даржае.

Пока зал наполнялся зрителями, по сцене расхаживал парнишка, то ли равнодушно, то ли беззаботно оглядывая плывущую людскую массу. Наконец он уселся на письменный стол, и так и сидел, словно на заборе, беспечно болтая ногами, пока в зале не погас свет.


«Служенье муз чего-то там не терпит, Зато само обычно так торопит, Что по рукам бежит священный трепет, И несомненна близость божества…», – в этом признании И. Бродского звучит, думается, голос всех поэтов, одного Поэта, перерождающегося в веках, во всех странах, на всех языках. Явление этого божества (муза? провидение? судьба?) – первая сцена балета (Ксения Федорова). Это благословление не похоже на «дары в колыбель». Это явление – властный императив, почти приказ. Это взывание не к жизни, но к боли. И вот мы видим, как вырывается из груди человека сердце, слышим разлетающиеся по земле осколки – разве не разобьется сердце простого смертного от прикосновения Божества? И вот собирает осколки (а вместе с ними – еще сколько всего), и вот – возвращает это новое, обретенное сердце в грудную клетку, откуда и суждено прозвучать голосу Поэта. А он всегда где-то среди нас – болтающий ногами парнишка с озорным взглядом…

«И миру станет ясно, почему / так мало прожил он, /  и почему / прожгла насквозь стихи его простые / незримая пронзительная боль», - звучат строки из стихотворения Н. Нимбуева в исполнении Доржи Найданова. Гаснет свет, видение исчезает во мраке. Как нарастающий ветер, тревожно пробегают фортепианные арпеджио. В смутном свете угадывается людское коловращенье- кажущее беспорядочным движение судеб. Поражает сочетание: движение в одном потоке - и очевидная изолированность каждой фигуры, ее абсолютная отдельность от целого. И вот метафора нашей жизни…

- Намжи-и-ил! – раздаются мальчишеские голоса. Перед нами комната, на стене черно-белые фотографии в рамках. Мальчик выбегает на улицу – присоединиться к зовущим его товарищам. Так значит тот, в чье сердце была вложена Поэзия, – этот ребенок?..

Возвращается он тем юношей, каким мы видели его в первой сцене. Вглядывается в помутневшие снимки – и видит в них великую загадку Времени: «Дети, - сказал фотограф, - /Смотрите сюда не мигая, /из этой дырочки круглой / вылетит птичка сейчас….Годы прошли и войны, /фотограф-обманщик умер, /а дети глядят со стенки: /где же все-таки птичка?», - звучат стихи.

Итак, поэт. Но что это значит? Движения ВладимираТапхарова, исполняющего роль Намжила, обескураживающе непредсказуемы. Вот длится жест вытянутой руки, до кончиков пальцев провожаемый энергией движения. И вдруг – обрыв, словно перечеркнутая фраза в тетради. Вот – вытяжка всего тела, диагональ, поворот, оседание. И едва мы начинаем верить в силу притяжения, как снова медленное, космическое взмывание, снова не доходящее до завершения – опять перечеркивание.

Танцевальный дуэт Натальи Алексеевой и Дениса Башинова  – тонкое, трепетное переживание первой любви. Невесомое тело, теряющее оконтуренность, некая одна, условно-определенная единица движения, уравнение, где танцующие – только переменные, никак не влияющие на уже поставленный знак равенства. Кто это? Два лирических героя поэмы? Но вот сам Намжил (В. Тапхаров) перенимает танец, и это он – участник дуэта. В следующий миг – отстранение, Намжил – сторонний наблюдатель. Вот он стоит, вытянутые руки упираются в стол, невидящий взгляд погружен в себя.

Письменный стол – центральный объект декорации, универсальная точка отсчета. И опоры – для монологического танца В. Тапхарова, как бы воплощающего мыслительный процесс творческого сознания.

Тема времени перемежается с темой смерти. Трио «Вдовец» (Анна Петушинова, Владимир Тапхаров, Байсхалан Даржаев), по мотивам стихотворения «О, ужас! ушла. И до одури просто…», – пожалуй, наиболее глубокое пластическое размышление. Здесь легкость динамики сочетается с медитативнотью неподвижности, а сила инерции оказывается побежденной силой сопротивления самого воздуха. Здесь двое танцующих – пространство памяти, а сопротивляющийся им воздух – пустота настоящего момента. Этот танец – переработанная и сокращенная версия дуэта, с которым А. Петушинова и В. Тапхаров выступили в Москве на Всероссийском фестивале молодых хореографов (ноябрь, 2013 г.).


Дуэт «Старость» (Маргарита Чагдурова, Рустам Рахимзянов), по мотивам стихотворения «Наверное, скоро умрет моя бабка…» – совсем иной по духу. Словно разговор о смерти из уст веселого буддийского монаха, это игра, это неприятие всерьез того, что несоизмеримо больше отдельно взятого человека…

Так из темы смерти вновь прорастает тема беспрерывности жизни – танец «Рождение жеребенка» (Айнана Грей Вольф-Гуруева, Дарья Шадонова).

Точность и столь ясно «считываемые» смыслы языка танца ставят перед вопросом: как совершается переход от текста к движению? как происходит этот перевод – с языка текста на язык тела? – вопрос, который я задаю через день после премьеры Петру Базарону.

- О-о-о (смеется), – Это долгий разговор! Это происходит само, но в то же время это очень непросто. Закрыть дверь, заткнуть уши, закрыть глаза, мысленно читать и читать этот текст. И вот ощущение какого-то жеста, или общее ощущение «это будет о том-то».  Чтобы, например, придумать вот это движение (показывает: ладонь, как бы стекающая по стеклу), понять его… Уже был отработан целый комплекс движений, когда мне стало ясно, что не нужно ничего, кроме этого одного жеста…

Да, постановка впечатляет прежде всего выдержанностью, чувством меры и тонким вкусом ее создателя. Который проявляется во всем – от непосредственно хореографии – до костюмов, музыки, световых позиций. Коричневато-землянистые платья (как бы намекающие на генетическую память об улусах), на мой взгляд, - находка, как и яркие современные рубашки из секонд-хэнда. Музыка молодого американского композитора Клима Лика–чередование фортепианных перебежек-переливов с вакуумным точечным жужжанием электрического напряжения.Световых позиций, как мне объяснили, 135, что немало для одноактного балета. Смена теплых тонов холодными – человеческая жизнь перед лицом вечности. Вакуум, холод и пустота, пронизанные одномерным сиянием – тоже своеобразная вариация на стихи Нимбуева («Звезды со страхом думают, что погаснут через миллион лет. А каково людям – с их краткой, как выстрел, жизнью?»).

- Артисты – очень молодые, юные люди. Как происходила работа с философской концепцией поэзии Н. Нимбуева?

- Юные, молодые…Видите ли, когда нет чего-то одного, всегда есть что-то другое. В данном случае вместо зрелости – огромная открытость. Я считаю, что это даже большая удача – работать с людьми, которыми движет идея, чистый энтузиазм. Люди, готовые репетировать до ночи, выкладываться сверхурочно (помимо основной занятости в театре) – ради идеи. Люди, способные расти и меняться. Что касается философии – я ведь не говорю, что мое понимание этих стихов абсолютно. Я прихожу, читаю стихотворение, говорю – вот, я его понимаю так-то, а что думаете вы? Радостно видеть, как постепенно человек начинает танцевать не то, что говорю я, а то, что он проживает сам. И потом – стихи Нимбуева – это такая детская простота, это вот (ударяет ложечкой по чашке) – размышление об этом звуке, это детский (космический) интерес к этому звуку.


- Нет ничего красивее человеческого тела, – продолжает П. Базарон. – Оно заключает в себе огромные возможности самовыражения. Поэтому то,  что называется «танцевальной лексикой», так сказать, атрибутика танца, не так, по-моему, важно, как философия движения, психологическое содержание. Если говорить о Западе, то там это уже давно не «новая волна», с этой точки зрения мы запаздываем лет на 20 как минимум. Наши молодые артисты, выпускники Хореографического училища, готовы по-прежнему исполнять помпезные, как раз вот «лексические», советские классические постановки. Пластика как индивидуальное размышление вызывает у них некоторое недоверие и даже страх. С другой стороны, уверенность приходит лишь с опытом, техника «наращивается» в конкретном проживании движения – снова вопрос практики.

Поэтому у молодых артистов должна быть возможность этой практики – столкновения с новым, требующим размышления и отдачи, заставляющим произрастать – из традиции в будущее, свое собственное, индивидуальное творческое и человеческое будущее. Только так вырисовывается лицо национальной культуры, и только тогда возможен разговор о «событии культурной жизни». Здесь немалую роль играют люди, готовые финансово поддерживать подобные проекты. Отдельную благодарность выражаю Галине Егоровне Зураевой, благодаря которой стала возможна, в частности, эта статья.

Надеюсь, что творческая инициатива всегда будет встречать поддержку публики, ведь, судя по всему, балет «Намжил» – начало долгого интересного пути.

Фото: Анна Огородник




Просмотров 4033




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео